Рабочая программа кружковой работы для детей подготовительной к школе группы «Волшебные пальчики. Пластилинография»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад №14 «Журавлик»
Утверждаю: заведующая
МБДОУ Д/с №14 «Журавлик»
Герасимова Л.Н_________
_________2019г.
Рабочая программа кружковой работы для детей
подготовительной к школе группы
«Волшебные пальчики. Пластилинография»
за 2018-2019г
Воспитатель:
Скрыбыкина Т.Н
Якутск 2018г.
Содержание рабочей программы:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
2.1. Цели и задачи программы
2.2. Планируемые результаты
2.3. Объем образовательной нагрузки
3. Содержание программы кружка “Волшебные пальчики. Пластилинография”
4. Организационно-педагогические условия
4.1. Учебный план
4.2. Материально-техническое обеспечение
Список литературы
Приложение
1. Паспорт программы
Название кружка | Кружок «Волшебные пальчики. Пластилинография» |
Организация | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Журавлик» |
Возрастная группа | Подготовительный к школе возраст |
Составитель программы | Скрыбыкина Т.Н |
Цель программы | Всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук |
Задачи программы | Образовательные: - формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; - закрепить приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); - закреплять умение работать на заданном пространстве. Развивающие: - развивать мелкую моторику, координацию движения рук; - развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги; - развивать память, внимание, мышление, речь; - развивать интерес к процессу и результатам работы. Воспитательные: - воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; - воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; - воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; - воспитывать стремление к поиску, самостоятельности. |
Ожидаемые результаты | К концу года дети должны: - освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); - создавать выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира; - развить и укрепить мелкую моторику рук; - сформировать навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук; - свободно владеть лепным материалом. |
Срок реализации программы: | 2018-2019гг. |
2. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребенка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество – это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребенка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие окаывае самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Творческая личность – это достояние всего общества.
В настоящее время специалисты в области раннего развития ребенка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных прозведений. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Так как дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.
Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
2.1. Цели и задачи программы
Цель: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приемами нетрадиционной техники работы с пластилином-пластилинографии.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- закрепить приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- закреплять умение работать на заданном пространстве.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук;
- развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- развивать интерес к процессу и результатам работы.
3. Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
2.2. Планируемые результаты
К концу года дети должны:
- освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- создавать выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира;
- развить и укрепить мелкую моторику рук;
- сформировать навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
- свободно владеть лепным материалом.
2.3. Объем образовательной нагрузки
Срок проведения: октябрь – май
Возрастная группа: дети 6-7
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации: подгрупповая по 8-9 детей
Длительность занятий: 30 минут
3. Содержание программы кружка “Волшебные пальчики. Пластилинография”
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных заданий).
Методы и приёмы:
- показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
- игровые приёмы;
- обследование, рассматривание, наблюдение.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
- исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
4. Организационно-педагогические условия
4.1. Учебный план
Перспективный план кружка «Волшебные пальчики»
№ | Месяц | Название занятия | Задачи | Материал |
1 | Сентябрь | Улитка, улитка, выпусти рога. | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилином между ладонями прямыми движениями обеих рук. | Картон с силуэтом листочка, размер ½ А4, пластилин черного и коричневого цвета |
Кленовый листочек | Закреплять приемы надавливания и размазывания. Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности. | Картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | ||
Осенние деревья | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства — пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали — придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разно фактурный материал. | Картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя желтого), размер А4, пластилин коричневого (черного) цвета, арбузные семечки, простой карандаш. Гуашь, кисть, стаканчик с водой, осенние листья. | ||
Разные деревья | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе. | Картон синего цвета, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, изображения разных деревьев. | ||
2 | Октябрь | Цвета радуги | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Картон синего цвета с изображение солнца, контура дуги, размер ½ А4, пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, салфетка для рук, стека, иллюстрация с изображение радуги. |
Подарки осени | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Картон А4 синего (голубого) цвета с силуэтами кленового, дубового, рябиновой грозди с листьями, набор пластилина, стека, салфетка для рук, осенние листья. | ||
Осенний букет | Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени | Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени; пластилин, стека, осенние листья, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» | ||
Сорокины подружки | Закрепление приёма- надавливания и размазывания. Учить передавать характерные черты сороки через цвет, особенности строения сороки (хвост). Учить дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т.д.). Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь). | Картон серого или коричневого цвета ½ А4; пластилин черного и белого цвета, стека, влажные салфетки, доска для лепки. | ||
3 | Ноябрь | Обитатели нашего края | Расширить знания о природе родного края. Воспитание любви и бережного отношения к обитателям родного края. Учить создавать лепную картину с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности, закреплять приёмы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. Поддерживать желание доводить начатое до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать навыки аккуратности. | Картон размера А3, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки, иллюстрации с изображением диких животных и птиц, простые карандаши, трафареты животных, ножницы, клей. |
Матрешки-подружки | Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке. | Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки; пластилин; стека. | ||
Удивительный подводный мир | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. | Картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, салфетки для рук, стека. | ||
Мимозы для любимых мам | Учить детей лепить цветок мимозы из пластилина. Создавать точный образ мимозы путем использования разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщипывание, сворачивание в трубочку). Использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца. Воспитывать художественный вкус. | Белый картон; пластилин (все цвета), стеки; салфетки; картинки с изображением цветов мимозы. | ||
4 | Декабрь | Зимующие птицы | Расширять представления детей о зимующих птицах, развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности; формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию; воспитывать бережное отношение к природе. | Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер '/2 А4, набор пластилина, салфетка для рук, доска для лепки, стека, фотоиллюстрации с зимующими птицами. |
Замок доброго волшебника | Учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного; активизировать словарь (замок, волшебный, чудеса, волшебство, сказочный, башни, флюгер, ворота) | Картон синего (голубого) цвета с зеленой полосой, в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, размер А4, набор пластилина, стека, арбузные семечки, фасоль, проволока в желтой оболочке нарезанная на 3-4 см. | ||
Самая красивая змейка | Закреплять приемы лепки: скатывание пластилина между ладонями; упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания; закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов; продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, податливый, способен принимать любую форму); закреплять умение работать со стекой. | Картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук. | ||
Снеговик | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. | Картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, игрушка снеговик. | ||
Снегурочка | Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей; развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – прямую контурную модульную пластилинографию; развивать чувство формы, пропорций и цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании праздника. | Плотный картон розового (сиреневого или лилового) цвета с силуэтом Снегурочки, размер А4; блестки и бисер для украшения; кукла Снегурочка для рассматривания; стека. | ||
5 | Январь | Теремок | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Картон (верхняя половина голубого цвета, нижняя желтого или коричневого), размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением теремка. |
Чебурашка | Закрепить технику создания изображения на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук. | Картон светлых тонов, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, тарелочка с водой. Игрушка Чебурашка для показа. | ||
Натюрморт из чайной посуды | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления. | Картон синего цвета ½ А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, посылка с чайником и чайной парой, баранки. | ||
6 | Февраль | Улица города | Дать детям представление об архитектуре города; развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты средствами прямой и обратной пластилинографии в сочетании с контурными и мозаичными элементами, развивать мелкую моторику рук; воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения. | Картонные шаблоны домов городской архитектуры и живых насаждений (деревьев, клумб и цветов); пластиковые заготовки с контурным изображением машин; пластилин; стеки; незаконченная композиция «Улица города» с проезжей частью на цветном картоне А1; иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города. |
Такие разные коты | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. | Плотный картон розового цвета (любого светлого оттенка), размер 1/2А4; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека. | ||
Самолет летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | Картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков размером ½ А4, пластилин серого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка. | ||
Волшебные зонтики | Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. | Картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см; набор пластилина; доска для лепки, влажная салфетка для рук; большой настоящий зонт. | ||
7 | Март | Подснежники | Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе. | Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; салфетки; фотоиллюстрации с первоцветами. |
Паруса | Закреплять один из приёмов многослойной пластилинографии – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; развивать композиционные умения; воспитывать эстетическое отношение к природе. | Картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; пластилин разных цветов; стеки; репродукции картин художников-маринистов. | ||
Ежик наш колючий друг | Учить изображать на плоскости «ежа», моделируя его образ с помощью пластилина и нетрадиционного материала – семечек. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук. | Картон с изображением ёжика, размер А4; набор пластилина; доска для лепки, стека; влажная салфетка для рук; семечки; проектор, слайд с изображение ежа. | ||
Кактус в горшочке | Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. | Плотный картон желтого цвета размером 15 на 20 см, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета и размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов. | ||
Удивительная дымка | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Картон белого цвета, размер А4 с силуэтом барыни –водоноски, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, барыня-водоноска, барыня-няня. | ||
8 | Апрель | Веселый клоун | Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, учить использовать пластилин разного цвета, создавая радостный и выразительный образ; развивать глазомер, координацию обеих рук; воспитывать аккуратность; активизировать словарь (веселый, клоун, цирк, веселит, радует, смешной, веселый) | Картон А4, набор пластилина, стека, паетки, иллюстрации о цирке, несколько мячей. |
Ракета | Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности. | Картон синего цвета ½ А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением ракеты. | ||
Душистый снег цветущих яблонь | Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в своем творчестве. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон синего (голубого, фиолетового, лилового) цвета с контурным изображением ветки; набор пластилина; стека; салфетка для рук; фото или иллюстрация цветущей ветки. | ||
Городец-удалец | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству. | Силуэт разделочной доски из желтого картона, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров. | ||
9 | Май | Золотая рыбка | Закреплять умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полу объёме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление бросового материала. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина. | Музыкальная запись «Звуки моря» плотный картон голубого цвета с изображением волн выполненным на предыдущем занятии и силуэтом рыбки, набор пластилина, бусинка для глаза, паетки, стека, салфетка для рук, дощечки для лепки на каждого ребенка. |
Насекомые |
Развивать мелкую моторику | Плотный картон белого цвета А4, набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением насекомых. | ||
Одуванчики цветы, словно солнышко желты. | Учить детей создавать образы полевых растений нашего края; закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. | Плотный картон белого цвета; иллюстрации с изображением полевых цветов; салфетки влажные для рук; пластилин желтого и зеленого цвета. |
4.2. Материально-техническое обеспечение
• Центр художественного творчества
• Пластилин
• Стеки
• Дощечки для раскатывания пластилина
• Салфетки для рук
• Бросовый материал.
Список литературы
1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.
2. Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
3. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
4. Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
5. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Приложение 1
Основные приёмы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Приложение 2
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Список детей группы:
1. Наумова Сардаана
2. Николаева Самаана
3. Николаев Саша
4. Петров Дамир
5. Попов Ярик
6. Прокопьев Леня
7. Соломонов Марк
8. Сорокин Эрсан
9. Скиба Вика
10. Стрекаловская Виолетта
11. Седалищев Айсен
12. Слепцов Владик
13. Тарасова Света
14. Тихонова Моника
15. Уваровский Вова
16. Федоров Костя
17. Харабынова Дайаана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....
Рабочая программа (учебный план) для детей подготовительной к школе группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы "Клубничка"
Методическая разработка, поможет педагогам в работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "Радуга"...
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Дом ,в котором я живу"...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...
Рабочая программа по робототехнике для детей подготовительной к школе группы «ТЕХНОзнайка»
Цель Программы – развитие у воспитанников 6 – 7 лет интереса к техническому творчеству, развитие конструктивного мышления средствами робототехники....
Рабочая программа кружковой работы с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Из регулярных наблюдений за детьми видно, что кроме слабого развития мелкой моторики, дети сабо владеют ножницами,...