Особенности использования дидактических игр на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………... | 3 |
| 5 |
| 9 |
| 15 |
| 20 |
Заключение………………………………………………………………… | 24 |
Список литературы……………………………………………………….. | 26 |
Приложение 1. Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………. | 28 |
Введение
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Игра является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В систему дидактических игр входят игры с разными игрушками, материалами. Обязательным элементом большинства дидактических игр являются стихи, песни, рифмованные сказки.
В педагогике система дидактических игр была создана еще в 60-е годы ХХ века в связи с разработкой содержания сенсорного воспитания.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Поиски ученых идут в направлении создания серий игр для полноценного детского развития. Такие игры характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
В дидактических играх формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется сам процесс обучения. Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в дидактической игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включены в современные программы дошкольного воспитания. «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Цель данной работы: обоснование эффективности использования дидактических игр в обучении детей младшего возраста.
Задачи:
- проанализировать особенности организации и содержание
дидактических игр в младшем дошкольном возрасте.
- показать значение дидактических игр и эффективность их использования
на первых шагах обучения детей младшего дошкольного возраста.
- Виды дидактических игр
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра - труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. [3, c. 43]
В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности дошкольников. Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. [3, c. 23]
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то, сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки». Игры-предположения «Что было бы..? » или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. [1, c. 21]
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание – это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. [3, c. 27]
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
- Обучение детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте обучение ребенка принимает целенаправленный характер. Большинство занятий в этом возрасте направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы, некоторых животных, знакомятся с действиями и их обозначениями. Ребенка учат выделять некоторые основные признаки предметов.
На втором и особенно на третьем году дети начинают играть. Игра двухлетнего ребенка обычно выражается в простом повторении каких-либо действий с предметами, в том числе и с инструментами. Дети этого возраста отражают в своих играх чаще всего обычные действия взрослых с ними: одевание, раздевание, укладывание в кровать, кормление, купание.
К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть основные цвета. Опыт ребенка на втором-третьем году жизни еще очень беден, поэтому в его игре больше подражания, чем собственной выдумки, поэтому отличительной чертой действий детей является их ярко выраженный подражательный характер. Возросшая самостоятельность порождает большую пытливость и любознательность малыша. К трем годам ребенок обычно научается подчиняться правилам и действовать самостоятельно. На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками. Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями. Формированию орудийных действий служат занятия с предметами. Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок. Содержание обучения детей в детском саду базируется на Программе воспитания и обучения в детском саду. В ней указаны требования по планированию и методике работы с детьми.
Основными формами организации обучения детей младшего дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. С. Л. Новоселова указывала: «Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать» (7, 8). Например, на занятии воспитатель проводит дидактическую игру «Кукла Катя проснулась», решая при этом дидактические задачи закрепить знания детей об одежде куклы, о последовательности процесса одевания, активизировать речь детей.
Дети, как правило, активно и с удовольствием участвуют в игре, закрепляя
необходимые в повседневной жизни навыки.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические игры. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры. Проводя занятие, воспитатель учит детей узнавать предметы по характерным признакам с помощью дидактической игры «Чудесный мешочек» а на занятии по знакомстве детей с временами года проводит дидактическую игру «В какое время года бывает..», решая
следующие задачи - закрепление знаний детей о временах года, их характерных признаках, развитие связной речи детей, внимания, находчивости.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся (3, 4).
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Воспитатель на занятии проводит дидактическую игру «Знакомство с формой предметов», при этом решает такие задачи как знакомство с такими предметами как шар, куб, сравнение этих предметов и группировка их по форме, сенсорное обследование предметов, развитие речи. Сами по себе эти задачи для детей достаточно сложны и требуют серьезных усилий, но ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность, облегчает процесс обучения.
Игровая форма обучения наиболее соответствует возрастным особенностям ребенка, но уже в этом возрасте она не является единственной.
Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Такие занятия не укладываются уже в понятие дидактической игры, хотя на них могут быть использованы отдельные игровые приемы. Например, при проведении этих занятий воспитателю можно использовать такую дидактическую игру как «Кому что нужно для работы», в которых воспитатель знакомит детей с профессиями и орудиями труда взрослых, учит детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения. Для формирования нравственных качеств можно использовать дидактическую игру «Вежливые слова» и т.п.
Современная педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
Общим в дидактических играх является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры. Также для достижения положительных результатов в работе по обучению с использованием дидактических игр воспитатель должен учитывать и психологические особенности детей младшего возраста.
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. [6, c. 34]
Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры. А также, на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.
Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры, усложнить дидактическую задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.
Дидактические игры - обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитательница или какие есть (настольно - печатные) в группе.
Дидактические игры следует планировать в таких разделах программы, как ознакомление с окружающим и развитие речи, элементарные математические представления, физическое и музыкальное воспитание.
Для правильного планирования дидактических игр воспитателям, прежде всего надо самим убедиться в неоценимой их пользе в умственном и нравственном воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всей учебно-воспитательной работе с дошкольниками. [5, c. 18]
- Роль дидактических игр в развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Отечественные педагоги и психологи считают, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. «Для правильного развития ребенка недостаточно лишь нормального строения его организма и присущих человеку биологических задатков, необходимо еще активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Особенно это заметно в воспитании детей младшего возраста - в первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. В эти годы закладывается фундамент дальнейшего развития ребенка. Для того чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, другими жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить. В этой связи роль и значение дидактических (обучающих) игр в воспитании и развитии детей младшего возраста очень высока.
Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Характерной особенностью дидактических игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми.
Дидактические игры являются одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка».
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения детей. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако, если ребенок не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально детские игры разделили на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Игры с правилами в свою очередь подразделяются на два основных типа: игры с фиксированными (открытыми) правилами и игры со скрытыми правилами. Большинство дидактических игр - это игры с фиксированными правилами.
Современная классификация детских игр, разработана С. Л. Новосёловой (22). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Новосёлова С.Л. выделяет три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями.
В том числе игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.
Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических, игр.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.
Дидактические игры можно подразделить
по содержанию:
- игры по сенсорному воспитанию,
- игры по ознакомлению с природой,
- математические и др.
по дидактическому материалу:
- игры с предметами и дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
Дидактические игры имеют большое значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет его знания (лото «Растёт, цветёт, зреет», «Тут и там», «Прятки», «Разрезные картинки» и др.) В игре дети отражают окружающую жизнь и познают доступные их восприятию и пониманию факты, явления (игры с куклой «Оденем Катю на прогулку», «Напоим куклу чаем», «В гости» и др.). Также дидактические игры развивают сенсорные способности детей («Цветные кубики» «Подбери фигуру» и др.), а игры с дидактическими игрушками, укрепляют мелкую моторику рук («Матрёшка большая и маленькая» «Спрячь в ладошке», «Сделаем кукле бусы», «Спрячь мышку», «Игра с тестом» и др.).
Дидактические игры развивают мышление и речь детей («Где круг, а где квадрат?», «Назови правильно», «Что сначала, что потом» и др.). Пополняется словарь ребенка, формируется правильная, речь, умение правильно выражать свои мысли.
Многие дидактические игры вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться (лото «Кому, что нужно для работы», «Парные картинки» и др.).
Дидактические игры служат целям художественного воспитания, воспитания любви к прекрасному. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы («Катится - не катится», «Узнай Колобка» и др.).
Дидактические игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. У детей формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности у них вырабатывается умение действовать в среде сверстников.
В дидактических играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные, так и отрицательные. Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере воспитанников. Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным разделам программы.
Дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное для понимания ребёнка содержание.
Таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания детей младшего дошкольного возраста. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Дидактическая игра является и средством обучения.
- Особенности использования дидактических игр в обучении младших дошкольников
При использовании дидактических игр в обучении воспитатели руководствуются основными принципами, приемами и методами педагогики. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения,
углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.
- определение количества играющих детей;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий;
- определение роли воспитателя в игре;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При проведении дидактических игр с младшими дошкольниками воспитатель основывается на общих дидактических принципах. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом, прежде всего, ставятся задачи моторного характера. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5—8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ. Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, и т.п.). Развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п.
Для дидактической игры необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели. Нужно иметь предметы для ряженья (косынки, передники), лоскутки для завертывания кукол. Возникновению сюжетной дидактической игры, установлению взаимосвязи и взаимо- последовательности действий помогают инсценировки с сюжетными игрушками. Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка. Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными.
При работе с детьми младшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость.
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. При проведении занятий с детьми младшего возраста воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс и не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
Вместе с тем необходимо избегать излишней развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Согласно «Программы воспитания в детском саду» дидактические игры проводятся ежедневно утром и вечером. В первой младшей группе детского сада проводится 10 занятий в неделю. Длительность их также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10— 15 мин; требующие же сосредоточенного внимания—от 5 до 8 мин. Наряду с дидактическими играми планируются наблюдения на прогулке за окружающим. Большая часть дидактических игр проводится по подгруппам, в которые объединяются дети с одинаковым уровнем развития. Таким же методом организуются и занятия, на которых используется новый материал. На третьем году жизни возможно проведение дидактических игр и некоторых видов занятий со своей группой, так как малыши уже освоили правила поведения, начали согласовывать свои действия с другими детьми, речь взрослого становится регулятором их действий. Со всей группой детей одновременно можно проводить музыкальные занятия, подвижные игры, а также показы - инсценировки, в которых малыши являются в основном зрителями.
Таким образом, можно сказать, что дидактические игры широко используются в обучении детей младшего дошкольного возраста. Эффективность применения и большое значение дидактических игр в обучении детей была доказана опытом многих педагогов и психологов.
Заключение
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в развитии личности детей младшего дошкольного возраста, в развитии их мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Эффективность применения дидактических игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста была доказана опытом многих педагогов и психологов.
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения ориентироваться в пространстве.
Дидактические игры также развивают мыслительные способности детей, способствуют закреплению элементарных математических преставлений. Основное внимание таким играм уделяется в более старшем возрасте.
Дидактические игры способствуют ознакомлению ребенка окружающим миром. Дидактическая игра имеет большое значение в развитии психики ребенка.
Применение дидактических игр значительно повышает эффективность педагогического процесса. Свою роль дидактическая игра наиболее полно выполняет при условии педагогического процесса под руководством взрослого. Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов – игровых, словесных, наглядных. Также для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.
Рекомендации для педагогов:
- систематически планировать проведение дидактических игр с детьми младшей группы;
- организовывать игры с целью обучения детей развивать речь;
- постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх (картинки, игрушки, природный материал);
- привлекать по возможности детей к изготовлению наглядного материала для игр;
- процесс обучения должен быть интересен ребенку, доставлять ему радость.
Список литературы
- Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст]: методическое пособие / В. Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.
- Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя / Н. П.
Аникеева. – М.: Просвещение, 2012. – 153 с.
- Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для
воспитателей детского сада / сост. А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение,
2013. – 73 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / А. К. Бондаренко. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 231 с.
5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / под ред. С. Л. Новоселовой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 245 с.
6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2013. – 251 с.
7. Никитин, Б. П. Развивающие игры [Текст]: методическое пособие / Б. П.
Никитин. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 2014. – 200 с.
8. Новосёлова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / С. Л. Новоселова. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
9. Новосёлова, С. Л. Родителям о детских играх и игрушках [Текст]: советы психолога / С. Л. Новоселова. – М., 2012. - 16 с.
10.Новосёлова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст]: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2013. – 59 с.
11. Новосёлова, С. Л. Система «Модуль - игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования [Текст] / методические рекомендации / С. Л. Новоселова. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2013. - 40 с.
12. Семяшкина, Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении
грамоте [Текст] / Н. И. Семяшкина // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 18-21.
13. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Е. И.
Удальцова. – Минск, 2014. – 210 с.
14. Яновская, М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника
[Текст]: методическое пособие для учителей и воспитателей / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2015. – 167 с.
Приложение
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста
"Чудесный мешочек"
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Ход. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
-Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
«Знакомство с формой предметов»
Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.
Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать
развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры
На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.
«Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» (3-4года)
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку» (3-4 года)
Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность
Количество играющих:
Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку
Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки.
"Найди детёныша для мамы"
Ход. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.
Игра "Собери снеговика"
Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
Ход. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Данный материал может использоваться в качестве консультации для воспитателей. В нём представлены методические рекомендации воспитателям по организации и проведению дидактических игр экологического ха...
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....
«Конспект игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы «У солнышка в гостях»»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23681572","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]ПЕСОК - это универсальное средство для творчества, который оказывает развивающее дейст...
«Конспект игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы»
ПЕСОК - это универсальное средство для творчества, который оказывает развивающее действие на детей. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится д...
Открытое занятие с детьми младшего дошкольного возраста с использованием массажных мячей.
Цель: стимулировать у детей речевую активность, посредством использования массажного мяча. Занятие можно посмотреть в разделе "Видео"...
Доклад на педагогическом совете "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста"
доклад на педагогическом совете...
Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Социоигровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным....