Конспект по образовательной области " Художественно – эстетическое развитие" тема: " Русская народная кукла Кувадка"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Венера Михайловна Орлова

 Тема: «Русская народная кукла Кувадка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_kukla_kuvadka.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Цель: Создать условия для формирования интереса детей через изготовление народной игрушки к  традициям и духовным ценностям русского народа.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с русской народной культурой, народными традициями, с тряпичной куклой Кувадкой. Внести в понимание детей, что народные куклы относятся к одному из видов народного творчества. Дать знания какую функцию несла кукла Кувадка в традициях русского народа. Познакомить детей с  последовательностью  изготовления и способом оформления куклы «Кувадки».

Развивающие: Развивать у детей  навыки работы с тканью и нитками,  развивать мелкую моторику, учить работать руками. Формировать творческий  подход в работе, проявлять самостоятельность и активность в выборе материала.

Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение детей  к русской народной культуре и традициям.

Словарная работа: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Внести в речь детей слова: скатать, скручивать, обматывать.

Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная», просмотр презентаций: «Русские народные куклы», «Обрядовые куклы», «Куклы – обереги», рассматривание альбома «Красота русской куклы», раскрашивание куклы Крупеничка. Посещение  историко-краеведческого музея «Тёван ен» - «Родной край». Мастер – класс с детьми  по  обучение  приёмам работы с тканью  – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание.

Методические приемы:

Вводная часть: Игровая мотивация с установкой на практическую деятельность: загадывание загадки.

Рассказ воспитателя.

Основная часть:

Рассматривание технологических карточек.

Изготовление куклы с объяснением воспитателем.

Самостоятельная деятельность.

Помощь воспитателя при затруднениях.

Пальчиковая гимнастика: «Вдоль по берегу лебёдушка плывёт…

 Заключительная часть:

Русская народная игра «Подарки»

 Рефлексия:

Вопросы и ответы детей

Чтение стихотворения Э.Поповой «Обереги».

Демонстрационный наглядный материал: Картинка с изображением куклы Кувадки. диск с русскими народными мелодиями для музыкального сопровождения.

Раздаточный материал: Ткань двух цветов, красная нить, технологическая карта изготовления куклы Кувадки.

Ход ООД: Игровая мотивация с установкой на практическую деятельность.

Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках. Играет тихая русская народная мелодия.

Воспитатель: В далёком прошлом на Руси вечерами взрослые и дети собирались на посиделки. За разговорами  вышивали, вязали, каждый занимался тем, что было по душе.

А ещё они играли, пели песни, водили, рассказывали сказки и истории. Любили загадывать загадки. Вот и я хочу вам загадать загадку:

Белый день сменяет ночка.

Народиться сын иль дочка

И в кроватку для порядку

Малышу кладут…

Дети: Кувадку

Воспитатель: Молодцы. Это кукла Кувадка.

На протяжении многих лет славянские народы использовали различные обряды и церемонии при рождении своих детей. Кукла Кувадка — это первая кукла, которую новорождённый ребёнок встречает в своей жизни. Считалось, что Кувадки охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней.  В старину кукол мастерили почти в каждой семье. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки. Вот и мы сегодня собрались, чтобы сделать  куклу Кувадку.

Воспитатель показывает детям корзину с лоскутами тканей разных расцветок и мотками красной нити.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые у меня в корзине лоскутки. Как вы думаете можно из них сделать наших кукол?

Дети: Можно.

Воспитатель: Правильно.  Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки ткани, из которых делали одежду кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими.  А почему у кукол нет лица?

Дети: В старину  считали, что кукла с лицом сможет навредить ребенку.

Воспитатель: А почему мы берем красную нитку?

Дети: В наряде должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Воспитатель: Подойдите и выберите себе ткань и нитки и отправимся мы в свою творческую мастерскую.

Дети подходят к корзине и выбирают себе понравившиеся лоскутки и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята посмотрите у вас на столах лежат карточки, где нарисовано, в какой последовательности и как сделать нашу куколку. Давайте внимательно рассмотрим карточки. И внимательно посмотрите, как я буду делать куклу.

 Сначала надо свернуть прямоугольные лоскуты ткани с каждой стороны к середине, затем сложить получившийся рулон пополам и завязать узлом, красной нитью,  чтобы сформировать голову (нить не обрезается — она делает такой же крест на груди и талии).

Готовим руку: сворачиваем другой кусок лоскута — меньший квадрат, обвязываем его по краям — и получаем руку.

Вставьте руки между передним и задним клапанами тела куклы, сделайте крест на груди и завяжите узел на талии.

Самостоятельная деятельность детей. Дети приступают к работе, воспитатель помогает при затруднениях.

Воспитатель: Пальчики устали? Давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика:

«Вдоль по берегу лебёдушка плывёт.

(Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем)

Выше бережка головушку несёт,

(Сжимаем пальцы в щепоть)

Белым крылышком помахивает,

(Повороты кистей рук из стороны в сторону - слева на право обратно)

На цветы водичку стряхивает.

(Поочерёдное шевеление пальцами)

Стряхнула лебёдушка водичку

(Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки)

Вот и кончилась игра

Куклу делать нам пора».

По окончании работы, дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель: Как славно вы постарались, все отлично справились. Давайте поиграем в русскую народную игру «Подарки»

 Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие, идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет»

С окончания слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу, выбирает нового ведущего.

 Рефлексия:

Воспитатель: Наши посиделки подошли к концу.

- Скажите мне пожалуйста , что интересного вы узнали на нашем занятии – посиделках?

-  Вам понравилось делать куколку?

- Трудно было делать куколку?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. И в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может  быть хорошим подарком для родных и близких вам людей.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.

Интернет источники и литература:

Интернет источник: https://talismano.ru/slavyanskie/kukly/kuvadka

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/419508-kukly-vodjat-horovod

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/01/13/kartoteka-russkih-narodnyh-horovodnyh-igr

Литература:

Елена Берстенева, Наталия Догаева: «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками», Издательство: Белый город, год издания: 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Тема "Украсим кукле платье".

Конспект Непосредственной образовательной деятельности "Совместная деятельность взрослого с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное содержание:1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.2. Изображать силуэт...

Конспект по образовательным областям: «Художественно-эстетическому развитию» и «Речевому развитию». Чтение художественной литературы» в старшей группе Тема: Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный.Задачи: Образовательные:- учить понимать характер и поступки героев сказки;- научить выд...