Социально-значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Паспорт проекта
Название проекта | «Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»» |
Предмет исследования | Направления и методы коррекционно-педагогической работы по формированию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей с ЗПР и РАС по отношению к взрослым и сверстникам в системе комплексного подхода, направленного на взаимосвязь познавательного и социально-личностного развития путем взаимодействия МКДОУ д/с №489 комбинированного вида со школой «Перспектива», направленный на развитие социально-коммуникативных навыков у детей с РАС и ЗПР. |
Объект исследования | Взаимодействие педагогов и специалистов МКДОУ д/с №489 со школой «Перспектива», как условие для развития социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению детей с РАС и ЗПР. |
Автор проекта | Руководитель проекта: Харанжак В.В. Авторы проекта: Н.В. Супруненко И.Г. Юнеман В.А. Анисимова А.А. Малых |
Участники проекта, целевая аудитория |
|
Тип проекта | Практико- ориентированный |
Сроки реализации проекта | 1.09.2020г.-31.05.2021г. 01.09.2021 г.– 31.05.2022 г. |
Цель проекта | Создание условий для построения образовательного пространства в ДОУ, направленное на успешное развитие социально-коммуникативных навыков и формирования интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР, посредством взаимодействия со школой «Перспектива». |
Основные задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
География проекта, координаты | |
Сайт ДОУ |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_preemstvennost.docx | 262.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально значимый проект: «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) посредством взаимодействия со школой «Перспектива»
Руководитель проекта:
Харанжак Вера Васильевна
Авторы проекта:
Малых А.А., Харанжак В. В.
Новосибирск г.
Оглавление
- Паспорт проекта………………………………………………………....3
- Краткая аннотация……………………………………………………....5
- Информационная справка об образовательном учреждении………...6
- Актуальность проекта…………………………………………………..7
- Цели и задачи проекта…………………………………………………..9
- Ожидаемые результаты…………………………………………………10
- Формы и методы реализации проекта…………………………………11
- Подготовительный этап работы………………………………………..12
- Основной этап работы ………………………………………………….13
- Заключительный этап работы…………………………………………..17
- Список используемой литературы……………………………………..18
Паспорт проекта
Название проекта | «Развитие социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива»» |
Предмет исследования | Направления и методы коррекционно-педагогической работы по формированию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей с ЗПР и РАС по отношению к взрослым и сверстникам в системе комплексного подхода, направленного на взаимосвязь познавательного и социально-личностного развития путем взаимодействия МКДОУ д/с №489 комбинированного вида со школой «Перспектива», направленный на развитие социально-коммуникативных навыков у детей с РАС и ЗПР. |
Объект исследования | Взаимодействие педагогов и специалистов МКДОУ д/с №489 со школой «Перспектива», как условие для развития социально-коммуникативных навыков и интереса к школьному обучению детей с РАС и ЗПР. |
Автор проекта | Руководитель проекта: Харанжак В.В. Авторы проекта: Н.В. Супруненко И.Г. Юнеман В.А. Анисимова А.А. Малых |
Участники проекта, целевая аудитория |
|
Тип проекта | Практико- ориентированный |
Сроки реализации проекта | 1.09.2020г.-31.05.2021г. 01.09.2021 г.– 31.05.2022 г. |
Цель проекта | Создание условий для построения образовательного пространства в ДОУ, направленное на успешное развитие социально-коммуникативных навыков и формирования интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР, посредством взаимодействия со школой «Перспектива». |
Основные задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты реализации проекта |
|
География проекта, координаты | Детский сад №489 комбинированного вида г.Новосибирск, ул. Высоцкого, д. 29 Тел. +7(383)240-91-03 |
Сайт ДОУ | ds_489 @edu54.ru |
Краткая аннотация проекта
Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков и интерес к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива» разработан и реализуется всеми участниками образовательного процесса: педагогами ДОУ, воспитанниками старшего дошкольного возраста, имеющими статус РАС, ЗПР, и их родителями. Проект может быть использован специалистами и воспитателями коррекционных групп, а также, групп компенсирующей направленности дошкольных учреждений в работе с детьми 5-7 лет.
Информационная справка об образовательном учреждении.
Наименование учреждения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "детский сад № 489” комбинированного вида
Адрес: 630133, I корпус-улица Владимира Высоцкого 21, II корпус улица Владимира Высоцкого, 29.
Телефон: 240 91-93
Режим: 12 часов (с 7:00 до 19:00)
Количество возрастных групп- 32, из них:
- первая младшая - 2;
- вторая младшая - 4;
- средняя - 8;
- старшая – 10 (из них - 3 логопедические);
- подготовительная к школе - 7 (из них логопедические - 3) группа
- компенсирующей направленности ЗПР, РАС, УО ( ИН) - 1.
Списочный состав контингента во время старта проекта на 1.09.2020 года в МКДОУ д/сад №489 составляет 990 детей. Заведующий дошкольным учреждением Зорина Светлана Григорьевна. Детский сад сдан в эксплуатацию 26 декабря 1988 года. В декабре 2015 года открыт второй корпус ДОУ на 17 групп. В детском саду имеются два музыкальных зала, методический кабинет, два медицинских кабинета, комната психологической разгрузки (сенсорная комната), два физкультурных зала, 6 логопедических кабинетов, зал ЛФК, бассейн, кабинет педагога-психолога.
Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами (общее количество педагогов - 80):
- Старший воспитатель;
- 6 - музыкальный руководитель;
- 2 - педагог-психолог;
- 4 - структура физического воспитания;
- 61 - воспитатель
- 5 - учитель-логопед
- 1 - учитель дефектолог
Органы самоуправления (по уставу):
- Совет учреждения;
- Общее собрание трудового коллектива;
- Педагогический совет учреждения
Административно-управленческий аппарат:
Заведующий – С.Г. Зорина
Заместитель заведующего – Т.С. Тилишевская
Заместитель заведующего по АХЧ - С. Н.Носова
Лицензия: серия А №0002724, регистрационный номер №7390; дата принятия решения о выдаче лицензии-03 05 2012 года. Срок действия лицензии бессрочно. Наименование лицензирующего органа - Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
Актуальность проекта
Важным вопросом для современного общества становится обеспечение равных возможностей для всех слоев населения вне зависимости от состояния здоровья, как физического, так и ментального. Расстройства аутистического спектра являются самой частой психиатрической патологией детского возраста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает её медианную общемировую встречаемость в 65/10000 рождений (1/154).
Современная психиатрия приводит следующие критерии РАС: выраженные социально-коммуникативные нарушения (нарушенная способность инициировать и поддерживать разговор, отсутствие желания общаться, нарушения восприятия средств невербальной коммуникации, сложность в понимании контекста), ограниченные, повторяющиеся интересы или паттерны движений и активности (моторные и речевые стереотипии, ограниченные сильно выраженные интересы, ритуализированное поведение, нетерпимость к малейшим изменениям распорядка дня, нарушения сенсорного восприятия), манифестация в раннем детском возрасте, значимое ограничение трудового, социального или иного аспекта жизнедеятельности, при этом нарушения коммуникации не могут быть объяснены нарушениями интеллектуального развития. Даже хорошо социализированные трудоспособные высокофункциональные аутисты испытывают колоссальные трудности в самых разных аспектах жизнедеятельности, в первую очередь, коммуникативного характера. Нарушенная способность понимать невербальные аспекты коммуникации (мимику, жесты, интонации) и образные фигуры речи (метафоры, уподобления, гиперболы и литоты, саркастические и иронические высказывания) значительно затрудняет общение и может приводить к недопониманию. Кроме того, жизнь в современном динамичном обществе является источником постоянного стресса для людей, болезненно воспринимающих любые отклонения от привычного, скрупулёзно составленного распорядка.
А.В.Петровский [142], Т.А.Репина [151], Е.В.Субботский [175] и др. выделяются отчетливые компоненты социальных отношений, которые можно назвать сторонами отношений или ее видами: эмоциональный компонент, который выражается в эмоциональных привязанностях, то есть эмпатии, способности откликаться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, способствующее возникновению социальных чувств; когнитивный компонент, который участвует в процессе социального восприятия и познания детьми друг друга и играет решающую роль в формировании их самосознания; поведенческий компонент, под которым подразумевается усвоение ребенком собственного социального опыта в процессе общения, на основе которого формируется вычленение и осознание нравственных норм и правил поведения в обществе, таким образом, социальные отношения представляют собой целостную систему сознательных, избирательных связей личности со з средой и являются неким результатом взаимодействия человека с окружающим миром.
Недостаточное развитие того или иного компонента данной системы нарушает целостное развитие, следовательно, и социализацию ребенка, что приводит к усугублению отклонений и торможению способов ценностного вхождения и адаптации ребенка к социуму (С.А. Беличева [147], В.Е.Каган [82], Е.С.Кузьмина [99], М.И.Лохов, Ю.А.Фесенко [112], Н.Я.Семаго, М.М.Семаго [158], J.J. Cross [210], А.Н. Перре-Клермон [140], D. Sue Vernon, Jean В. Schumaker [217] и др.). Особенно данная проблема актуальна при изучении сформированности социальной детерминанты в тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки социально-личностной сферы занимают одно из основных мест в структуре общего нарушения, в частности, при дисгармоническом или задержанном типе развития (А.И. Захаров [74], О.С.Никольская [127], Т.Н.Павлий [136] и др.).
В исследованиях В.И.Лубовского [113], К.С.Лебединской [104], М.С.Певзнер [139] и др. задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как системная форма нарушения, где наличие морфункциональной незрелости центральной нервной системы, которое часто проявляется в снижении уровня познавательной деятельности и личностной незрелости, искажает всю социальную ситуацию развития таких детей. К концу дошкольного возраста у детей с ЗПР возникают довольно устойчивые признаки искажения в личностном развитии, которые проявляются в несформированности социально-приемлемых форм поведения. Дети мало заинтересованы в мире людей, а собственные представления о себе зеркально отражают оценку взрослых о ребенке, что создает неблагоприятные условия для формирования социальных отношений и социально-личностного развития
Нарушение нормального хода развития общения с окружающими на ранних стадиях негативно отражается на формировании системы социальных отношений, направленной на взаимосвязь эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов, последовательному и комплексному формированию которых уделяется недостаточное внимание в существующих программах обучения.
Актуальность и значимость данного вопроса, его недостаточная разработанность позволила обозначить проблему исследования, а именно: поиск путей целенаправленного комплексного формирования эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальных отношений детей с ЗПР, учитывая важность преодоления трудностей в социально-личностном и познавательном развитии этих детей при своевременно начатой коррекционно-педагогической работе.
Цель исследования: разработка системы комплексного коррекционно-педагогического воздействия, направленного на оптимизацию процесса формирования социальных отношений, позволит изменить качественные показатели эмоционального, когнитивного и поведенческого развития детей с РАС и ЗПР, что обеспечит их дальнейшую социализацию и адаптацию в социуме.
Получение детьми с РАС и ЗПР доступного и качественного образования является важной задачей государственной политики и одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, в пункте 10 статьи 50 закона РФ «Об образовании», и Федеральных Законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Этап дошкольного детства – время вхождения ребенка с РАС и ЗПР в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание.
Ключевая позиция обновления дошкольного образования – создание условий для социально-личностного развития, которые позволяют ребенку с РАС и ЗПР овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, что обеспечит ему успешную социальную адаптацию и интеграцию в общество.
С сентября 2017 и по настоящее время в ДОУ функционирует группа компенсирующей направленности «Особый ребенок» и точечная инклюзия. Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития. В основе концепции развития ДОУ, как коррекционной модели дошкольного образовательного учреждения, лежит возможность: ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом, речевом развитии детей; комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной работе.
Дети с РАС и ЗПР могут быть включены в общеобразовательный процесс. По мере совершенствования методов поддержки как детей, подверженных состоянию, так и типично развивающихся сверстников возникает всё больше возможностей обучения детей с расстройствами аутистического спектра в наиболее типичной общеобразовательной среде. Если процесс выявления расстройства и вмешательства начинается довольно рано, возможно полностью включить детей в общеобразовательный процесс к тому возрасту, когда им пора идти в первый класс, и даже у тех, кого полностью включить не удастся, будет больше возможностей общаться со сверстниками и, хотя бы отчасти включиться в общеобразовательный процесс.
Работа в данном направлении постоянно совершенствуется: открываются инклюзивные группы, повышается уровень знаний педагогов по работе с детьми с РАС, ЗПР (курсы повышения квалификации с детьми с ОВЗ, дистанционное обучение), специалисты и педагоги ДОУ участвуют в городских и районных мероприятиях, конкурсах, а также в конференциях, посвящённых теме инклюзии, тесно сотрудничают с другими образовательными организациями (ресурсные центры развития, НГПУ).
Благодаря проделанной работе и имея опыт в данном направлении, авторы решили принять участие в деятельности ресурсной организации на базе МБОУ СОШ «Перспектива» по реализации регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание условий для построения образовательного пространства в ДОУ, направленное на успешное развитие социально-коммуникативных навыков и формирования интереса к школьному обучению у детей с РАС, ЗПР посредством взаимодействия со школой «Перспектива».
Для её реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:
Задачи проекта:
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
- Индивидуализация образования и предоставления ребенку с расстройствами аутистического спектра ранних стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении .
- Формирование оптимистического отношения ребенка к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с расстройствами аутистического спектра, обеспечение его эмоционального благополучия.
- Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с расстройствами аутистического спектра и максимально всесторонне развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
- Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного сопровождения, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
- Проектирование последующей работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута в тесном взаимодействии со школой «Перспектива».
- Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.
Проект реализовывался в 2 этапа: 2020-2021 уч.г. и 2021-2022 уч. г. В соответствии с этими этапами задачи проекта оставались неизменными. В 2021-2022 уч. году целевая аудитория расширилась, добавлена нозология детей с ОВЗ- дети с ЗПР, соответственно каждый пункт задач проекта распространяется на детей с РАС и ЗПР.
Планируемые результаты
Реализация проекта будет проводиться через: четкое планирование этапов, консультационно-методическое сопровождение, включение педагогического состава и родителей в образовательный процесс.
При реализации проекта будут достигнуты:
- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком с РАС, ЗПР.
- Формирование внутренней позиции потребности и стремление детей с РАС и ЗПР к общественно-значимой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
- Общая положительная динамика психического и физического развития детей с РАС, ЗПР.
- Обеспечение успешности ребенка с РАС, ЗПР на начальных этапах обучения.
- Возможность отслеживания специалистами ДОУ результатов в школе в течение первых лет обучения с целью совершенствования коррекционной работы.
Срок реализации проекта: 2 года.
Формы, методы и принципы реализации проекта
Методы психолого-педагогического сопровождения
Дети с РАС и ЗПР:
- Сенсорная интеграция
- Игровое взаимодействие
- Тренинги (песочная терапия, релаксация и пр.)
- Коррекционные занятия по лексическим темам
- Метод альтернативной коммуникации
- Метод обучения глобальному чтению
- Логомассаж
- Дыхательная, артикуляционная гимнастики
Родители детей с РАС и ЗПР:
- Психолого-педагогическое консультирование
- Тренинговые занятия
- Круглые столы
- Мастер-классы
- Родительские собрания
- «Родительская почта» (родители имеют возможность задать вопрос в письменной форме и получить ответ на любой вопрос в удобной для себя форме: на почту, в вотсап, устно/по телефону).
Формы психолого-педагогического сопровождения
Дети с РАС и ЗПР
- Индивидуальные, подгрупповые занятия;
- Интегрированные занятия со специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК, дефектолог, тьютор);
- Игра, совместные мероприятия с родителями.
Родители детей с РАС и ЗПР
- Индивидуальные, групповые занятия;
- Совместные занятия со специалистами (логопед, психолог, инструктор ЛФК, дефектолог, тьютор);
- Игра, совместные (спортивные праздники, утренники, открытые занятия, мастер-классы) мероприятия с родителями.
- Родительские собрания.
- Круглые столы.
Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с РАС (по Шоплеру):
- структурирования пространства;
- структурирования времени.
- структурирования деятельности;
- структурирования материалов
Этап 1. Подготовительный этап работы
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Место проведения | Срок проведения |
1.Определить направления для разработки и реализации проекта. | Заполнение карты оценки инклюзии в ДОУ (Приложение №1) Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ. Проведение первоначальной диагностики детей для выявления уровня знаний и умений (Приложение №2) | Творческая группа. Воспитатели. | Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» | 20.09.2020г. Сентябрь 2020г. |
| Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга. Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника. Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа» | Творческая группа. Воспитатели. | Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» Методический кабинет | Сентябрь-май (на протяжении всего проекта) |
3.Создание системы по развитию социально – коммуникативных навыков у детей с РАС, ЗПР. | Разработка и корректировка конкретных мероприятий. Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы. | Творческая группа. Учителя-логопеды. Воспитатели. | Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок». | Весь период |
Этап 2. Основной этап работы 2020-2021 уч.г.
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Место проведения | Срок проведения |
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра и с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. | Разработка примерного плана работы творческой группы. Обсуждение ранее просмотренного мастер-класса «Принципы обучения детей с РАС» Анализ предложенных «Рекомендаций для специалистов по работе с детьми РАС» Ознакомление с документами:
| Творческая группа | Методический кабинет | 20.11.2021г. |
Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников с РАС готовящихся к обучению в школе. | Мероприятия, направленные на формирование правильной осанки, выносливости, координации движений, развитие общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста, имеющих статус РАС. Занятия, спортивные праздники (совместно с родителями), досуги, логоритмика. | Музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели, родители, инструктор по ЛФК (в рамках НОД). | Зал ЛФК, Музыкальный зал, Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» | Сентябрь-май 2020 |
Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного сопровождения, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка. | Публикация статей: «Развитие коммуникативных качеств у ребёнка с РАС в условиях инклюзивной практики», «Организация работы с родителями, воспитывающих детей с РАС» в журнале «Молодёжь ХХI века» Приложение №3 | Супруненко Н.В. Юнеман И.Г. | 30.11.2020г. | |
Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников с РАС и первоклассников. | Сотрудничество узких специалистов в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ: индивидуальные консультации психолога и логопеда на базе консультационного центра МКДОУ, взаимопосещение методических объединений педагогов ДОУ и СОШ. | Творческая группа. Учитель-логопед | МКДОУ д/с 489 | Сентябрь-май |
Участие в практической конференции в рамках круглого стола «Необходимые знания и умения детей при поступлении в первый класс» (организатор-школа «Перспектива») Участие в мастер-классе «Альтернативная коммуникация» (Е.А.Павлова, тьютор, школа «Перспектива») | Творческая группа | Методический кабинет | 10.12.2020г. | |
Чтение художественной литературы. Речевые упражнения. Создание единой системы сопровождения семьи всеми специалистами ДОУ и СОШ (создание единого коррекционного образовательного маршрута в ДОУ с перспективой доработки и продолжения работы над коррекционным компонентом ФГОС ДО): консультации для родителей с целью привлечения родителей к участию в проекте; Мини-лекторий для педагогов «Педагогическое общение» (Приложение №5) | Воспитатели. Творческая группа Творческая группа | Сентябрь-май 4.12.2020г | ||
Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования. | Семинар «Развитие эмпатийного отношения к детям с ОВЗ у педагогов и воспитанников». | 24.12.2020г. | ||
Мастер-класс «Включение аутичного ребёнка в процесс игры» . | Н.С.Вилкова, школа «Перспектива» | Методический кабинет | 22.01.2021г. | |
Краткосрочная стажировка. «Практикоориентированная помощь логопеда» | О.С.Ерофеева, логопед, школа «Перспектива» | Методический кабинет | 26.01.2021г. | |
Семинар «Работа с детьми с РАС» | И.Н.Копылова | Методический кабинет | 29.01.2021г. | |
Круглый стол для родителей и воспитанников ДОУ «Всё о школе» Методические рекомендации | Е.А. Воробьёва, В.В.Рудько | Методический кабинет | 27.01.2021г. | |
Семинар- практикум «Сопровождение тьютором на занятиях в ДОУ» Методические рекомендации | В.В. Рудько, Н.С.Вилкова | Методический кабинет | 1.02.2021г. | |
Мастер- класс «Работа с визуальным расписанием» | Д.А.Шипулина, школа «Перспектива» | Методический кабинет | 4.02.2021 | |
Диагностика детей с РАС и ЗПР в ДОУ №489 специалистами школы «Перспектива» | Педагоги и специалисты ДОУ, специалисты школы «Перспектива», | Группа компенсирующей направленности «Особый ребёнок» | 8.02.2021г. | |
Вебинар «Ресурсная группа» как форма организации дошкольного образования детей с РАС» | школа «Перспектива» совместно с Ольгой Князевой педагогом-психологом ВРООИ «Искра Надежды», г. Воронеж | Методический кабинет | 10.02.2021г. | |
Проектирование последующей работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута в тесном взаимодействии со школой «Перспектива». | «Развитие графических навыков детей с ОВЗ» | О.С.Ерофеева, логопед, школа «Перспектива» | Методический кабинет | 17.03.2021г. |
Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного сопровождения, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка. | Родительские собрания: «Как развить интерес к школьному обучению у ребёнка с РАС?» (Приложение №) | Творческая группа | 8.04.2021г. |
2021-2022 уч. г. Основной этап
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Место проведения | Срок проведения |
1.Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексного сопровождения, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка. 2. Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников с РАС и первоклассников. 3. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования. 4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с расстройствами аутистического спектра с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. | 1.Посещение ДОУ кураторами школы Перспектива. Корректировка дорожной карты РО ИО.
| Творческая группа, Ерофеева О.С. | Методический кабинет | Сентябрь 2021г. |
1.Посещение ДОУ (уточнение готовности ДОУ к реализации инклюзивного образования). 2.Семинар-консультация «Информирование о проекте инклюзивное образование». 3.Методически рекомендации от кураторов шк. Перспектива. 4. Подготовка материалов для страницы «Инклюзивное образование». | Ерофеева О.С. Творческая группа ДОУ | МКДОУ д/с 489 | Октябрь 2021 | |
| Творческая группа | МКДОУ д/с 489 | Ноябрь 2021 | |
3.Супервизия ПП д/с №6
| Творческая группа. Учитель-логопед | МКДОУ д/с 489 | Декабрь 2021 | |
| Творческая группа, кураторы шк. Перспектива (Ерофеева О.С.) | Методический кабинет | Январь 2022 | |
1.Круглый стол для родителей воспитанников ДОУ « Все о школе». 2.Семинар-консультация «Идем в 1-й класс: правила приема, варианты обучения, соц.пакет». 3.Краткосрочная стажировка « Практикоориентированная помощь психолога». 4.Супервизия ППк д/с 508. 5.Методические рекомендации кураторов. 6. Мастер-класс по теме "Рекомендации педагогам ДОУ по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и ЗПР" – проведение мероприятия с педагогами ДОУ, публикация материалов на сайте ДОУ. | Воспитатели. Творческая группа | Методический кабинет | Февраль 2022 | |
1.Мастер-класс «способы организации взаимодействия между детьми с РАС». 2.Семинар «Инклюзивное образование в ДОУ» ч.3 3.Методические рекомендации. | Творческая группа. Перспектива (Ерофеева О.С.) | Март 2022 г. | ||
1.Семинар «Создание материалов с применением ИКТ для детей с ОВЗ». 2.Мастер-класс «Формирование умения распознавать и выражать эмоции у детей с РАС и ЗПР». 3.Методические рекомендации. 4. Разработка и публикация материалов на сайте ДОУ «Методы и формы включения детей с ОВЗ». | Творческая группа. Перспектива (Ерофеева О.С.) | Методический кабинет | Апрель 2022 г. | |
1.Круглый стол для специалистов ДОУ « поддержка ребенка с РАС и ЗПР в процессе взаимодействия с другими детьми». 2.Супервизия ПП д/с №453 3.Методические рекомендации. 4. «Методические рекомендации педагогам общеобразовательных организаций по работе с детьми с РАС».-публикация материалов на сайте ДОУ. | Творческая группа. О.С.Ерофеева, логопед, школа «Перспектива» | Методический кабинет | Май 2022 г. |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Место проведения | Срок проведения |
Провести качественный анализ проделанной работы | 1.Проведение итоговой диагностики детей для выявления уровня знаний и умений (Приложение 1) 2.Анализ результатов проделанной работы. 3.Заполнение карты оценки инклюзии в ДОУ 4. Выступление с презентацией о проделанной работе на итоговом педсовете. 5. Подготовка и публикация материалов для сайта ДОУ: -Игры на развитие памяти и внимания . -Игры на развитие памяти, внимания и мышления -Игры для формирование относительных прилагательных -Рабочая тетрадь "Читаю-понимаю" -Упражнение "Прочитай и подбери". - Карточки для формирования артикуляционной имитации. -Основы прикладного анализа поведения Контрольный список важнейших навыков общения. -Применение ИКТ в работе коррекционного пепедагога с детьми с ОВЗ в ДОУ . | Воспитатели, учителя-логопеды. | ДОУ | Май- 2021г. Май 2022г. |
Список использованных источников:
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. шк. / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 375 с.
- Баенская Е.Р. Особенности раннегоᴏ аффективного развития аутичного ребенка в возрасте ᴏт 0 дᴏ 1,5 лет // Альманах ИКП РАO. - 2001. – № 3, – С.3-4.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. - М.: ИКП РАО, 2000. – 89 с.
- Барон-Коэн С. аутизм и техническое мышление [Электронный ресурс] Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/08/autizm.pdf
- Башина В. М., Симашкᴏва Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма// Исцеление: Альманах. — М., 1993, вып. 1. – С. 154-160.
- Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / Ольга Богдашина. – Донецк: Лебедь, 1999. – 156 с.
- Волкмар,Ф.Р., Вайзнер, Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн. 1/ Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер; пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 224 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
- Иванᴏв Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция – СПб.: «Дидактика Плюс», 2004. – 80 с.
- Кᴏвалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. – 76 с.
- Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М., 209 – 219с.
- Крылᴏв А.А. «Психология: учебник (2-е издание)»: Издательствᴏ Проспект; 2005. – С.14-16.
- Никᴏльская O.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи / Никᴏльская O.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.- М.: Теревинф, 1997. – С.10-11.
- Усова, А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. Запорожца А.В. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
Приложение 1.
Сравнительные показатели развития за 2021-2022 уч. год представлены на графике 1,2.
График 1.
Таб.2 Общие показатели группы по основным областям развития
начало уч. года | середина уч.года | конец уч. года | |
общие представления | 12 | 18 | 19 |
общая моторика | 16 | 23 | 23 |
тонкая моторика | 14 | 23 | 24 |
конструктивный праксис | 14 | 23 | 25 |
графический праксис | 12 | 23 | 24 |
речевое развитие | 11 | 16 | 20 |
сенсорное развитие | 11 | 18 | 24 |
пространственно-временные отн-я | 10 | 14 | 17 |
основы счета/математика | 9 | 11 | 18 |
внимание | 14 | 18 | 24 |
память | 14 | 18 | 25 |
мышление | 14 | 18 | 22 |
эмоционально-волевая сфера | 13 | 19 | 27 |
График 2.
По результатам диагностики в конце учебного года среди других отмечается: положительная динамика в области эмоционально-волевой сферы воспитанников (вступают сами в контакт, поддерживают его, понимают цель занятия/беседы; адекватно реагируют на предложенные задания; проявляют заинтересованность в происходящем; реакция на одобрение/порицание – становится более адекватной ситуации); развитии высших психических функций (повышается объем слухо-речевой памяти у детей с вербальной речью, прочность запоминания и способность использовать вспомогательные средства для запоминания; так же повышается уровень устойчивости внимания, концентрации и переключения; мышление усложняется); моторика (движения приобретают согласованность и точность); темп работы повышается, приобретается стабильность, регуляторные функции (уровень саморегуляции повышается, появляется критичность дейтсвий), социально-ккоммуникативные навыки так же прогрессируют. Особенно сильно отмечается положительная динамика в этой области у детей с РАС (дети переходят от безречевого периода к речевому: вербальному и вспомогательным способам коммуникации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети с расстройствами аутистического спектра на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении: организация взаимодействия
Дети с аутичными расстройствами на музыкальных занятиях....
Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации развивают не только сенсорные и речевы...
Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...
Обучение письму детей с расстройствами аутистического спектра
Описана последовательная работа по обучению письму детей с расстройством аутистического спектра....
Особенности подготовки детей с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
В педагогической статье представлен материал по особенностям подготовки детей с РАС к обучению в школе....
- Мне нравится (1)