КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ на тему: Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. ( 4 этап) ( дислалия )
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Осипова Алина Борисовна

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, со временем снижают интерес детей . Поднять и поддерживать эмоциональный настрой ребенка и логопеда помогут занятия с использованием биоэнеропластики. Соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук позволяет достичь положительного результата в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, тем самым способствует быстрому преодолению речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konpekt_individualnogo_zanyatiya_osipovoy_a.b.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

                КОНСПЕКТ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ   С РЕБЕНКОМ

                                    ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ  на тему:

        Проведение артикуляционной гимнастики с использованием  

               биоэнергопластики.    ( 4 этап) ( дислалия).        

 

           Цель:  подготовка  артикуляционного аппарата к постановке звука [ р] ; синхронизация работы речевой и    

.        мелкой моторики.

            Задачи:

            Познавательные:

                 - активизировать знания ребенка по теме «Джунгли», познакомить с обитателями.

              Коррекционно-развивающие:

                 - развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук посредством приема    

                   Биоэнергопластики;

                 -развивать гибкость  и подвижность речевого аппарата;

                  - подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [р];

                -развивать и совершенствовать фонематический слух;

                -развивать речевое дыхание;

                - расширить словарный запас ребенка;

                - развивать связную речь.            

          Воспитательные:

                 - развивать у ребенка коммуникативные навыки;

               - воспитывать интерес к занятию, желание оказать помощь гостю;

               - воспитание усидчивости, воображения, концентрации внимания.

      Предварительная работа:  синхронизация работы речевого аппарата и движений кистей рук на протяжении  предыдущих этапов.

                                                       

      Оборудование:    дидактическая  перчаточная кукла “Попугай Кеша», яркие перчатки для ребенка с «опереньем попугая», корабль «Lego», сундучок с предметными картинками для индивидуальной работы, пособие для развития речевого дыхания «Обезьянки на лианах»,сюжетная картинка с изображением джунглей и их обитателей, предметные картинки для проведения артикуляционной гимнастики, предметные картинки с изображением животных, смайлики разных цветов.

                                             

                                       

                                       

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Примечания

 

 

 

 

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

СООБЩЕНИЕ ЛОГОПЕДА:

Ребенок рассматривает куклу - попугая

Логопед показывает пиратский корабль «Lego» и перчаточную куклу-попугая Кешу, ребенок рассматривает его.

 

Здравствуй, Яна. Посмотри,  к нашей пристани причалил корабль. На нем приплыл к нам гость.

 

 

 

 Его можно научить

 

 

 

Очень бойко говорить,

 

 

 

Удивлять нас голосами,

 

 

 

Повторять слова за нами.

 

 

 

Целый день ты с ним играй,

 

 

 

Это птица — …

 - Попугай.

 

 

Логопед:

 

 

 

Здравствуй, дорогой гость.  Садись, отдохни с дороги, да расскажи нам о себе.

 

 

Вводная часть

Кеша: Прривет!

Ребенок здоровается с попугаем

 

 

В густых джунглях я живу,

 

 

 

Путешествовать люблю,

 

 

 

Прибыл я сейчас к тебе

 

 

 

На пиррратском корабле.

 

 

 

Знают все мои дрррузья:

 

 

 

Добрый и веселый я,

 

 

 

Кешей все меня зовут,

 

 

 

У меня есть свой сундук….

 

Логопед показывает сундук с картинками. Но не открывает его.

 

(достает сундук с картинками)

 

 

 

Кеша: Давай знакомиться.    Как тебя зовут?

-Яна.

 

 

Попугай Кеша: Яна, я так люблю разговаривать, повторять слова,  а больше всего я люблю произносить звук { Р.}

 

 

 

Логопед: Яна совсем скоро научится произносить этот звук. Мы сейчас покажем тебе упражнения для язычка, которые Яночка выполняет лучше всех!!

 

 

 

Кеша: Подождите, подождите. В моем пиратском сундучке есть карррртинки, которые могут помочь Яне.

 

 

 

Логопед: Кеша, мы с Яной будем делать упражнения язычком, а помогать нам будут ручки.  А так как ты у нас любишь разговаривать, то помоги,  пожалуйста   нам, расскажи стишки.

 

 

 

 

 

 

Основная  часть

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

 

 

Логопед: Яночка, давай сейчас твои ручки превратятся в маленьких зеленых попугайчиков. Нравится?

-Да, очень.

Логопед надевает ребенку зеленые перчатки с “опереньем " попугая

Попугай Кеша (логопед): ритмично читает стихи, если нужно в такт считает:

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, сидя перед зеркалом.

Логопед предлагает ребенку доставать по одной предметной картинки из сундучка ( с названиями артикуляционных упражнений для звука  Р  и с изображениями: лопата, качели, парус, автомат, комар, индюк, грибок, гармошка).

1.«Лопата»

 

 

Зимой у лопаты не было дела,

От грусти она заржавела.

Весной огород она стала копать

И заблестела опять (Р.Сеф).

 

 

 

 

 

 

Попугай ритмично рассказывает стихи. Учитель–логопед сопровождает выполнение ребенком упражнений ритмичным чтением стишка и движением руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку или обе руки.

 

 

Логопед следит  за тем, чтобы кисть ребёнка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощёнными. Очень важно при выполнении  артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.  

2. «Качели»

 

 

На воздушные качели попугаи сразу сели,

 

 

Попугаи  не боятся на качелях кувыркаться. ( В. Степанов)

 

 

3. « Индюк»

 

 

Важно по двору ходил

 

 

с острым клювом крокодил,

 

 

Головой весь день мотал,

 

 

что-то громко бормотал.

 

 

Только это, верно, был

 

 

никакой не крокодил,

 

 

а индюшек лучший друг.

 

 

Удивительный Индюк.  ( А. Босев).

 

 

4. «Парус»

 

 

Это – море,

 

 

Это – берег,

 

 

Это – мой кораблик белый,

 

 

Это – ветер поднялся,

 

 

Крепко дует в паруса.

 

 

Но тверда рука моя –

 

 

Правлю прямо на маяк.

 

 

Мчись, кораблик, по волнам

 

 

К самым дальним берегам! (С. Школьникова).

 

 

5. «Грибок»

 

 

Мы с друзьями в лес пошли,

 

 

Много там грибов нашли

 

 

Белых, рыженьких лисичек,

 

 

И волнушечек- сестричек.

 

 

Мухоморы нам  кивали,

 

 

Мы в корзинки их не брали,

 

 

Нам такие не нужны,

 

 

Ядовитые они. (А. Тесленко).

 

 

6. «Гармошка»

 

 

Что за медвежатки - 

 

 

Малые ребятки!

 

 

Вместе с мамой выступают,

 

 

На гармошечках играют!

 

 

Громче всех гармошка

 

 

С мишкину ладошку!  (Н.Новиков).

 

 

7. «Комарик»

 

 

Комаришка, длинный нос,

 

 

У меня к тебе вопрос?

 

 

Ты зачем всю ночь летаешь,

 

 

Ты зачем нам спать мешаешь?

 

 

Что так тоненько пищишь?

 

 

И под ухом все зудишь?

 

 

Если будешь ты кусаться

 

 

То придется нам сражаться.

 

 

Возвращайся ты в болото,

 

 

Там летай, коль есть охота (А. Тесленко).

 

 

8. «Автомат»

 

 

По секрету старший брат 

 

 

Мне сказать решил: 

 

 

"В прошлом папа наш — солдат, 

 

 

Родине служил, 

 

 

Просыпался на  заре, 

 

 

Чистил автомат, 

 

 

Чтобы был на всей земле 

 

 

Мир для всех ребят. ( Т. Агибалова).

 

Попугай Кеша хвалит ребенка.

Активизация знаний ребенка.  Развитие словарного запаса и связной речи

 

 

Логопед: Яна, Кеша сказал,  что он живет в джунглях. А ты знаешь, что такое джунгли? У меня есть интересная картинка.

Ребенок отвечает сам, рассматривая картинку. Джунгли - это густой лес. В джунглях всегда жарко. На лианах качаются обезьяны. В джунглях  много животных и птиц.

 

Логопед предъявляет сюжетную картинку «Джунгли» с изображением животных и растений и дополняет рассказ.

Логопед: Правильно, Яна. Джунгли - это непроходимый густой лес. Дожди в джунглях бывают редко, они короткие, но очень- очень сильные. Растительность в  джунглях очень густая и разнообразная. Какие деревья ты видишь? Правильно, посмотри , а это растение –бамбук. Опиши его. Все растения переплетены лианами, которые тянутся от дерева к дереву и свисают  как канаты.

- Я вижу на картинке пальмы, папоротник.

Бамбук высокий, ствол у нег твердый и длинный,  как палка, а листья большие. На бамбуке спит коала.

 

Развитие речевого дыхания

 

пособие для развития речевого дыхания «Обезьянки на лианах».

Логопед: давай покачаем маленьких обезьянок на лианах. Вдохни «полный живот» воздуха, а потом плавно и медленно выдохни. Дуй медленно. Молодец!

 

Логопед следит за правильным вдохом и длинным выдохом.

Кеша: Яна, а ты много знаешь о моей родине -  джунглях. Здорррово. Я покажу тебе картинки с теми животными, которые там живут. Давай заглянем в мой пиррратский  сундук. ОЙ!!! Что же делать? во время бури в океане все картинки в сундуке перемешались. Яна, Помоги мне, пожалуйста, найти тех животных, которые живут в джунглях. А если ты кого-то не знаешь, то я тебе подскажу.

Называет животных джунглей, изображенных на картинках.

Предметные  картинки:  

крокодил, корова, пантера, слон,

 

попугай, утконос, вомбат, коала,

обезьянки, горилла, тапир, белка,

волк, кабан, кобра, ягуар, павлин.

 

Развитие фонематического слуха

 

Логопед: Яна, давай покажем Кеше, как мы умеем находить звук Р в словах. Разложи, пожалуйста, эти картинки  на две группы, в одну группу картинки в которых есть звук [р], а в другую группу- картинки в которых нет этого звука.

(Ребенок выполняет задание, попугай  Кеша хвалит ребенка).

 

Развитие мелкой моторики

 

 

Кеша: Мне пора в дальний путь. Но мой корабль попал в шторм…  Я вряд ли смогу один навести порядок на палубе.

 

 

Логопед: Яна, мы поможем Кеше?

Ребенок  наводит порядок на корабле. Ставит на место мачту с флагом, два штурвала, пушку, сундук, матросов,  фигурку попугая.

 

Кеша: Яна,  мне очень понравилось с тобой играть и разговаривать. Мне пора домой. Желаю тебе очень хорошо произносить мой любимый звук [ Р]. Возьми на память обо мне эту картинку.

Ребенок прощается

Попугай улетает

Заключительная часть

Логопед: Яна, Что ты сегодня делала на занятии?

Помогала попугаю Кеше, показывала ему упражнения, узнала новых животных

 

 

 

 

Каких животных ты узнала?

- Я узнала тапира, вомбата и ягуара.

 

Молодец. Мне очень понравилось,  как ты сегодня занималась.  Какого смайлика ты хочешь сегодня забрать с собой?  До свидания.  

-До свидания.

Логопед оценивает деятельность и эмоциональное состояние ребенка с помощью смайликов

                             

                                Список литературы:     

      Булацкий С. Голоса джунглей. /   Под ред. Лысенко М.-М.: Букстар, 2011

      Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - Детство-Пресс, 2011

     Денисова Д. Школа Семи Гномов. Кто где живет.- М.: Мозаика-Синтез, 2013

     Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопласикой на речевое развитие дошкольников. Электронный ресурс http://festival.1september.ru/articles/103050

     Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПБ: КАРО, 2007.-90с.

                         

                       

               

 

                     

                     

                           

   

                                             

        

 

                           

         

.  

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»

Индивидуальная консультация для родителей по теме «Проведение артикуляционной гимнастики дома в младшем дошкольном возрасте»...

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с  основными упражнениями артикуляционной гимнастики....

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики»

«Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы с применением артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики». Цель: закрепить навык правильного пр...

КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия с ребенком подготовительной к школе группы «Автоматизация и дифференциация [р-л], [р\'-л\'] в слогах, словах и словосочетаниях»

Цель: закреплять произношение звуков [р-л], [р'-л'] в слогах, словах и словосочетаниях.Задачи:1) образовательные:-  Закреплять поставленные звуки на речевом материале.2) коррекционно-разв...