Педагогический проект на тему: «Наши руки не для скуки»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Богданова Марина Николаевна

Педагогический проект на тему:

«Наши руки не для скуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_na_temu.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:

«Наши руки не для скуки»

Воспитатель: Богданова М.Н.

Актуальность:

Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это так же одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Обоснование проекта:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, их значение меняется на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед ними широкие перспективы созидания. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра.

Дети переживают чувство радости от самостоятельно выполненного труда, учатся преодолевать трудности. Опыт показывает, что изготовление игрушек-самоделок дает положительные моменты для проявления самостоятельности, творческой активности, художественных способностей детей в продуктивной деятельности.

Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает мелкую моторику, творческое мышление, воображение и интеллект, дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Цель проекта: Формирование у детей навыков созидательного творческого труда.

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей изготавливать поделки из разных материалов (бумаги, картона, бросового материала, природного материала, круп, соленого теста и т. д.)

Развивающая:

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать эстетическое восприятие.

Воспитательная:

1. Воспитывать желание самостоятельно изготавливать поделку.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Описание проекта:

Механизм реализации проекта: данный проект согласуется по содержанию с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Проект реализуется в регламентированной деятельности в НОД по ручному труду с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, в кружковой работе по ручному труду.

В нерегламентированной деятельности: прогулки, наблюдения, игры, свободная деятельность детей.

Формы и методы.

Методы реализации проекта:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

исследовательский (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;

игровые приемы - игры и игровые ситуации.

Методы, в основе которых лежит способ организации в НОД:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.);

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Формы реализации проекта:

фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;

групповые – организация работы в группах;

интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская);

самостоятельная продуктивная деятельность вне НОД;

индивидуальная работа.

Условия успешной организации творческой деятельности:

Насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда.

Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними.

Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок.

Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

План реализации проекта:

1 этап - Организационно - подготовительный:

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование деятельности по ручному труду.

Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов.

Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

2 этап – Основной.

Работа с детьми:

Познавательное развитие:

Экспериментирование с разным материалом и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Волшебные крупинки», «Страна листопадия», «Бумажная страна», «Соленое тесто», «Картонное царство» и т. д.)

Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, опыты и самостоятельная деятельность ручного труда.

Беседы с детьми: «Как приготовить соленое тесто», «История одного листочка», «Что такое оригами», «Что такое квиллинг», «Чудесные поделки из бросового материала».

Создание и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом по труду (загадки, стихи, пословицы и поговорки)

Продуктивная деятельность:

Раздел 1. Работа с природным материалом:

• «Букет из кленовых листьев»

• «Вазочка из веток»

• «Вазочка с использованием пластилина и семечек арбуза и тыквы»

Раздел 2. Работа с бумагой и картоном.

Техника оригами

• «Тюльпаны для мамы»

• «Волшебные звезды»

• «Зайчик», «Лисичка»

• «Осенний урожай»(морковь, репа, свекла, баклажан, помидор)

Техника квиллинг

• «Овечки на лугу»

• «Осенний лес»

• «Цветик - семицветик»

Раздел 3. Работа с бросовым материалом.

• «Зайки на лесной лужайке»

• (елочная игрушка)

• «Елочка-красавица»

• «Веселые совы из картонных рулончиков»

Раздел 4. Работа с соленым тестом.

• «Пасхальная корзинка»

• «Планеты солнечной системы»

• «Фрукты»

• «Овощи»

Игровая деятельность:

Тематические игры с разным материалом;

Сюжетно-ролевые игры с поделками;

Дидактические игры с разным материалом;

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Работа с родителями:

1. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.

2. Консультации для родителей:

«Поделки из разных материалов»

«Как развить творческие способности у детей»

«О пользе ручного труда для детей»

«Художественный труд – это интересно!»

3. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.

3этап - Заключительный:

Выставка семейных и детских творческих работ на темы: «Осенние фантазии», «С юбилеем, детский сад!», «Зимние забавы», «Необъятный космос» «Пасха», «Друзья пернатые».

Выступление на педсовете по теме: «Художественный труд – как способ развития творческих способностей старших дошкольников».

Прогноз: Вид проекта: долгосрочный, тип проекта: творческий.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.

2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:

Умение восхищаться красотой и многообразием природных и бумажных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.

Любоваться своим творчеством.

3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.

4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.

Видимые результаты проекта:

Научились создавать поделки с опорой на заданную основу;

У детей улучшились: память, воображение;

Родители стали больше общаться, делать творческие поделки со своими детьми.

Оценка риска:

Ручной труд требует много терпения, внимания, усидчивости у детей. Из-за невнимания, у детей не сразу получается поделка. И мы иногда несколько раз в индивидуальной работе проделываем все вместе заново, пока не достигнем задуманного результата. Так же дети боятся сделать что-то неправильно, просят, чтобы за них сделали поделку. В этом случае я внушаю ребенку, что у него все получится, нужно просто хотеть и делать самому. Ведь от самостоятельно сделанной работы человек получает большее удовольствие.

Перспектива на будущее.

Проект не завершен, работу с детьми по ручному труду будем проводить дальше. В перспективе в приоритете – заняться с детьми бумагопластикой.

Литература:

1. Е. Рубцова «Фантазия из соленого теста»: Москва Эксмо 2008.

2. И. А. Чен «Замечательные поделки своими руками» Харьков 2008.

3. И. Агапова М. Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона» :

4. Москва 2008.

5. «Что можно сделать из природного материала» Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. : Москва Просвящение1991.

6. «Оригами большая настольная книга для всей семьи» Соколова С. В.

7. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем». – М. ,2003.

8. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». – М. ,2007.

9. А. Быстрицкая «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982.

10. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент». – «Университет», Москва 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста коррекционной группы № 4. Тема: "Наши руки не для скуки".

Тема: "Наши руки не для скуки"Интеграция: труд, социализация, коммуникация, познание, здоровье, художественное творчество.Оборудование и материал:- музыкальная картина (пение птиц, шум водопада);- пев...

Размышление по теме: «Наши руки не для скуки!»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми цветами радуги».   В.А. Сухомлинский....

Тема: «Наши руки не для скуки!»

Актуальность:    Дети – по природе натуры творческие и любящие фантазировать. Они как будто живут в сказке, окружены волшебством. На самом же деле их шаловливость, бесшабашность и непоседлив...

проектная деятельность на тему "Наши руки не для скуки!"

Для чего нужны нам руки?Чтоб держать, и чтоб играть,Чтобы за руки держаться, и лепить, и рисовать.Многих детей интересует вопрос: Зачем человеку руки?  Руки -не просто орудие, с помощью которого ...

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...

Долгосрочный проект по бумагопластике для детей подготовительной группы на тему: «Наши руки не для скуки»

Занимаясь бумагопластикой, дети изучают свойства и качества бумаги, рассматривают способы её применения, овладевают комплексом новых знаний, умений и навыков, учатся рационально использовать благодатн...