Консультация для педагогов «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

«Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию

 среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию

 среднего дошкольного возраста»

      Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают «систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей» В наиболее общем виде методы можно разделить на активные, пассивные и интерактивные. Пассивный метод предполагает ведущую роль педагога в организации учебного процесса. Он имеет свои плюсы (возможность преподнести за время одного занятия большое количество материала, не вызывает большой трудности при подготовке преподавателя к занятию), но в современной методике считается низкоэффективным. При организации занятия по активному методу дети взаимодействуют с учителем и друг другом, являясь полноправными участниками занятия. 
Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Они предполагают доминирование активности детей в процессе обучения. 
Существуют и другие, более конкретные классификации методов. Нельзя выделить метод, являющийся самым эффективным. В каждом из них можно найти что-то ценное. Методы отличаются как характером организующей деятельности преподавателя, так и способом организации познавательной деятельности ребенка. Поэтому для выбора наиболее эффективного в каждой конкретной ситуации метода следует учитывать ряд факторов: содержание знаний, заключённых в учебном материале, контекст ситуации, особенности познавательной и речевой деятельности и личностные характеристики дошкольников. 
      Метод развивающего обучения, к которому относится применение дидактических игр, направлен на создание условий, при которых ребенок выступает субъектом развития, а не объектом воздействия педагога. 
Для того, чтобы дошкольник смог самостоятельно находить самые удачные способы решения поставленных перед ним задач, он должен получить необходимые сведения об изучаемом предмете и знать общие способы решения подобных заданий. Таким образом, при развивающем обучении ребенку предлагается система понятий, а не готовые сведения о каком-либо предмете. 
      Материал для развивающих занятий подбирается таким образом, чтобы дать возможность организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Цель занятия осознаётся ребенком как личная цель, это стимулирует его к активному поиску решения поставленной учебной задачи. Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи. 
      Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. «Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением» 
Любая игра есть деятельность. При таком её понимании открываются широкие возможности применения игры в коррекционных целях. Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, он оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных качествКлассифицировать игры, рекомендуемые методикой для использования на занятиях по развитию речи, можно разными способами, в том числе и по тематическому принципу. Так, различают игры фонетические, лексико-фразеологические, игры по словообразованию и всем основным разделам русского языка. 
     Фонетические игры могут быть чисто фонетическими (оглушение и озвончение,  выделение ударного слога, различение твёрдых и мягких звуков и др.) и коммуникативно-фонетическими (на различение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на отработку умения выдерживать паузу, чувствовать ритм речи и др.) 
Лексико-фразеологические игры также разделяются на две группы: собственно лексико-фразеологические (детские кроссворды, чайнворды, «третий лишний», «ассоциации» и др.) и игры на развитие навыков устной речи, увеличение лексикона учащегося («собери поговорку», «кто наблюдательнее?» и др.) 
По другой классификации выделяются учебные игры, аналитические, комбинаторные, языковые, ассоциативные, творческие, контекстные 
По характеру педагогического процесса можно выделить игры обучающие, познавательные, воспитательные, тренинговые, творческие, контролирующие, диагностические, развивающие. 
По характеру использования игровой среды игры могут быть настольными, играми без предметов и с предметами, с применением технических средств. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, дидактические игры берут на себя преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития. 
Дидактическая игра - это «такая организация учебной речевой деятельности, в основе которой лежит принцип практического общения».  Дидактические игры завоевывают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений, благодаря тому, что в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению. 
   Программа воспитания в детском саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней оговаривается, что с помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни . 
     Дидактические игры можно классифицировать по нескольким признакам: 
а) по функционально-целевому назначению: диагностические, ролевые, контрольные; 
б) по времени проведения: большие, средние и мини-игры; 
в) по структурно-композиционному построению: могут быть с жёстко запрограммированным и с адаптивным структурно-композиционным построением. 
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: 
а) с игрушками и предметами; 
б) настольно-печатные; 
в) словесные. 
     Представляет большой интерес проведение фрагментарных дидактических игр, когда в основе каждого фрагмента игры лежит решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала; целостно-тематических дидактических игр, связанных с решением нескольких педагогических задач по теме, и комплексных дидактических игр, в которых сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность детей и решается комплекс образовательных и развивающих задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста"

Использование занимательной математики в индивидуально работе с детьми дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование игровых методов и приемов при обучении детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...

Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста

   Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей...

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников с использованием словесных и дидактических игр в образовательном процессе ДОУ. Задачи:Повысить профессиональный уровень педагогов...