ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
В данной программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для подготовительного этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2014-2015.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО | Зам. директора по УВР | Директор ГКУ ДДИ № 24 |
Протокол № ____________ от | ||
_________/___________________ | _______________/Машкарина Н.А. | _______________/Комаров А.С. |
_______________________20____г. | _______________________20____г. | _____________________20____г. |
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
5 Б ГРУППА
Составлена воспитателем ГКУ ДДИ № 24
Кауркиной Людмилой Викторовной.
Государственное казенное учреждение города Москвы
Детский дом интернат для умственно отсталых детей № 24
Департамента социальной защиты населения города Москвы.
ВВЕДЕНИЕ
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
В данной программе дано основное содержание обучения, которое должно обеспечить соответствующую подготовку учащихся в рамках задач, приоритетных для подготовительного этапа обучения. Количество часов на изучение отдельных предметов и конкретных тем условно и зависит от состава учащихся, материального обеспечения процесса обучения.
В пояснительной записке кратко раскрываются методические подходы к обучению данной категории учащихся в зависимости от поставленных коррекционных задач.
Программа определяет содержание общеобразовательных предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения и представлена общеобразовательными дисциплинами:
- развитие речи и ознакомление с окружающим;
- ознакомление с художественной литературой;
- математика (ФЭМП);
- рисование;
- музыка, пение, ритмика;
- физкультура;
- самообслуживание.
- Продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, конструирование);
Специальными коррекционными курсами:
- социально-бытовая ориентировка (СБО).
Примерный учебный план
общего образования учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости
Образовательная область, учебная дисциплина | Подготовительный класс |
Развитие речи и ознакомление с окружающим Ознакомление с художественной литературой | 2 1 |
Математика (ФЭМП) | 1 |
Рисование | 2 |
Физическая культура | 2 |
Самообслуживание | 2 |
Коррекция
| 2 2 1 |
Занятия по выбору и факультативные занятия | 3 |
Максимальная нагрузка | 18 |
СЕТКА ЗАНЯТИЙ.
Понедельник | |
Утро
| Вечер
|
Вторник | |
Утро
| Вечер
|
Среда | |
Утро
| Вечер
|
Четверг | |
Утро
| Вечер
|
Пятница | |
Утро
| Вечер
|
Суббота | |
Утро
| Вечер |
Воскресенье | |
Утро
| Вечер |
Пояснительная записка.
Подготовительный класс функционирует как пропедевтико- диагностический. Он комплектуется с целью изучения возможностей учащихся, проверки соответствия психолого-педагогического заключения уровню психического развития, а также подготовленности к школьному обучению детей.
Цель занятий в подготовительном классе – повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей к школьному обучению.
Обучение в подготовительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях.
Все учебные предметы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы, именно поэтому, авторы считают деление содержательного материала по классам условным. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя, воспитателя.
Учитывая важность социальной адаптации, авторы считают необходимым использовать элементы интегрированного обучения. Содержание некоторых тем рассматривается при прохождении нескольких предметов (СБО, самообслуживание, развитие речи). Проведение предметных уроков и экскурсий требует большей затраты учебных часов, но одновременно с этим решается и большее количество педагогических задач.
С целью развития мотивации к учебной деятельности, коррекции высших психических функций, при обучении детей возможно использование компьютера практически на всех предметах.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний и хозяйственный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования личности, которая займет достойное место в обществе. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения направлена на интеграцию детей в общество.
Развитие речи и ознакомление с окружающим.
(70 часов).
Задачей предмета является формирование умения называть своё имя и имя учителя, воспитателя, по произнесенному имени показывать учеников своего класса, соотносить названия предметов с реальными предметами, находящимися в классе, в школе, дома; развитие мотивации на высказывание и повторение отдельных слов, обозначающих просьбы и действия; формирование понимания смысла коротких простых сюжетов (сказок, потешек и т.д.); проговаривание вслед за учителем чистоговорок; обучение детей высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу.
Тематика:
Игрушки (пирамидка, кубики, мяч, кукла, мишка, машина, лопатка, ведерко).
Я сам, мое тело (уметь показывать части тела у себя и товарища: руки, ноги, голова, туловище, пальцы и т.д.)
Классная комната и её значение (стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол). Правильная посадка за столом, за партой. Поддержание порядка в классе.
Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочек, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.
Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.
Огород (морковь, лук). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.
Сад (яблоко, груша). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.
Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.
Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).
Ежедневные наблюдения за погодой (идёт дождь, снег).
Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).
Зима (холодно, снег, лёд, мороз).
Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).
Практическая работа в живом уголке. Пересадка в ящик лука и наблюдение за его ростом.
Экскурсии по школе, на школьный двор, огород, в парк, сад для наблюдений сезонных изменений в природе, для ознакомления детей со школой, с окружением школы.
Сбор природных материалов.
В результате обучения ученики должны уметь: дифференцировать, основываясь на своем чувственном опыте, свойства предметов (цвет, форма, размер, вкус, запах, звуковые и тактильно-проприоцептивные характеристики); различать на слух и понимать слова, отработанные на уроках (названия предметов, явлений, их признаков и выполняемых ими действий); выполнять 1 – 2-сложное задание и действия, обозначаемые с помощью предлогов -в- и – на- ; с помощью учителя называть слова и понятия, обобщенно-групповые названия предметов, связанные с бытом детей, пользуясь разным темпом, высотой голоса и интонацией; по заданному образцу называть предметы в единственном и множественном числе; с помощью учителя составлять и произносить 2 - 3-х составные предложения и предложения с предлогами -в- и –на-; пользоваться невербальными способами общения: фиксировать взгляд на лице и на глазах собеседника, использовать адекватную ситуации мимику и жесты; пользоваться вербальными способами общения: с помощью учителя проговаривать ответ на вопрос учителя, составлять вопросы и коммуникативные предложения (просьба, разрешение, отказ, приветствие, прощание, благодарность); произносить роли, состоящие из 1 – 2-х фраз.
Ознакомление с художественной литературой
(35 часов)
Ознакомление умственно отсталых дошкольников с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с ними.
Художественная литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.
Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью ребенка-дошкольника, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи.
Рассказывание потешек, стихов, заучивание наизусть:
Р.н.п. «Петушок», «Водичка-водичка», «Как у нашего кота», «Пошел котик на Торжок», «Как на тоненький ледок», «Аты-баты! Шли солдаты!»; А. Барто «Игрушки».
Чтение сказок:
«Репка», «Теремок», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
Чтение произведений:
К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Мойдодыр»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; С. Михалков «Песенка друзей», «Фома»; Е. Благинина «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине».
Слушание произведений:
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»
Дети должны уметь и знать:
Внимательно слушать и воспроизводить короткие рассказы, стихи, народные потешки. Повторять за воспитателем слова и фразы - затем задавать вопросы и уметь отвечать на них.
Использовать литературные произведения и произведения устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
Уметь рассказать сказку с использованием наглядного материала или кукольного театра.
Бережно обращаться с книгой.
Математика (ФЭМП).
(35 часов)
Задачи предмета: развитие умения работать в коллективе, умения слушать учителя и выполнять его задания (инструкции). Обучение организуется на практической, наглядной основе.
Части тела.
Голова, туловище, руки, ноги.
На голове: волосы, глаза, нос, рот, уши.
Свойства предметов.
Форма (круглый, квадратный).
Цвет: черный , белый, синий, красный, зеленый.
Размер: большой, маленький.
Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Ориентировка на листе бумаги: вверху-внизу страницы; вначале – в конце строчки. Положение предметов в пространстве (на, в, далеко, близко).
Временные представления.
Утро, день, ночь; сегодня, вчера, завтра; медленно, быстро; молодой, старый.
Геометрические формы.
Круг, квадрат. Шар, куб.
Количество.
Один, много, ни одного.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
1. Основные части тела и показывать их на себе.
2. Основные помещения ДДИ: спальную, туалетную, игровую комнаты, класс, определять их расположение и назначение.
3. Временные представления день – ночь.
Учащиеся должны уметь:
Образовывать группы однородных предметов.
Различать «много» предметов и «один» предмет.
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер.
Узнавать шар и куб.
Ориентироваться в тетради.
Определять времена года, по их признакам.
Пользоваться речью (или жестами ее заменяющими), как средством
общения со взрослыми и сверстниками.
Сопровождать речью игровые и бытовые действия («приборматывать»).
Поделиться информацией речью или жестами («Это мое», «Коля взял»),
пожаловаться на неудобства (устал, не могу) и действия сверстника
(отнимает, забрал).
Не разговаривать во время урока.
Самообслуживание.
(70 часов.)
Задачи предмета: формирование у детей положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности.
Навыки, связанные с гигиеной тела.
Формировать умение различать и называть: части тела (голова, руки, ноги, туловище, пальцы), предметы санитарии и гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок). Действия, связанные с гигиеной тела: мыть, чистить, протирать, причесываться. Хранение предметов сангигиены.
Навыки одевания и раздевания.
Закреплять навыки одевания, раздевания и обувания под присмотром взрослого. Знать, как складывать и куда класть, или вешать снятую одежду. Обучать шнуровке и застегиванию пряжек и молнии.
Навыки приема пищи.
Уметь различать и называть предметы, нужные для приема пищи (ложка, тарелка, стакан, кружка, салфетка и т.д.). Закреплять навыки: мытье рук перед едой, правильно держать ложку, правильно ею пользоваться. Убирать за собой посуду.
Навыки культурного поведения.
Садиться за стол и выходить из-за стола по разрешению взрослого. Уметь вовремя попроситься в туалет и вымыть руки после него. Не мусорить. Не мешать окружающим криком, шумом.
Продвижение ребенка является успешным, если он:
- удерживает в руках различные гигиенические и бытовые предметы/объекты (туалетную бумагу, полотенце, мыло, чашку, ложку и пр.), манипулирует с ними в соответствии с функциональным назначением;
- реагирует на запреты;
- знает, где находится туалет;
- просится в туалет, используя доступные невербальные – вербальные средства;
- подходит к раковине после посещения туалета (моет руки совместно с взрослым);
- получает удовольствие от игр с водой;
- узнает свое отражение в зеркале;
- просит еду жестом или словом;
- пьет из чашки или стакана с помощью взрослого;
- жует и проглатывает полужидкую и густую пищу;
- самостоятельно берет руками и ест твердую пищу (печенье, сухарики, хлеб и др.);
- держит ложку, подносит ее ко рту;
- помогает одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;
- расстегивает застежку «молния».
Продуктивные виды деятельности:
аппликация, лепка, конструирование
(70 часов.)
Уроки проводятся по 2 часа в неделю. Один час отводится занятиям лепкой и аппликацией и один час – конструированию. Занятия лепкой и аппликацией удобнее чередовать по два урока. Это позволит отработать усвоенный навык и умение. Чередование дает возможность воспроизвести один и тот же предмет разными материалами в разной технике.
На уроках конструирования дети, моделируя как реально существующие, так и придуманные ими объекты, учатся находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые постройки из имеющихся элементов, деталей, предметов. В процессе работы дети учатся преобразовывать предметные отношения путем надстраивания, пристраивания, комбинирования. Очень важно, обучив ребенка какой-либо игре, отдельной операции, дать время для самостоятельного занятия с конструктором. Это позволит еще глубже изучить особенности и возможности конструкторов. В совокупности конструирование дает мощный толчок для интеллектуального развития детей-инвалидов.
В настоящее время существует огромное количество игр для конструкторской деятельности. Это и счетные палочки, и строительный материал, и разнообразные лего, мозаики, разрезные картинки, сборно–разборные игрушки, пазлы, пластмассовые и металлические конструкторы-механики, кубики, с раскрашенными в разные цвета сторонами, разнообразно разрезанные квадраты, круги и т.д.
Занятия лепкой знакомят детей с разными пластичными материалами (с песком, глиной, тестом, пластилином), с их свойствами (рассыпчатость, пластичность, вязкость, вес, цельность массы). С помощью учителя дети осваивают разные способы работы с пластичными материалами, учатся создавать разнообразные формы, видоизменять их. Для украшения вылепленных поделок дети учатся наносить оттиски твердыми предметами, пользоваться формочками, стекой, расписывать свои изделия красками. Уроки лепки предполагают различные виды лепной деятельности: лепка модульная, предметная, рельефная, сюжетная, декоративная, лепка с элементами конструирования, лепка по представлению и т.д.
На занятиях аппликацией, так же как и на уроках ручного труда, дети знакомятся с видами бумаги, картона и фольги, с их основными свойствами и осваивают способы воздействия на эти материалы. Дети учатся пользоваться ножницами, клеем, соблюдая правила техники безопасности.
Тематическое содержание разделов.
Аппликация. Сминание бумаги в ком и маленькие комочки; разрывание бумаги на кусочки и полоски; разрезание бумаги и картона ножницами по прямой линии.
Изготовление аппликации из готовых форм (листья, цветок, яблоко, елка); из рваных кусочков бумаги (метель, салют, животные); аппликации-орнамента из готовых геометрических, растительных и других фигур.
Изготовление аппликации из готовых форм с элементами рисования (матрешки).
Изготовление коллективных работ в разной технике.
Лепка. Манипуляции с глиной, тестом, пластилином, песком: сминание, сжимание, сплющивание, отрывание кусочков, прихлопывание; украшение работы отпечатками острых предметов; раскатывание из пластических масс цилиндра, шара, яйца, жгутиков; видоизменение цилиндра, шара, яйца путем сплющивания их в пластину, диск, овал.
Лепка простых изделий из цилиндров, шариков, яиц, пластин, дисков, овалов (баранки, неваляшка, пирамидка, лодочки, листочки, яйца, посуда).
Лепка жгутиков и украшение ими пластилиновых пряников.
Изготовление рельефных изделий (бабочка, матрешка).
Изготовление коллективных работ в разной технике, из разных пластических материалов.
Конструирование. Первоначальная работа с каждой игрой для конструирования предполагает знакомство с внешним видом игр и их деталями, тактильное изучение деталей, манипуляции с ними, разучивание названия игр и деталей. После всестороннего изучения игры можно переходить к обучению простейшим действиям с ними.
Сборно-разборные игрушки (матрешки, бочонки, баночки с крышками): сборка игрушек по подражанию и показу; коллективные игры с игрушками.
Счетные палочки и пуговицы: манипуляции со счетными палочками и пуговицами (брать, рассыпать, набирать нужное количество палочек); выкладывание геометрических и предметных фигур по заданному рисунку.
Строительный материал: постройки из кубиков одного и двух цветов; постройки из кубиков двух форм и двух цветов; коллективные игры с использованием других игрушек.
Лего (крупные детали): соединение и разъединение деталей, деление деталей на 4 цвета; постройка фигур из одного цвета и с чередованием цветов; коллективные игры с использованием других игрушек.
Мозаика: выкладывание дорожек одного и более цветов; равномерное чередование мозаик разных цветов; выкладывание фигур и композиций.
Геометрическая мозаика: выкладывание рядов из разных фигур; равномерное чередование фигур разного размера и цвета.
Разрезные картинки: составление предметных картинок из 2-х частей, накладывая на образец; составление предметных картинок из 2-х частей с опорой на образец.
Предполагаемый перечень знаний, умений и навыков, сформированных в результате обучения:
Ученики должны знать названия видов бумаги, картона, фольги и пластических материалов; название конструкторов и их деталей; свойства бумаги, картона, фольги и пластических масс; название выполняемых поделок, фигур и построек.
Ученики должны уметь с помощью учителя или самостоятельно выполнять простейшие действия с бумагой, картоном, фольгой и пластическими массами, раскатывать цилиндр, шар, яйцо и при сплющивании получать пластину, диск, овал, соединять детали конструкторов; выполнять поделки, фигуры и постройки отраженно-сопряженным способом, соблюдая последовательность выполнения задания.
Знать, как правильно обращаться с пластилином. Знать и называть инструменты необходимые для работы с пластилином.
Знать приемы работы с пластилином. Знать основные правилами работы с пластилином (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки). Уметь лепить предметы округлой и цилиндрической формы.
Уметь складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу.
Уметь складывать разрезные картинки из 2-х и 3-х частей. Уметь объяснить и рассказать, что изображено на картинке.
Иметь представления о величине: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий.
Уметь выполнять постройки из детского строительного материала. Уметь обыгрывать выполненные постройки.
Знать приёмы выполнения аппликации. Уметь составлять аппликацию путём наклеивания готовых форм. Уметь выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения аппликации.
Уметь разрывать бумагу по линии сгиба. Уметь обрывать кусочки бумаги.
Знать правила работы с клеем. Уметь наклеивать обрывные кусочки на основу.
Физическая культура.
(70 часов.)
Занятия физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения по подражанию.
«Понюхать цветок» - вдох, через нос. «Согреть руки» - хо-хо-хо – выдох через рот. «Остудить воду» - ф-ф-фу – выдох.
Основные положения и движения (по подражанию).
Упражнения для мышц и шеи. Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков – «да-да-да». Наклоны головы в стороны с произнесением звуков – «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произнесением звуков – «нет», «нет».
Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. Повороты кисти ладонью кверху и книзу. Расслабление кисти – «стряхнули воду». Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Упражнения для мышц туловища «Дровосеки» - наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «косим траву» - повороты туловища с маховым движением рук. Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседания на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке).
Упражнения для формирования правильной осанки.
Принятие правильной осанки стоя и сидя с помощью учителя. Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 секунд.
Ритмические упражнения
Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, то же в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна
Построения и перестроения
Построения в колонну по одному с помощью учителя.
Выполнение упражнений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». Построение в колонну в нарисованных кружках.
Ходьба и бег
Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну). Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга). Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки. Свободный бег. Бег на носках.
Прыжки
Подпрыгивание на месте на двух ногах. Спрыгивание с высоты 10-20 см.
Броски, ловля, метание, передача предметов
и переноска груза
Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Правильный захват мяча руками. Перекладывание мяча с одного места на другое. Выполнение основных движений с удерживанием мяча. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку. Подбрасывание мяча вверх. Передача флажков, мячей, палок в шеренге. Поднимание рук с флажками вперед, вверх, в стороны, опускание вниз. Скрестные движения рук с флажками вверху, внизу, помахивание флажками. Перекладывание флажков из одной руки в другую перед собой и над головой. Переноска мяча, гимнастической палки, флажков с одного места на другое.
Лазание и перелезание, подлезание
Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с помощью учителя приставным шагом на 2-3 рейки.
Переползание на четвереньках в медленном темпе. Подлезание под шнур высотой 50 см. Перелезание через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Перешагивание через вертикальный обруч вперед и назад.
Равновесие
Ходьба по начерченному коридору шириной 20-30 см. Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами. Движение руками в стойках.: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.
Игры
Для построения.
«Пойдешь гулять». Учитель предлагает ученику гулять. Ученик поднимается со своего места и встает за учителем. Затем приглашаются второй, третий ученики (до 6-8 учащихся) и они встают друг за другом и идут за учителем.
«Поезд» - построение в колонну, положив руки на плечи впереди стоящего товарища.
«На праздник» - построение парами, идти, помахивая флажками.
Для ходьбы.
«Возьми флажок» - ходьба группами со своих мест за флажками и обратно.
«Пойдем в гости» - дети разбиты на две группы. Одна группа идет в гости к другой, выбирая себе пару. В парах можно попрыгать, поплясать, затем возвращаются на свои места.
Для бега.
«Беги ко мне», «Догони мяч».
Для прыжков.
«Лягушки», «Прыг – скок», «Перепрыгни через шнур», «Солнышко, дождик», «Солнышко – идти гулять, дождик – беги домой».
В конце курса учащиеся должны знать: двигательный режим учащихся, гигиенические правила занятий физкультурой; элементарные пространственные понятия: впереди, сзади, вверху, внизу, в стороне; и понятия направлений движений: вперед, назад, вниз, в сторону в конкретных заданиях; название предметов физкультурной одежды, обуви и умение одеваться к уроку с минимальной помощью взрослого.
Уметь использовать в самостоятельной деятельности знакомые подвижные игры, доводить их до конца, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей; воспитывать у детей желание участвовать в играх с элементами соревнования, играх – эстафетах; развивать интерес к спортивным играм и упражнениям.
Музыка, пение, ритмика.
(70 часа.)
Уроки музыки и пения направлены на коррекцию эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Обучение правильно сидеть и стоять при пении.
Формирование устойчивого навыка естественного звучания во время пения и разговорной речи.
Развитие умения бесшумного, глубокого вдоха. Пение коротких попевок на одном дыхании. Овладение умением спокойно слушать, адекватно реагировать на музыкальные произведения. Познакомить с музыкальными инструментами: фортепиано, барабан, бубен.
Музыкальный материал для пения и слушания учитель выбирает сам в зависимости от состава учащихся.
В конце курса дети должны уметь:
Ходить и бегать под музыку разного характера по залу по одному (свободно или друг за другом), по сигналу останавливаться и собираться вместе, расходиться, занимать определенные учителем места в зале. Ходить на носках, топающим шагом, шагом с высоким подниманием колена.
Начинать движение с началом звучания музыки, двигаться в соответствии с характером звучания (бодро, энергично шагать — под быструю, громкую, торжественную музыку; тихо, мягко ходить — в сопровождении тихой, медленной музыки), изменять темп движения со сменой темпа музыки.
Становиться в круг из разных позиций: стоя свободно по залу; стоя по залу друг за другом; сидя на стульях.
Ритмично выполнять под музыку движения, предлагаемые учителем.
Рисование.
(70 часов)
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания.
Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм.
На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном.
На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Тематика:
Подготовительные упражнения
Выявление навыков рисования.
Развитие умения правильно держать карандаш.
Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.
Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).
Развивать умение проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.
Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветки).
Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам.
Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.
Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Декоративное рисование.
Содействовать выработки у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый.
Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.
Рисование узора в квадрате (квадрат - по трафарету).
Рисование геометрического орнамента по трафаретам.
Рисование узора в полосе из треугольников.
Рисование круга по трафарету.
Рисование узора в полосе из кругов (круги – по трафарету).
Рисование на темы
Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.
Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Новогодняя елка», «Праздник», «Салют», «Цветы растут на полянке».
Рисование по замыслу «Что бывает круглое».
Дети должны уметь и знать:
Уметь проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии.
Уметь, по возможности, закрашивать, соблюдая контур рисунка красками, карандашами, фломастерами.
Уметь применять трафареты.
Уметь различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый.
Знать правила рисования красками. Уметь набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать излишек краски, прикасаясь ворсом к краю баночки, придерживать лист бумаги другой рукой.
Уметь проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.
Социально-бытовая ориентировка.
(35 часов)
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса — сформировать у детей определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Тематика:
Я и моя семья. Место жительства. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса.
Навыки общения и культуры поведения. Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кинотеатре, на экскурсии, магазине, в транспорте. Навыки поведения в столовой.
Мой класс. Знание учителей, врача, воспитателей. Знание всех помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников, друг друга.
Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице. Экскурсии на объекты социального окружения.
Транспорт. Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение пути следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте. Экскурсии.
Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер, фасовщик. Экскурсии в магазин.
Обучающие должны уметь:
- культурно вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях;
- ориентироваться в окружающем мире;
-конструктивно взаимодействовать с окружающими;
- применять полученные знания в практической жизнедеятельности.
Знать: - правила безопасной работы и гигиены труда;
- мир профессий;
- доступные приемы труда.
ЛИТЕРАТУРА.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программа для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей/Автор Худенко Е.Д. Москва, 2007 г. АНМЦ «Развитие и коррекция»
- Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под. ред. В.В.Воронковой. - М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/под ред. Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания
Консультация для родителей....
Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"
Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...
2017 г.- Практикум по обучению родителей уходу, воспитанию, развитию детей-инвалидов
Практикум по обучению родителей уходу, воспитанию, развитию детей-инвалидов...
Индивидуальное планирование по музыкальному воспитанию для ребенка – инвалида, ребенка с ОДА на 2017-2018 учебный год
МесяцСлушаниеПениеМузыкально-ритмические движения Сентябрь «Ах ты, берёза», р. н. м., обр. М. Раухвергера«Барабанщик» М. Красева «Барабанщик» муз. Д. Каб...
Единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе физического воспитания.
Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка....
Перспективное планирование музыкального воспитания для ребёнка- инвалида.
Одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, яв...
содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»
содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...