Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Знакомство с миром русской народной музыки»
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Степанова Анна Владимировна

Сценарий открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazets_oformleniya_konspekta.docx36.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности педагога

с детьми старшей группы

в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

 «Знакомство с  миром русской народной музыки»

Составитель:

Степанова Анна Владимировна

Музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Санкт-Петербург

2018 год

 Конспект совместной образовательной деятельности

« Знакомство с  миром русской народной музыки»

в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Приобщать  детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с русским народным музыкальным искусством.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления о русской народной культуре, а именно об элементах одежды, о музыке, музыкальных инструментах, танцевальной культуре,  фольклоре.

Расширить знания о русских народных инструментах: звучание, особенности внешнего вида.

Формировать представления о способах звукоизвлечения, видах музыкальных инструментов.

Закреплять навыки обследования предметов и действий с  ними.

Расширить представления о птицах  (журавль), особенностях его внешнего вида и поведения.

Продолжать формировать умение  образовывать  прилагательные от существительных и глаголов.

Развивающие:

Продолжать развивать чувство ритма, слух. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.

Развивать навыки работы в коллективе. Развивать речь, за счет активизации словаря, за счет пополнения пассивного словаря. Развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру, культурному наследию русского народа.

Воспитывать патриотические чувства в Родине, России. Воспитывать уважение к  культурному историческому наследию, уважение к труду и профессиям людей.

Продолжать воспитывать умение соблюдения правила игры.

Используемые технологии:

- информационно-коммуникационные (обучающие, тренажеры, демонстрационные)

- экспериментально-исследовательская (эвристическая беседа, действия с предметами)

- интегрированного  обучения

- сотрудничества (групповая деятельность)

Интеграция образовательных областей: 

- художественно-эстетическое развитие (развитие восприятия произведений искусства и литературы/фольклора/, музыкальное развитие);

- социально-коммуникативное развитие (нравственное воспитание, патриотическое воспитание, коммуникативное развитие);

- познавательное развитие (ознакомление с окружающим природным миром, ознакомление с окружающим предметным миром);

- речевое развитие (формирование словаря);

- физическое развитие (охрана и укрепление здоровья).

Методические приемы:

Беседа,  постановка вопросов,  словесные указания, демонстрация объектов, демонстрация иллюстраций (фото),  демонстрация  (показ) способа выполнения действия ,  объяснение, указание, упражнения.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная.

Оборудование:(атрибуты, материал)

1.Презентация, аудиозапись музыки.

2. Костюм женский в русском народном стиле (для  педагога).

3. Расписной сундучок /ларец, платок в русском народном стиле.

4. Предметы: дудочка детская, струна гитарная, палочка барабанная.

5. Короб с деревянными ложками.

Ход  деятельности:

Музыкальный руководитель  заводит детей  «змейкой» в центральную часть зала, построение в полукруг.

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Анна Владимировна.   Я сегодня  в таком красивом  наряде.  Как вы думаете это современный костюм или  старинный? Правильно, это старинный русский народный костюм.  Народным бывает не только одежда, а что еще?...

Я  предлагаю Вам сегодня  познакомиться с   русской народной музыкой и русскими народными инструментами.  

Но сначала, скажите, пожалуйста, как вы понимаете выражение «народная музыка»?...Как называется человек, который сочиняет музыку? Правильно, это композитор. И у каждого композитора есть фамилия. Сочинил композитор музыку, дал ей название и рядом поставил свою фамилию, например Колыбельная Бетховена. У народной  музыки нет определенного  автора, который ее сочинил.  Кто-то придумал, например, песню, дальше передавалась она из уст в уста. Но некоторые исполняли ее  по-другому,  что-то изменяя. Так сочинялась народная музыка.

Итак, начнем мы  со знакомства с  русскими народными  музыкальными  инструментами.У   меня есть чудесный ларец, в котором появляются  разные предметы  

….Подходи народ поближе ( руками позвать детей)

Все рассмотришь. Все увидишь!!!  ( подходят к столу с «ларцом»)…..

Ребята, подходите ближе, вставайте вокруг так, чтоб всем было видно.

Посмотрите, под каким расписным платком в русском народном стиле укрылся мой ларец (откидывает платок)

Открою вам один секрет - все музыкальные инструменты, в какой бы стране их не придумали, делятся на три вида. А вот какие, мой волшебный ларец предлагает вам догадаться.

Музыкальный руководитель предлагает нескольким детям по очереди  достать из ларца один предмет на ощупь и  с его помощью извлечь звук; обращает  внимание  на способ звукоизвлечения  (удар, дуть, щипок), помогает образовать  новое слово.

Алена,  сунь руку в ларец и достань один любой предмет.  

Что это? Как с его помощью можно извлечь звук? ( исследуют предмет, экспериментируют, демонстрируя получение звука)

При  выборе дудочки, предложить детям выполнить дыхательное упражнение: вдохнуть носом – выдуть небольшими порциями резко – 1 раз,  медленно выдуть воздух через рот – 1 раз.

Ударные:  ударить, удар …………ударные

Струнные: щипать струну, струна ………. струнные

Духовые: дуть……………. духовые

А теперь я предлагаю поиграть. Садитесь на стулья.

Задание следующее: вы слушаете музыку и  пытаетесь определить, к  какому виду относится музыкальный инструмент, который ее играет. Давайте еще раз вспомним виды музыкальных инструментов (дети называют виды, используя подсказку на экране).

 Если знаете название  инструмента – называете его. Обращаю ваше внимание, что  будут звучать  только  русские народные инструменты.

 А еще в нашей игре есть правила:

 - дослушать музыку до конца,

 - если знаете ответ  - поднять руку.

Правила запомнили? Готовы? Слушаем!

1 – барабан (русский  военный)

2 – жалейка

3 – гусли

4 – рожок

5 – балалайка

6 - ложки (деревянные)

Как называется музыкант, который играет на ложках? ….. Один – …..ложкарь. А много –…. ложкари.

С игрой вы замечательно справились. А теперь  я предлагаю вам стать ложкарями!

Послушайте русскую народную мелодию, которую будем играть.

Звучит  р.н.п.«Земелюшка чернозем»

Сколько частей в этой мелодии? …Эта русская народная мелодия  состоит из двух частей.

Первую часть, более мелодичную,  будем исполнять в таком ритме: длинный, длинный, два коротких, длинный звук. Давайте ее прохлопаем. Приготовили руки (хлопают под слова).

Вторая часть, слушаем. Более энергичная:  два коротких, длинный звук, два коротких, длинный звук. Приготовили ладошки, прохлопаем ее.

Веселые ложки на экране вам помогут:  маленькие ложки  обозначают короткие удары, а большие – длинные (просмотр слайда)

Давайте попробуем без музыки  прохлопать  обе части (повторяют один раз).

Встаньте  возле стульев. Спину выпрямили, плечи опустили, расслабили.

(Детям раздаются ложки). Покажите, пожалуйста, как правильно ложкарь должен держать ложки, чтоб извлечь нужный ударный звук- держим за ручки, ударяем щечкой о щечку, не очень сильно.

Итак, вы готовы? (Дети играют на ложках, глядя на подсказку на экране. Первый раз музыкальный руководитель проговаривает длительность звуков. При втором повторе – не комментирует, играет вместе с детьми. Третий повтор - предлагает детям проиграть самостоятельно).

Молодцы.  Из вас получились замечательные ложкари, держали инструмент все правильно, внимательно следили за веселыми ложками, и играли очень дружно, все вместе. Поэтому у вас получился настоящий ансамбль ложкарей (дети складывают ложки в короб, садятся на стулья)

Ребята, наше знакомство с музыкальными инструментами закончилось. А у меня для вас еще есть загадка, вы узнаете, чей это голос? Это голос зверя или птицы?....... ( на экране фото журавля).  Это голос птицы, которая называется?.....журавль.  У него длинные ноги, длинный клюв и красивая шея. Большие размашистые крылья.

Иногда эти чудесные птицы могут наносить вред хозяйству.  Вот один такой журавль, а в песне  русский народ зовет его журавель, повадился щипать хозяйскую конопель, это трава, из которой делают веревки. Об этом будет наша песня - хоровод.

Я предлагаю вам запомнить припев:

Такой, такой журавель

Такой, такой длинноногий

Такой, такой длинноносый

Такой, такой выступает

Конопельку поедает.

….Не сиди, честной народ,

становись-ка в хоровод..….

(муз. руководитель приглашает детей выйти в хоровод) .

Давайте повторим  припев, но добавим движения:

Такой, такой журавель – хлопки.

Такой, такой длинноногий – ноги по очереди выставлять на пятку.

Такой, такой длинноносый – вытянуть руки вперед, соединить ладони, покачивание.

Такой, такой выступает   - идти внутрь круга.

Конопельку поедает – идти назад, руки делают большой клюв, ладони хлопают.

Пока я пою куплет, мы  водим хоровод, а припев поем все вместе с движениями.

Вы готовы? Повернули ноги вправо, крепко взялись за руки и пошли хороводом….

Какой чудесный русский народный хоровод у нас  получился, очень дружный и музыкальный.

Ребята, знакомство  с русской народной музыкой сегодня подошло к концу.

Рефлексия:

Что вам понравилось? Что запомнилось? Что нового узнали?

Спасибо вам, вы замечательные, внимательные и талантливые ребята.

Давайте попрощаемся  по-русски, с низким поклоном, поблагодарим друг друга.  Правую руку к левому плечу и низко поклонились.

Теперь возьмитесь за руки, и  я вас провожу.

Список используемой литературы:

1  Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Старшая группа. СПб Из-во Композитор.

2  Мерзлякова С. Гармошечка  говорушечка. Музыкально – литературные композиции для детских садов города и села. Вып.2 М. Из-во Музыка 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе ".Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"(лепка).Тема: "Подснежник"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми в средней группе.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"(лепка).Тема "Подснежник"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы. Образовательная область: художественно – эстетическая. Тема: «Лягушка и стрекоза» (живопись)

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы по рисованию. Тема "Лягушка и стрекоза". Создание образа лягушки и её среды обитания средствами живописи. Во...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»

Образовательные области:       Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникатив­ное развитие, речевое развитие, физическое развити...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Осеннее дерево»

laquo;Осеннее дерево». Цели:Образовательные: совершенствовать технику лепки из пластилина, учить создавать образ дерева, листьев,  используя разный метод лепки...

Конспект непрерывно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область: художественно эстетическое развитие. Тема: « Березка – русская душа».

Цель: Ознакомление старших дошкольников с березой, как символом и душой России. Задачи:Обучающая:Учить рисовать зимнюю березу.Совершенствовать приемы рисования кистью (широкие линии всем ворсом к...