Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Социально-коммуникативное развитие
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать слвместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы педагогической диагностики для детей
с интеллектуальными нарушениями
Социально-коммуникативное развитие
Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства общения, контактность; выявление основных способов усвоения им общественного опыта – умение действовать слвместно со взрослым, по показу, образцу, по речевой инструкции; определение уровня сформированности навыков самообслуживания – навыки опрятности, еды, одевания, раздевания, умывания; особенностей поведения и эмоционально-волевых реакций.
Диагностика детей 3-4 лет
1. Представления ребенка о себе:
- Как тебя зовут?
- С кем ты пришел?
- Как зовут твою маму?
2. Представления ребенка близких взрослых:
- Как зовут маму?
- Как зовут твоего папу?
3. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
4. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
5. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
6. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
7. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
10. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 4-5 лет
1. Представления ребенка о себе:
- Как тебя зовут? А как ласково тебя можно назвать?
- Покажи, чем ты ходишь.
- Покажи, чем ты смотришь.
- Где твои ушки?
2. Представления ребенка близких взрослых:
- Как зовут твою маму (папу, бабушку)?
- Кто еще есть в вашей семье?
3. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
4. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
5. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
6. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
7. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
8. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
10. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 5-6 лет
1. Представления ребенка о себе и своих родителях:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какая у тебя фамилия?
- Как зовут маму (папу)?
- Кто еще есть в вашей семье?
- Назови свой домашний адрес.
2. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
3. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
4. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
5. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
6. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
8. Задание «Поиграй».
Оборудование: детская коляска, мячик, посуда, две куклы, грузовая машинка, матрешка, кубики, воздушный шарик.
Проведение обследования: педагог приглашает ребенка в игровой уголок и предлагает ему поиграть: «Возьми, что хочешь, и поиграй».
Обучение: в случае если ребенок не берет самостоятельно игрушки, взрослый показывает действия и комментирует: «Вот куклы, они хотят есть, давай их покормим. Смотри и делай как я».
Другой пример. Педагог приглашает ребенка поиграть с машиной, нагрузить ее кубиками, а затем отвезти их в другой конец комнаты и там построить лесенку для матрешки. Если ребенок не включается в эти игры, ему предлагают поиграть с мячом, покатать его и побросать (можно использовать и воздушный шарик). Важно зафиксировать эмоциональную включенность ребенка в выполнение игровых действий и характер их выполнения.
Оценка действий ребенка: принимает ли задание, какие способы использует: самостоятельно, по показу, по подражанию; каков характер действий – неадекватные, манипулятивные, процессуальные или предметно-игровые.
Диагностика детей 6-7 лет
1. Представления ребенка о себе и своих родителях:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Какая у тебя фамилия?
- Как зовут маму (папу)?
- Кто еще есть в вашей семье?
- Назови свой домашний адрес.
2. Навык еды:
- самостоятельно ест и пьет;
- ест и пьет с помощью взрослого.
3. Навык одевания:
- самостоятельно одевается;
- одевается с помощью взрослого.
4. Навык умывания:
- самостоятельно умывается;
- умывается с помощью взрослого.
5. Навык опрятности:
- пользуется туалетом самостоятельно;
- пользуется туалетом при помощи взрослого;
- не сформирован навык опрятности (своевременно не просится в туалет).
6. Средства общения ребенка:
- экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд глаза в глаза, жесты и т.д.);
- предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.).
- речевые средства общения (высказывания, вопросы).
7. Характеристика контактов ребенка со взрослым:
- устанавливает контакт легко и быстро;
- контакт избирательный;
- контакт формальный;
- не вступает в контакт.
Таблица фиксации результатов
№ п/п | Основные линии развития | Актуальный уровень (выполняет самостоят-но) | Зона ближайшего развития (выполняет после обучения педагогом) | Ниже зоны ближайшего развития (имеет слабые возможности/ не выполняет) |
Социально-коммуникативное развитие | ||||
1. | Представления о себе | |||
2. | Представления о близких взрослых | |||
3. | Навык еды | |||
4. | Навык одевания | |||
5. | Навык умывания | |||
6. | Навык опрятности | |||
7. | Невербальные средства общения | |||
8. | Вербальные средства общения | |||
9. | Интерес к общению со взрослым | |||
10. | Сформированность игровых действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие двигательной памяти детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях по физическому развитию
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений или систем движений. Важность этого вида памяти в том, что она служит основой для форматирования практических и т...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.
В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.
Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всег...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.
Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....
Конспект психолого-педагогического занятия: «Прогулка по городу» образовательная область социально коммуникативное развитие в средней возрастной группе (4 - 5 лет)
Конспект составлен на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю.Куражевой с добавлением игр В.Воскобовича. Возрастная группа ...