РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"
консультация по теме

Курганова Екатерина Борисовна
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
"Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)"
В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть данным навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом.
Взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в пра­вую руку», «Приподними левую ногу (взрослый до­трагивается до нее рукой). Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди — впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуго­вицам).
Таким же образом ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение час­тей его тела: «Скажи, какая эта рука?»
Проведите такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т. п. 
Обучению детей различать правую и левую сторо­ны «на себе» и словесно обозначать их соответствую­щими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использо­вание в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помога­ет прочно усвоить необходимые знания и умения.
В сло­варе детей не должно быть неточных слов: «та, эта» (вмес­то «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.
Напоминаем, что при каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Например: «Дай мне правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо». Слова сопровождайте указатель­ными жестами в направлении движения. Если малыш незрячий или имеет низкое зрение, этот жест делает­ся рукой ребенка.
Чтобы закрепить навыки ориентировки на соб­ственном теле, постоянно предлагайте ребенку нахо­дить на своей одежде и правильно называть различ­ные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространствен­ные обозначения: «Этот карман правый, а этот ле­вый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сза­ди». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (ниж­нюю) пуговицу».
Начинайте учить малыша ориентироваться в бли­жайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь игрушку слева от себя».
Используемая литература:
Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-пресс, 2009, - 176 с.
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие речи слабовидящих детей осуществляется во всех видах детской деятельности  и является необходимой частью коррекционно – воспитательной работы детского сада для детей с нарушением з...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста

Информация будет полезна для родителей, у которых есть дети с нарушением зрения....

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Задачи:Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, усидчивость. Учить составлять из частей целое.Учить детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматриван...

Конспект занятия по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у бабушки Федоры. Посуда».

       Занятия по ориентировке в пространстве направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения.  Дети с нарушениями зрен...