Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Познавательное развитие.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный признак и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы педагогической диагностики для детей

 с интеллектуальными нарушениями

Познавательное развитие

Диагностика детей 3-4 лет

 Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, представлений об окружающем мире, ориентировки на количественный признак и развития речи.

1. Задание «Найди свои домики для фигурок».

 Направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная (пластмассовая) доска с тремя прорезями – круглой, треугольной, квадратной – или с шестью прорезями – круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной; три или шесть плоских геометрических фигур, основания каждой из которой соответствует форме одной из прорезей.

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».

 Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигурку при помощи силы, т.к. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним.

Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание после обучения; способы выполнения задания: метод проб, хаотичные действия; совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

 

2. Задание «Спрячь матрешек».

 Направлено на выявление уровня развития ребенка у ребенка практической ориентировки на величину, наличия соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.

 Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой и маленький).

 Проведение обследования: педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик».

 Обучение: при затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую – в маленький; затем достает матрешки, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку спрятать их в «домики».

 Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

 

3. Задание «Цветные бабочки».

Направлено на определение умения выделять цвет как ведущий признак, различать и называет основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый).

 Оборудование: цветные карточки красного, желтого, зеленого и синего цветов, четыре бабочки соответствующих цветов.

 Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди желтый, красный, синий и зеленый домики. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету.

 Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат.

4. Задание «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик).

Направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

 Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две-три части.

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку две-три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».

 Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет – самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.

5. Задание «Покатай матрешку».

Направлено на выявление развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).

 Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета скользящая тесемка.

 Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы догадаться подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединить оба конца либо тянуть за оба конца тесемки обеими руками), тогда машинка едет.

 Обучение не проводится.

 Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается тянуть за два конца тесемки, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат.

 

6. Задание «Возьми игрушки».

 Направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире, умения использовать игрушки в соответствии с их назначении.

 Оборудование: перед ребенком находится несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка, щетка для одежды, расческа.

 Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть.

 Обучение: если ребенок не может не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай так как я». После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов самостоятельно или по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

7. Задание «Покажи картинку».

Направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе (животных, птицах).

 Оборудование: по четыре пары картинок с изображением нескольких домашних животных (кошек, собак, лис, зайцев) и птиц (петуха, уток, ворон, воробьев).

 Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более четырех) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т.д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух. Как он кричит?» и т.д.

 Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же».

 Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по названию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

 

8. Задание «Покажи много, покажи один».

 Направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак.

 Оборудование: 12 грибочков одного размера и одного цвета.

 Проведение обследования: Перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять много грибов.

 Обучение: если ребенок выполняет задание неправильно, педагог обучает: «Смотри и делай как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?»

 Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Диагностика детей 4-5 лет

1. Задание «Найди свои домики для фигурок».

 Направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная (пластмассовая) доска с пятью прорезями – круглой, треугольной, квадратной, овальной, многоугольной – и пять плоских

геометрических фигур, основания каждой из которых соответствует форме одной из прорезей.

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)».

 Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигурку при помощи силы, т.к. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним.

Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание после обучения; способы выполнения задания: метод проб, хаотичные действия; совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

 

2. Задание «Занимательная пирамидка».

 Направлено на выявление уровня развития ребенка у ребенка практической ориентировки на величину, наличия соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.

 Оборудование: пирамидка из пяти-шести элементов, разных по величине, одинакового цвета.

 Проведение обследования: педагог показывает пирамидку и демонстрирует, как ее можно разобрать. Затем предлагает ребенку ее собрать. Дает ребенку самый большой элемент и говорит: «Ставь на него другие. Собери пирамидку».

 Обучение: в случае возникновения затруднений педагог показывает, как надо ставить каждый элемент пирамидки, каждый раз указывает ребенку, что нужно найти следующий. После этого ребенку снова предлагают собрать пирамидку.

 Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.

 

3. Задание «Цветные гаражи».

Направлено на определение умения выделять цвет как ведущий признак, различать и называет основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый).

 Оборудование: цветные кольца красного, желтого, зеленого и синего цвета (четыре основных цвета) и соответствующего цвета машинки.

 Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветных кольца и говорят: «Это гаражи для машин». Показывают цветные машинки и предлагают поставить каждую машинку в свой гараж. Затем просят ребенка показать по очереди: желтый, красный, синий и зеленый. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать гаражи по цвету.

 Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли название цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат.

4. Задание «Сложи разрезную картинку (домик) из трех частей».

Направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

 Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части.

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сложи целую картинку».

 Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет – самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.

5. Задание «Возьми игрушки».

 Направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире.

 Оборудование: перед ребенком находится несколько картинок с изображением игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, машинка; платье, рубашка; ложка, тарелка, кастрюля, чашка.

 Проведение обследования: взрослый просит ребенка взять картинки, на которых изображены предметы посуды.

 Обучение: если ребенок не может не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай так как я». После обучения ребенку снова предлагают взять картинки с изображением посуды.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов самостоятельно или по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

6. Задание «Покажи картинку».

Направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе (животных, птицах, растениях).

 Оборудование: по две одинаковых картинки с изображением животных (коз, лошадей, ежей), птиц (голубей, воробьев, сорок), деревьев (елей, берез, яблонь).

 Проведение обследования: перед ребенком раскладывают все картинки и просят показать: «Покажи, где коза» и т.д. Затем просят выбрать только те картинки, на которых изображены животные, и назвать каждое из них. Далее – выбрать только те картинки, из которых изображены птицы, и назвать их.

 Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же».

 Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по названию животного, дерева или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат.

7. Задание «Какое время года?»

 Направлено на выявление уровня сформированности временных представлений (о временах года – лете, осени и зиме).

 Оборудование: перед ребенком находятся три сюжетных картинки с изображением специфических признаков трех времен года: зимы, лета, осени.

 Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетные картинки и последовательно показать, где изображены зима, лето, осень и объяснить свой выбор: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?» и т.д.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание, его просят вспомнить, что бывает зимой, и найти картинку с изображением признаков зимы, а затем – с изображением признаков лета и т.д.

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения: самостоятельно, объясняя свой выбор; обучаемость; результат.

8. Задание «Покажи много (один, два)».

 Направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак, умения дифференцировать «много» или «один», выделять из множества по слову – один, два.

 Оборудование: 10 счетных палочек одного цвета.

 Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают счетные палочки  и просят взять один палочку: «Возьми один палочку». Если ребенок выполнил правильно, спрашивают «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять много палочек, спрашивают «Сколько взял?» После этого просят взять две палочки и снова спрашивают: «Сколько взял?»

 Обучение: если ребенок выполняет задание неправильно, педагог обучает: «Смотри и делай как я». Берет одну палочку, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять одну палочку и спрашивает «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много палочек и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял палочек?»

 Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Диагностика детей 5-6 лет

1. Задание «Найди форму в предмете».

 Направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму.

Оборудование: две карточки с изображением круга и квадрата одного цвета, шесть карточек с изображением простых предметов круглой формы (часов, мяча, пуговицы, подсолнуха, помидора, тарелки) и шесть карточек с изображениями простых предметов квадратной формы (мольберта, книги, сумки, коробочки, картины, окна).

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку две карточки-образца, обращая его внимание на то, что они разные: «Вот разные карточки, надо к ним разложить картинки: в первый ряд надо класть картинки, похожие на эту (показывает на круг), а в другой – похожие на эту (показывает квадрат). Смотри внимательно на эти карточки-образцы». Далее ребенку дают по очереди картинки, предлагая подложить к той карточке, на которую они похожи. После того как ребенок разложит все картинки, его просят назвать форму предметов в первом ряду, а затем – на втором.

Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать. Педагог жестом указывает на карточку-образец, выделяя круглую форму жестом: «Вот круг, сюда надо класть картинки, где изображены предметы круглой формы». После этого ребенку предлагается выполнить задание. Если он не справляется с заданием, педагог использует указательный жест и называет каждую форму. Потом ребенку предоставляется возможность выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принимает и понимает условия задания, способ выполнения – самостоятельно выполняет задание и называет геометрические формы; выполняет задание после обучения; не выполняет задание.

2. Задание «Разложи картинки»

Направлено на выявление уровня развития восприятия, в частности зрительской ориентировки на величину; умения самостоятельно группировать предметы по внешнему признаку, ориентируясь на образец; умения обозначать принцип группировки в словесном высказывании; уровня обучаемости.

 Оборудование: восемь пар предметных картинок с изображениями простых предметов двух величин (мячей, домой, матрешек, машинок, зайцев, лодок, ведер, чашек).

 Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки, на одной изображен маленький домик, на другой – большой. Педагог говорит: «У меня много разных картинок. Их надо разложить в два ряда.  В один ряд надо класть все похожие на эту картинку и похожие между собой, а в другой – похожие на другую картинку и тоже похожие между собой». «Вот картинка, - указывает жестом на маленький домик. – Все похожие на нее будешь класть здесь» (указывает жестом место под ней). «А вот другая картинка, - указывает жестом на картинку с изображением большого дома. – Все похожие на нее будешь класть здесь», - указывает жестом место под картинкой. Ребенку дают по одной картинке и каждый раз просят класть туда, куда она подходит. После того как все картинки будут разложены, ребенка спрашивают: «Какие здесь картинки? Какие они?» - указывая жестом на маленькие предметы. «А какие в этом ряду? Какие они?» - указывая жестом на большие предметы.

 Обучение: если ребенок не ориентируется в поставленной задаче, не раскладывает картинки по образцу, педагог объясняет принцип группировки:

«Сюда надо класть маленькие предметы, а сюда – большие».

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения – самостоятельно разложил картинки по величине, ориентируясь на образец, и обозначил принцип группировки в словесном высказывании; сгруппировал картинки после обучения.

 

3. Задание «Спрячь бабочку в свой домик».

Направлено на умение различать и называет основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый).

 Оборудование: четыре плоские бабочки разного цвета и четыре плоские карточки такого же цвета.

 Проведение обследования: перед ребенком кладут четырех бабочек и предлагают ему найти им домики: «Найди для каждой бабочки свой домик. Назови, какого цвета домики».

 Обучение: в случае затруднения взрослый показывает ребенку способ выполнения задания путем соотнесения: «Красная бабочка живет в своем красном домике. А теперь найти домики для других бабочек».

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения – самостоятельно соотносит основные цвета и называет их; самостоятельно соотносит основные цвета, но затрудняется назвать их; выполняет задание после обучения и только соотносит цвета.

4. Задание «Сложи разрезную картинку (домик)».

Направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

 Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части.

 Проведение обследования: педагог показывает ребенку три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сложи целую картинку».

 Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

 Оценка действий ребенка: принятие задания, каким способом выполняет – самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат.

5. Задание «Угадай, чего нет».

 Направлено на выявление уровня сформированности зрительной памяти.

 Оборудование: пять мелких игрушек (домик, елочка, собачка, грибок, машинка).

 Проведение обследования: перед ребенком по очереди раскладывают пять игрушек, называют их. Затем взрослый предлагает ребенку запомнить все эти игрушки и говорит: «Будем с тобой играть. Запомни все игрушки. Затем закроешь глаза, я одну игрушку спрячу. Когда откроешь глаза, назови, какой игрушки нет». В случае затруднения ребенку предлагают запомнить не пять игрушек, а четыре или три.

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; сколько запоминает (пять, четыре, три игрушки).

6. Задание «Запомни слова».

Направлено на выявление уровня сформированности слуховой памяти.

 Оборудование: пять предметных картинок (ежик, юла, лягушка, карандаш, лопатка).

 Проведение обследования: по очереди называют и раскладывают перед ребенком картинки так, чтобы он не видел изображений, говорят: «Я называю тебе картинки, а ты их запомни. Теперь называй их по очереди, а я буду их тебе показывать».

 Обучение: при затруднении количество слов уменьшается до двух, трех.

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; сколько слов запоминает (пять, четыре, три).

 

7. Задание «Разложи картинки»

Направлено на выявление уровня сформированности представлений о живой природе.

 Оборудование: картинки с изображениями восьми животных (коровы, козы, лошади, свиньи, зайца, лисы, медведя, белки) и восьми птиц (курицы, петуха, утки, гуся, воробья, галки, снегиря, голубя).

 Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть предметные картинки и разложить их на две группы, т.е. выбрать принцип группировки самостоятельно: «Разложи картинки на две группы, в каждой должны быть похожие чем-то между собой».

 Обучение не проводится. 

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения – выполняет, не выполняет.

8. Задание «Какое время года?»

 Направлено на выявление уровня сформированности временных представлений (о временах года).

 Оборудование: перед ребенком находятся несколько сюжетных картинки с изображением специфических признаков четырех времен года: зимы, лета, осени, весны.

 Проведение обследования: ребенку предлагают рассмотреть сюжетные картинки и последовательно показать, где изображены зима, лето, осень, весна и объяснить свой выбор: «Как ты догадался, что здесь изображено лето?» и т.д.

 Обучение: если ребенок не может выполнить задание, его просят вспомнить, что бывает зимой, и найти картинку с изображением признаков зимы, а затем – с изображением признаков лета и т.д.

 Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания; способ выполнения: самостоятельно, объясняя свой выбор; обучаемость; результат.

9. Задание «Покажи много (один, два)».

 Направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак, умения дифференцировать «много» или «один», выделять из множества по слову – один, два.

 Оборудование: 10 счетных палочек одного цвета.

 Проведение обследования: перед ребенком на столе раскладывают счетные палочки и просят взять один палочку: «Возьми один палочку. Теперь возьми три палочки». Если ребенок выполнил правильно, спрашивают «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять четыре палочки.

Если ребенок по слову выделяет определенное количество палочек, то ему предлагают выполнить счетные операции по представлению в пределе двух: «Сейчас поиграем с этими палочками». Педагог кладет себе на ладонь одну палочку и спрашивает: «Сколько я взяла?» Затем педагог прячет в ладони эту палочку и кладет на глазах у ребенка другую палочку в свою ладонь и спрашивает: «Сколько там палочек?» Если же ребенок справился и с этим заданием, то предлагается выполнить счетные операции по представлению в пределах двух-трех.

 Обучение: если ребенок выполняет задание неправильно, педагог обучает: «Смотри, вот одна палочка, а здесь много. Возьми, как у меня, одну палочку. Это одна палочка, а теперь возьми много. Сколько у тебя палочек?» и т.д.

 Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, уровень количественных представлений: ориентировка на количественный признак (дифференцирует «много-один»; выделяет определенное количество по слову в пределах двух, трех); сформированы счетные операции по представлению в пределах двух, трех; способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Таблица фиксации результатов

п/п

Основные линии развития

Актуальный

уровень

(выполняет

самостоят-но)

Зона

ближайшего

развития

(выполняет после обучения педагогом)

Ниже зоны

ближайшего

развития

(имеет слабые возможности/

не выполняет)

Познавательное развитие

1.

Ориентировка на форму

2.

Ориентировка на величину

3.

Умение выделять и различать цвета

4.

Развитие целостного восприятия

5.

Развитие наглядно-действенного мышления

6.

Представления о предметном мире

7.

Представления о живой природе

8.

Ориентировка на количественный признак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями

Проектная деятельность вылилась из теории обучения на основе полезности, основной идеей которой являлось утверждение, что ничего не может быть усвоено и внедрено без потребности ребенка в этом, без оп...

«Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»

laquo;Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями»...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие  Изучение уровня социального развития включает установление характера взаимодействия и общения ребенка со взрослыми – невербальные и вербальные средства о...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Физическое развитие.

В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье и метание....

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Речевое развитие.

Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за ребенком в процессе всег...

Педагогическая диагностика для детей с интеллектуальными нарушениями. Художественно-эстетическое развитие.

Диагностика детей 3-4 летЗадание «Нарисуй» (клубок, дорожку) направлено на выявление уровня сформированности предметного рисунка и интереса к изобразительной деятельности....