Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками; с детьми по соседству; со взрослыми, - тем успешнее будет его социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность.
Автор: Жидко Марина Владимировна
Организация: МКДОУ детский сад № 5
Населенный пункт: р.п. Таловая
Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками; с детьми по соседству; со взрослыми, - тем успешнее будет его социализация.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир им кажется пугающим и опасным. Это становится серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами микросоциума - вовлечение его в творческую деятельность. Перед педагогами стоит задача помочь особому ребенку развить и раскрыть его личностный потенциал. Как же творчество помогает раскрывать личностный потенциал?
Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Творческий подход – это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть на привычные вещи под необычным углом. Наверное, многие взрослые скажут: «Какое еще творчество?! Считать и писать до сих пор не научились!». Но на самом деле в творчестве самое важное - это желание. Творчество - это не только и не столько результат достижения определенного уровня развития, оно само развивает. В творческом порыве ребенок исследует мир, и этот импульс любознательности развивает и обогащает гораздо больше, чем академическое обучение с самым сильным педагогом.
Положительная динамика, результативность работы с ребенком во многом зависит от умения педагога поддерживать его интерес, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей через демонстрацию достижений каждого ребенка.
Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Мне хочется поделиться советами по организации творчества детей с ОВЗ:
- Постарайтесь учесть возможности и особенности всех участников. По возможности, избегайте тех занятий, в которых особый ребенок (или любой другой член группы) будет заведомо неуспешен;
- Позаботьтесь об уважительной и доброжелательной атмосфере;
- Постарайтесь сделать так, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в общем творческом деле, но не заставляйте никого, не навязывайте свое мнение;
- Говорите о том, как вы рады совместному творчеству детей, делитесь своими эмоциями, старайтесь увидеть достижения: в каких-то поступках, в общении с детьми, в преодолении своих страхов. Не бойтесь хвалить детей, но важно, чтобы похвала шла от сердца, а не носила воспитательный характер!
Для реализации своего творческого потенциала детям с ОВЗ требуется большая социальная активность, смелость и фантазия. Целью работы с детьми с ОВЗ должно быть желание помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов другим людям, а также придать им уверенности в своих силах. Это будет способствовать их успешной социализации в обществе.
Задачи в работе с детьми с ОВЗ:
- Создание позитивной атмосферы и общения;
- Развитие и реализация творческого потенциала детей;
- Развитие фантазии, художественного вкуса;
- Воспитание положительного отношения к собственному творчеству;
- Развитие восприятия, мышления и мелкой моторики (сила, скорость, точность движений);
- Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
В ходе работы необходимо использовать различные приемы и методы вовлечения в творческую деятельность - это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. Деятельность разрабатывается с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелена на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
В заключении хотелось бы сказать, что занятия творчеством позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развить мелкую моторику, развивают творческое мышление, терпение, ответственность, позволяют научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих их людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Педагоги дошкольных групп должны предоставить ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний. Для многих детей с ОВЗ – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.
Используемая литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
- Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.
- Ершова, А.П. Искусство в жизни детей. Москва, Просвещение,1991.
- Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. Москва, Сфера, 2010.
- Монастырская Н.А. Раскрытие личностного потенциала детей инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой деятельности. Москва: Роои «Здоровье человека», 2013.
- Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
- 3.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Москва, «Аркти», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/19/picture-449429-1400487912.jpg)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/30/picture-623791-1464591025.jpg)
Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".
Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1007973-1517886394.jpg)
Социализация детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет играть свою роль. Научить ребенка играть. Брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/22/picture-1175667-1711117877.png)
План работы по самообразованию "Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность"
Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значение игровой деятельностм для социализации ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296709-1607379565.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
В статье рассматривается вопрос актуальности создания условий в ДОУ для обеспечения благополучия и социализации детей раннего возраста в игровой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-1468193-1680771916.jpg)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» И ПЛАН РАБОТЫ
изучение значения игровой деятельности для социализации ребёнка....
Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность.
Социализация является основополагающим направлением в работе с детьми, имеющих особые образовательные потребности. Проблемами детей с ОВЗ являются бедность контактов со сверстниками и взрослым и, нару...