Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра пяти лет.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Формирование речевых и коммуникативных навыков у ребенка с РАС пяти лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с расстройством аутистического спектра 5 лет.
Тема: «Домашние животные».
Цель. Формирование речевых и коммуникативных навыков у ребенка с РАС 5 лет.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать коммуникативные (вербальные и невербальные) навыки: смотреть в глаза, улыбаться;
- развивать активное социальное взаимодействие с логопедом;
- развивать, понимание обращенной речи к ребенку;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развитие правильного речевого дыхания;
- уточнение и активизация словаря, формирование речевой и двигательной подражательности;
- развитие (коррекция) артикуляторного праксиса и грамматического строя речи;
- формирование сенсомоторных предпосылок к общению у ребенка с РАС;
- обогащение словарного запаса ребенка с РАС, формирование связной речи.
Оборудование: игрушки, картинки с изображениями домашних животных и их детенышей. Собака – мягкая игрушка; дидактическая игра «Домашние животные»; интерактивный стол: игра «Пазл- «Домашние животные»; детские музыкальные инструменты.
Форма проведения занятия: индивидуальная.
Методы :
Словесные.
- художественное слово;
- рассказ;
- объяснение.
Наглядные.
- визуальное расписание;
- демонстрационный материал.
Практические, игровые.
- игра «Пазл-Домашние животные»;
- гимнастика для глаз;
- развитие речевого дыхания;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- физкультминутка.
Стимулирования.
- сюрпризный момент;
- похвала;
- приободрение;
- поощрение: Музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
- рассмотрение картинок, проведение беседы и дидактических игр на тему «Домашние животные и их детеныши»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные»;
- разучивание физкультминутки «Собачка»;
- игры с игрушками домашних животных.
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент: появление щенка «Бима».
Логопед: «(Имя ребенка), к нам в гости пришел щенок Бим и его друзья - разные животные давай их назовем (лошадь, коза, овца, кошка, свинья, корова и т.д.). Это домашние или дикие животные?»
(Ответ ребёнка)
Логопед: Бим приготовил для тебя интересные игры, но для начала, я напоминаю, что после каждого выполненного задания тебе нужно снять одну карточку. А после занятия, ты получишь любимую игру -«Музыкальные инструменты».
Логопед подводит ребенка к интерактивному столу и предлагается ему собрать картинку с изображением домашних животных.
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка, приглашает его за рабочий стол и предлагает ребенку отклеить одну карточку в визуальном расписании.
Гимнастика для глаз.
Логопед: «(Имя ребенка) давай с щенком поиграем в прятки.
Следим глазами за котенком. Вверх, вниз, вправо, влево».
После выполнения задания, ребенок отклеивает вторую карточку с визуального расписания.
Упражнение для развития речевого дыхания.
Логопед: «(Имя ребенка), посмотри, какая пушистая шерстка у щенка. Теперь, вместе с тобой подуем на нее».
Инструкция: Небольшой вдох через нос. Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот. Щеки не надувать. Выдох производится до конца.
После выполнения задания, ребенок отклеивает третью карточку с визуального расписания.
Коммуникативная, пальчиковая игра. «Домашние животные»
Логопед: «А теперь, мы с тобой покажем Биму, как умеем играть пальчиками».
(Логопед предлагает ребёнку повторять текст и движения).
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их?
Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними все их зовут.
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить четвертую карточку с визуального расписания.
2. Основная часть
Игра «Песенки животных»
Цель: развитие артикуляционного праксиса.
Логопед: «(Имя ребенка), давай вместе с Бимом споем песенки животных».
(Ребенок вместе с логопедом произносит гласные звуки А, И, О, У с одновременным использованием жестов. Логопед следит за четкой артикуляцией).
А - (кролик кричит) - широко развести руки;
И – (песенка лошадки) – коснуться указательными пальцами уголков рта;
О – (ослик поет) – кисти рук сомкнуть в круг;
У – (собачка воет) – вытянуть руки вперед.
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка.
Дидактическая игра "Что сначала? Что потом?". Составление рассказа «Бим», по опорным картинкам.
Цель: обогащение словарного запаса, учить составлять рассказ – описание, по опорным картинкам; развивать понимание простых причинно-следственных отношений. Формировать умение строить предложения при помощи слов «Сначала, потом, в конце».
Логопед: «(Имя ребенка), разложи картинки что было сначала, а что потом».
(При необходимости, логопед оказывает помощь).
Далее, логопед предлагает ребенку составить рассказ по картинкам.
Бим.
Даня и Бим гуляли. Бим понюхал цветок. Пчела укусила Бима за нос. У Бима распух нос, из глаз потекли слезы. Даня вылечил Бима. Бим лизнул Даню в щёку.
Вопросы:
- Кто это?
- Что делали Даня и Бим?
- Что сделал Бим?
- Что сделала пчела?
- Что случилось с Бимом после укуса пчелы?
- Что сделал Даня (Как Даня помог Биму)?
- Как Бим отблагодарил Даню?
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить пятую карточку с визуального расписания.
Физминутка «Собачка» (Речедвигательное упражнение)
Цель: формирование способности к подражанию, накоплению словаря; формирование чувства ритма; активизация речевой деятельности. Импровизация движений. Ребенок с логопедом выполняет упражнение:
Логопед: «(Имя ребенка), давай вместе с Бимом сделаем зарядку.
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал: (прыжки на месте)
«Раз – прыжок и три кивка, (движения по тексту)
Два – направо голова, (движения по тексту)
Три – налево поворот» – (движения по тексту)
И помчался до ворот, (бег на месте)
А потом вздохнул и сел: (движения по тексту)
Он устал и присмирел.
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить шестую карточку с визуального расписания.
Упражнение «Помоги найти маму»
Цель: Расширять представления о домашних животных и их детенышей. Усвоение названий детенышей животных; подготовка руки к письму.
Логопед: «(Имя ребенка), детёныши потерялись, давай поможем им найти своих мам?» (ответ ребенка)
Ребенку предлагается соединить линиями мам и детей домашних животных. После выполнения задания, ребенку предлагается назвать мам и их детенышей.
Рефлексия:
Логопед: «(Имя ребенка), кто сегодня приходил в гости вместе с Бимом? (ответ ребенка). Это дикие или домашние животные? (ответ ребенка).
После выполнения задания, логопед хвалит ребенка и предлагает ему отклеить седьмую карточку с визуального расписания.
3. Заключительная часть.
Логопед: «Молодец! Хлопаем в ладоши!».
Логопед: «(Имя ребенка), пора прощаться с Бимом, ему очень понравилось с нами играть. Логопед, побуждает ребенка помахать рукой).
Логопед: (Имя ребенка), мы с тобой выполнили все задания, осталась последняя карточка». (с изображением музыкальных инструментов).
Логопед предлагает ребенку отклеить последнюю карточку и взять музыкальные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ на тему: Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. ( 4 этап) ( дислалия )
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, со временем снижают интерес детей . Поднять и поддерживать эмоциональный настрой ребенка и логопеда помогут занятия с использованием биоэне...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: - автоматизация звука [л] в слогах и словах-...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ОНР 2 уровня "Путешествие на ферму".
Занятие разработано для ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня по лексической теме "Домашние живтоные"....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с моторной алалией. Возраст: 5 лет.
План - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с заключением моторная алалия. Тема занятия: мебель, этап автоматизации звука С, закрепление категориального понятия мебель....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста (4 -5 лет) с логопедическим заключением: ОНР III уровня, стертая форма дизартрии...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы с логопедическим заключением ОНР, 3 уровень речевого развития (10 минут)
Конспект логопедического занятия, которое проводилось в старшей группе детей с ЗПР коррекционного детского сада....