Статья на тему "Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ"
статья

Гасанова Ильхама Таптыговна

Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ

За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз. Социализация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения.

Перспективной формой включения аутичного ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная интеграция в группы ДОУ.

Задачами специалистов сопровождения являются:

- психолого-педагогическое обследование детей и родительско -детского взаимодействия;

- предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;

- вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;

- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

- подбор адекватных средств общения с ребенком;

- помощь в личностно-социальном развитии;

- подбор оптимальных способов обучения маленького человека;

- проведение развивающих и психокоррекционных занятий по индивидуальному плану;

- формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;

- нормализация родительско - детских отношений;

- помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка и преодолении

психологических проблем, связанных с этим.

Отличительной особенностью является работа с ребенком по индивидуальной программе. Каждый специалист индивидуально подбирает конкретное содержание психолого-педагогической помощи, которое обсуждается с родителями. Содержание программы должно учитывать актуальный уровень развития ребенка, рекомендации ИПРА, ПМПК, категорию ребенка с ОВЗ.

При успешной коррекционной работе дети в разных пределах могут осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать активную избирательность, целенаправленность в поведении, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии.

Важной поведенческой особенностью детей с ранним детским аутизмом является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира.

Поведенческие проблемы варьируются в зависимости от степени выраженности аутизма. Это отражено в классификации раннего детского аутизма созданной О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг, в которой выделены 4 группы детей. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей первой группы отмечается отрешенность от внешней среды, у второй – ее отвержение, у третьей – ее замещение, у четвертой – сверхтормозимость ребенка его средой.

При успешной коррекционной работе дети в разных пределах могут осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать активную избирательность, целенаправленность в поведении, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии.

Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Подтвердили свою эффективность следующие методы и технологии:

  • Комплекс наглядных методов обучения и воспитания детей с РАС.
  • Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с РАС.
  • Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с РАС.
  • Арт-терапевтические методы в обучении и воспитании детей с РАС.

Необходимо принимать во внимание трудности, связанные с нарушением развития речи и коммуникации при расстройстве аутистического спектра. Трудность понимания устной речи может приводить к искаженному восприятию услышанного и прочитанного:

- важно говорить ровным тоном;

- не говорить слишком быстро.

Перед тем как дать инструкцию необходимо привлечь внимание ребенка, называя его по имени, следует использовать несложные инструкции и объяснения.

В работе с детьми с РАС используются арт-терапевтические методы: рисуночная терапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия. Они представляют собой невербальную форму психокоррекции, в которой основной упор делается на творческое самовыражение ребенка.

Рисуночная терапия в форме совместного рисования — особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

Статья. Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра

Это статья поможет родителям возможно более раньше выявить проблему у ребёнка в речевом развитии....

Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра при их обучении и воспитании

В данной статье будут даны рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и педагогов, работающих с  детьми, каким образом организовать собственную речь, ...

Статья из опыта работы на тему: «Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в дошкольной образовательной организации»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенч...

"Необходимость соблюдения режима дня при воспитании детей с расстройствами аутистического спектра"

Консультация для родителей: "Необходимость соблюдения режима дня при воспитании детей с расстройствами аутистического спектра" Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предус...