ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
статья

Братчина Алина Алексеевна

В статье рассматривается вопрос актуальности  создания условий в ДОУ для обеспечения благополучия и социализации детей раннего возраста в  игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ  ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Социальное развитие детей дошкольного возраста - новое направление в российском образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учётом социальных доминант: у ребёнка формируется уверенность в своих возможностях; развивается чувство собственного достоинства и свободы; воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим; у воспитанников ДОУ развивается понимание окружающих.

Исследования Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игровая деятельность   дает  возможность детям раннего возраста  для возникновения эмоционального контакта, в  ней  дошкольник отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, имеет возможность быть самостоятельным, проживает различные ситуации и усваивает навыки общения.  По мнению А.Н. Острогорского, игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников [2, с.53].

Организация процесса социализации детей раннего возраста посредством игровой деятельности  в ДОУ ведется поэтапно.

Первый этап  направлен на выявление уровня социального развития, на определение  степени  адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада.  Обследование на 1-м этапе может проводиться одновременно в нескольких  направлениях:  1) наблюдения за деятельностью ребенка во время первой встречи  педагога-психолога с родителями  перед  поступлением ребенка в детский сад, и в дальнейшем; 2) при анализе ответов, полученных при анкетировании  родителями (анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад») отмечаются ответы на вопросы, связанные с социализацией  ребенка; 3) при проведении психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ  (модифицированный вариант диагностики   уровня адаптированности ребенка к ДОУ Соколовской Н.В); 4)  для определения уровня развития общения со сверстниками используется «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.).

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно- развивающая работа, направленная на  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, на формирование игровых навыков, на профилактику  и преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации посредством проведения игровых занятий с детьми раннего возраста.

Создавать условия  для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего возраста в процессе игрового взаимодействия, помогла определенным образом организованная работа с родителями: актуализация проблемы в рамках бесед  на первичных консультациях;  консультации по воспитанию и развитию ребенка; проведение родительского собрания с элементами тренинга;  участие родителей в групповых и индивидуальных занятиях   с целью знакомства с  новыми средствами и способами общения с детьми.

Во время прогулок стараемся родителей привлекать к игровой деятельности, чтобы они не только наблюдали, но и сами участвовали в процессе занятий и игр. В присутствии близкого человека дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Кроме того участие в играх может  наглядно показать родителям особенности поведения и развития их  детей.

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия педагога-психолога с воспитателями детского сада. В первую очередь педагогам необходимо «оживить» психологические знания. Для этого на этапе профилактической и коррекционной работы проводятся консультации для воспитателей, практические занятия и мастер-классы.  

Воспитатель группы является активным участником  процесса создания условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего возраста в процессе игрового взаимодействия: организует детей, помогает справиться с играми и упражнениями, выполняет определенные роли, отмечает и анализирует проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка. Он изучает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и упражнения, потешки и стихотворения,     использует их в своей работе, рекомендует родителям для занятий с детьми дома.

Этап контрольной  диагностики  представлен  итоговой диагностикой развития социальных навыков ребенка, направленной на  выявление уровня сформированности коммуникативного навыка детей раннего возраста со сверстниками; выделения  детей «группы риска», с целью продолжения работы с ними.

Список использованной литературы:

1. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с.46 -51.

2. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 2009. - 226 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду"

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать....