Консультация для педагогов "Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха."
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как одно из средств развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха.
Что я слышу-забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю… Конфуций
Все дети по своей природе – исследователи, а дети с нарушением слуха, не имея возможности слышать звуки окружающего мира, постоянно находятся в поиске. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать.
Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.
Введению термина «экспериментирование» наука обязана швейцарскому психологу и философу Ж. Пиаже. Он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Психолог Поддъяков Н. Н. в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет экспериментирование, которое, является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации они получают, тем быстрее и полноценнее развиваются. Важным условием овладения речью дошкольниками с нарушением слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами, обозначающими предметы, объекты, явления и их признаки и свойства.
Дети с нарушением слуха с большим трудом овладевают разно-аспектным анализом и обобщением предметов, а в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности активно развивается детское мышление поскольку создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя ситуацию, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении
Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?". Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе, поэтому очень важно создавать условия, в которых дети, манипулируя с предметами, наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать.
Эксперименты положительно влияют и на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Также детское экспериментирование тесно связано с изобразительной деятельностью, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Именно в процессе экспериментирования происходит интеллектуальное, эмоционально - интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831380-1476504339.jpg)
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/26/picture-773320-1458986618.jpg)
Консультация "Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника"
Проблемное обучение является средством развития познавательной активности дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/30/picture-952188-1593535577.jpg)
Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...
Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника
Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-923924-1695448403.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Единое образовательное пространство ДОУ – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и дет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331619-1619628023.jpg)
Консультация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Консультация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/21/picture-770850-1458533942.jpg)
Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...