Интегрированная образовательная деятельность "Кукла - колокольчик"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по конструированию в старшей группе на тему «Кукла колокольчик»
Цель: научить детей конструировать куклу колокольчик из подручного материала.
Программные задачи:
Научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы; прививать навыки работы с тканью. Совершенствовать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание.
Развивать детское творчество, конструкторские способности; и выполнять алгоритм действий изготовления куклы; развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани; развивать эстетический вкус, чувство цвета, пропорций.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям; воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.
Материалы: лоскуты ткани круглой формы трех размеров, шар из пенопласта маленького размера, кусочек белой ткани прямоугольной формы, резинки для волос.
В НОД использованы методы
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, вопросы, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами отправимся в прошлое, в далёкую старину.
Раньше деревянные дома, в которых жили люди называли - изба. Предлагаю заглянуть вам в одну из них. Русская изба-это дом из бревен, в котором издавна жил славянский народ. В избе была всего одна комната. Посмотрите, а в этой комнате можно было и отдохнуть, и пообедать за общим столом, на котором обязательно стоял самовар. Обратите внимание, какой интересный предмет-это прялка. На прялке девицы-мастерицы превращали шерсть в нить. А главным предметом в такой комнате была русская печь. Люди не только готовили пищу на ней, но и обогревали весь дом. Обратите внимание на меня: я сегодня одета в русский народный сарафан, а на голове у меня повязка для волос. Так мы ее называем в наше время, а раньше она называлась очелье или налобник.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё люди на Руси любили загадывать и отгадывать загадки.
- А вы умеете отгадывать загадки? Посмотрите, какой красивый сундучок есть у меня, в старину в таких сундучках хранили разные мелкие предметы. Отгадав, загадку вы узнаете, что лежит в моём сундучке:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу,
С чем же так играю я,
Подскажите мне друзья? (Кукла)
Правильно, это кукла.
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. Раньше игрушки не делали на фабриках и заводах, а изготавливали вручную. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки. (Воспитатель открывает сундучок и показывает детям, что именно такая тряпичная куколка лежит в нем. Обращает внимание детей на то, что такая кукла называется тряпичная.) Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими.
Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «Пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от плохих снов и злых духов.
Куклу «Крупеничку» делали после сбора урожая, в нее клали самое отборное зерно и крупу. На следующий год она должна была принести хороший урожай.
Кукла «Берегиня» были оберегом семейного счастья. Ее делали на свадьбу и хранили всю жизнь.
А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
А ещё люди на Руси любили играть, петь песни, водить хороводы,
Давайте встанем в круг и поиграем в забавную народную игру «Дударь»
(После игры дети садятся на свои места)
Ребята, хотите сделать тряпичную куколку сами?
Мы с вами сегодня будем делать куклу «Колокольчик».
Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Но сначала мы должны размять наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики».
Теперь проходим за столы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три круга: большой, чуть поменьше и маленький. Еще есть небольшой шар и резиночки, а также кусочек белой ткани. Все необходимое, что нужно для нашей куклы.
Берем шар и самый большой круг. Накрываем шар сверху этим кругом. Теперь сожмите в кулак, образуя шар, и закрепим резиночкой. Резинку оттягиваем, перекручиваем и снова надеваем на шарик.
Это будет голова нашей куклы. В старину завязывали ниткой, но так как мы делаем такую куколку первый раз, то для удобства воспользуемся резиночками. Аккуратно расправим складочки — это будет первый слой
платья нашей куклы
.
Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова закрепляем резинкой.
И третий круг – самый маленький накладываем тоже на поверхность нашей головы.
Теперь, ребята, возьмём белую ткань и накладываем ее на поверхность всех тканей, закрепляем резинкой вокруг головы. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь, отступаем немного от края и закрепляем ниточками. Если ручки получаются слишком длинные, укоротим их с помощью ножниц.
Давайте вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла - колокольчик?
(положить шар в центр большого круга и закрепляем резиночкой, поменьше круг накладываем на голову и закрепляем резиночкойи маленький круг накладываем на голову и закрепляем резиночкой.)
- Что надо сделать потом? (взять белую ткань положить на поверхность всех тканей и закрепляем резиночкой).
- Что вы сделаете потом? (сделать руки).
(Дети приступают к работе, воспитатель наблюдает за работой, помогает, поощряет детей)
Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Воспитатель: Ребята, как называют куклу, которую мы сделали?
Дети: Кукла- Колокольчик.
Воспитатель: А почему она называется колокольчик? (Предположения и ответы детей.) А что вы будете с ней делать? (Ответы детей.)
А теперь предлагаю вам ребята рассказать четверостишье про наших кукол.
Изготовим куклу нашу
Ручками волшебными
Будем ниточки вязать
А из ткани наряжать
Наша кукла принесёт
Много людям радости
И удачу и богатство
Это нужно каждому!
Мы традиции все помним
И не станем забывать
А тряпичную мы куклу
Будем дальше прославлять.
МОЛОДЦЫ!
А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие " Волшебный колокольчик"
Интегрированное занятие в старшей группе ...
Конспект интегрированного занятия "Русский колокольчик"
Цель занятия: ознакомление детей с предметами русской старины, формирование представления о колокольных звонах....
Интегрированная образовательная деятельность для детей раннего возраста "Колокольчики звенят"
Познакомить детей с музыкальными инструментами: колокольчик большой, колокольчик маленький....
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в средней логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Одежда. Обувь»
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в средней логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Одежда. Обувь». Цель итогового занятия "В гостях у моды", закрепить...
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Весна»
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Весна идёт весне до...
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Весна»
Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Колокольчик» по лексической теме «Весна идёт весне до...
Конспект открытого занятия в средней группе "Колокольчик". Интегрированная образовательная деятельность "Необычная игрушка-ракушка"
Воспитатель: Петросян Г. Г.Программное содержание:-развивать индивидуальные творческие способности детей, логическое мышление, фантазию, мелкую моторику рук на основе практической работы;-воспитывать ...