КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебное электричество» Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека посредством активизации познавательной активности.
Задачи:
Образовательные задачи:
-установить причину возникновения статического электричества;
-обобщить знания детей об электричестве;
-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов;
-воспитывать умение работать в коллективе, в паре и самостоятельно, проявлять любознательность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Коммуникативно-речевая игра “Познакомимся” Проблемная ситуация и постановка детьми цели занятия ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1) Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД. 2)Игра «Разгадай ребус» Мотивация 1) «Открытие» детьми новых знаний, способа действий. 2) Работа по схеме маркера. 3) Проблемный вопрос. Новая информация для детей Актуализация уже имеющихся знаний, представлений посредством самостоятельной 1)Получение информации из книги 2)Пополнение багажа новым материалом 3)Игра «Найди пару» 4)Постановка проблемы 5)Конструктивная деятельность 6)Распределение роли по считалке Физминутка Дыхательная гимнастика Музыкальное сопровождение Повторение правил поведения в лаборатории. Гендерный подход. Рассказ о статическом электричестве Пальчиковая гимнастика Экспериментально-исследовательская деятельность 1)Опыт для девочек с фальгой. 2)Опыт для мальчиков с шарами. 3)Обобщение опытов ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Систематизация знаний Итог занятия Рефлексия | Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас! Сегодня у нас очень много гостей. Предлагаю поприветствовать их добрыми словами! Ребята, думаю, нам следует познакомиться. Называя свои имена, протяните ладошку своему другу. Меня зовут Галина Михайловна. (Беру за руку ребенка) и т.д. дети называют свои имена и берутся за руки. Почувствуйте тепло ваших ладоней. И пусть это тепло сохранится до конца нашей встречи! Отпустите ладошки. Ребята, когда я пришла к вам в детский сад, то увидела какой-то незнакомый и странный предмет. - Откуда это, вы не знаете? - Мы можем подойти и взять незнакомый предмет? - Почему? Ой, а рядом письмо какое – то! Интересно, от кого? (показываю ребятам) Какое – то непонятное слово на нем написано. Кто – то не хочет попасться нам на глаза! Сплошная загадка… Но я уверенна, что вы, ребята, сумеете ее разгадать. По – моему, это ребус. Вы умеете разгадывать ребусы? А кто такой «Нолик»? А вы любите мультфильмы про Фиксиков? Ребята, так вот от кого письмо, хотите знать, о чем оно? Можно я прочту? Чтение письма воспитателем: «Дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь! Дело в том, что все взрослые фиксики срочно уехали по важному заданию в другой дом. А меня оставили здесь следить за порядком. Но случилось непредвиденное. В лаборатории профессора Чудакова погас свет! Признаюсь честно, я прогулял несколько уроков Дедуса и теперь не знаю, что с этим делать. Помогите пожалуйста!» Ребята, поможем Нолику? Думаю, это будет нелегко. Но вы уже взрослые и дружные, я уверенна, справитесь с любыми трудностями. Но что бы разобраться в этом вопросе, мы должны как можно больше собрать информацию об электричестве. Но как же нам это сделать? Ой, я совсем забыла, ведь фиксик еще что – то нам оставил (показываю на рюкзак). Теперь -то мы можем посмотреть, что там, мы ведь уже знаем, от кого это. Что же это такое, ребята? (рюкзак) А как он называется? (помогатор) А что такое «помогатор», вы знаете? Здорово! Нолик оставил нам свой помогатор, и теперь мы смело можем посмотреть, что там Ребята, смотрите, какие-то странные предметы. И ничего не понятно, зачем нам все это? Рассмотрим, помогут ли нам сейчас вот эти цветные полоски узнать больше об электричестве? А это что? Ребята, эта папка почти пуста, но здесь есть подсказки. Наверное, это подсказки для сбора информации об электричестве. А как вы думаете? Что ж, предлагаю побыть сегодня исследователями. Согласны? Давайте рассмотрим папку. Смотрите по рисункам, как можно узнать нужную нам информацию: подумать, спросить у взрослых, найти в книге, понаблюдать и поэкспериментировать.. Верно, а куда же мы будем размещать полученную информацию, как вы думаете? Верно, на пустые страницы данной папки. чтобы потом Нолик, посмотрев на нее, смог доучить пропущенный урок и починить электричество в лаборатории профессора Чудакова. Давайте для начала подумаем, отчего гаснет свет? Итак, кто же из взрослых в данный момент может дать вам информацию об электричестве.(воспитатель) Присаживайтесь, пожалуйста. Рассказ воспитателя Электричество было всегда и всюду. Молния – это электрические разряды, в море живет рыба - электрический скат. А знаете ли вы, как электрический ток попадает к нам в квартиры, дома? Электрический ток в настоящее время вырабатывается на больших мощных электростанциях. Электростанция – это машина для производства электрической энергии. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра. Ребята, но где мы можем узнать больше об электричестве? Посмотрите подсказку в папке. (в книге) Предлагаю отправиться в нашу библиотеку. Выберите любую из книг. В них много различной научной информации, не имеющей отношения к электричеству. Но вы, ребята, найдите только то, что связано с электричеством, где оно «живет», что работает за счет электричества. Информация у всех разная и интересная. Что ты нашел? (электрический ток течет по проводам) (Рассказываю детям, по ходу их поиска)???? – рассказы детей по своей картинке Верно, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – и их называют электроны. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады. Электричество им нужно для двух целей. Первая – это защита. При угрозе электрический скат бьет противника током, а потом быстро скрывается, пытаясь зарыться в ил. Вторая цель – это оглушение добычи. Оглушая добычу, он пользуется ее беспомощностью, чтобы отправить ее в рот. А запаса электричества в его хвосте хватило бы для работы 12 электролампочек! Один из самых опасных видов тока — молния. Ребята, пополним папку для Нолика этой информацией. Когда ему понадобится информация, он, как и вы, сможет отыскать то, что ему нужно. Как вы думаете, что работает с помощью электричества? - Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно. Ребята, скажите, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека или безопасно? Чем могут быть опасны электроприборы? Действительно, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. А главное правило для вас, ребята, не пользуйтесь электроприборами без контроля взрослых. А сейчас я предлагаю вам еще 1 игру, которая поможет вспомнить правила безопасного использования электричества. Выберите себе по 1 разрезной картинке. Рассмотрите часть картинки. У вашего товарища будет находится вторая ее часть. Ваша задача, найти пару картинке и рассказать, какое правило безопасности на ней изображено. Но электричество бывает еще и неопасное, тихое, незаметное. Ребята, но у нас в помогаторе нет предметов, которые доказывали бы это. Предлагаю вновь обратиться к папке для сбора информации. Каким еще образом можно получить информацию о предмете или явлении? Да, понаблюдать и поэкспериментировать. А где лучше проводить все эксперименты? (в лаборатории) Тогда нам нужно торопиться. Но она в другом конце города! Как же нам до нее быстро добраться? На чем можно попасть в лабораторию? А у нас есть машина? (самолет, автобус…) Зато Нолик нам оставил со своим помогатором какие – то необычные предметы. Подумайте, могут ли они нам чем – то помочь? Посмотрите, что это? (Если у детей возникает спор, какой вид транспорта строить, то проводится голосование) Но построить транспорт вы можете и без схемы. Построить такой транспорт, какой сами придумаете. (Строят из маркеров) Машина (корабль) готова. Ребята, а кто ведет корабль (машину)? Кому поручим роль капитана (водителя)? (Если возникает спор, то он решается с помощью считалки: Сидел фиксик на лавочке, Ребята, согласны быть дружной командой исследователей? А это важные предметы для нас. На кого мы с вами возложим ответственность за сохранность этой папки? Как ты, Маша, думаешь? Остальные ребята согласны? А кому доверим помогатор? Ведь человек, которому доверяют такую важную вещь каким должен быть? Коля, ты кому бы доверил помогатор? Ребята, согласны? Если возник спор, определяем ответственного с помощью считалки: Сидел фиксик на лавочке, Считал свои булавочки: «Раз», «два», «три», Помогатор носишь ты!» Водитель на месте. Пассажиры, прошу занять свои места! Физминутка и дыхательная гимнастика: Но прежде, чем отправиться в путь, предлагаю размяться и отдохнуть. Ведь в корабле (машине) нужно соблюдать так же правила безопасного поведения. Ребята, входить на корабль (или в машину) мы будем, высоко поднимая ноги. Вот так, повторите. (Входим) Посмотрите по сторонам, никто не потерялся. Посмотрите вправо, посмотрите влево. (Или возьмите бинокль, посмотрите вдаль, вправо, влево.) Еще раз. Оденем спасательные жилеты, застегнем их. Подышим свежим воздухом. Вдохните воздух через нос, через рот - выдох. Усаживайтесь поудобнее, (можно пристегнуть ремни правильно, если в машине). Проверьте, хорошо ли вы пристегнулись, повернувшись вправо- влево, еще раз. Удобно ли вам? Вот мы и прибыли в лабораторию Профессора Чудакова. (Выключить 1 лампу). Ну что ж, ребята, прежде, чем приступить к исследованиям в лаборатории, нужно вспомнить правила поведения. (Повторение правил поведения по маркеру «Лаборатория») Ребята, смотрите, у профессора Чудакова есть как раз то, что нам нужно для наших экспериментов! Вот и одежда специальная, давайте оденем нарукавники и приступим к опытам. осанка Ребята, посмотрите, пожалуйста, кому куда необходимо сесть. Безопасное электричество живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. А называется такое электричество – статическое. Повторите. Статическое электричество возникает при трении определенных предметов друг о друга. Хотите поиграть со статическим электричеством? Прежде, чем приступить, проведем пальчиковую гимнастику. Наши пальцы разомнем, А потом играть начнем. Любят наши пальчики мастерить, лепить, Любят наши пальчики чудеса творить! Опыты №1 и №2 Цель: показать, что в волосах и шерстяной одежде «живет» электричество. побуждать к поиску электричества разными способами. Сейчас девочки и мальчики проведут разные эксперименты, с помощью которых необходимо добыть статическое электричество. Опыт №1 «Танцующая фольга» Цель: показать, что в волосах и шерсти тоже живет электричество. Итак, девочкам нужно, используя любые предметы на своем столе, научить фольгу танцевать. Т.е. вам необходимо заставить полоски фольги двигаться. Кто же, как ни вы, девочки, сможете сделать это лучше других! Опыт №2 «Понятие об электрических зарядах» (для мальчиков) Цель: показать, что в волосах и шерсти тоже живет электричество. А мальчикам предстоит добыть электричество для шарика и «заставить» его прилипать к столу, например, или к стене. Попробуйте, мальчики, сейчас липнет шарик к предметам? Мальчики, вы можете так же воспользоваться любыми предметами, лежащими у вас на столе или использовать любой другой способ. Педагог подводит итог опытов: Вывод: Ребята, и мальчикам и девочкам удалось добыть статическое электричество, только различными способами. Смотрите, а наша пустая папка уже наполнена достаточным количеством информации, которая, я думаю, поможет Нолику. (Неожиданно включается ноутбук.) Ой, ребята, смотрите, появилось электричество в лаборатории! (На экране появляется веселый Нолик с видеообращением) «Здравствуйте, ребята, как видите, благодаря вам я сумел устранить неисправность со светом! Вы мне очень помогли! Большое спасибо! Я запомнил все, что пропустил на уроке и обещаю вам больше никогда- никогда не прогуливать! А эту папку оставляю вам. Благодаря ей и другие дети смогут узнать многое о волшебном электричестве. Я с вами не прощаюсь. Обещаю, вдруг у вас что – то поломается, обязательно починю! До встречи, ребята!» Что ж, ребята, как хорошо, что в вашей помощью Нолик все понял и вовремя все исправил! А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Водитель и пассажиры, занимайте свои места! - Что нового вы узнали сегодня? - Чему вы научились? (делать предметы электрическими). - Вам понравилось играть с этим электричеством? - Скажите, это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное). - Как называется неопасное электричество? (статическое) Ребята, мне у вас очень понравилось. Смотрите, сколько полезной информации вы добыли! Почему, как думаете? - Мне очень понравилось путешествовать с вами, узнавать новое об электричестве, экспериментировать. - На память о нашем занятии вам остается эта папка со всей собранной вами информацией, которая поможет другим ребятам узнать, откуда же берется электричество! До встречи! | Здороваются. Дети поочередно называют свои имена. Дети называют свои имена и берутся за руки. Ребята объясняют, почему нельзя брать незнакомые предметы. Разгадывание ребуса детьми. Разгадывают зашифрованное слово «Нолик» Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривание детьми предметов в «Помогаторе» Дети высказывают свои предположения. Рассматривание схемы на маркере. Отвечают на поставленные вопросы. Дети рассматривают предметы и приходят к выводу, что размещать информацию будут в пустой маркер. Предположения детей. Слушают новую информацию от воспитателя. Высказывают свои варианты ответов. Дети выбирают информацию об электричестве из книг и сообщают друг другу о найденном материале.(инд.раб) Пополняют маркер новой, самостоятельно добытой, информацией. Отвечают на вопросы воспитателя. Ребята находят вторую часть картинки, соединяют ее воедино, объясняют правило безопасности по данной картинке.(0работа в паре Работа по схеме маркера. Дети предлагают свои варианты, высказывают свое мнение. Рассматривание схемы. Конструирование самостоятельно придуманного детьми транспорта.(работа в команде) Распределение роли. Выполнение движений в соответствии с текстом. Выполнение дыхательной гимнастики. Едут под песню «А кто такие фиксики, большой, большой секрет» Повторяют правила безопасного поведения по маркеру «Лаборатория» Дети одевают нарукавники. Размещаются с учетом гендерной идентификации детей. (подгруппа – девочек Подгруппа-мальчиков) Выполняют движения в соответствии с текстом. Проведение опытов с учетом гендерной идентификации. Проведение опыта девочками с фольгой. Дети делают вывод. Девочки делают вывод: в волосах и шерсти тоже живет электричество. Проведение опыта мальчиками с шарами. Мальчики делают вывод: в волосах и шерсти тоже живет электричество. Помещают в папку картинки, соответствующие их опыту. Едут под веселую музыку фиксиков. Ответы детей. До свидания! | 1 мин 1 мин 1 мин 1.5 мин 1 мин 1 мин 1 мин 1.5 мин 2 мин 1 мин 2 мин 1 мин 3 мин 0.5 мин 0.5 мин
0,5 мин 1 мин 0,5 мин 5 мин 0.5 мин 2 мин 1.5 Всего: 30 мин |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» г.ВОЛГОДОНСКА
(МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска)
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по познавательно – исследовательской деятельности
«Волшебное электричество»
Подготовительная к школе группа
Воспитатель:
1 категории
Г.М. Дегтярева
г. Волгодонск 2021 г.
Цель: формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека посредством активизации познавательной активности.
Задачи:
Образовательные задачи:
-установить причину возникновения статического электричества;
-обобщить знания детей об электричестве;
-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-вызывать радость открытий, полученных из опытов;
-воспитывать умение работать в коллективе, в паре и самостоятельно, проявлять любознательность.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»
Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...
«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»
Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»
Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность....
Образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебное превращение поролоновых губок»
Образовательная деятельность по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебное превращение поролоновых губок»...
Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...
Конспект ООд по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество" подготовительная к школе группа
расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....