Главные вкладки
Дидактические игры как средство формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением слуха
план-конспект занятия
Безопасное детство важно для любого ребёнка, в том числе и для детей с ОВЗ.
Важны навыки противопожарной безопасности, безопасности дома и на дорогах, и не менее важна гигиеническая безопасность.
Для этого ребёнку дошкольного возраста должны прививаться простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_kulturno.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры как средство формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников с нарушением слуха
Безопасное детство важно для любого ребёнка, в том числе и для детей с ОВЗ.
Важны навыки противопожарной безопасности, безопасности дома и на дорогах, и не менее важна гигиеническая безопасность.
Для этого ребёнку дошкольного возраста должны прививаться простейшие культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у детей с отклонениями в развитии прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их психофизического развития.
Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха.
Формирование навыка приема пищи: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.
Формирование гигиенических навыков: различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.);знать предметы санитарии и гигиены и их место положение; проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
Формирование навыка опрятности:
- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
- при раздевании - складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
- убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения
Формирование навыка одевания и раздевания:
- различать предметы одежды и обуви;
- одеваться и обуваться без участия педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;
- правильно и последовательно одеваться.
По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
- создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
- игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем);
- демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия);
- совместные действия педагога с ребенком;
- действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
- самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).
Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха являются игры и упражнения, практические занятия.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.
В играх с куклами формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить ребёнка правильно мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ним сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Варианты игр и упражнений для формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха: «Вымой кукле руки», «Да здравствует мыло душистое!», «Купание куклы», «Что сначала, что потом», «Оденем куклу на прогулку», «Покормим Зайку», «Возьми ложку, покорми крошку», «Как мама Зайчиха купила Зайчику новые носочки, и как он их надевал», «Мыльные перчатки. Пузырики», «Волшебный шнурок» и др.
Игры и упражнения для формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением слуха
Перемешанные картинки
Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Пособия Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры. Воспитатель вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: «Вот мыло и щетка для умывания». Или: «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась».
Чистоплотные дети
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитательница говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Воспитательница задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок).
Что нужно кукле?
Задачи игры. Развивать культурно-гигиенические навыки.
Пособия.Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»
Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
Что ты можешь о них сказать!
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.
Воспитательназывает по имени одного ребенка: «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Яна, есть у вас дома мыло?»
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?»
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитатель может задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло?» (Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?»” (Выстирает его.) «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?».
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
«Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
«Кукла идет на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
«Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
«Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»); открыть кран; сложить ладони рук «лодочкой»; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
«Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
«Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ах, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»
«Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
«Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
«Фонтанчики»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.
Игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением слуха
Дефекты слуха уменьшают возможность полноценного восприятия речи, что ведет за собой задержку в познании окружающего. Это, в свою очередь, не может не сказаться на сенсорном развитии детей. Для полноценного сенсорного развития детей с нарушениями слуха важно развивать умение правильно воспринимать фигуры по форме и цвету, учить детей ориентироваться на величину
«Пирамиды»
Цель игры: учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание детей.
Оборудование: пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка.
Речевой материал: будем играть, пирамидка, колечко, названия цветов, у кого такой цвет? У кого такое? Назови цвет.
Ход игры: педагог дает каждому ребенку пирамидку, у всех детей пирамидки отличаются цветом. Себе педагог также берет пирамидку. Снимает верхушку и называет цвет: «Красная». Кладет её в корзину и предлагает рядом сидящему ребенку проделать тоже самое. Постепенно все колечки со всех пирамид оказываются в корзинке. У детей остаются только палочки с основанием. Педагог на виду у детей перемешивает колечки в корзине, берет одну из них и показывая его детям спрашивает: «У кого такое?». Дети должны узнать свой цвет и попросить это колечко: «Дай», по возможности назвать цвет колечка.
«Палочки»
Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, палочки различной величины.
Речевой материал: делайте так. Где такой? Покажите. Название изображаемых предметов.
Ход игры: 1 вариант. Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предметы с помощью палочек («сделайте так»). Если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинке дает образец детям.
2 вариант. Перед детьми картинки с изображениями предметов дети называют предметы (по возможности), подбирают таблички. Затем подбирает парные схематические изображения этих же предметов («Где такой?», «Покажите»), после чего воспроизводит схему с помощью палочек («сделайте так»), опираясь на образец или по памяти.
«Домик для зайки»
Цель: учить детей ориентироваться на величину.
Оборудование: домики различной величины, в дверном проёме которых изображены зайчики, прямоугольники – двери разной величины.
Речевой материал: спрячь зайчиков, дверь, большая, меленькая, самая маленькая.
Ход игры: педагог раздает детям домики и говорит «спрячь зайчиков». Дети должны подобрать соответствующую дверь для каждого домика, по возможности сказать какая дверь по величине.
«Флажки»
Оборудование: флажки разного цвета, формы, величины (по три квадратных, прямоугольных, треугольных флажка трех цветов и трех величин) для каждого ребёнка и демонстрационный набор у педагога, три стаканчика, ширма.
Речевой материал: какой по форме, цвету? Название формы флажков (треугольник, квадрат, прямоугольник), величины (большой, маленький, меньше), одинаковые, такой, не такой.
Ход игры: 1 вариант. Педагог вместе с детьми рассматривать флажки, обращает их внимание на то, что флажки отличаются друг от друга по величине, затем выставляют три стаканчика и ставит в каждый по флажку – эталону. После чего дети самостоятельно расставляют свои флажки. Когда все флажки будут расставлены, педагог вместе с детьми уточняют принцип классификации: Какой величины? Тут большие. Тут меньше. Тут маленькие. Одинаковые. Верно, неверно.
2 вариант. Педагог ставит в стаканчик один флажок и закрывает его ширмой, а после отсрочки предлагает детям найти такой же (ориентировка на форму, величину, цвет): «Покажи такой», «не такой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактическая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОНР»
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место приз...
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...
Дидактические игры направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Материал предназначен для воспитателей и родителей ДОУ...
Дидактическая игра как средство воспитания культурно-гигиенических навыков детей третьего года жизни.
Забота об охране здоровья детей – одна из важнейших задач в системе образования, чтобы дети овладели необходимыми умениями, их этому надо научить. При формировании культурно-гигиенических навыко...
Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...
Статья «Дидактическая игра как средство формирования культурно –гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста»
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в...