«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».
презентация по рисованию по теме
Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духовно-нравственное развитие общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…Каждый ребенок-художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста…» (П. Пикассо).
В рекомендациях 1248 Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, отмечается, что образование как фундаментальное право человека должно быть приспособлено к специфическим потребностям каждого человека, а особо одаренные дети должны пользоваться приближенными к их нуждам условиям обучения, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества . Ведется активный поиск новых эффективных методов работы с одаренными детьми, к организации образовательного процесса, отвечающего их психологическим особенностям.
Начало этой большой и сложной работы лежит в определении критериев одаренности в определенной познавательной сфере и отбора детей, отвечающих этим критериям. Моя работа касается детей со специальной (не общей) одаренностью, с художественно-эстетической одаренностью, проявляющейся в конкретном виде деятельности – изобразительной, на занятиях по изобразительной деятельности . Художественно-эстетическая одаренность представляет собой не самый изученный вид одаренности по причине ее глубокой связи с духовной сферой личности художника: предметом его художественного творчества является не только реальный мир, но и собственный внутренний мир с только ему понятными душевными переживаниями.
Не случайно известный психолог Л.С.Выготский рассматривал феномен художественной одаренности в рамках психологии искусства. Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духовно-нравственное развитие общества.
. Исходя из этого определения, можно выделить три основных этапа проявления художественно-эстетической одаренности: 1) эстетическое восприятие и принятие мира природы и человека во всем его многообразии; 2) воплощение новых творческих образов в какой-либо художественной форме; 3) представление созданного творческого художественного продукта обществу посредством воздействия на его духовную сферу.
В изобразительной деятельности выявление талантливых детей не требует особого труда – оно всегда очевидно по конечному результату. Но создание условий для их максимального раскрытия в деятельности, устранение причин, препятствующих творческому росту детей, особых усилий. Я стараюсь развивать способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий и работ в различных техниках изобразительной деятельности, используя современные технологии.
Зачастую творчески одаренные дети не слишком успешны в своей основной, деятельности. Многие родители считают, что незачем тратить время на рисование, что гораздо важнее занятия основными учебными дисциплинами. Моей задачей является убедить их в необходимости дальнейшего развития творческого потенциала ребенка, в формировании у него психологии успешности.
Для определения критериев одаренности применяется психологический инструментарий, хотя на практике факт наличия художественной одаренности виден сразу по конечному продукту творчества художественно одаренной личности - рисунок, скульптура и др.
Основными признаками высокой одаренности в художественной сфере являются раннее проявление изобразительных способностей у ребенка, быстрый темп освоения новых приемов и навыков в этой сфере, постоянный интерес к занятию изобразительной деятельностью, наличие элементов оригинальности и креативности в продукте творчества.
Успешное решение проблемы определения способностей и меры одаренности каждого ребенка невозможно осуществить посредством какой-либо одноразовой процедуры, поэтому психологическое сопровождение этой динамики – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой и особенностями индивидуального развития каждого ребенка. Основная цель выявление художественно-одаренных детей– раскрытие природного потенциала каждого ребенка.
Основными этапами работы с такими детьми являются: - определение практически приемлемого понятия «художественно-эстетическая одаренность»; - осуществление процедуры психодиагностики детей и выбор критериев оценивания; - разработка плана и программы занятий с детьми, обладающими художественно-эстетической одаренностью, включающего следующие мероприятия, как
- работа ИЗО-студии «Цветные ладошки», организация выставок художественно - одаренных детей; - активное участие в районных, городских, международных выставках и конкурсах;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А.Сухомлинский
Развитие детского творчества Этапы творческой деятельности. Своеобразие творческой деятельности. Выразительные средства, используемые ребенком в создании образа. Условия развития детского творчества.
Развитие детского творчества БОЛЬШУЮ РОЛЬ В ЭТОМ ПРИЗВАНЫ СЫГРАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРЫХ – РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА, ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ЗАДАЧ, РЕШЕНИЕ ЕЕ ДОЛЖНО НАЧАТЬСЯ УЖЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ. НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЭТОГО – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ, АППЛИКАЦИИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЧУВСТВА: РАДУЕТСЯ КРАСИВОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ, СОЗДАННОМУ ИМ, ОГОРЧАЕТСЯ, ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. В РАБОТЕ НАД ИЗОБРАЖЕНИЕМ РЕБЕНОК ПРИОБРЕТАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАНИЯ: УТОЧНЯЮТСЯ И УГЛУБЛЯЮТСЯ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ. СОЗДАВАЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ, РЕБЕНОК ОСМЫСЛИВАЕТ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ, ЗАПОМИНАЕТ ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕТАЛИ, ОВЛАДЕВАЕТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ И УЧИТСЯ ОСОЗНАННО ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ. НЕДАРОМ ЕЩЕ АРИСТОТЕЛЬ ПОДЧЕРКИВАЛ, ЧТО ЗАНЯТИЯ РИСОВАНИЕМ СПОСОБСТВУЮТ РАЗНОСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА К ПРОЦЕССУ ТВОРЧЕСТВА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЧУВСТВА, РАДУЕТСЯ КРАСИВОМУ ИЗОБРАЖЕНИЮ, ЛЮБУЕТСЯ ИМ, ОГОРЧАЕТСЯ, ЕСЛИ ЧТО – ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, СТАРАЕТСЯ ДОБИТЬСЯ УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕГО ЕГО РЕЗУЛЬТАТА ИЛИ, НАОБОРОТ, ТЕРЯЕТСЯ, ОПУСКАЕТ РУКИ, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ (В ЭТОМ СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМО ЧУТКОЕ, ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА, ЕГО ПОМОЩЬ).
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? В РАБОТЕ НАД ИЗОБРАЖЕНИЕМ РЕБЕНОК ПРИОБРЕТАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ЗНАНИЯ, УТОЧНЯЮТСЯ И УГЛУБЛЯЮТСЯ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ, ОН ОВЛАДЕВАЕТ НОВЫМИ ДЛЯ НЕГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ. СОЗДАВАЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРЕДМЕТА, ПЕРЕДАЕТ СЮЖЕТ, ВКЛЮЧАЕТ В НЕГО СВОИ ЧУВСТВА, ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК ОНО ДОЛЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ . В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ У НЕГО НЕ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН САМ ПРИДУМЫВАЕТ ТЕМУ ДЛЯ СВОЕГО РИСУНКА, НО И ТОГДА, КОГДА СОЗДАЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПО ЗАДАНИЮ ПЕДАГОГА.
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы : в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги , поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников . Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
1 . Метод « Восковые мелки + акварель». Возраст: от трех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
2. Метод «Рисование ладошками»
3. Метод « Рисование манкой» Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: мисочки с краской и манкой, кисти, клей, плотная бумага любого цвета. Способ получения изображения: есть два варианта рисования манкой: 1- нанести клей на контур рисунка и далее посыпать манкой; 2- манка смешивается с любым цветом краски и наносится на рисунок с помощью кисти.
4. Метод «Рисование поролоном » Средство выразительности: фактура, цвет. Материалы: краска, плотная бумага любого цвета, поролоновые штампы. Способ получения изображения: штамп из поролона окунается в краску и и методом штампования рисовать разнообразные, можно рисовать в хаотичном порядке, а можно создавать композиции.
5. Метод «Рисование пальчиками» Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с краской, плотная бумага любого цвета. Способ получения изображения: ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу.
6. Метод «Монотипия предметная». Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
7. Метод «Набрызг». Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь!» «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать На бумаге, на асфальте, на стене, И в трамвае на окне…» Э.Успенский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.
Так Дымковская слобода выглядит сегодня .
Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров
Сделаны из глины Игрушки всем на диво. Дети в карусели На лошадок сели.
Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка. Все расписаны бока.
Вот вам барыни, А вот и кавалеры. У барынь алые щеки и губки. Нарядные платья и теплые шубки. Хоть весь базар обойдёте, Лучше барынь не найдёте. Наши руки крендельком, Щёки, будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками.
Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.
О ЦВЕТЕ Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного , малинового , жёлтого , оранжевого , голубого , зеленого , синего и черного
ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины
Посмотрите, как можно начать рисовать узоры на юбке
Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Свернут блин , и получится колокол юбки для барыни. К ней«примажут » стан, ручки, головку.
Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Стихотворения о дымковских игрушках
Пусть вам лучшею подружкой Станет русская игрушка . И недаром все музеи Дорожат, гордятся ею.
Посмотри, как хороша Эта девица-душа: Щечки алые горят, Удивительный наряд.
Через горные отроги Через крыши деревень, Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень.
Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный щеток. Да алеет гребешок. (П. Синявский)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. (В.Фофанов).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида
Конспект
организованной образовательной деятельности
педагога с детьми старшего дошкольного возраста
в рамках образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
на тему: «Долина мастеров»
Подготовила: Старухина Наталья Николаевна,
педагог дополнительного
образования по изодеятельности, IКК
Анна 2017 год
Цель: Развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Задачи:
-Знакомить с понятием «чеканка», как видом декоративно-прикладного искусства.
-Формировать и развивать навыки ручного труда, укреплять мелкую мускулатуру руки.
-Вырабатывать навыки копирования рисунка по трафарету.
-Развивать творческую самостоятельность, воображение.
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России, прививать интерес к русской народной культуре.
Материалы и оборудование:
Мультимедийный экран, электронные носители с музыкой, образцы чеканок, фольга, картон, деревянные палочки, шариковые ручки, контурные рисунки, трафареты.
Ход организованной деятельности
Педагог вместе с детьми заходит в группу.
Педагог: Ребята у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
(Дети здороваются с гостями, в этот момент, слышен стук в дверь.) - Вам передали посылку.
Педагог: (Удивленно) Интересно, что там, давайте посмотрим?
Дети: Да.
(Педагог открывает посылку и достает записку).
Педагог: Здесь записка, читает.
Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Иван, я мастер по художественной обработке металла, профессия моя называется - чеканщик. Я хочу сделать фотовыставку из чеканок, это очень редкое и красивое ремесло, но вот беда, мне не хватает несколько фотографий. Ребята помогите, пожалуйста, мне очень нужна ваша помощь.
Все необходимые инструменты для вашего творчества я положил в посылку. Сможете, сделать чеканки для моей фотовыставки и отправить фотографии с вашими работами, чтобы я разместил их. Уважением мастер Иван.
(По очереди педагог достает предметы: чеканки для показа, листы из фольги, карандаши, деревянные палочки).
Педагог: Для того чтобы помочь мастеру, нужно познакомимся с изготовлением чеканки и узнать об этом ремесле.
(Педагог обращает внимание детей на мультимедийный экран, дети рассматривают на слайдах обработанные чеканщиком чашки, подносы и чеканки).
Педагог: Ребята, что у меня в руках? (У педагога в руках чеканка).
Ответы детей: Чеканка.
Педагог: Верно. Из чего она сделана? (Педагог предлагает детям потрогать чеканку).
Ответы детей: Из железа.
Педагог: А вы запомнили, как называется профессия человека, который делает чеканки?
Ответы детей: Чеканщик.
Педагог: Еще его можно назвать – художником по металлу.
Педагог: Без специальных инструментов – чеканку не сделать. Потому, что их делают из металла и древесины. Ребята, поможем мастеру, сделаем для его фотовыставки чеканки?
Дети: Поможем.
Педагог: Для того, чтобы начать работать, нам нужно превратиться в самых настоящих мастеров. Для этого нужно сказать «волшебные слова».
Раз, два, три – покрутились. И в мастеров все превратились.
(Дети садятся за столы).
Педагог: Настоящим мастерам надо иметь сильные руки и хорошее зрение.
Зрительная гимнастика
Мы посмотрим высоко,
Мы посмотрим низко,
Мы посмотрим далеко, мы посмотрим близко.
(Глаза – вверх, вниз, влево, вправо).
Быстро – быстро поморгай.
Отдых глазкам потом дай.
(Быстро моргать и закрыть глаза).
Нужно глазки открывать,
Чудо чтоб не прозевать.
Педагог: Мы с вами будем делать чеканку на алюминиевой фольге. Алюминий – это металл, только очень тонкий на нем можно рисовать. (Вместе рассматриваем фольгу).
Педагог: Рисовать мы будем чеканку ручкой. Нужно обвести контур рисунка, аккуратно, прижимая ручку, чтобы получился четкий рисунок на фольге.
Практическая работа: (Выполняется под тихую музыку, дети делают чеканку самостоятельно, педагог помогает затрудняющимся детям).
Педагог: Пора заканчивать работу. Давайте поместим ваши чеканки в рамочки и сделаем фотографию для выставки мастера и отправим ее. (Приходит ответное смс от мастера с благодарностью. Педагог раздает от мастера сладкие сувениры, выполненные в виде чеканки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принцип индивидуализации в организации педагогического сопровождения одаренных детей
Как в современных условиях педагогу эффективно организовать образовательную деятельность, руководствуясь, на первый взгляд, взаимоисключающими принципами: стандартизации и индивидуализации. В ст...
Проектирование образовательной содеятельности педагога и детей с приоритетом организации художественно – эстетических видов деятельности
Формирование художественно – эстетического представления об образах и повадках животных в играх – драматизациях, через художественное слово и просмотр книг, картин и иллюстраций....
Презентация "Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Материал предназначен для педагогов-психологов городского методического объединения г. Лобня для разъяснения построения модели работы с одаренными детьми. Разработана на основе анализа &q...
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...
«Педагогическое сопровождение одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности»
Данная работа подразумевает собой педагогическое сопровождение одаренных детей с помощью вовлечения в проектную деятельность краеведческой направленности на примере работы с детьми, обучаю...
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации...
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Художественно-эстетическое развитие)
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии (Художественно-эстетическое развитие)...