Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Диагностика детей 3-4 лет
Задание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvenno-estetich.razvitie.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы педагогической диагностики для детей
с интеллектуальными нарушениями
Художественно-эстетическое развитие
Диагностика детей 3-4 лет
1. Задание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности.
Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.
Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать дорожку, а затем клубочек. Способы рисования не показываются.
Обучение проводится, если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать дорожку (клубок), и предлагает выполнить задание по показу.
Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.
2. Задание «Построй фигуру».
Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.
Оборудование: плоские палочки одного цвета, из которых надо сложить определенную фигурку.
Проведение обследования: педагог строит перед ребенком определенную фигурку, предлагает ребенку построить такую же.
Обучение: если ребенок испытывает затруднения, педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я».
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.
3. Задание «Послушай музыку».
Направлено на выявление эмоциональных и двигательных реакций на звучание веселой музыки, умения проявлять реакцию по показу, по подражанию.
Оборудование: аудиозапись музыкального фрагмента с веселой музыкой.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай, что это звучит? Нравится тебе? Покажи, как ты умеешь плясать.»
Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить движение по подражанию: «Смотри и делай как я».
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно реагирует на звучание музыки – поворачивает голову в сторону звучания, улыбается, выполняет несколько танцевальных движений; выполняет танцевальные действия по подражанию; отказывается действовать.
4. Задание «Любимая сказка».
Направлено на выявление интереса ребенка к художественной литературе.
Оборудование: две книги по сказкам «Репка», «Колобок», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги. Здесь две сказки: возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее».
Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. При необходимости сам называет одну сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.
Диагностика детей 4-5 лет
1. Задание «Нарисуй дом» направлено на выявление уровня умения нарисовать предметный рисунок и интереса к изобразительной деятельности.
Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.
Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать домик. Способы рисования не показываются.
Обучение проводится, если ребенок не выполняет задание по речевой инструкции, взрослый показывает, как рисовать домик и предлагает выполнить задание по показу.
Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.
2. Задание «Построй скамейку».
Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.
Оборудование: два набора одного цвета – два кубика и один кирпичик.
Проведение обследования: педагог строит перед ребенком из кубиков и кирпичика скамейку, затем предлагает ребенку построить такую же.
Обучение: если ребенок испытывает затруднения, педагог предлагает выполнить задание по подражанию: «Смотри и делай как я».
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.
3. Задание «Послушай музыку».
Направлено на выявление умения различать звучание веселой и грустной музыки, реагировать на звучание этих мелодий.
Оборудование: аудиозапись музыкального фрагмента грустной и веселой музыкой.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай, какая музыка звучит (Звучит веселая музыка) Нравится тебе? А теперь какая музыка звучит? (Звучит грустная музыка). Что можно делать под веселую музыку? Покажи. А что можно делать под грустную музыку? Покажи».
Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить действия по показу: под веселую музыку одни действия, а под грустную – иные. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (различает характер музыки, может назвать ее характер и выполнить определенное действие); выполняет задание после обучения; не выполняет задание.
4. Задание «Любимая сказка».
Направлено на выявление интереса ребенка к художественной литературе.
Оборудование: три книги по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги. Здесь две сказки: возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее».
Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. При необходимости сам называет одну сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.
Диагностика детей 5-6 лет
1. Задание «Нарисуй мячик» направлено на выявление уровня умения нарисовать предметный рисунок и интереса к изобразительной деятельности.
Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.
Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать мячик. Способы рисования не показываются.
Обучение не проводится. Если ребенок не выполняет задание, то предлагается нарисовать то, что он умеет (рисунок прилагается).
Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.
Рисунок прилагается к личному делу ребенка, на листе ставится дата выполнения рисунка.
2. Задание «Построй ворота».
Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.
Оборудование: шесть кирпичиков одного цвета.
Проведение обследования: педагог за экраном строит из трех кипичиков ворота. Ребенку предлагается рассмотреть уже готовую постройку и построить такие же ворота.
Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по показу: «Смотри, как я строю: вот одна сторона ворот, вот другая, а сверху перегородка».
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.
3. Задание «Поиграй на инструментах».
Направлено на выявление умения выбрать по названию среди предложенных четырех инструментов один-два заданных и поиграть на них.
Оборудование: металлофон, бубен, колокольчик, две деревянные ложки или детская арфа.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно, что это за предметы? Для чего они нужны?» После ответа предлагает: «Поиграй на металлофоне».
Обучение: если ребенок не может выполнить задание, педагог предлагает выполнить действия по показу, т.е. объясняет и показывает, как играть на металлофоне. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (самостоятельно, т.е. выбирает заданный инструмент из множества других и может поиграть на нем; выполняет задание после обучения; не выполняет задание).
4. Задание «Подбор иллюстрации к любимой сказке».
Направлено на выявление знаний ребенка к художественной литературе, умений узнать сказку и подобрать к ней подходящую иллюстрацию.
Оборудование: четыре книги по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», ярко иллюстрированные, с крупными сюжетными картинками.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Посмотри внимательно на книги, которые ты знаешь. Возьми ту, которая тебе больше нравится. Посмотри внимательно и назови ее. А эта картинка к какой сказке? Как она называется?».
Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает полистать одну из книг, рассмотреть иллюстрации и назвать сказку. Если и это не помогает, то педагог переходит на уровень действия по образцу и сам называет сказку, предлагая ребенку выбрать ее по названию, либо назвать сказку по картинке.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выбирает книгу, называет сказку; выбирает и называет после оказания помощи; не выполняет задание после обучения.
Диагностика детей 6-7(8) лет
1. Задание «Нарисуй человека» направлено на выявление уровня умения создавать предметные рисунки и интереса к изобразительной деятельности.
Оборудование: фломастеры разных цветов или набор цветных карандашей, несколько листов белой бумаги для рисования.
Поведение обследования: ребенку предлагается нарисовать человека.
Обучение не проводится. Если ребенок не выполняет задание, то предлагается нарисовать то, что он умеет.
Оценка действий ребенка: понимает ли речевую инструкцию; выполняет ли специфические действия с карандашом (фломастером); анализ способов выполнения рисунка: черкание, преднамеренное черкание, предметный рисунок; отношение к рисованию; результат.
Рисунок прилагается к личному делу ребенка, на листе ставится дата выполнения рисунка.
2. Задание «Построй домик».
Направлено на выявление уровня сформированности конструктивной деятельности, умения действовать по показу, по подражанию.
Оборудование: 12 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: педагог за экраном строит из шести палочек домик с крышей. Ребенку предлагается рассмотреть уже готовую постройку и построить такой же домик.
Обучение: при затруднениях педагог предлагает выполнить задание по показу: «Смотри, как я строю: вот стены, а вот крыша».
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – по показу, по подражанию; обучаемость, конечный результат.
3. Задание «Угадай мелодию».
Направлено на выявление умения действовать в такт музыке.
Проведение обследования: педагог говорит ребенку: «Послушай внимательно музыку, если услышишь тихую музыку, хлопай тихо, а если громкую, хлопай громко».
Обучение: если ребенок не может выполнить задание, педагог предлагает выполнить действия по показу.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, способы выполнения – самостоятельно (самостоятельно хлопает в соответствии с условиями задания; выполняет задание после обучения; не выполняет задание).
4. Задание «Танцевальные движения».
Направлено на выявление умения выполнять одно из плясовых движений под музыку (стучать каблучком; поочередно выставлять вперед то левую, то правую ногу; делать шаг вперед, шаг назад на носочках; кружиться на носочках; выполнять «маленькую пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево).
Оборудование: аудиозапись с плясовой мелодией.
Проведение обследования: педагог предлагает ребенку прослушать мелодию и выполнить одно из знакомых движений под музыку.
Обучение: если ребенок затрудняется, педагог предлагает ему выполнить задание по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно выполняет танцевальные движения; выполняет задание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».
Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства о...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.
В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.
Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всег...