РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) по теме
Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.Накопление и обогащение словаря дошкольников происходит на основе расширения знаний и представлений из окружающей жизни ребенка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx | 35.44 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 509.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
младшая группа
Месяц | Тема | Примерная программа | Компонент ДОУ | Национально – региональный компонент | Материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Диагностика | ||||
Сентябрь | Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки» | Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А.Барто. Уточнять и закреплять произношение звуков. Развивать мелкую моторику пальцев рук, речь, память. Воспитывать положительное отношение к поэзии. | Учить рассматривать игрушки, выделять части тела и называть их словом. Учить работать с внутренними трафаретами. | Яркая книжка «Игрушки» А. Барто, игрушки – зайчик, мишка, мячик. Цветные карандаши, бумага, трафареты. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Сентябрь | Рассматривание игрушек: паровоз, корова, петух. | Учить детей общаться между собой, высказываться в связи с наблюдаемым и из личных воспоминаний. Уточнять и закреплять произношение звука «у» изолированно и в звукоподражательных словах. Развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, умение сочетать речевой материал с действиями. Воспитывать интонационное чутье, темп речи. | Учить рассматривать предметы, выделять детали, соотносить с ними точные наименования. Упражнять в умении аккуратно и точно накладывать геометрически фигуры на контурные предметные изображения. | «Чудесный мешочек» с игрушками: паровоз, корова, петух. Д/игра «конструктор». | |
Сентябрь | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки потешки. | Уточнять представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка». | Развивать способность воспринимать художественные образы. Развивать умения составлять из частей целое «Сложи кубики». Активизировать зрительные функции. | Формировать эмоциональную отзывчивость, умение водить хоровод под словесное сопровождение. Учить двигаться легко, меняя характер направления движения. | Игрушки: домик, кукла, кот, петушок, корова, набор кубиков. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Октябрь | Рассматривание картины: «Таня кормит голубей» | Учить детей рассматривать картину. Отображать содержание картины в собственных движениях закреплять правильное произношение звуков «о», «у» в звукоподражательных словах. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картины. | Развивать умения соотносить действия с изображением и со словом. | Картина «Таня кормит голубей» из серии «Наша Таня» корзиночки. | |
Октябрь | Рассматривание сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Учит детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнять слова эмоционально – оценочной лексикой. Учить детей воспроизводить текст сказки совместно с воспитателем. Развивать логическое мышление, память, речь. | Учить детей способом игровых действий по образу; учить находить средство выражения образа в мимике, жестах, интонациях. | Фланелеграф, рисунки с изображением персонажей сказки. Шапочки курочки и цыпленка. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Октябрь | «Чудесный мещочек» «Кто что делает?» | Учить детей ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам. Учить подбирать глаголы, обозначающие харатерные действия животных. Развивать речь, зрительное восприятие, память, мышление. | Учить детей способам обследования предметов на осязание. Упражнять в умении обводить предметные изображения по внутреннему трафарету. | Чудесный мешочек, заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Цветные карандаши, бумага, внутренние трафареты. | |
Октябрь | Рассказывание русской народной сказки «Репка» | Учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа. Воспитывать интонационную выразительность речи. | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. | Пальчиковый театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, книжка с картинками, игрушечная мышка. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ноябрь | «Сравни кукол» «Чаепитие» | Упражнять в умении образовывать наименование предметов посуды. Познакомить со способом образования звукоподражательных глаголов. Развивать речь, мышление, внимание. Обогащать словарь, добиваться правильного и четкого произношения слов. | Учить детей соотносить предметы с разными характеристиками, выделять существенные признаки, правильно называть их. | Куклы, мышонок, зайка, мишка, чайная посуда, музыкальные инструменты: дудочка, барабан, гармошка. | |
Ноябрь | Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» | Учить детей понимать смысл стихотворения, интонационно выразительно рассказывать наизусть; упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественного произведения. | Побуждать детей выражать свои впечатления в рисунках и движениях передовая образы предметов и явлений окружающей действительности. |
| Листья деревьев, желтая краска, листы бумаги, кисти. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ноябрь | «Добавь слово» «Назови, что это и скажи какой?» | Учить выделять объект и его основной признак в двух предложениях, связанных цепной местоименной связью. Упражнять в подборе глаголов, обозначающих окончание названного действия, умение отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения. Развивать речь, мышление, внимание. | Учить детей способам обследования на осязание, последовательно выделяя основные признаки. | Сюжетные картинки, «Чудесный мешочек», игрушки – мышка, машина, карандаш. | |
Ноябрь | Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте» | Учит детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию. Активизировать лексику по теме: «Птицы зимой». | Упражнять в умении сопровождать каждую фразу стихотворения жестами рук. Учить приемам работы с глиной. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Картинка «Дети кормят птиц», картинки с изображением зимующих птиц, глина. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Декабрь | «В гости к кукле Тане» «Прятки» | Учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно – ласкательной форме. Учить детей правильно использовать падежные формы. Активизировать словарь. | Упражнять детей в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около. | Кукла, кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать. Мягкие игрушки: заяц, котик, мышка. | |
Декабрь | Рассказывание русской народной сказки Кот, петух и лиса». | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их. | Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов. Учить соотносить соответствующие сенсорные качества с реальными предметами. | Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки: домик, кот, петух, лиса. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Декабрь | «Громко – шепотом» «Гномик веселый и грустный». | Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом. Формировать у детей представления об элементарной структуре высказывания описательного типа. Развивать связанную речь, внимание, мышление, память. | Познакомить детей с противоположными состояниями: веселый – грустный, моделируя изображения лиц по образцу; включать противоположные слова в рассказ. | Гномики «грустный и веселый». д/игра «Составь портрет». | |
Декабрь | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Познакомить детей со значением и содержанием потешки – заклички. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты мороз – мороз…». Помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз», объяснить значение считалки, выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки. | Учить детей ритмично двигаться в хороводе, соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки; способствуя снятию двигательной скованности у детей с нарушением зрения. | Игрушка зайка, картинки по теме: «Зимние забавы». | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Декабрь | «Оркестр» «Сравни медвежат» | Учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам, действиям, включать их в описание. Употреблять в речи знакомые слова с противоположным значением. Упражнять в умении образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. Развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. | Учить способам зрительно – осязательного обследования игрушек (медвежат); различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине и цвету игрушки. Развивать сохранные анализаторы детей в процессе различения свойств предметов, воспринимаемых слухом. | Игрушечные музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка. Мягкие игрушки медвежат черный – большой, коричневый маленький. | |
Январь | Рассматривание картины «Катаемся на санках». | Учит детей составлять небольшой рассказ о нарисованном на картине, совместно с воспитателем используя схемы. Развивать умение включать в рассказ отмеченные признаки и действия. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. | Учить детей создавать простую постройку горки из деревянного конструктора, побуждать детей к обыгрыванию постройки. Формировать у детей реальные представления об окружающем мире. | Картина «Катаемся на санках». Схемы, деревянный конструктор, куклы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Январь | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «С новым годом!». Совместное рассказывание на тему «Новогодние праздники», «Рождество». | Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения, колядок; передавать интонацией радость, торжество. | Воспитывать отзывчивость, желание сделать игрушкам приятное, побуждать детей лепить те сладости, которые они знают, формируя представления о реальных предметах. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие. | Обогащать детские впечатления о традициях русского народа. Воспитывать чувство национальной самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры. | Иллюстрации на тему: «Новогодний праздник», елочные игрушки, искусственная елочка, маски, фольга, оберточная бумага, глина. | ||||
Январь 1 | «Утенок с козленком в гостях у ребят». 2 | Учить детей интонационно завершать предложение. Упражнять в умении описывать игрушки совместно с воспитателем и другими детьми, выстраивая цепную местоименную связь. 3 | Упражнять детей в умении выделять признаки и части игрушек. Активизировать и стимулировать зрительные функции, используя мозаику разной величины. 4 | Игрушки: утенок, козленок, 2 корзинки с различными украшениями. Магнитная мозаика. 6 | |||||
февраль | Рассказывание сказки «Заюшкина избушка». | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей. Учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании. | Учить детей анализировать основные признаки предметов, выделять характерные черты, дорисовывать детали предметов. | Игрушки: зайчик, лиса, медведь, волк, петушок. Книга с красочными иллюстрациями. Листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – кругов). | |||||
февраль | Рассматривание игрушек: автомобиль, лошадь, мышка. | Учить рассматривать предметы, выделять детали, соотносить с ними точное наименование. Учить общаться с воспитателем и между собой, высказываться в связи с наблюдаемым и из лучших воспоминаний. Уточнять и закреплять произношение звука «И» изолированно и в звукоподражательных словах. | Учить зрительно сравнивать величину предметов; находить большие и маленькие предметы. | Игрушки: автомобиль, лошадь с жеребенком, мышка с мышонком; игрушечные рули двух размеров – большие и маленькие. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
Февраль | Чтение стихотворений о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях. | Формировать у детей умение соотносить конкретный признак предмета со словесным его обозначением. Развивать зрительную реакцию, умение сравнивать предметы по сенсорным эталонам (цвет, форма) | Иллюстрации с изображением детей. д/игра «Найди пару» (варежки). | |||||
Февраль | «Куклы рисуют и гуляют» | Выработать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «Г». Обратить внимание детей на слова близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки. Упражнять в умении включать в речь уже известные понятия и слова. | Развивать простейшие графические навыки (рисование округлых форм: мяч, горошины). Развивать умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. | Картинки с недорисованными предметами, карандаши. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Март | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку. «Расти, коса, до пояса». Учить отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Упражнять у умении соотносить словесное описание животного с изображением на картинке и находить его. Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «У медведя во бору». | Куклы, расчески, шапочка для мишки, картинки животных. | |
Март | Игра – драматизация и инсценировка с игрушками. «Козлята и зайчик». | Учит детей придумывать новое окончание знакомой сказки; эмоционально передавать характер диалога действующих лиц. Развивать речевые способности каждого ребенка, активно вовлекать детей в игру – драматизацию. | Упражнять в умении использовать трафареты для изображения и раскрашивания угощений для зайчика. | Фланелеграф, атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик с барабаном, трафареты, карандаши. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Март | Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла». | Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла». Упражнять в подборе определений к заданному слову. | Упражнять в умении рисовать кистью мазки, черточки, линии разной длины; учить свободно вести кисть по бумаги. Развивать представления детей об окружающих реалиях. Активизировать и стимулировать зрительные функции. | Иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки. | |
Март | Игра – инсценировка «Оля и Айболит» Д/ игра «Скажи какой?» | Соотносить со словом игровые действия с куклой. Выделять и называть части тела и предметы одежды куклы. Уточнить и закрепить произношение звуков «О» и «А» в звукоподражаниях. Развивать речь, мышление, память, восприятие. Обогащать и активизировать словарный запас детей. | Упражнять детей в умении называть предмет и его признаки, подводить к его описанию. Упражнять в умении передавать в изображении характерные особенности предметов: их форму, цвет, с помощью трафаретов. | Кукла Оля, доктор Айболит, телефон; трафареты, бумага, цветные карандаши. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Апрель | Ознакомление с малыми фольклорными формами. | Знакомить детей со значением и содержанием потешек – закличек. Учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко – ведрышко»; помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла»; упражнять в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в загадывании и отгадывании загадок. | Способствовать снятию у детей двигательной скованности во время подвижной игры, упражнять в умении передавать образными движениями особенности игры. Учить детей передавать в лепке жаворонка форму, строение, характерные детали. | Познакомить детей с русскими народными обычаями и традициями встречи весны. Углублять интерес к культуре своего народа. Учить ценить прошлое. | Петрушка, иллюстрации – рисунки по темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», Птицы прилетели», глина. |
Апрель | Рассматривание картины «Чья лодочка?» | Учить рассматривать картину и самостоятельно высказываться об увиденном. Закреплять правильное произношение звуков в звукоподражательных словах (бибип). | Закреплять название цветов: красный, зеленый, желтый. Развивать зрительное восприятие, двигательную активность, умение отображать содержание картины в собственных движениях, соотносить действия с изображением и со словом. Учить выдыхать воздух долго, протяжно. | Картина «Чья лодочка?» из серии «Наша Таня» (автор О. Л. Соловьева) Разноцветные лодочки, тазик с теплой водой. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Апрель | Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. | Формировать у детей реальные представления об окружающем мире, умение лепить из глины пирожки по подражанию действиям воспитателя. | Книжка с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки, глина. | |
Апрель | Рассматривание игрушек: свинья, утка, лягушка. «Чего не стало?» | Учить рассматривать игрушки, выделять части тела и называть их словом. Самостоятельно высказываться об увиденном. Образовывать глаголы «хрюкает», «квакает», «крякает», «пищит». Внятно произносить звуки: «У»,»А», «И» в звукоподражательных словах. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. | Продолжать формировать умения детей называть, сравнивать и последовательно выделять основные признаки предметов. Развивать зрительное восприятие, речь, внимание, мышление, память. Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных фукций. | Игрушки: автомобиль, свинья, утка, лягушка, лошадь, мешок для игрушек. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Май | Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя». | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. | Развивать умение зрительно анализировать величину и форму предметов. Умение рисовать с помощью трафаретов медведей, дорисовывать детали. Помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования. | Игрушки 3 медведя. На каждого ребенка – по три полоски разной длины, листы бумаги, трафареты, фигурка мишки из кукольного театра | |
Май | «Что напутал Буратино?» «Разложи картинки». | Учить детей находить ошибки в описании и исправлять их. Учить выделять начало и конец действия и правильно называть его; подбирать глаголы обозначающие действия животных. Активизировать глагольную лексику. | Упражнять в умении составлять небольшой повествовательный рассказ о нарисованном на картинках. Учить детей обыгрывать в пантомиме действия персонажей картинки с последующим их оречевлением. | Игрушки: утенок, котенок, заяц, лиса, картинки с изображением последовательных действий по 2 на каждое действие. | |
Май | Диагностика |
Основные требования к уровню подготовки детей.
Воспитанник должен | Основной компонент | Компонент ДОУ | Национально – региональный компонент |
1 | 2 | 3 | 4 |
Уметь | 1. Обозначать признаки и качества предмета, называть действия (глаголы) связанные с движением, состоянием. Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки, фрукты, овощи, посуда, мебель) понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять) 2. Образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы; согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе. Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослыми. 3. Произносить звуки родного языка, четко артикулируя их в звукосочетаниях и словах. Отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи. 4. Отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым. Пользоваться словами обозначающими речевой этикет. (спасибо, пожалуйста, здравствуйте). 5. Эмоционально откликаться на прочитанное, усваивать смысл стихотворного произведения; обогащать речь запомнившимися словами и выражениями. Воспроизводить текст хорошо знакомой сказки. | 1. Различать предметы, обследовать их, анализировать основные признаки, правильно называть и описывать их. 2. Использовать простые схемы в моделировании эпизодов художественных произведений. | Применять полученные знания о русских народных обрядах, традициях и обычаях (хороводные игры, считалки, заклички, загадки, поговорки) в различных видах деятельности. |
Предварительный просмотр:
Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.
Речь слабовидящих детей имеет свои особенности, многие предметы и явления окружающего мира воспринимаются только с помощью зрения, а значительное снижение его у слабовидящих детей затрудняет овладение образными выражениями, нарушает эмоциональную окрашенность речи. Поэтому необходимо уделять особое внимание содержанию речи детей и главному ее носителю словарному запасу. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику, ритм, знакомит детей с красочностью и образностью родного языка.
Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Следовательно, применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым дети с нарушением зрения составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной.
Коррекционные занятия по развитию речи проводятся 1 раз в неделю. Всего 32 занятия в год. Занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой проводятся 2 раза в месяц. Всего 16 занятий в год.
Педагогический анализ: 2 раза в год. (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Особенностью данного курса является дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.
Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей.
- «Зрительное восприятие» где предусматривается обучение анализу предметов и функциональным действиям с ними.
- «Изодеятельность», где используются произведения живописи, элементы художественно – продуктивной деятельности (рисование, лепка) для более полного осмысливания детьми художественного произведения.
Цель курса:
развивать речевые способности у детей с нарушением зрения, умение строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.
Задачи для детей 3 – 4 лет:
- Формировать четкую артикуляцию звуков, работать над правильным произношением звуков, различая их по качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие), учить звуковому анализу слова, вычленяя звук при четком произношении слова. Воспитывать интонационное чутье, дикцию, темп речи.
- Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни. Формировать представления и употребление обобщающих понятий, развивать представления о смысловой стороне слова; раскрывать семантические отношения (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи – существительных, прилагательных, глаголов) на основе наглядности.
- Формировать умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, активизировать использование пространственных предлогов (в, на, за, под, над) подводя к употреблению падежных форм, учить разным способам словообразования: использовать игры- драматизации для обучения последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки.
- Обучать детей пересказыванию литературного текста, умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним. Учить отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки. Учить строить совместное высказывание, с использованием различных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста.
- Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия в художественном произведении, привлекать детей к повторению запомнившихся им отдельных слов, развивать способность передавать в образном слове определенное содержание. Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественного произведения.
Выявление уровня речевого развития детей
младшего дошкольного возраста.
ЗАДАНИЕ 1.
Первое задание, которое вводит в систему проверки, это пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба». Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается на занятии.
Материал: Небольшая мягкая игрушка – собачка черного цвета. Этот персонаж будет «участвовать» на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.
Проверяющий и ребенок сидят за столом.
- Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась?
(Ответ ребенка)
Ответ может быть развернутым, но проверяющий должен себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.
Раздается «ав–ав–ав», и появляется собачка.
- Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему?
Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажите ей (называется имя ребенка) сказку «Курочка Ряба».
-Ав-ав-ав. ДА, расскажи мне, (имя ребенка), пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.
Этот диалог собаки с ребенком – необходимое условие. Апробирование данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), но если его «просит» об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.
Ребенок может взять игрушку в руки и рассказывать. Если же пауза слишком затягивается, то проверяющий начинает сам: «жили – были…», предлагая интонацией незавершенности включиться в пересказ.
- Спасибо. Мне очень понравилась сказка (говорит собачка).
Это задание оценивается по трехбалльной системе. Проверяется связность речи: умение самостоятельно передать небольшое по объему художественное произведение в определенной последовательности и логике. 3 балла получает ребенок, если он самостоятельно, соблюдая логичность и последовательность, передает содержание текста. 2 балла получает тот ребенок, который договаривает фразу, начатую проверяющим, соблюдая логичность и последовательность.
Проверяющий: Жили – были…
Ребенок: дед и баба.
Проверяющий: И была у них…
Ребенок: курочка Ряба.
1 балл ставиться ребенку, если он договаривает за проверяющим отдельные слова.
Проверяющий: Жили – были дед и …
Ребенок: баба.
Проверяющий: И была у них курочка…
Ребенок: Ряба.
В конце учебного года при проведении обследования можно предложить ребенку рассказать сказку по своему выбору. Но в случае затруднения проверяющий предлагает рассказать сказку «Курочка Ряба». Можно изменить и оценку. Так, если ребенок сам выбирает текст для пересказа. Говорит, про что он будет рассказывать (например: Я расскажу про репку, теремок и т. п.), то к оценке добавляется еще 1 балл (2+1; 3+1; 1+1).
В начале учебного года, до проведения обучения, большинство детей второй младшей группы (четвертый год жизни) получает в основном за умение передать даже знакомое литературное произведение 1 балл. 3 балла дети данного возраста за выполнение этого задания получают крайне редко, это вполне закономерно (до начала обучения!). в конце учебного года картина должна измениться. Дети получают в основном 2 и 3 балла и крайне редко – 1 балл.
ЗАДАНИЕ 2.
Понимание значения слова черныш.
Выполнение данного задания является продолжением диалога между проверяющим, ребенком и собакой.
- Собачке понравилась твоя сказка. Ты знаешь, как ее зовут? Ее зовут Черныш. Как ты думаешь, почему так назвали собаку?
(Ответ ребенка.)
После ответа проверяющий обязательно дает правильное пояснение: «Ее назвали Черныш, потому что она черного цвета». Если вы не найдете собаку – игрушку черного цвета, то ее можно заменить. Но в этом случае ее будут звать Рыжик, Беляк и т. п.
В этом задании проверяется умение ребенка выделять характерный признак и по этому признаку раскрыть значение слова.
Оно оценивается по трехбалльной системе. 3балла получает ребенок за правильный ответ: Черныш, потому что она черная (черного цвета). 2 балла – если ребенок выделяет признак, но объясняет значение недостаточно точно: Черныш ,потому что она чумазая, грязная. 1 балл – если ребенок пытается объяснить: Черныш, потому что она бегает.
Для детей четвертого года жизни это довольно трудное задание. И в начале учебного года правильно его выполняют не все дети. Но после проведенного обучения дети должны более ясно видеть и связывать характерные признаки предмета, игрушки со значением слова. Правильных ответов должно быть значительно больше.
ЗАДАНИЕ 3.
Понимание и правильное употребление пространственных предлогов.
Материал: собачка, шкаф из кукольной мебели.
Это задание также плавно вытекает из предыдущего. Для ребенка – это игра с собачкой.
Понимание предлогов в, на, за, под, около проверяется, когда ребенку дается задание, а он его выполняет. Например: «Посади собачку за, под шкаф». Как правило, ребенок выполняет это задание молча, но в данном случае от него ничего другого и не требуется. Проверяющий фиксирует в схеме ответ ребенка: «+» - правильно выполнено задание, «--» - неправильно.
В схеме можно записать и предлог – замену. Например, при задании «Посади собачку в шкаф» ребенок сажает игрушку на шкаф. В графе в пишется предлог на.
Употребление предлогов проверяется, когда после выполнения задания ребенок называет этот предлог, употребляет его в речи. Ответ также фиксируется в схеме.
Во время выполнения этого задания ребенок может ходить по групповой комнате, заглядывать в разные места. Проверяющий обязательно комментирует его действия: «Нет, на шкафу нет собачки, куда она могла спрятаться? Да, ты ее нашел. Она сидит…» (Ответ ребенка).
- Черныш очень любит играть в прятки. А ты любишь?
Собака: «Давай с тобой поиграем в прятки!»
Проверяющий достает игрушечный шкаф.
-Сначала выполни мои команды: посади собачку на шкаф, под шкаф, за шкаф, в шкаф, около шкафа. Теперь отвернись. Ты будешь водить, Черныш спрячется. Когда его найдешь, скажешь, где он сидит.
Ребенок отворачивается, проверяющий прячет собачку поочередно в, за, под шкаф, сажает на, около шкафа.
- Где сидит Черныш?
После каждого ответа ребенка дается правильная грамматическая форма: «Да, Черныш сидит за, под шкафом», «Ты правильно сказал, что он сидит в шкафу».
Собака: «Мне понравилось с тобой играть в прятки. Спасибо!»
3 балла получает ребенок, если он правильно выполняет задание на понимание и употребление не менее трех предлогов.
2 балла – если ребенок правильно выполнил задание на понимание и употребление предлогов в, на.
1 балл ставиться ребенку, который выполнил задание на понимание и употребление предлогов в или на.
Апробация данного задания показала, что 3 балла дети младшего дошкольного возраста получает очень редко даже в конце учебного года. Наибольшую трудность вызывают предлоги за, под, около.
ЗАДАНИЕ 4.
Умение образовывать названия детенышей животных. Употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Материал – картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята, курица, цыпленок, цыплята, собака, щенок, щенята.
Выполнение данного задания педагог проводит за столом.
- Сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывает на стол) прибежала (показывает картинку, на которой изображена кошка)… (Ответ ребенка).
Ребенок должен назвать животное. Если он этого сделать не может, то «отвечает» собачка: «Это кошка».
- Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш?
Если ребенок не может ответить, то показывается картинка с котенком. В случае, если ребенок и после предъявления картинки не может назвать детеныша, то проверяющий называет сам или может назвать первый слог слова: «Кооо…».
- Прибежал и котенок. Ему тоже понравилось бегать по травке. На столе уже две картинки: кошка, котенок.
-Мама… (показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама – коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (козленок).
Ребенок может назвать детеныша сразу или после предъявления картинки.
- Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Кто у нее детеныш? Мама – курица, а детеныш… (цыпленок).
После показа картинка остается на столе.
- Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок.
Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка). И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка). И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка). И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка). Вот какая история случилась летом.
После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка (лисенок – лисята, утенок – утята) без предъявления картинки.
- Кто детеныш у лисы? Кто детеныш? А у утки кто детеныш, детеныши? (У лисы лисенок, а у утки – утенок).
В конце учебного года это задание усложняется. Дети должны образовывать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовывать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.
- Был солнечный день, и на лужок прибежала… (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ). Да, один детеныш котенок, а много – кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята. Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.
- Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят). и
т. п.
Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами – енок, -ята ( кошка – котенок – котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котята – котят, цыпленка – цыплят и т. д.
3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образуетназвание детеныша (детенышей) с помощью суффиксов – енок, - ята.
2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша(детенышей) после предъявления картинки.
1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.
При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:
3 балла – правильный ответ (котенка, котят);
2 балла – словотворческий ответ (котенков);
1 балл – нет ответа (или с наводящими вопросами).
Апробация этого задания показала, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовывать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Часть детей называет их только после предъявления картинки.
Наибольшую трудность представляют для детей младшего дошкольного возраста задания, когда нужно образовать названия детенышей животного от другого корня, например: собака – щенок, курица – цыпленок (сравните: кошка – котенок, лиса – лисенок и т. д.). поэтому часто мы получаем ответ: детеныш у собаки – собачонок, детеныши – собачата.
Эти задания включены в систему проверки не случайно. Мы должны показать ребенку, что существуют разные формы словообразования, чтобы уже начиная с младшей группы детского сада он знал о разных способах образования новых слов.
ЗАДАНИЕ 5.
Проверка словарного запаса и звукопроизношения.
Материал – картинки:
1) шкаф 2) красная чашка 3) желтое платье
стол блюдце синяя шапка
стул тарелка зеленый шарф
кровать кастрюля черное пальто
Проверяющий и ребенок сидят за столом.
- Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака «кивает» головой). В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).
Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.
- Назови, что здесь нарисовано!
Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: «Это… (шкаф), это…(стул)» и т.д.
- Шкаф, стол, стул, кровать… Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).
Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При названии предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.
-Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?
Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:
Шапка – чашка – желтый;
Стол – зеленый – синий;
Кровать – пальто – стол и т. д.
- послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.
В конце учебного года при проверке словарного запаса детей можно спросить: «Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?» Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.
Словарь
3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.
2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.
1 балл – если ребенок называет предмет после вопроса «Что это?» и показа картинки.
Звукопроизношение
3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах.
2 балла – если правильное произношение в двух группах.
1 балл – если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.
3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно.
2 балла – если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего.
1 балл – если повторяет звук и слово за проверяющим.
Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно выделить три уровня: высокий, хороший, удовлетворительный.
Высокий уровень – ребенок получает 24 балла;
Хороший уровень – 16 баллов;
Удовлетворительный – 8 баллов.
Методика выявления уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.
Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь.
Словарь
Выявить умения;
Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?
Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?
Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? Что можно с ним делать?
Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).
Грамматика
Выявить умения:
образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и
множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные
суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята);
согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика
уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Связная речь
определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
выявит умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды, одежды, мебели.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
Задание № 1 Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1.Как зовут куклу? Придумайте ей имя.
1) Ребенок называет имя в предложении ( Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды
(в зеленом платье, белых носочках)
2)с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…»
(Это – носочки, это – платье);
3)показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки – это…?»)
1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки,
туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).
1) Ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово – действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1)Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.
1) Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань,
пожалуйста);
2)называет два глагола в повествовательной форме (встань, сядь);
3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это… (кукла). Она… (красивая).
Ее зовут… (Марина). У нее есть… (красное платье, белый бант). С куклой
можно… (играть)».
Ребенок заканчивает все предложения;
заканчивает два предложения;
называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
Задание № 2 Мяч.
Какой мяч (дать в руки ребенка)?
Называет два признака и более (круглый, резиновый);
Называет одно слово;
Не называет качеств, говорит другое слово (играть).
Что с ним можно делать?
Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
Называет два действия (играть, бросать);
Называет одно слово (играть).
Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
- Что я сделала (бросает мяч)? (бросила).
- А ты что сделал? (Поймал).
-Теперь ты бросай. Что ты сделал? (бросил).
- А я что сделала? (Поймала).
1) ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2 – 3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
4. Составим рассказ про мяч: «Это…(мяч). Он… (круглый, синий). Мяч
можно… (катить, ловить, бросать). Я люблю… (играть с мячом)».
Ребенок заканчивает предложение, называя 2 -3 признака и действия;
Называет по одному слову повторяя сказанное взрослым;
Не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание №3 Картина «Кошка с котятами».
Воспитатель спрашивает: «Кто это? (кошка). Какая она?»
Ребенок самостоятельно отвечает. (это – кошка, у нее котята. Кошка черная);
Отвечает по вопросам педагога;
Описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
Как назвать детеныша кошки?
Называет правильно (единственное число – котенок- котик);
Вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);
Не выполнил задания.
Когда много детенышей, как сказать?
Называет множественное число (котятки, много котят);
Вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик);
Не выполнил задание.
Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие); У кошки хвост длинный, а у котенка… (короткий); Кошка бегает быстро, а котята… (медленно); Кошка – мама мяукает громко, а котята (тихо).
Ответил на все задания;
Выполнил 2-3 задания;
Ответил на одно.
Совместное рассказывание. «Это… (кошка). Она… (большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит… (своих котят; играть, лакать молоко)».
Ребенок заканчивает все предложения;
Заканчивает 2 – 3 предложения;
Называет одно слово.
Задание № 4
Как одним словом назвать куклу, мяч?
Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
Перечисляет названия (Катя, мяч);
Говорит одно слово (кукла).
Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
Составляет рассказ из личного опыта (у меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
Перечисляет игрушки;
Называет одну игрушку.
Задание№5
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;
Рассказывает по вопросам воспитателя;
Называет отдельные слова.
Задание №6
Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.
Литература.
- Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3 – 4 лет.
Москва. 1998г.
2. О.С. Ушакова Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»
Москва. Творческий центр Сфера 1998г.
3. Программа детского сада «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией
Л. И. Плаксиной Москва «ГороД» 1999г.
4. О. С. Ушакова А. Г. Струнина «Скажи по – другому»
(речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) Самара 1994г.
5. В. А. Синицын «Чтобы язык не заплетался» пособие по развитию речи
Издательство «Лада» Москва 2008г.
- О. С. Ушакова Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного
возраста». Москва. Гуманитарный издательский центр Владос 2008г.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 1 2005г.
8. Н. В. Новоторцева «Развитие речи детей» (популярное пособие для родителей и
педагогов) Ярославль «Академия развития» 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать пра...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.
Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...
Ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста
Информация будет полезна для родителей, у которых есть дети с нарушением зрения....
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...
Картотека игр и игровых упражнений по по социально - коммуникативному развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения
Картотека игр и игровых упражнений по по социально - коммуникативному развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...