Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа) по теме
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_mnemotehniki.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОНИКА, или МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
ПАМЯТЬ – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребёнка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – всё это связано с работой памяти.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка, с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребёнок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых для практической деятельности.
Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. Этому – то и способствует мнемотехника.
Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней крепко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного опыта) запоминание возможно только в случае, если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить того, чего он не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребёнка также построена на интересе.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников и в настоящее время остаётся актуальным.
ЦЕЛЬ обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.
На протяжении всего дошкольного детства у ребёнка происходят изменении в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематизированными. Они объединяются в группы, категории, что придаёт образам памяти «картинность». На этой основе ребёнок постепенно учится управлять своими представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется и процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства, качества складываются в целостный образ.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развитие образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию.
ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ – умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живёт в месте с ними в мире сказки. Ему легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
КАК РАБОТАТЬ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
МНЕМОТОБЛИЦА – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов.
ЭТАП 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
ЭТАП 2: Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (поясняется, что обозначает каждый символ).
ЭТАП 3: После перекодирования осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
ЭТАП 4: Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
ЭТАП 5: Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (рассказ) «спряталась» в таблице? Про какого эта сказка (рассказ)?»
При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята жёлтого цвета, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.д.
Что является опорным в таблице. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идёт осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое завязано вокруг её главных героев.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изображать всё то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития, таблицы на 4-9 клеток для младших дошкольников, на 9 -16 клеток для дошкольников среднего возраста, на 16-25 клеток для дошкольников старшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"
«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....
Система образовательной работы с детьми дошкольного возраста по модулю « МУЗЫКА»
Система образовательной работы с детьми дошкольного возрастапо модулю « МУЗЫКА» Нужно создать условия для эмоционального благопо...
"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...
Здоровьесберегающая технология «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»
Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и у...