Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ и инвалидами
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Кравченко Лилия Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком ОВЗ-инвалидом  

«В гостях у сказки»

Подготовил педагог-психолог:

Кравченко Л.Н.

2021год

Тема: В гостях у сказки

Цели:

  1. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движений. Формировать умение произвольно расслаблять мышцы тела.
  2. Активизация и обогащение словарного запаса.
  3. Развивать фантазию и творческое воображение.
  4. Развитие зрительного и слухового внимания.

Ход занятия:

  1. Приветствие

Психолог: 

- Здравствуй, Вика! (ответ ребёнка)

- Ты узнала меня? Кто с тобой разговаривает? (ответ ребёнка)

-Сегодня мы с тобой проведём наше занятие необычно. Мы будем общаться на расстоянии, через монитор компьютера.

2. Введение в тему.

- Вика, помоги мне отгадать загадку, никак не могу  с  ней справиться:

Посадил её дед в поле

Лето целое росла

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была (РЕПКА)

ИЛИ

Круглый бок, жёлтый бок.

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко

Что же это? (РЕПКА)

- Молодец! Репка – а что это такое? (овощ)

- Где она растет? (в огороде)

- Вика, нашу репку не узнать, давай соберём ее. Перед тобой лежат несколько частей, постарайся их соединить, чтоб получилась картинка репки (молодец).

Психолог.

- Сегодня мы с тобой будем сказку вспоминать, будем в сказку мы играть. Сказку «Репка» посмотри и героям помоги. Репку надо им достать. Кто за кем, где должен встать.

         Итак, давай Вика вместе будем вспоминать и рассказывать нашу сказку. Посадил дед репку (одновременно  ребёнок с бабушкой и психолог  берём деда и репку одеваем на большой палец - репку, а деда -  на указательный палец).

Психолог: долго трудился дед, копал, полевал, полол (имитирует движения), очень уставал.  Все его жалели: и Бабка, и внучка, и Жучка, и кошка, и мышка (жалеют по желанию говорят добрые фразы). Иногда помогали копать, поливать, пропалывать (имитируют движения) Выросла репка большая - пребольшая.

Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, а вытянуть не может. Позвал бабку.

Вика говорит: дедка за репку, бабка за дедку. Тянут -  потянут, вытянуть не могут.

Психолог:  позвала бабка внучку, а внучка с Жучкой играла. Она сразу прибежала.

Вика говорит: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут -потянут, вытянуть не могут. 

Психолог:  кликнула Жучка  кошку.  

Вика говорит:  кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут -потянут, вытянуть не могут. 

Психолог:  позвала кошка мышку.

Вика говорит: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут- потянут, вытащили репку!

Психолог:  все устали легли на Солнышко отдохнуть (положить всех героев на стол).

 И мы с тобой немного  тоже отдохнём.

3.Музыкальная пауза «Шуршишки» (пошуршать бумагой, поиграть на маракасах то тут, то там. Можно играть с закрытыми глазами, чтобы ребенок угадывал, где шуршит)

Две мышки, две мышки пришли к моей малышке.

Две мышки, две мышки устроили шуршишки.

Две мышки, две мышки решили поиграть.

С малышкой, с малышкой немного пошуршать.

То здесь шур-шур-шур-шур,

То там шур-шур-шур-шур,

Мелодию шур-шур,

Играют малышу.

4.Игра «Кто, где стоит?»

Психолог:  - Вика, а давай мы с тобой поиграем в игру «Кто, где стоит?».

-Разложи всех героев из сказки «Репка» перед собой на столе  по порядку (сначала сама репка, потом дедка, бабка и т.д.).

 А теперь внимательно посмотри на них и скажи мне:

- Кто стоит между жучкой и мышкой? (Правильно, молодец!)

-Дедом и внучкой?

- За кошкой?

- Перед Жучкой?

- Перед бабкой?

- Сколько всего героев? (6) (Молодец!)

5. Пальчиковая гимнастика.

Психолог: все герои сказки собрались и хотят с тобой, Вика,   немного отдохнуть и  размять пальчики (2 раза проговариваем и делаем).

СЛОВА

ДВИЖЕНИЯ

Улитка, улитка

Кулачок в кулачке-  поменять руки

Покажи

Руки от себя, ладошки вверх

 Рога

Поднять «рожки» к голове

Дам

Руки от себя

 Кусок пирога

Закрыть ладошки

Пышки

Шарик из ладошки

Ватрушки

Прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки

Сдобной лепёшки

Прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки

Высуни

Руки от себя, ладошки вверх

Рожки

Поднять «рожки» к голове

Пальчиковая гимнастика для старшей группы детского сада, картотека игр по  ФГОС с целями

6.Упражнение «Выкладываем домик из пуговиц»

Психолог:

-  А сейчас мы попробуем с тобой для наших героев выложить  домик  из обычных пуговиц, чтобы они могли там жить и дружить. Хорошо? Если у тебя останутся лишние пуговицы, ты можешь пофантазировать и придумать ещё что-нибудь.

                                  Игры с пуговицами  Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообр...

- Молодцы вы с бабушкой, постарались на славу. Теперь всем будет хорошо.

-На этом наше занятие заканчивается.

7.  Рефлексия

-Вика, тебе понравилось сегодня так заниматься?

 -А что тебе понравилось?

-Что мы делали?

8. Прощание.

До свидание, Вика, до скорой встречи!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Родничок» комбинированного вида

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с  ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (4-5лет)

Тема: «Я и моя семья»

Подготовил

 педагог-психолог:

Кравченко Л.Н.

Апрель, 2021г

Ход занятия:

Цель: знакомство с семьёй, членами семьи

  1. Приветствие
  2. Рассматривание сюжетной иллюстрации «Семья». Беседа с ребёнком.

Описание: Психолог с ребёнком рассматривают иллюстрацию «Семья» и беседуют по ней. Обсуждают, кто чем занят. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сам рассказывает, что изображено на картинке.

  1. Игра «Кто чем занят?»

Описание: Психолог кидает мяч ребёнку, называет любого члена семьи и просит вспомнить чем были заняты разные члены семьи на картинке. Также можно называть чем заняты определённый член семьи, а задача ребёнка будет сказать, кто этим занят или показать на картинке (в случае если ребёнок не разговаривает).

  1. Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»

Папа, мама, брат и я 

Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

Наша дружная семья 

Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем 

Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

  1. Игра «Чей предмет?»

Описание: На столе разложены карточки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын. В стопке лежат карточки с изображением предметов, которые используют перечисленные члены семьи: кукла, машинка, инструменты, дамская сумка, клубок ниток, газета. Задача ребёнка брать по одной карточке и находить кому этот предмет принадлежит.

  1. Игра «Он, она, они!»

Описание: Ребёнок кидает 2 кубика «Моя семья» одновременно. Если выпали 2 члена семьи мужского пола, то ребёнок говорит: «Он», если выпали 2 члена семьи женского пола, то ребёнок говорит: «Она», если выпали и женского и мужского пола, то ребёнок говорит: «Они». Если ребёнок не разговаривает, то можно использовать движения.

  1. Рефлексия



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад «Родничок» комбинированного вида

Коррекционно-развивающее занятие

 с детьми с ТНР  3-4лет

«Моя дружная семейка»

Подготовил

педагог-психолог

 Кравченко Л.Н.

декабрь 2021г 

 «Моя дружная семейка»    

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей, координацию движений; формирование у детей представления о своей семье.

Задачи: 

  • формировать произвольные координированные движения пальцев рук;
  • развивать познавательно - психические процессы: внимание, мышление, память; развивать речь детей; учить называть членов своей семьи;
  •  воспитывать и развивать художественный вкус, усидчивость, целенаправленность.

Материал: крышечки с изображением членов семьи (дедушка, бабушка, папочка, мамочка и ребёнок, тазик, фасоль, пальчиковый театр "Семья".

Ход игры - занятия:

1. Сюрпризный момент - игра "Сухой бассейн".

Психолог просит детей собраться около неё и обращает внимание детей на стол:

- Дети, посмотрите, что стоит на столе? (ответы детей)

 Психолог:

  • Правильно, на столе стоит чашка наполненная фасолью, а в ней что-то спряталось.
  • Давайте проверим, что там находится (психолог показывает детям, как это сделать).

Дети, по очереди опускают руки в миску с фасолью и ищут крышечки с изображением членов семьи, проговаривая кого из членов семьи, они нашли.

В процессе игры психолог задаёт детям следующие вопросы:

  • Скажите пожалуйста, что лежит в чашке?
  • Как вы искали крышечки?
  • Кого вы нашли?

Если дети затрудняются ответить, то психолог  приходит каждому ребёнку на помощь.

Психолог:

  • Дети вот мы и поиграли с вами в игру "Сухой бассейн", а заодно сделали массаж рук и пальчиков. Теперь наши пальчики готовы поиграть с нами.

2. Основная часть - пальчиковая игра "Моя дружная семья".

Психолог незаметно для детей надевает на свои пальцы пальчиковый театр "Моя семья" и говорит:

Ребята, давайте поиграем в игру "Моя дружная семья", не зря же мы с вами сейчас нашли в бассейне с фасолью членов семьи. (Психолог  показывает поочерёдно свои пальцы начиная с большого и читает стих).

Игра "Давайте познакомимся!"

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

А этот пальчик - я

Вот и вся моя семья.

- А теперь дети покажите мне свои руки и вместе со мной давайте покажем, что у каждого из вас есть своя дружная семья.

Дети повторяют с психологом стих и загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком (Это - я). А на последние слова (Вот и вся моя семья) разжимают и сжимают ладони в кулак.

После группового повторения, воспитатель ведёт индивидуальную работу (3-4 ребёнка). Если кто -то из детей не может выполнить упражнение, воспитатель помогает ребёнку, показывает упражнение придерживая своими руками.

3. Физкультминутка: «Кто живёт у нас в квартире?»

Психолог:

  • Ребята, вы молодцы, хорошо справились с  игрой

"Моя дружная семья", а сейчас я вам предлагаю размяться и попрыгать.

Приглашаю присоединиться ко мне. Я буду читать стихотворение и

показывать движения, а вы будете повторять за мной.

  • Согласны? (ответы детей). Тогда начинаем:

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево).

(повторить 2-3 раза)

4. Итог игры – занятия (рефлексия)

Психолог:

  • Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

- В какие игры играли? (ответы детей).

- Кому понравилось играть в игру "Сухой бассейн"? (ответы детей).

- Кому понравилось играть в пальчиковую игру "Моя дружная семья"? (ответы детей).

- А кто с удовольствием попрыгал и подвигался? (ответы детей).

- Дети хочу сказать вам спасибо за то, что хорошо сегодня позанимались.

Вы сегодня большие молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»

Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида....

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...