Кружковая деятельность «Волшебные пальчики» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елисеева Наталья Александровна

  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.   Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_moy.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая деятельность
«Волшебные пальчики»
подготовительной к школе группы компенсирующей
направленности (от 6 до 7 лет) №11

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №41»
Предгорного муниципального округа
Ставропольского края

                                                                            Воспитатель: Н.А.Елисеева

Программа

 кружковой деятельности по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

 «Волшебные пальчики»

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

  Содержание дополнительного образования в МДОБУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

 Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Волшебные пальчики»

 Актуальность.

  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.   Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова - отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слуха- зрительно моторных координаций.

   Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

   Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.

Цель Программы: 

Обеспечить качественную подготовку детей к школе, формировать интерес к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии.

 Задачи:

1.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.             2.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.                                                                   3.Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.                                                                                                           4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.         5.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

​ Принципы построения программы:

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение полугода, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методы работы с детьми

Дидактические игры и игровые упражнения.                                                      Занимательные задания и игры-соревнования.                                                              Изобразительная и творческая деятельность.                                                                           Наглядный метод обучения и метод практических действий.                                                       Моделирование и кодирование информации.

Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук.

2. Задания по изодеятельности и конструированию.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

5. Формирование элементарных графических навыков.

Учебный план                                                                                                                    Срок проведения: с 09 января 2023 г. по 25 мая 2023 г.                                                                Возрастная группа: подготовительная к школе группа.                                                                                           Периодичность занятий: 1 раз в неделю.                                                                                       Форма организации: подгрупповые занятия                                                              Длительность занятий: 30 минут                                                                                           Место проведения кружка: групповая комната                                                                                          Место проведения кружка в сетке занятий : среда 16.20-16.50

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Дидактический материал и техническое оснащение

  • Материал для рисования, краски, восковые, цветные и простые карандаши, природный материал.
  • Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена, ракушки…
  • Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
  • «Сухие» бассейны для пальцев кисти рук с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» …)
  • Фигурные и геометрические трафареты.
  • Карточки–таблицы для графических диктантов.                                                  Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
  • Тематические иллюстрации.

Перспективный план кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

 «Волшебные пальчики».

месяц

Тема

Задачи

Содержание

Январь

3 неделя

Вводное занятие, диагностика

Объяснить цель занятий, уточнить   систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1.Пальчиковая гимнастика: «Поиграем в пальчики».                                   2.Познакомить с тетрадью: обложка, лист, страница, поля.                      3.Показать основные приемы штриховки.                                                 4. Графический диктант.                    

4 неделя

Фрукты. Овощи.

Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Обводка и штриховка трафаретов овощей и фруктов.                                  

Февраль

1 неделя

Посуда

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формировать общую умелость руки. Воспитывать аккуратность.

Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "Мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4.Дорисуй узор на посуде.

2 неделя

Транспорт

 Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Развивать речь, мышление.

1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу».                                                           2. Загадка об транспорте.

3. Обводка и штриховка силуэтов машин.                                                          4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение).

3 неделя

Птицы зимой

Выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки. Обогащать знания детей о птицах.

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Скворечник", "Птенчики в гнезде"

2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

3.  «Узнай меня!» (соединить точки одной линией).

4 неделя

Защитники отечества

закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей.

1. Пальчиковая гимнастика: "Солдаты", "Бойцы-молодцы'.

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3.  Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

4. Графический диктант.

Март
1

неделя

Моя семья. Профессии.

Выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами.

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал'

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа в тетради: рисуем мнемотаблицу к рассказу о семье.                                                                4. Игра " Пианино".

2

неделя

Домашние птицы

Выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о птицах.

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь","Петушок", "Курочка".

2.Загадки о птицах.                                                    3. Обвести утенка по контуру и

заштриховать.

4. Самомассаж гранеными карандашами

3

неделя

Игра. Игрушки.

Учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика: "Шарик".

2. "Фигурки из палочек" (любимая игрушка).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) игрушки.

4

неделя

Сказка в гостях у детей

Учить детей рисовать и раскрашивать, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о сказках.

1. Пальчиковая гимнастика: "                          2. "Фигурки из палочек" (волшебные предметы из сказок).                                  3.Игра с крупами «Золушка».      4.Рисование героя любимой сказки простым карандашом.

5

неделя

Мебель

Учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о мебели.

1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол".

2. Фигурки из палочек.

3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Апрель

1

неделя

Птицы весной

Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие

1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби", "Воробьи".

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).

3. Зарисовать мнемотаблицу о птицах.

2

неделя

Уголок природы

Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений.

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки».

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза).

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан).

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) фикуса.

3

неделя

Космос

Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности.

1. Пальчиковая гимнастика: «Кулак, ребро, ладонь», «Комета».

2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) ракеты.  

3. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).

4

неделя

«Нам на улице не страшно»

Развивать пространственное воображение, координацию движений, аккуратность, бережное отношение к материалам.

1. Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал».

2. Фигурки из палочек (пешеходный переход).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать знаки дорожного движения.)

4. Графический диктант.

Май

1,2

неделя

День Победы

 Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию.

1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты".

2. Фигурки из палочек (звезда, флажок).

3. Работа с катушками (памятник павшим солдатам).

3

неделя

Цветы, насекомые

Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) бабочки.

4

неделя

Итоговая диагностика

Проверить знания детей о разных видах штрихов.

Мониторинг. Определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

Ожидаемые результаты (из ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ по ФГОС ДО)

Итоговая диагностика

К концу посещения кружка «Волшебные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2016 г.

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

               Развитие графических навыков

Срисовывание

 образца

Штриховка

Графический

диктант

1.

2.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).

-Завязывание шнурков разной величины.

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты.

-Д\И «Найди, где спрятано?».

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина.

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 3 балла.

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь.                                                                                     Низкий бал-задание не выполнено.

Работа с родителями

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)


Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.  

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.  

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать   ботинки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.  

 7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

 14. Включать и выключать свет.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

Методическое обеспечение

  1. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
  2. Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
  4. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать.
    Рабочие тетради
  5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
  6.  Картотека « Формирование графических навыков у дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Волшебное зеркало". Подготовительная к школе группа (открытое занятие)

Представленное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Профессионал - 2015"В ходе занятия использовалась интерактивная доска.Эпиграфом были взяты слова академика Амосова Н.М. "...Если нельзя...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Подготовительная к школе группа

Цель: формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека посредством активизации познавательной активности.Задачи: Образовательные задачи:...

Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа

Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа...

Конспект ООд по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество" подготовительная к школе группа

расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Кружковая работа «Волшебные клеточки», подготовительная к школе группа

На данном этапе обучения, дети часто испытывают затруднения  с письмом:   быстро устает рука, теряется рабочая  строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается...