Кружковая деятельность «Волшебные пальчики» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_moy.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая деятельность
«Волшебные пальчики»
подготовительной к школе группы компенсирующей
направленности (от 6 до 7 лет) №11
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №41»
Предгорного муниципального округа
Ставропольского края
Воспитатель: Н.А.Елисеева
Программа
кружковой деятельности по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
«Волшебные пальчики»
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МДОБУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Волшебные пальчики»
Актуальность.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова - отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слуха- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель Программы:
Обеспечить качественную подготовку детей к школе, формировать интерес к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии.
Задачи:
1.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов. 2.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе. 3.Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. 5.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Принципы построения программы:
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение полугода, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы работы с детьми
Дидактические игры и игровые упражнения. Занимательные задания и игры-соревнования. Изобразительная и творческая деятельность. Наглядный метод обучения и метод практических действий. Моделирование и кодирование информации.
Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук.
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
5. Формирование элементарных графических навыков.
Учебный план Срок проведения: с 09 января 2023 г. по 25 мая 2023 г. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Форма организации: подгрупповые занятия Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната Место проведения кружка в сетке занятий : среда 16.20-16.50
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
- Материал для рисования, краски, восковые, цветные и простые карандаши, природный материал.
- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена, ракушки…
- Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
- «Сухие» бассейны для пальцев кисти рук с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» …)
- Фигурные и геометрические трафареты.
- Карточки–таблицы для графических диктантов. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
- Тематические иллюстрации.
Перспективный план кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
«Волшебные пальчики».
месяц | Тема | Задачи | Содержание |
Январь 3 неделя | Вводное занятие, диагностика | Объяснить цель занятий, уточнить систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. | 1.Пальчиковая гимнастика: «Поиграем в пальчики». 2.Познакомить с тетрадью: обложка, лист, страница, поля. 3.Показать основные приемы штриховки. 4. Графический диктант. |
4 неделя | Фрукты. Овощи. | Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" 2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей). 3. Обводка и штриховка трафаретов овощей и фруктов. |
Февраль 1 неделя | Посуда | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формировать общую умелость руки. Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "Мы посуду мыли" |
2 неделя | Транспорт | Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Развивать речь, мышление. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу». 2. Загадка об транспорте. 3. Обводка и штриховка силуэтов машин. 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение). |
3 неделя | Птицы зимой | Выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки. Обогащать знания детей о птицах. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Скворечник", "Птенчики в гнезде" 2. Фигурки из веточек (стайки птиц) 3. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией). |
4 неделя | Защитники отечества | закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Солдаты", "Бойцы-молодцы'. 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт). 3. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке" 4. Графический диктант. |
Март неделя | Моя семья. Профессии. | Выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал' 2. Фигурки из палочек (рожица, очки). 3. Работа в тетради: рисуем мнемотаблицу к рассказу о семье. 4. Игра " Пианино". |
2 неделя | Домашние птицы | Выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о птицах. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь","Петушок", "Курочка". 2.Загадки о птицах. 3. Обвести утенка по контуру и заштриховать. 4. Самомассаж гранеными карандашами |
3 неделя | Игра. Игрушки. | Учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, воспитывать аккуратность. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Шарик". 2. "Фигурки из палочек" (любимая игрушка). 3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик). 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) игрушки. |
4 неделя | Сказка в гостях у детей | Учить детей рисовать и раскрашивать, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о сказках. | 1. Пальчиковая гимнастика: " 2. "Фигурки из палочек" (волшебные предметы из сказок). 3.Игра с крупами «Золушка». 4.Рисование героя любимой сказки простым карандашом. |
5 неделя | Мебель | Учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о мебели. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол". 2. Фигурки из палочек. 3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями). 4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. |
Апрель 1 неделя | Птицы весной | Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие | 1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби", "Воробьи". 2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка). 3. Зарисовать мнемотаблицу о птицах. |
2 неделя | Уголок природы | Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений. | 1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки». 2. Фигурки из палочек (кактус, ваза). 3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан). 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) фикуса. |
3 неделя | Космос | Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Кулак, ребро, ладонь», «Комета». 2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) ракеты. 3. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе). |
4 неделя | «Нам на улице не страшно» | Развивать пространственное воображение, координацию движений, аккуратность, бережное отношение к материалам. | 1. Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал». 2. Фигурки из палочек (пешеходный переход). 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать знаки дорожного движения.) 4. Графический диктант. |
Май 1,2 неделя | День Победы | Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты". 2. Фигурки из палочек (звезда, флажок). 3. Работа с катушками (памятник павшим солдатам). |
3 неделя | Цветы, насекомые | Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. | 1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка". 2. Фигурки из палочек (бабочка, жук) 3. Обвести рисунок по точкам (комар) 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) бабочки. |
4 неделя | Итоговая диагностика | Проверить знания детей о разных видах штрихов. | Мониторинг. Определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. |
Ожидаемые результаты (из ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ по ФГОС ДО)
Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Волшебные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
- Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
- Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
- Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
- Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
- Сформированы графические навыки.
- Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2016 г.
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие мелкой моторики | Ориентировка в пространстве | Развитие графических навыков | ||||
Срисовывание образца | Штриховка | Графический диктант | |||||
1. | |||||||
2. |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
-Завязывание шнурков разной величины.
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты.
-Д\И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина.
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 3 балла.
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь. Низкий бал-задание не выполнено.
Работа с родителями
Развитие мелкой моторики в быту
(советы для родителей)
Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
9. Помогать перебирать крупу.
10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
14. Включать и выключать свет.
15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
16. Перелистывать страницы книги.
Методическое обеспечение
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
- Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
- Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать.
Рабочие тетради - Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
- Картотека « Формирование графических навыков у дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Волшебное зеркало". Подготовительная к школе группа (открытое занятие)
Представленное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Профессионал - 2015"В ходе занятия использовалась интерактивная доска.Эпиграфом были взяты слова академика Амосова Н.М. "...Если нельзя...
Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
Кружок по лепке...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН» Подготовительная к школе группа Сро
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 « САЛЮТ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Подготовительная к школе группа
Цель: формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека посредством активизации познавательной активности.Задачи: Образовательные задачи:...
Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа
Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа...
Конспект ООд по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество" подготовительная к школе группа
расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....
Кружковая работа «Волшебные клеточки», подготовительная к школе группа
На данном этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается...