«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»
материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение.
Материалом для занятий речевой ритмикой являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, а позже устойчивые ряды слов и тексты (стихи, считалки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_rechevoy_ritmiki_na_formirovanie_proiznositelnyh_navykov.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: воспитательно –образовательный процесс формирования произношения с помощью речевой ритмики у детей младшего дошкольного возраста как на специальных занятиях , так и в других видах деятельности детей. Субъект исследования: дети младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха: 2006-2007 учебный год – группа 4 человека; 2008-2010 учебный год – группа 3 человека. Предмет исследования: педагогическая технология формирования произношения неслышащих детей младшего дошкольного возраста с использованием речевой ритмики во всех видах деятельности. Цель исследования - обосновать теоретически и апробировать экспериментально комплекс педагогических условий для успешного формирования произносительной стороны речи у неслышащих дошкольников с использованием речевой ритмики.
История становления методики фонетической ритмики в России Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) Леонгард Эмилия Ивановна Центр слуха и речи СУВАГ г. Загреб, Хорватия Наталья Дмитриевна Шматко Тамара Валериевна Пелымская Речевая ритмика – метод работы над произносительной стороной речи, основанный на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз .
Гипотеза исследования: успешное формирование произносительной стороны речи у неслышащих дошкольников может быть обеспечено использованием речевой ритмики во всех видах детской деятельности, а также при взаимодействии субъектов воспитательно – образовательного процесса (сурдопедагог, воспитатель, ребёнок, родитель ). Задачи исследования: Изучить в специальной психолого-педагогической литературе и практике теоретические основы и методику эффективного использования речевой ритмики в работе над произносительной стороной речи у неслышащих дошкольников . 2. Сформировать произношение и развить у неслышащих дошкольников речь , приближенную к естественной с выраженной интонацией, используя наиболее эффективные приёмы и формы работы речевой ритмики. 3. Разработать модель взаимодействия субъектов в решении задач по развитию речи у неслышащих дошкольников с использованием речевой ритмики во всех видах деятельности.
Опытно – экспериментальная работа по формированию произношения и развития речи Этапы работы: Диагностирование состояния моторно-двигательных и произносительных возможностей детей. II . Планирование работы и формирование произносительных навыков детей во всех видах деятельности через взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса: специальные занятия речевой ритмики, фронтальные занятия, индивидуальные занятия, режимные моменты, игровая деятельность, работа с родителями. Создание модели взаимодействия. Контрольное диагностирование уровня сформированности произносительных умений и навыков детей с использованием речевой ритмики.
Результаты диагностирования состояния моторно-двигательных и произносительных возможностей детей
Формирование произносительных навыков детей во всех видах деятельности
Формирование произносительных умений у неслышащих детей с использованием речевой ритмики Проговаривание слов Изменение силы голоса Вызывание звука У - на индивидуальных занятиях
Структура занятий речевой ритмикой Обучение отделению одного слога от ряда слогов Работа над долготой звучаний Работа над слитностью звучаний Работа над темпом произнесения Работа над изменением высоты и силы голоса Работа над ритмами и интонационной стороной речи Вызывание звуков, автоматизация и дифференциация звуков Работа над словом и фразой Работа над долготой звучания Работа над интонацией Работа над темпом речи - на фронтальных занятиях Работа над вызыванием звуков с помощью движений
Работа над ритмико-интонационной стороной речи - на фронтальных занятиях Работа над фразой Отделение слога от ряда слогов Работа над слитностью речи
Модель взаимодействия субъектов воспитательно – образовательного процесса по развитию речи у неслышащих дошкольников с использованием речевой ритмики во всех видах деятельности Индивидуальные занятии Специальные занятия Приёмы речевой ритмике на занятиях РСВ, ФП, ФЭМП, РР СУРДОПЕДАГОГ Режимные моменты Фронтальные занятия (рисование, аппликация, ознакомление с окружающим, физкультура и др.) Игровая деятельность Выполнение домашних заданий Режимные моменты Общение ВОСПИТАТЕЛЬ РОДИТЕЛИ Мастер-классы Консультации Открытые занятия Праздники Консультации Открытые занятия Открытые занятия Консультации РЕБЁНОК
Университет для родителей « Виды упражнений по речевой ритмике»
Мастер – класс для воспитателей « Виды упражнений по речевой ритмике»
Контрольное диагностирование уровня сформированности произносительных умений и навыков детей с использованием речевой ритмики Динамика уровня сформированности моторно-двигательных умений и навык ов Выполнено Выполнено с замечаниями Не выполнено
Динамика уровня сформированности произносительных умений и навыков каждого ребёнка.
Динамика уровня сформированности произносительных умений и навыков
ВЫВОДЫ 1. Речевая ритмика является эффективным методом работы, как на специальных занятиях, так и в различных других видах деятельности неслышащих младших дошкольников в качестве одного из приёмов работы. Разработанная и апробированная мною система формирования речевых навыков с использованием приемов речевой ритмики является достаточно эффективной (имеет устойчивые положительные результаты), что доказано результатами экспериментов. Эффективность работы по формированию произносительной стороны речи достигается путём совместных целенаправленных действий субъектов воспитательно-образовательного процесса.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...
Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха
Консультация для родителей детей с нарушениями слуха...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками 2 го года обучения, имеющих нарушения слуха "Ласковая песня"
Конспект разработан к программе духовно-нравственного воспитания детей "Социокультурные истоки"...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
«Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по художественному-творчеству с детьми, имеющими нарушения слуха»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.
Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
Методическая разработка для педагогов...