«Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха». Самообразование.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Тема самообразования: «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».
Цель самообразования:
- повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального педагогического мастерства и компетентности;
- изучение проблемы формирования и развития основных когнитивных функций: речи, памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием технологий макетирования;
- применение технологии макетирования в процессе формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха.
Задачи:
повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования и развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
изучить и применить современные педагогические технологии в работе с неслышащими детьми дошкольного возраста: технология макетирования;
разработать алгоритм использования технологий макетирования;
познакомить родителей с использованием макетирования для речевого и познавательного развития детей.
ориентировать родителей на создание в домашних условиях макетов как основы речевой и предметно – развивающей среды;
обосновать целесообразность использования технологии в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
подобрать диагностический материал и провести диагностику и мониторинг данных;
обобщить и представить педагогический опыт по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 104»
«План по самообразованию педагога»
Головина Татьяна Владимировна
(Ф.И.О. педагога)
26 лет б/к
Стаж работы кв.категория
Тема: «Технология макетирования
как средство формирования когнитивных функций
у дошкольников с нарушением слуха».
2022-2023 учебный год
Сроки реализации: 2022 – 2023 уч.год.
Тема самообразования: «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха».
Цель самообразования:
- повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального педагогического мастерства и компетентности;
- изучение проблемы формирования и развития основных когнитивных функций: речи, памяти, внимания, восприятия и мышления у детей дошкольного возраста с использованием технологий макетирования;
- применение технологии макетирования в процессе формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха.
Задачи:
- повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования и развития когнитивных функций у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- изучить и применить современные педагогические технологии в работе с неслышащими детьми дошкольного возраста: технология макетирования;
- разработать алгоритм использования технологий макетирования;
- познакомить родителей с использованием макетирования для речевого и познавательного развития детей.
- ориентировать родителей на создание в домашних условиях макетов как основы речевой и предметно – развивающей среды;
- обосновать целесообразность использования технологии в коррекционно-образовательной деятельности в совместной деятельности взрослого и ребёнка;
- подобрать диагностический материал и провести диагностику и мониторинг данных;
- обобщить и представить педагогический опыт по теме самообразования.
Объект исследования: процесс формирования и развития у детей дошкольного возраста с нарушением слуха основных когнитивных функций.
Предмет исследования: когнитивные функции: речь, память, внимание, восприятие, мышление.
Актуальность темы:
Для дошкольников с нарушением слуховой функции характерны такие проблемы в развитии, как:
- несформированность когнитивных функций;
- маленький словарный запас;
- низкий уровень согласования слов в словосочетаниях и предложениях;
- низкий уровень связной речи;
- несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед сурдопедагогом встаёт задача, совершенствовать применения инновационных педагогических технологий для формирования когнитивных функций у дошкольников. В частности применять технологию макетирования в коррекции когнитивных нарушений у детей с нарушением слуха дошкольного возраста. Что позволяет тематически варьировать развивающую предметно-пространственную среду группы и делать образование доступным.
Одной из главных задач коррекционного образования является речевое развитие детей с нарушением слуховой функции. Если для обычного ребёнка процесс познания - это естественно, то применительно к неслышащему ребёнку - это сложный процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти, на макеты устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Именно на формирование и развитие когнитивных функций направлены средства и приёмы работы в коррекционно-образовательной деятельности.
Макетирование позволяет организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Это одно из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности в современном дошкольном коррекционно-развивающем процессе признается. Без сомнения, можно сказать, что макетирование в ДОУ является одной из наиболее перспективных форм организации образовательного пространства и стимулирования игровой деятельности детей. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем.
Итак, макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального развивающего и игрового пространства. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Без этой технологии невозможно представить себе взаимосвязь жизненного опыта ребёнка и усвоение новых знаний.
Предполагаемый результат
У педагога:
- повышение уровень теоретических и практических знаний по теме;
- овладение технологией макетирования активизирует формирование и развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста с нарушением слуховой функции;
- совершенствование умения активизировать и применять полученные знания на практике.
У детей:
- формирование и развитие у детей основных когнитивных функций;
- увеличение мотивации к познанию и целостному восприятию окружающего мира;
- формирование окружающего мира в соответствии с возрастом;
- значительное увеличение словарного запаса.
У родителей:
- повышение уровня компетенции в области формирования развития у детей основных когнитивных функций;
- проявление родителями воспитанников активного интереса к макетированию;
- тематическое использование совместного макетирования в домашних условиях.
У педагогов:
- повышение уровня теоретических и практических знаний по теме макетирования;
- овладение технологией тематического макетирования по образовательным областям;
- совершенствование использование совместного практического макетирования с детьми с ОВЗ.
План работы
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | |
I. Теоретический этап | 1. Изучение методической литературы по данной проблеме: 1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 413 с. 2. 2. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304 с. 3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007. 4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. 5. Корсунская, Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников [Текст] / Б.Д. Корсунская - Москва: Просвещение, 2006. – 203 с. 6. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих [Текст] / Л.П. Носкова - Москва: 2000. - 259 с. 7. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей [Текст Ф.Ф. Рау– Москва: Педагогика, 2001. – 324 с.] / | В течение года | |
2. Изучение статей в журналах: 1. Грибова, О.Е. Воспитание и обучение с нарушениями слуха [Текст] / О.Е. Грибова // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 12-19. 2. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание, - 1997. №7 3. Кобрина, Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Кобрина // Дефектология. – 2013. – 31. – С. 41-48. | В течение года | ||
3. Анализ изученных источников. | В течение года | ||
4. Подборка диагностических материалов. | Октябрь, январь, апрель | ||
2. Практический этап | С детьми | ||
1.Уровень мотивации ребёнка к макетированию. Диагностика. Мониторинг. | В течение года | ||
2.Использование тематических макетов для речевого развития ребёнка. | Сентябрь-апрель | ||
3. Совместная работа детей и взрослого над созданием тематических макетов: -Игрушки. - Лес. - Зима. Деревня. - Город. - Зимние забавы. - Комната. - Посуда. - Дом. - Весна. - Растения. - Птицы. - Магазин. -Парк. - Школа. Портфель. | Октябрь-апрель | ||
4. Мастерская Деда Мороза. «Ёлочка росла» | Декабрь | ||
5. Макетирование. Мастерская цвета. «Наше настроение» | Февраль | ||
6. Коллективные игры с элементами творчества. «Угадай-ка. Назови». «Что это? Кто это?» «Верно - неверно». | В течение года | ||
7. ФЭМП «Цифры», «Числовой ряд» | В течение года | ||
С родителями | |||
1. Анкетирование. Информация для родителей. «Макет – это…». | Сентябрь | ||
2. Памятки для родителей «Изготовление макетов». | В течение года | ||
3. КТД «Делаем вместе» Совместное изготовление макетов педагога и родителей. | Ноябрь - апрель | ||
4. «Творческая мастерская дома». Совместное макетирование ребёнка и родителей. «Зима – ёлка ----» | Декабрь | ||
5. Консультация для родителей «Макеты и речевой материал» | Январь | ||
6. Анкетирование «Вопрос – ответ» | В течение года | ||
7. Памятки для родителей «Изготовление макетов» | Январь | ||
8.Творческое задание для родителей «Делаем макеты дома» | Февраль - апрель | ||
9.Выставка макетов «Мой мир» Рефлексия | Апрель | ||
С педагогами | |||
1.Изучение организации ПРС в группах в ДОУ | В течение года | ||
2. Изучение опыта педагогов ДОУ. Обмен опытом по использованию технологии макетирования по образовательным областям. | В течение года | ||
3. Изучение методик о технологии макетирования в интернете. | В течение года | ||
4. Обмен опытом по теме «Актуальность макетирования в развитии дошкольников» | Ноябрь, апрель | ||
5. Презентация продукта по теме самообразования «Технология макетирования как средство формирования когнитивных функций у дошкольников с нарушением слуха» | Апрель | ||
3. Заключительный этап | 1. Подготовка тематического дидактического материала. Оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций. | В течение года | |
2 Самоанализ проделанной работы по теме самообразования . | Апрель | ||
3. Проведение мастер-класса для анализа со стороны коллег. | Апрель | ||
4. Отчёт о проделанной работе. | Май | ||
5. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. | Май | ||
6. Планирование деятельности и перспектив развития. | Июнь - август | ||
7. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.
В статье освещается теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей. Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...
«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...
Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»
Публикация статьи в сборнике материалов Второй Международной заочной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2014)...
"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"
Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения ...
Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.
Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...
Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать...
Пути развития и формирования сенсорных способностей дошкольников с нарушением слуха
Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...