Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всего обследования, а также предлагаются специальные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы педагогической диагностики для детей с интеллектуальными нарушениями
Речевое развитие
Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всего обследования, а также предлагаются специальные задания.
Диагностика детей 3-4 лет
1. Задание «Покажи картинку».
Направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (употребляемых существительных и глаголов).
Оборудование: два набора картинок: один – из шести штук с изображением картинок, знакомых ребенку из опыта его обыденной жизни (чайник, чашка, автобус, ложка, яблоко, огурец); второй – из четырех штук с изображением простых действий: девочка одевается, мальчик умывается, мальчик катается на коньках, девочка рисует).
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки и предлагают показать одну из них, например, «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит повторить и т.д. Затем уточняет назначение предметов (Чем мы едим суп; Из чего мы пьем).
Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует», - и просит ребенка повторить фразу. При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи – понятной или малопонятной для окружающих.
2. Задание «Спрячь игрушку».
Направлено на выявление словесных инструкций различной сложности, а также понимания простых предлогов (на, в, под), уровня сформированности фразовой речи.
Оборудование: игрушки – игрушечный домик, собачка, машина, зайка.
Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину, спрятать собачку под стол, посадить зайку на стул.
После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставить домик?», «Скажи, куда спрятал зайку?» и т.д.
Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее, но не более трех раз.
Оценка действий ребенка: фиксируется выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей. В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда его что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умение повторить за взрослым фразу, слова: лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.
Диагностика детей 4-5 лет
1. Задание «Покажи картинку».
Направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка.
Оборудование: наборы картинок с изображением знакомых ситуаций (мальчик катается на велосипеде; девочка поливает цветы из лейки; дети играют с мячом; дети во дворе – одни катаются на качелях, другие скатываются с горки).
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре сюжетные картинки и предлагают показать одну из них, например, «Покажи, где дети играют во дворе». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам. Затем по очереди просит показать и назвать: «Во что играют дети во дворе? Где девочка поливает цветы? Где мальчик катается на велосипеде?»
Оценка действий ребенка: принимает и понимает задание, не понимает задания; активная речь – наличие (отсутствие) фразовой речи; особенности фразовой речи – понятная для окружающих, малопонятная для окружающих, аграмматичная, нарушение звукопроизношения.
2. Задание «Спрячь игрушку».
Направлено на выявление умения выполнять словесные инструкции различной сложности, а также определения уровня понимания простых предлогов (в, на, под, за), уровня сформированности фразовой речи.
Оборудование: игрушки – игрушечный домик, машина, матрешка, юла.
Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия – поставить машинку в домик; спрятать юлу под стул; поставить матрешку за домик. После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставить машинку?», «Скажи, куда спрятал юлу?» и т.д. Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее, но не более трех раз.
В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова, называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда его что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умение повторить за взрослым фразу, слова: лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи; наличие речевых высказываний, их характер (фразовая речь – понятная для окружающих, малопонятная для окружающих).
Диагностика детей 5-6 лет
1. Задание «Покажи картинку».
Направлено на выявление уровня развития понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках, умения называть эти предметы.
Оборудование: восемь картинок с изображениями предметов, знакомых ребенку (ложки, кастрюли, лейки, лопаты, молотка, варежек, машины, мяча).
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на словесные инструкции (Покажи, чем люди едят. В чем варят суп? Чем забивают гвоздь? Что люди надевают на руки зимой? Из чего поливают растения? Чем копают землю? С чем играют дети?).
Оценка действий ребенка: выбирает картинки в соответствии с инструкцией, называет предметы, изображенные на картинке.
2. Задание «Спрячь игрушку».
Направлено на выявление понимания и употребление ребенком простых предлогов (под, на, в, за), умения обобщать свои действия в словесных высказываниях.
Оборудование: коробка, домик, стул, стол, машинка.
Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующее действие: «Спрячь машинку в коробку». Затем его спрашивают: «Куда спрятал машинку?» В дальнейшем ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Поставь машинку за домик»; «Спрячь машинку под стул» и т.д. и рассказать о них.
Оценка речевого развития ребенка: выполнение действий в соответствии со словесной инструкций, употребление предлогов.
Диагностика детей 6-7(8) лет
1. Задание «Прямые палочки».
Направлено на выявление готовности к выполнению элементарных графических заданий.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Проведение обследования: педагог кладет перед ребенком лист белой бумаги с изображением двух-трех прямых палочек и говорит: «Вот я нарисую еще палочку. Теперь ты нарисуй рядом такие же палочки, как у меня». Ребенку предлагается написать строчку палочек по прямой линии.
Обучение: если ребенок затрудняется, педагог выполняет задания вместе с ним, а затем предлагает ребенку нарисовать самому такие же палочки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения (самостоятельно, по показу, после обучения); результат.
Исследование уровня развития речи включает изучение степени понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Также предлагаются специальные задания.
В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т.е. его словарный запас, определяется его умение выполнять словесные указания различной сложности.
2. Задание «Покажи картинку».
Направлено на выявление понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: восемь картинок с изображениями предметов, знакомых ребенку (шапка, варежки очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы).
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают картинки, при этом речевая инструкция не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на словесные инструкции (Покажи, что люди надевают на голову, когда идут на улицу. Что люди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? Что нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бумагу? Что нужно взять на улицу, если идет дождь?).
Оценка действий ребенка: выбирает ли картинки в соответствии с инструкцией, называет или нет предметы, изображенные на картинке.
3. Задание «Спрячь игрушку».
Направлено на выявление понимания и употребление ребенком простых предлогов (под, на, в, за)
Оборудование: игрушки (зайка, машинка, коробка, домик).
Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующее действие: «Посади зайку в домик. Расскажи, куда спрятал зайку. Спрячь машинку под стул» и т.д.
Оценка речевого развития ребенка: выполнение действий в соответствии со словесной инструкций, употребление предлогов в активной речи.
4. Задание «Покажи картинку».
Направленно на выявление уровня сформированности у ребенка грамматического строя речи, в частности умения употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают картинки попарно и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья».
Оценка действий ребенка: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Таблица фиксации результатов
№ п/п | Основные линии развития | Актуальный уровень (выполняет самостоят-но) | Зона ближайшего развития (выполняет после обучения педагогом) | Ниже зоны ближайшего развития (имеет слабые возможности/ не выполняет) |
Речевое развитие | ||||
1. | Понимание речи | |||
2. | Активная речь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика нарушений речевого развития у детей.
Изучение состояния детской речи имеет огромное значение в системе всей коррекционно - развивающей работы, от его организации зависит результат логопедического воздействия.Предлагаю вашему вниман...
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
Психолого – педагогическая диагностика нарушений речевого развития
Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, ...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства о...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный...
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.
В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....
Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.
Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....