Коррекционно-развивающие занятия с детьми ОВЗ и инвалидами
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Коррекционная педагогика для детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Родничок» комбинированного вида
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком ОВЗ-инвалидом
«В гостях у сказки»
Подготовил педагог-психолог:
Кравченко Л.Н.
2021год
Тема: В гостях у сказки
Цели:
- Развитие мелкой моторики пальцев и координации движений. Формировать умение произвольно расслаблять мышцы тела.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Развитие зрительного и слухового внимания.
Ход занятия:
- Приветствие
Психолог:
- Здравствуй, Вика! (ответ ребёнка)
- Ты узнала меня? Кто с тобой разговаривает? (ответ ребёнка)
-Сегодня мы с тобой проведём наше занятие необычно. Мы будем общаться на расстоянии, через монитор компьютера.
2. Введение в тему.
- Вика, помоги мне отгадать загадку, никак не могу с ней справиться:
Посадил её дед в поле
Лето целое росла
Всей семьёй её тянули
Очень крупная была (РЕПКА)
ИЛИ
Круглый бок, жёлтый бок.
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко
Что же это? (РЕПКА)
- Молодец! Репка – а что это такое? (овощ)
- Где она растет? (в огороде)
- Вика, нашу репку не узнать, давай соберём ее. Перед тобой лежат несколько частей, постарайся их соединить, чтоб получилась картинка репки (молодец).
Психолог.
- Сегодня мы с тобой будем сказку вспоминать, будем в сказку мы играть. Сказку «Репка» посмотри и героям помоги. Репку надо им достать. Кто за кем, где должен встать.
Итак, давай Вика вместе будем вспоминать и рассказывать нашу сказку. Посадил дед репку (одновременно ребёнок с бабушкой и психолог берём деда и репку одеваем на большой палец - репку, а деда - на указательный палец).
Психолог: долго трудился дед, копал, полевал, полол (имитирует движения), очень уставал. Все его жалели: и Бабка, и внучка, и Жучка, и кошка, и мышка (жалеют по желанию говорят добрые фразы). Иногда помогали копать, поливать, пропалывать (имитируют движения) Выросла репка большая - пребольшая.
Стал дед репку тянуть. Тянет - потянет, а вытянуть не может. Позвал бабку.
Вика говорит: дедка за репку, бабка за дедку. Тянут - потянут, вытянуть не могут.
Психолог: позвала бабка внучку, а внучка с Жучкой играла. Она сразу прибежала.
Вика говорит: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут -потянут, вытянуть не могут.
Психолог: кликнула Жучка кошку.
Вика говорит: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут -потянут, вытянуть не могут.
Психолог: позвала кошка мышку.
Вика говорит: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут- потянут, вытащили репку!
Психолог: все устали легли на Солнышко отдохнуть (положить всех героев на стол).
И мы с тобой немного тоже отдохнём.
3.Музыкальная пауза «Шуршишки» (пошуршать бумагой, поиграть на маракасах то тут, то там. Можно играть с закрытыми глазами, чтобы ребенок угадывал, где шуршит)
Две мышки, две мышки пришли к моей малышке.
Две мышки, две мышки устроили шуршишки.
Две мышки, две мышки решили поиграть.
С малышкой, с малышкой немного пошуршать.
То здесь шур-шур-шур-шур,
То там шур-шур-шур-шур,
Мелодию шур-шур,
Играют малышу.
4.Игра «Кто, где стоит?»
Психолог: - Вика, а давай мы с тобой поиграем в игру «Кто, где стоит?».
-Разложи всех героев из сказки «Репка» перед собой на столе по порядку (сначала сама репка, потом дедка, бабка и т.д.).
А теперь внимательно посмотри на них и скажи мне:
- Кто стоит между жучкой и мышкой? (Правильно, молодец!)
-Дедом и внучкой?
- За кошкой?
- Перед Жучкой?
- Перед бабкой?
- Сколько всего героев? (6) (Молодец!)
5. Пальчиковая гимнастика.
Психолог: все герои сказки собрались и хотят с тобой, Вика, немного отдохнуть и размять пальчики (2 раза проговариваем и делаем).
СЛОВА | ДВИЖЕНИЯ |
Улитка, улитка | Кулачок в кулачке- поменять руки |
Покажи | Руки от себя, ладошки вверх |
Рога | Поднять «рожки» к голове |
Дам | Руки от себя |
Кусок пирога | Закрыть ладошки |
Пышки | Шарик из ладошки |
Ватрушки | Прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки |
Сдобной лепёшки | Прихлопываем левую ладошку сверху правой, затем меняем руки |
Высуни | Руки от себя, ладошки вверх |
Рожки | Поднять «рожки» к голове |
6.Упражнение «Выкладываем домик из пуговиц»
Психолог:
- А сейчас мы попробуем с тобой для наших героев выложить домик из обычных пуговиц, чтобы они могли там жить и дружить. Хорошо? Если у тебя останутся лишние пуговицы, ты можешь пофантазировать и придумать ещё что-нибудь.
- Молодцы вы с бабушкой, постарались на славу. Теперь всем будет хорошо.
-На этом наше занятие заканчивается.
7. Рефлексия
-Вика, тебе понравилось сегодня так заниматься?
-А что тебе понравилось?
-Что мы делали?
8. Прощание.
До свидание, Вика, до скорой встречи!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (4-5лет)
Тема: «Я и моя семья»
Подготовил
педагог-психолог:
Кравченко Л.Н.
Апрель, 2021г
Ход занятия:
Цель: знакомство с семьёй, членами семьи
- Приветствие
- Рассматривание сюжетной иллюстрации «Семья». Беседа с ребёнком.
Описание: Психолог с ребёнком рассматривают иллюстрацию «Семья» и беседуют по ней. Обсуждают, кто чем занят. Если ребёнок не разговаривает, то психолог сам рассказывает, что изображено на картинке.
- Игра «Кто чем занят?»
Описание: Психолог кидает мяч ребёнку, называет любого члена семьи и просит вспомнить чем были заняты разные члены семьи на картинке. Также можно называть чем заняты определённый член семьи, а задача ребёнка будет сказать, кто этим занят или показать на картинке (в случае если ребёнок не разговаривает).
- Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»
Папа, мама, брат и я | Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца |
Наша дружная семья | Энергично сжать руку в кулак несколько раз |
Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем | Энергично сжать руку в кулак несколько раз. |
- Игра «Чей предмет?»
Описание: На столе разложены карточки с изображением членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын. В стопке лежат карточки с изображением предметов, которые используют перечисленные члены семьи: кукла, машинка, инструменты, дамская сумка, клубок ниток, газета. Задача ребёнка брать по одной карточке и находить кому этот предмет принадлежит.
- Игра «Он, она, они!»
Описание: Ребёнок кидает 2 кубика «Моя семья» одновременно. Если выпали 2 члена семьи мужского пола, то ребёнок говорит: «Он», если выпали 2 члена семьи женского пола, то ребёнок говорит: «Она», если выпали и женского и мужского пола, то ребёнок говорит: «Они». Если ребёнок не разговаривает, то можно использовать движения.
- Рефлексия
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Коррекционно-развивающее занятие
с детьми с ТНР 3-4лет
«Моя дружная семейка»
Подготовил
педагог-психолог
Кравченко Л.Н.
декабрь 2021г
«Моя дружная семейка»
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей, координацию движений; формирование у детей представления о своей семье.
Задачи:
- формировать произвольные координированные движения пальцев рук;
- развивать познавательно - психические процессы: внимание, мышление, память; развивать речь детей; учить называть членов своей семьи;
- воспитывать и развивать художественный вкус, усидчивость, целенаправленность.
Материал: крышечки с изображением членов семьи (дедушка, бабушка, папочка, мамочка и ребёнок, тазик, фасоль, пальчиковый театр "Семья".
Ход игры - занятия:
1. Сюрпризный момент - игра "Сухой бассейн".
Психолог просит детей собраться около неё и обращает внимание детей на стол:
- Дети, посмотрите, что стоит на столе? (ответы детей)
Психолог:
- Правильно, на столе стоит чашка наполненная фасолью, а в ней что-то спряталось.
- Давайте проверим, что там находится (психолог показывает детям, как это сделать).
Дети, по очереди опускают руки в миску с фасолью и ищут крышечки с изображением членов семьи, проговаривая кого из членов семьи, они нашли.
В процессе игры психолог задаёт детям следующие вопросы:
- Скажите пожалуйста, что лежит в чашке?
- Как вы искали крышечки?
- Кого вы нашли?
Если дети затрудняются ответить, то психолог приходит каждому ребёнку на помощь.
Психолог:
- Дети вот мы и поиграли с вами в игру "Сухой бассейн", а заодно сделали массаж рук и пальчиков. Теперь наши пальчики готовы поиграть с нами.
2. Основная часть - пальчиковая игра "Моя дружная семья".
Психолог незаметно для детей надевает на свои пальцы пальчиковый театр "Моя семья" и говорит:
Ребята, давайте поиграем в игру "Моя дружная семья", не зря же мы с вами сейчас нашли в бассейне с фасолью членов семьи. (Психолог показывает поочерёдно свои пальцы начиная с большого и читает стих).
Игра "Давайте познакомимся!"
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
А этот пальчик - я
Вот и вся моя семья.
- А теперь дети покажите мне свои руки и вместе со мной давайте покажем, что у каждого из вас есть своя дружная семья.
Дети повторяют с психологом стих и загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком (Это - я). А на последние слова (Вот и вся моя семья) разжимают и сжимают ладони в кулак.
После группового повторения, воспитатель ведёт индивидуальную работу (3-4 ребёнка). Если кто -то из детей не может выполнить упражнение, воспитатель помогает ребёнку, показывает упражнение придерживая своими руками.
3. Физкультминутка: «Кто живёт у нас в квартире?»
Психолог:
- Ребята, вы молодцы, хорошо справились с игрой
"Моя дружная семья", а сейчас я вам предлагаю размяться и попрыгать.
Приглашаю присоединиться ко мне. Я буду читать стихотворение и
показывать движения, а вы будете повторять за мной.
- Согласны? (ответы детей). Тогда начинаем:
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево).
(повторить 2-3 раза)
4. Итог игры – занятия (рефлексия)
Психолог:
- Ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
- В какие игры играли? (ответы детей).
- Кому понравилось играть в игру "Сухой бассейн"? (ответы детей).
- Кому понравилось играть в пальчиковую игру "Моя дружная семья"? (ответы детей).
- А кто с удовольствием попрыгал и подвигался? (ответы детей).
- Дети хочу сказать вам спасибо за то, что хорошо сегодня позанимались.
Вы сегодня большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»
Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида....
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...