Особенности подготовки детей с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
статья по коррекционной педагогике

Лысова Надежда Валентиновна

В педагогической статье представлен материал по особенностям подготовки детей с РАС к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ras_k_shkole.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подготовки детей с расстройствами аутистического спектра  к обучению в школе

Лысова Надежда Валентиновна, учитель-дефектолог

МАДОУ детского сада №27 «Аистенок» г.о.город Бор Нижегородская область

Проблема подготовки дошкольника к получению нового статуса – ученика, является одной из самых волнующих задач для родителей (законных представителей) и педагогов. Особенно остро этот вопрос стоит перед семьями аутичных детей и специалистами, работающими с данной категорией воспитанников. Данная ситуация осложняется ещё и тем, что дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)- это особая категория воспитанников, очень разнообразная по степени своей выраженности, сочетаниях симптомов и поведенческих проявлений. Дети с одинаковым диагнозом - РАС, могут радикально отличаться друг от друга в своем развитии (интеллектуальном, коммуникативном, эмоциональном и моторном развитии).

Педагоги в нашей стране обычно придерживаются классификации О.С.Никольской (1985 - 1987), предполагающей деление на четыре группы обучающихся с РАС. Основные критерии деления детей на группы – характер и степень нарушений взаимодействия с окружающей средой.

Основными характеристиками данных групп является:

  1. группа. Дети характеризуются отрешённостью от окружающего, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности, «полевым» поведением, мутизмом (отсутствием речи). Дети не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, не владеют навыками самообслуживания. Имеют самый наихудший прогноз развития. При интенсивной коррекционной работе могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, иногда возможно освоение письма и элементарного счёта, однако, процесс социальной адаптации будет затруднён даже в домашних условиях.
  2. группа. Поведение детей характеризуется стереотипностью, импульсивностью множественных движений, наличием различных гримас и поз, своеобразием походки, особыми интонациями. Для контакта малодоступны, на вопрос обычно не отвечают или дают односложный ответ. Их движения скованы, в речи используют штампы, эхолалии, речь скандированная. Отмечаются моторные и речевые стереотипии. Крайняя избирательность в отношениях с окружающими. Прогноз для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (даже массовой).
  3. группа. У детей в данной группе отмечается развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Однако их эмоциональные связи с близкими недостаточно развиты. Диалогическая речь формальна: ребёнок может пристально смотреть на собеседника, но говорит быстро, сбивчиво, не заботясь о том, чтобы быть понятым. Движения порывисты, экзальтированны. Речь может характеризоваться большим словарным запасом, сложными фразами, особой «взрослостью». Интересы таких детей могут быть высокоинтеллектуальными. В моторном развитии присутствуют нарушения регуляции мышечного тонуса, слабая координация движений, тяжёлая походка. Несмотря на достаточно развитый интеллект, даже к 6 - 7 годам могут не выработать навыков самообслуживания. Функция подражания у них развита очень слабо, поэтому научить их чему-то можно только действуя их же руками. При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
  4. группа. Детям данной группы свойственен аутизм в самом лёгком варианте. Здесь на первый план выходят неврозоподобные нарушения: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость. Особенно это касается сферы общения. Физически такие дети хрупки, истощаемы, утомляемы. Выглядят скованными, но их движения менее напряжены, чем у детей второй группы. Речь замедленная, затухающая к концу фразы. Такие дети пытаются установить контакт с окружающими, но испытывают при этом затруднения. Часто такие дети наделены определёнными способностями в невербальной сфере (в музыке, конструировании и т.п.). Такие дошкольники могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев – обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Особенности работы по подготовке к школьному обучению детей с РАС

Формирование учебного поведения аутичного ребёнка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, от того, насколько эффективно он может устанавливать контакт и от того насколько сформированы навыки социального взаимодействия с окружающими его взрослыми и свертсниками. Поэтому коррекционная работа по данным направлениям всегда должна предшествовать непосредственному формированию предпосылок учебной деятельности. Если такая подготовка прошла успешно, можно начинать работу по развитию взаимодействия ребёнка и педагога в более формальной учебной ситуации.

Поэтому очень важно, чтобы занятия с детьми дошкольного возраста с РАС, поступающими в школу, проводились в определённом месте и в одно и то же время. Это будет способствовать формированию у ребёнка учебного стереотипа. Ничто не должно отвлекать внимание дошкольника. На столе должны находиться предметы, необходимые для проведения одного задания, конкретного занятия. Остальное должно находиться вне поля зрения ребёнка.

Основными задачами на данном этапе являются:

  • сформировать положительную эмоциональную установку ребёнка к занятиям;
  • зафиксировать место и время занятия. Это послужит основой стереотипа учебного поведения;
  • закрепить последовательность действий по подготовке к занятию.

В работе с аутичным ребёнком эти простые действия приобретают особое значение, и иногда, даются ему труднее, чем навыки чтения, письма или счёта.

В дальнейшем эти навыки ребенка перейдут и на урочную деятельность, которая является основной формой организации обучения в условиях школы.

Описанные меры будут актуальны для работы с детьми любой из четырёх групп.

Кроме этого, для подготовки ребёнка с РАС к обучению, необходимы: развитие крупной и мелкой моторики, произвольного внимания и памяти, формирования речи. Все эти направления должны организовываться на основе вышеизложенных принципов.

Общее развитие моторики. В физическом развитии аутичных детей наблюдается дефицит или неправильное распределение психофизического тонуса. Главная цель занятий по моторному развитию – формирование способности к произвольной регуляции собственных движений. Добиться этого можно с помощью следующих приёмов:

  • чёткое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий;
  • каждое        упражнение        привязывается        по        возможности, к интересам  ребёнка;
  • все элементы занятия должны быть связаны единым сюжетом;
  • правильно подобранное положительное подкрепление.

Развитие мелкой моторики. Специфический приём здесь будет в передаче ребёнку моторного стереотипа действия, движения. На начальном этапе необходимо манипулировать руками ребёнка, вкладывая кисточку или карандаш в его руку и ею рисовать или писать. Также нужно поддерживать и направлять его руки во время занятий лепкой, аппликацией и т.п.

Развитие внимания, восприятия, памяти. Работу по этим направлениям необходимо проводить на любом учебном, спортивном или музыкальном занятии, т.е. развивать способность ребёнка к произвольному сосредоточению, более длительному удержанию внимания на какой-либо деятельности. Педагог должен стараться использовать непроизвольное внимание ребёнка, объясняя то, что привлекло его в данный момент. Если он смотрит в окно, педагог комментирует, что происходит за окном. Таким образом фиксируется общее внимание педагога и ребёнка на объекте, появляется возможность управлять вниманием, делать его произвольным.

Также необходимо развивать произвольность восприятия и памяти ребёнка. Очень часто у аутичного ребёнка хорошо развиты непроизвольные формы этих функций. На каждом занятии педагог формирует произвольное внимание ребёнка, также и теми же способами формируется произвольность и осознанность восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

Для этого:

  • материалы и задания подбираются в соответствии с интересами ребёнка;
  • используются эмоционально-смысловые комментарии;
  • определённая последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия.

Развитие речи. Работа в данном направлении имеет свои особенности и отличается от приёмов, которые используют в работе с детьми с другими нарушениями развития. Многочисленными наблюдениями подтверждается, что восприятие речи аутичным ребёнком, соотнесение слова с объектом, понимание смысла сказанного и происходящего вокруг, в целом не нарушено. Главная проблема ребёнка с РАС – в произвольности организации своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит, произвольность своих речевых высказываний.

Единственный путь для включённости такого ребёнка в реальность, осознания им происходящего вокруг, понимания речи – внесение эмоционального смысла в то, что делает и в то, что чувствует ребёнок.

Достигается это при помощи специального приёма – эмоционально- смыслового комментария, который позволяет сосредоточить внимание ребёнка на чём-либо, чтобы добиться осмысления происходящего или сказанного.

Требования к эмоционально-смысловому комментарию:

  • комментарий должен быть привязан к опыту ребёнка, к тому, что он знает, видел, что привлекало его внимание;
  • комментарий должен вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребёнка;
  • комментарий расставляет положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, и, сглаживая неприятные;
  • комментарий должен прояснять причинно-следственные связи, давать ребёнку представление об устройстве предметов и сути явлений;
  • комментарий должен нести смысл житейских, бытовых событий, их зависимость друг от друга; смысл человеческих отношений и социальных правил;
  • комментарий должен давать представление о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, понимание которых ребёнком с РАС затруднено;
  • комментарий должен быть как можно более подробным и развёрнутым, но, в то же время, неторопливым, т.к. реакция ребёнка может быть отсроченной.

Как утверждают ведущие специалисты по работе с детьми с РАС Никольская О.С. и Баенская Е.Р., знание специфики интеллектуального и эмоционального недоразвития при аутизме и опыт коррекционной работы, позволяют утверждать, что все дети с данным синдромом обучаемы и имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития. (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017, с.220).

Используемые литературные источники:

  1. .Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.:Просвещение, 1991.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2017.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Картотека коммуникативных игр на занятиях по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра

Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с расстройствами аутистического спектра, независимо от состояния интеллекта и развития речи: им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, ко...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»

Паспорт проекта Название проекта«Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»...

Особенности сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с диагнозом «аутизм» и «расстройства аутистического спектра» (РАС). В статье представлена психолого-педагогичес...