Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»
статья по коррекционной педагогике на тему
Публикация статьи в сборнике материалов Второй Международной заочной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2014)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ovsyankina_a.a.doc.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Овсянкина Анастасия Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 26
комбинированного вида», г. Великие Луки
Совершенствование коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии»
Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей. Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями.
В Российской Федерации только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза, из них с нарушениями слухового анализатора составили 6,4 % к числу общей детской инвалидности [1, 4, 6]. Полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического воспитания, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка [2, 3, 5].
Поражение слуха приводит к необходимости применения особых методов обучения и воспитания таких детей с нарушениями, основанных на использовании всей системы сохранных анализаторов и направленных на коррекцию последствий нарушенного психофизического развития [5].
Анализ программ по физическому воспитанию для специальных дошкольных учреждений, широкая распространенность нарушения слуха среди дошкольников, сложность детско-родительских отношений - демонстрирует, что объем и содержание двигательной активности детей данной категории не в полной мере отвечает современным требованиям, условиям и стандартам образования.
На наш взгляд, применение технологии «Семейной хореографии», при решении данных проблем может стать не только эффективным средством коррекционно-развивающего направления в работе дошкольников с нарушениями слуха, но и способствует социального адаптации «особых семей».
«Семейная хореография» или «Семейная скульптура», была предложена Дэвидом Кантором, Фредом и Банни Дал из Бостонского института семьи и Пеппи Папп из Института Аккремана в Нью-Йорке. Эффективность «семейной хореографии» связана с тем, что ее суть оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, у которых есть трудности в словесном формулировании проблем, которые наряду с их альтернативными решениями могут быть представлены здесь в движении и визуализации. Главная ценность ее состоит в том, что она способна наглядно представить человеческие взаимоотношения. Эта методика относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Педагог уводит коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи.
В силу множественных нарушений, ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родителей. Поэтому речь идет об интеграции в социум семьи «особого» ребенка в целом. Таким образом, одной из задач технологии «семейной хореографии», в которой мы принимаем участие, становится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком.
Технология «Семейной хореографии» направлена на гармонизацию детско-родительских отношений посредством танца, предполагает непосредственное участие родителей в качестве партнеров в коррекционно-развивающем процессе и способствует повышению результативности коррекционного воздействия в условиях дошкольного учреждения.
Процесс коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха средствами «Семейной хореографии» состоит из трех этапов:
1 этап: индивидуальная работа с семьей (музыкально-ритмические упражнения, пластические этюды, театрализация образов, танцевальные композиции и концертные номера и т.д.), а также демонстрация достигнутых результатов членам семьи (мини концерты, просмотры, видеорепортажи и т.д.)
2 этап: коллективная работа с семьями, имеющими детей с нарушениями слуха (совместные этюды и упражнения) и демонстрация достигнутых результатов (выступления с концертными номерами и программами на родительских собраниях коррекционной группы, вечерах-развлечений и досугах).
3 этап: инклюзия и социализация «особых» семей в детско-родительский коллектив общеобразовательных групп ДОУ («свобные» занятия, совместные репетиции, мастер-классы, тренинги и т.д.) и демонстрация достигнутых результатов (выступления с концертными номерами и программами на общих родительских собраниях, вечерах-развлечений, досугах, праздниках).
Технология «Семейной хореографии» на данном этапе внедряется и апробируется на базе МБДОУ «Детский сад» № 26 комбинированного вида» г. Великие Луки, и может стать эффективным средством и способом коррекционно-развивающей деятельности дошкольников с нарушениями слуха.
Литература:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 304 с.
- Голозубец Т.С. Методика адаптивного физического воспитания глухих детей младшего школьного возраста с использованием креативных средств физической культуры: автореф. дис… канд. пед. наук /Голозубец Т.С. – Хабаровск, 2005. – 23 с.
- Добрынина Л.А. Адаптивное ФВ глухих дошкольников на основе развития координационных способностей: автореф. дис… канд. пед. наук /Добрынина Л.А. – Хабаровск, 2002. – 21 с.
- Картавцева А.И., Евсеева О.Э. «Комплексная программа адаптивного ФВ неслышащих детей в ДОУ»/ Картавцева А.И., Евсеева О.Э. –М., 2010 .
- Королев С.А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослыщащих детей 4-7 лет в спец. дошк. учреждениях: автореф. дис… канд. пед. наук /Корорлев С.А. – М., 2004. – 19 с.