Конспект по образовательной области " Художественно – эстетическое развитие" тема: " Русская народная кукла Кувадка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Тема: «Русская народная кукла Кувадка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_kukla_kuvadka.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Цель: Создать условия для формирования интереса детей через изготовление народной игрушки к традициям и духовным ценностям русского народа.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой Кувадкой. Внести в понимание детей, что народные куклы относятся к одному из видов народного творчества. Дать знания какую функцию несла кукла Кувадка в традициях русского народа. Познакомить детей с последовательностью изготовления и способом оформления куклы «Кувадки».
Развивающие: Развивать у детей навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику, учить работать руками. Формировать творческий подход в работе, проявлять самостоятельность и активность в выборе материала.
Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение детей к русской народной культуре и традициям.
Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Внести в речь детей слова: скатать, скручивать, обматывать.
Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная», просмотр презентаций: «Русские народные куклы», «Обрядовые куклы», «Куклы – обереги», рассматривание альбома «Красота русской куклы», раскрашивание куклы Крупеничка. Посещение историко-краеведческого музея «Тёван ен» - «Родной край». Мастер – класс с детьми по обучение приёмам работы с тканью – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание.
Методические приемы:
Вводная часть: Игровая мотивация с установкой на практическую деятельность: загадывание загадки.
Рассказ воспитателя.
Основная часть:
Рассматривание технологических карточек.
Изготовление куклы с объяснением воспитателем.
Самостоятельная деятельность.
Помощь воспитателя при затруднениях.
Пальчиковая гимнастика: «Вдоль по берегу лебёдушка плывёт…
Заключительная часть:
Русская народная игра «Подарки»
Рефлексия:
Вопросы и ответы детей
Чтение стихотворения Э.Поповой «Обереги».
Демонстрационный наглядный материал: Картинка с изображением куклы Кувадки. диск с русскими народными мелодиями для музыкального сопровождения.
Раздаточный материал: Ткань двух цветов, красная нить, технологическая карта изготовления куклы Кувадки.
Ход ООД: Игровая мотивация с установкой на практическую деятельность.
Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках. Играет тихая русская народная мелодия.
Воспитатель: В далёком прошлом на Руси вечерами взрослые и дети собирались на посиделки. За разговорами вышивали, вязали, каждый занимался тем, что было по душе.
А ещё они играли, пели песни, водили, рассказывали сказки и истории. Любили загадывать загадки. Вот и я хочу вам загадать загадку:
Белый день сменяет ночка.
Народиться сын иль дочка
И в кроватку для порядку
Малышу кладут…
Дети: Кувадку
Воспитатель: Молодцы. Это кукла Кувадка.
На протяжении многих лет славянские народы использовали различные обряды и церемонии при рождении своих детей. Кукла Кувадка — это первая кукла, которую новорождённый ребёнок встречает в своей жизни. Считалось, что Кувадки охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. В старину кукол мастерили почти в каждой семье. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки. Вот и мы сегодня собрались, чтобы сделать куклу Кувадку.
Воспитатель показывает детям корзину с лоскутами тканей разных расцветок и мотками красной нити.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые у меня в корзине лоскутки. Как вы думаете можно из них сделать наших кукол?
Дети: Можно.
Воспитатель: Правильно. Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А почему у кукол нет лица?
Дети: В старину считали, что кукла с лицом сможет навредить ребенку.
Воспитатель: А почему мы берем красную нитку?
Дети: В наряде должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
Воспитатель: Подойдите и выберите себе ткань и нитки и отправимся мы в свою творческую мастерскую.
Дети подходят к корзине и выбирают себе понравившиеся лоскутки и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята посмотрите у вас на столах лежат карточки, где нарисовано, в какой последовательности и как сделать нашу куколку. Давайте внимательно рассмотрим карточки. И внимательно посмотрите, как я буду делать куклу.
Сначала надо свернуть прямоугольные лоскуты ткани с каждой стороны к середине, затем сложить получившийся рулон пополам и завязать узлом, красной нитью, чтобы сформировать голову (нить не обрезается — она делает такой же крест на груди и талии).
Готовим руку: сворачиваем другой кусок лоскута — меньший квадрат, обвязываем его по краям — и получаем руку.
Вставьте руки между передним и задним клапанами тела куклы, сделайте крест на груди и завяжите узел на талии.
Самостоятельная деятельность детей. Дети приступают к работе, воспитатель помогает при затруднениях.
Воспитатель: Пальчики устали? Давайте немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
«Вдоль по берегу лебёдушка плывёт.
(Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем)
Выше бережка головушку несёт,
(Сжимаем пальцы в щепоть)
Белым крылышком помахивает,
(Повороты кистей рук из стороны в сторону - слева на право обратно)
На цветы водичку стряхивает.
(Поочерёдное шевеление пальцами)
Стряхнула лебёдушка водичку
(Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки)
Вот и кончилась игра
Куклу делать нам пора».
По окончании работы, дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель: Как славно вы постарались, все отлично справились. Давайте поиграем в русскую народную игру «Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие, идут по кругу и говорят:
«Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет»
С окончания слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего.
Рефлексия:
Воспитатель: Наши посиделки подошли к концу.
- Скажите мне пожалуйста , что интересного вы узнали на нашем занятии – посиделках?
- Вам понравилось делать куколку?
- Трудно было делать куколку?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. И в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может быть хорошим подарком для родных и близких вам людей.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.
Интернет источники и литература:
Интернет источник: https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kuvadka
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/419508-kukly-vodjat-horovod
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/13/kartoteka-russkih-narodnyh-horovodnyh-igr
Литература:
Елена Берстенева, Наталия Догаева: «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками», Издательство: Белый город, год издания: 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область. Художественная литература. Чтение русской народной сказки «Теремок».
Конспект разработан в соответствии с программой "Десткий сад 2100"...
НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе.Рассказывание русской народной сказки "Колобок" с элементами моделирования образовательная область:художественно-эстетическое развитие
ознакомление с художественной литературой...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) Прикладное творчество: работа с тканью «Изготовление народной куклы «Девкина забава»
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(изобразительная деятельность)...
Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с миром русской народной музыки»
Сценарий открытого занятия....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Тема "Украсим кукле платье".
Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Совместная деятельность взрослого с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное содержание:1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.2. Изображать силуэт...
Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...