"Применение фонетической (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов как средства коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушениями слуха"
статья
Данная статья освещает содержание, цель и задачи работы над произносительной стороной речи у дошкольников с нарушениями слуха с использованием мотода фонетичесой (речевой) ритмики во время проведения режимных моментов. Представленный практический материал может быть полезен воспитателям, которые работают с детьми со слуховой депривацией и родителям, имеющих детей с нарушениями слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОНЕТИЧЕСКАЯ (РЕЧЕВАЯ) РИТМИКА
КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.
Невозможно переоценить ту роль, которую играет слуховая функция в становлении личности каждого человека. Отсутствие слуха или его снижение, наступившее в раннем детстве, крайне негативно отражается на развитии психических процессов в целом, ведет к существенным отклонениям в формировании устной речи.
Одним из существенных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р.М. Боскис, является самостоятельность в овладении речью [2]. У детей с нормальным слухом этот процесс проходит самопроизвольно, у детей с нарушенным слухом – в результате специального обучения. Основная цель коррекционной работы – формирование у детей со слуховой депривацией устной речи как средства общения и познания окружающего мира, средства овладения знаниями, умениями и навыками.
Устная речь детей со слуховой депривацией характеризуется большим количеством дефектов в произношении звуков речи. К основным недостаткам, которые свойственны произношению целых групп звуков относятся сонантность, когда согласные звуки заменяются гласными, озвончение или оглушение согласных звуков, закрытая гнусавость – замена звуков м и н на п, б, т, д, различные сигматизмы. Страдает ритмико – интонационная сторона устной речи [5].
Формировать и закреплять у ребенка с нарушенным слухом максимально внятную и членораздельную речь, обеспечивающую ему устное общение с окружающими и дающую возможность для развития речевого мышления, позволяет специальная коррекционная гимнастика – фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз) [3].
Фонетическая ритмика, как совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности и скованности речи, которые свойственны детям с нарушениями слуха. Кроме того речевая гимнастика способствует развитию подражательной способности, развитию крупной моторики, координации.
Все упражнения фонетической ритмики направлены на решение определенных задач. К ним относятся:
- развитие дыхания и слитности произношения;
- формирование умения изменять силу и высоту голоса;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, фразах;
- воспроизведение речевого материала в определенном темпе;
- развитие ритмико – интонационной стороны устной речи [3].
Первое, на что необходимо обращать внимание при проведении занятий по фонетической ритмике, это выработка правильного речевого дыхания. Диафрагмальный тип дыхания самый экономный и длительный. Для его развития полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе. Протяжное произнесение гласных с использованием широких движений рук и приподнятое эмоциональное настроение так же способствует устранению разнообразных дефектов голоса, связанных с нарушением его силы (тихий, слабый, крикливый), высоты (фальцетный), тембра (беззвучный, гнусавый).
Речевой материал, на котором отрабатываются звуки речи, должен быть знаком и доступен детям, и от занятия к занятию постепенно усложняться. При работе над звуками очень полезно использовать различный ритмический материал: лололо – на улице тепло; мамему – конфету кому?; шушуну – я письмо пишу; шашаша – мама моет малыша; нононо нононо – в нашей комнате тепло. Кроме того, можно использовать скороговорки и чистоговорки. Вот пример некоторых из них: Дома баба, дома дед, только Томы дома нет. Где же наша Тома? Она стоит у дома. Вот летит самолет, там дядя пилот, самолет высоко, дядя там, далеко, ойойой – высоко, айайай – далеко. Если в ходе занятия отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над ними переносится на индивидуальные занятия, что способствует закреплению правильного произношения. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, предварительно не выучиваются, они повторяются синхронно с учителем несколько раз. Постепенно количество движений уменьшается. Конечная цель всех занятий – фонетически грамотная оформленная речь без движений.
Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства темпа и ритма произношения, поэтому их целесообразно включать в каждое занятие. Характер движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.
Как уже было сказано, собственная речь детей с нарушениями слуха зачастую монотонна и не интонирована. Дошкольникам трудно различать и даже мимикой передавать различные эмоции. С помощью упражнений фонетической ритмики дети расслабляются, раскрепощаются и учатся передавать такие эмоции как грусть, радость, удивление, испуг и многие другие.
Фрагмент занятия по фонетической ритмике для детей 3 – 4 лет.
Дети стоят полукругом или кругом, хорошо видя педагога.
- Развитие речевого дыхания. Закрепление произношения гласных звуков.
Пение гласных: АОУИЭ, УОИЭА
- Воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Закрепление произношения звука «П». Удары кулаками в стороны (вправо – влево):
ПА – ПА – ПА, постепенно увеличивая темп ПАПАПАПА.
- Изменение силы голоса. Закрепление произношения звука «Т». Поднести палец к губам, тихо сказать ТА – ТА. Сильно вытянуть руки вверх и в стороны, сказать громко ТА_____ ТА ______
- Закрепление произношения звука «М».
АМ ОМ УМ ЭМ ИМ МА МО МУ МЭ
АМА ОМО УМУ ЭМЭ АМО УМА ЭМО ОМА
МТА МСА МВО МТУ ФМО ТМУ ЛМА СМО
- Развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
МАМАМА – ВОТ ЗИМА… МАМАМА – ГДЕ ЗИМА?
МАМАМА – ТАМ ЗИМА. МАМАМА – УРА, ЗИМА!!!
Фрагмент занятия по фонетической ритмике для детей 4 – 5 лет.
Дети стоят полукругом или кругом, хорошо видя педагога.
- Развитие речевого дыхания. Закрепление произношения гласных звуков. Пение гласных: А___ О____У____И____Э____АОУИЭ, УОЭАИ
- Воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Закрепление произношения звуков «П», «Т», «Д». Движения резкие, энергичные: ПА – ПА – ПА; ТА – ТА – ТА; ДА – ДА – ДА. При убыстрении тепа – идти, затем бежать на месте или хлопать в ладоши.
- Дифференциация звуков «Т – Д» на слоговом материале: ТА – ДА; ТО – ДО; ТУ – ДУ; АТА – АДА; ОТО – ОДО; ОТА – ИДУ.
- Развитие умения выражать свои эмоции различными интонационными средствами: ОМ, ОМ – ВОТ ДОМ. ОМ, ОМ – ГДЕ ДОМ? ОМ, ОМ – ТАМ ДОМ! ОМ, ОМ, ОМ – УРА!! МОЙ ДОМ!!
- Дифференциация звуков «Т – Д» на материале слов и словосочетаний: ТУТ ДОМ. ТАМ ДОМ. МЫ ИДЁМ, МЫ ИДЁМ. А ПОТОМ – БЕГОМ, БЕГОМ!
- Закрепление произношения звука «К» на слоговом материале: КА – КА – КА; КО – КО – КО; АКА – ОКО – УКУ; ЭКА – ИКО – УКО.
- Закрепление произношения звука «К» на материале слов и словосочетаний: ВОТ КОТ! ВОТ КОТ! МОЕТ ЛАПЫ, МОЕТ РОМ. МЯУ, МЯУ КОТ ПОЕТ.
Литература:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики руки. Игры и упражнения. М.: Творческий центр «Сфера», 2006
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М, 1963
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. М.: «Учебная литература», 1997
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Коррекционная педагогика, Гуманитарный издательский дом «Владос», 2001
- Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. М.: Академия педагогических наук. Научно – исследовательский институт дефектологии. М.:Издательство «Просвещение», 1971
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Издательство «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация детей во время проведения режимных моментов.
Протокол проекта в средней группе....
« Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её...
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи 9.10.2017год
Артикуляциоонная гимнастика(консультация для воспитатетлей)...
Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С. по теме самообразования: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»
Я работаю над темой "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи" уже 4-ый год....
Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...
Авторская программа "Звуковой сундучок" по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции и созданию оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Цель: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи....
План самообразования воспитателя «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»
План самообразованияТема: «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»...