Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_rabote_po_razvitiyu_rechi_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 86.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Дзержинского района
630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а
тел.: 267-67-11
e-mail: ds_373_nsk@nios.ru
Семинар-практикум для педагогов
«Использование мнемотехники как инструмента развития
связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Потапова М.В.
Новосибирск 2020
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания. Слово происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначает «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
МНЕМОТЕХНИКА — система методов, дающая возможность запомнить информацию при помощи ассоциаций.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Фраза, знакомая каждому с детства: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», является ярким приемом для запоминания последовательности цветов радуги.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
• восприятие
• развивает кругозор
• развивает все стороны речи
НО!
• На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
• Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, – это тормозит развитие ребенка. Иногда воспользоваться методикой не получается.
• Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
6. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На них простые изображения, обозначающие слово, словосочетание или простую фразу.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Например: ёлочка (какая?) колючая
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
С детьми 4-5-ти летнего возраста используются мнемодорожки – картинки из 3-4-х рисунков, представляющих собой определенную последовательность. При помощи таких рисунков-дорожек ребенок может самостоятельно составить небольшой рассказ, запомнить последовательность одевания или утреннего туалета.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. В возрасте 6-7 лет.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.
1. Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
2. Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
3. Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
4. Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
5. Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа – рассказать о том, как передвигаются насекомые.
6. Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.
МНЕМОТЕХНИКОЙ МОЖНО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА, НО РАЦИОНАЛЬНЕЕ ВВОДИТЬ ЕЕ В ЗАНЯТИЯ С 4 – 5 ЛЕТ, КОГДА У ДЕТЕЙ НАКОПЛЕН ОСНОВНОЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
Пример – простой и емкий стих А. Барто «Мишка».
Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
Все равно его не брошу,
Потому что он – хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит. К.Д. Ушинский...
Консультация для педагогов "Использование дидактических игр при развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, б...
Консультация для родителей "Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Работа с родителями...
Консультация для педагогов "Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста"
Данная консультация позволяет повысить компетентность у педагогов в вопросах развития связной речи. Доступность, краткость,схематичного изложенного материала помогает у детей повысить позн...
Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
План по самообразованию "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» на 2019-2022 уч.гг....