Программа дополнительного образования "Мастерилка"
рабочая программа по конструированию, ручному труду

Рябцунова Наталья Михайловна

Программа дополнительного образования "Мастерилка" - ручной труд, изготовление игрушек и поделок из бросового материала.

Программа спланирована на два года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1288

(ГБОУ ШКОЛА № 1288)

Хорошевское шоссе, д.3, Москва, 123007

Телефон: (495) 941-29-22, (495) 945-72-95, факс: (495) 941-29-22                           E-mail: 1288@edu.mos.ru

ОКПО 14174287, ОГРН 1127747146361, ИНН/КПП 7714890087/771401001

«Рассмотрено»

Методист  по дополнительному образованию

_________/Одаренко Л.В./

«Согласовано»

Заместитель директора

ГБОУ Школа № 1288

 ________/Титаренко Е.Б./

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ Школа № 1288

___________/ Мартынова Е.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направленность: художественно-эстетическая

                              (изготовление игрушек из бросовых материалов).

Название: «Мастерилка».

Уровень: ознакомительный.

Срок реализации: 2 учебных года.

Возраст учащихся: 3-7 лет.

Программу ведет

педагог дополнительного образования

Рябцунова Наталья Михайловна

г. Москва

I. Пояснительная записка

Введение

   Программа дополнительного образования «Мастерилка», направлена не только на развитее творческих способностей, посредством приобщения их к продуктивной творческой деятельности,  но и на снятие психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Детское творчество представляется как многосторонний процесс, связанный с развитием у дошкольников творческих способностей, мелкой моторики рук, внимания, творческого мышления и усидчивости, а так же снятия запретов на определенные виды деятельности, создания условий для воплощения детских фантазий.  

Программа «Мастерилка»  реализует потребность детей дошкольного возраста в творческом экспериментировании, художественном преобразовании знакомых предметов и материалов, посредством организованной игровой и творческой деятельности.

Актуальность

   Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Перегруженность детей «познавательными» занятиями, избыток готовых игрушек, не дающих простора для реализации детского творчества, порождают ограниченность мировосприятия, скудность детской фантазии, псих-эмоциональную напряженность у дошкольников.

Цикл занятий по программе «Мастерилка» направлен в первую очередь на снятие творческих ограничений и запретов, что способствует полноценному проживанию детьми дошкольного детства.

Педагогическая целесообразность

   Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

   Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

    Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок , теста, пластилина и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна, отличительные особенности

     Программа «Мастерилка» представляет интегрированный курс на основе существующих парциальных программ организации ручного труда в ДОУ: Л.В. Куцаковой  «Конструирование и ручной труд в детском саду»,  и авторских разработок педагога.

     Некоторые темы занятий могут повторятся в течении года,  что позволяет создавать у детей чувство узнавания, успешности и создает условия для демонстрации индивидуального роста возможностей каждого ребенка.

     Программа является открытой, это позволяет варьировать количество часов на прохождение отдельных тем в зависимости от уровня развития детей, качественного состава группы и усвоения программы каждым ребенком.

Детская творческая деятельность заканчивается практически значимым результатом: в конце занятия в руках у ребенка остается собственноручно сделанная игрушка. 

Срок реализации программы

Программа реализуется в течении 2 лет

Занятия проводятся с 01 октября по 31 мая, 1 раз в неделю, за исключением каникул и государственных праздников.

Количество часов на учебный год – 32

Форма и режим занятий

Занятия проводятся в игровой форме, с соблюдение техники безопасности, в кабинете дополнительных занятий.

Продолжительность занятий регламентируется СанПиН п. 12.9, 12.11

                                        3- 4 года –  до 30 мин

                                        5-7 лет – до 30 мин

Количество обучающихся в группе – до 18 человек

                                     

Направления работы

  • Развитие творческого потенциала детей – использование нетрадиционных материалов, форм и методов работы, стимулирующих творческое экспериментирование
  • Совершенствование навыков изобразительной деятельности и конструирования – пальчиковые игры, работа с ножницами, красками, карандашами и фломастерами
  • Формирование целостной картины мира – знакомство с различными материалами, их свойствами; культурой и традициями различных ремесел и промыслов
  • Развитие мотивации к познанию – создание проблемных ситуаций, требующих нестандартного, творческого решения.
  • Снятие психо-эмоционального напряжения – снятие запретов на определенные виды деятельности; упражнения на взаимопомощь и взаимовыручку.

Цель программы

Развитее творческих способностей детей, создание условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, формирование личности, способной к художественному творчеству и самореализации Снятие психо-эмоционального напряжения.

Задачи программы

Образовательные задачи:

  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие задачи:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию и самореализации;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные задачи:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;.
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, приобщать к сопереживанию, сотрудничеству и сотворчеству.

Ожидаемые результаты

1-й год обучения (3-4 года)

  • Дети познакомятся с элементарными способами преобразования знакомых предметов в игрушки
  • Освоят элементарные способы работы с бросовым материалом (наклеивание готовых деталей, декорирование готовыми элементами)
  • Научатся слушать сказку-инструкцию
  • Сформируется устойчивый положительный интерес к процессу творчества

2-й год обучения (5-7 лет)

  • – научатся нетрадиционным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, бросовым материалом;
  • – научатся следовать устным инструкциям, разбирать элементарные схемы изделий;
  • – будут создавать композиции  и игры с использованием собственных поделок;
  • – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • – овладеют элементарными навыками культуры труда;
  • – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы контроля и подведения итогов

  • Наблюдение за работой детей (качество выполнения работ, эмоциональная отзывчивость воспитанников)
  • Проведение выставок работ воспитанников:
  • Сюжетные игры и театрализованные представления с поделками.
  • Использование поделок в процессе организованной образовательной деятельности

II. Содержание программы

Тематическое планирование

Первый год обучения (3-4 года)         32 занятия (октябрь - май)

№ п/п

Наименование тем  

теория

практика

всего

1

Бумага и салфетки

-

5

5

2

Нитки, кружево, поролон

-

4

4

3

Крупа, макароны

-

4

4

4

Рулончики картонные, конусы

-

4

4

5

Стаканчики, баночки

-

3

3

6

Бумажные тарелки

-

6

6

7

Коробки и упаковки

-

6

6

всего

-

32

32

Второй год обучения (5 – 7  лет)      32 занятия (октябрь - май)

№ п/п

Наименование тем  

теория

практика

всего

1

Бумага, салфетки

-

4

4

2

Картон (движущиеся игрушки)

-

5

5

Шары

-

3

3

3

Нитки, кружево, поролон

-

7

7

4

Ватные диски и палочки

-

3

3

5

Бумажные тарелки

-

5

5

6

Рулончики, стаканчики

-

5

5

всего

-

32

32

Содержание тем

  • Бумага, салфетки – знакомство с различными видами бумаги (салфетки, папиросная, гофрированная, декоративная), их свойствами, особенностями работы. Формирование навыков изготовления поделок при помощи приемов сминания, скатывания, обрывания и складывания (оригами)
  • Картон – знакомство с различными видами картона (гофрированный, мелованный, упаковочный), их свойствами, особенностями работы. Формирование навыков изготовления поделок при помощи приемов: сворачивания, обрывания, приминания. Изготовление и использование картонных трафаретов и основ.
  • Крупа, макароны – знакомство с приемами работы с условно съедобными материалами: наклеивание, посыпка, вкладывание. Использование этих материалов для декора поделок.
  • Рулончики, стаканчики – знакомство с приемами декорирования готовых предметов. Декорирование предметов округлой формы. Использование мелких деталей в декоре.
  • Поролон – знакомство с приемами работы с поролоном. Использование вспомогательных материалов в работе – проволока, ленты, крупные иглы.
  • Нитки, кружево – знакомство с приемами изготовления игрушек и поделок из ниток и лент: наматывание, посыпка в нарезку, приматывание.
  • Ватные диски и палочки – Изготовление игрушек и декоративных украшений из ватных дисков и ватных палочек. Особенности работы с ватой и ее производными.
  • Бумажные тарелки – Знакомство с приемами изготовления поделок из одноразовых тарелок – надрезание, разрезание, работа по трафарету.
  • Коробки и упаковки – использование готовых упаковочных форм для декоративно-прикладного творчества.

Поурочное планирование

1-й год обучения (3-4 года)

№ занятия

Тема

материалы

Содержание

Цветные бусинки

Цветные салфетки, лента

Знакомство с кабинетом

Техника безопасности в кабинете.

Знакомство с приемом сминания бумаги в комочек. Скатывание небольших комочков.

Гусеница

Цветные салфетки,

Картонная основа - гусеница

Техника безопасности в кабинете, при работе с клеем.

Знакомство с приемом сминания бумаги в комочек

Бабочка

Цветные салфетки,

Картонная основа - гусеница

Техника безопасности в кабинете, при работе с клеем.

Знакомство с приемом сминания бумаги в комочек, приемом собирания бумаги по центру салфетки

Цыпленок

Цветные салфетки, готовые формы клюв, крылья, гребешок

Техника безопасности в кабинете, при работе с клеем.

Закрепление приема сминания бумаги в комочек. Декорирования поделки готовыми деталями

Божья коровка (жучок)

Цветные салфетки, готовые формы листик, фломастеры

Техника безопасности в кабинете, при работе с клеем.

Закрепление приема сминания бумаги в комочек. Декорирования поделки готовыми деталями

Змейка

Картонная основа – змейка, толстые цветные нитки

Техника безопасности при работе с клеем и нитками

Знакомство с приемом наматывания ниток

Ящерица

Картонная основа – ящерица, толстые цветные нитки

Техника безопасности при работе с клеем и нитками

Закрепление  приема наматывания ниток

Елочка

Картонная основа – елочка, толстые цветные нитки

Техника безопасности при работе с клеем и нитками

Закрепление  приема наматывания ниток, обучение декорированию поделки крупой

Новогодний шар

Новогодний шар, цветные картинки, кружево, нитки, крупные пайетки, манная крупа

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки пайетками и крупой, нитками и кружевом

Дед Мороз

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с клеем и салфетками

Знакомство с приемами частичного сминания рулончиков бумаги, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Снеговичок

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с клеем и салфетками

Закрепление навыков частичного сминания рулончиков бумаги, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Мышка

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с клеем и салфетками

Знакомство с приемами частичного сминания рулончиков бумаги, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Лисичка

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с клеем и салфетками

Закрепление приема частичного сминания рулончиков бумаги, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Бусы

Шнурок, крупные макароны (окрашенные), крупные бусины

Техника безопасности при работе с условно съедобными предметами.

Развитие фантазии, чувства ритма.

Закрепление умения декорировать поделку

Овечка

Макароны «рожки», заготовка картонная – овечка, фломастеры

Техника безопасности при работе с условно съедобными предметами.

Формирование умения декорировать простой трафарет необычными материалами.

Цветочки

Макароны фигурные, пластилин, котельные трубочки

Техника безопасности при работе с условно съедобными предметами.

Расширять представления детей о возможностях декорирования интерьера.

Погремушка (черепашка)

Макароны фигурные, донышко от пластиковой бутылки, заготовка картонная - черепашка

Техника безопасности при работе с условно съедобными предметами, пластиковыми деталями.

Знакомить детей с возможностями сочетания различных материалов и техник  при изготовлении поделки

Зайка

Одноразовые стаканчики, готовые бумажные формы – ушки, усы, помпоны

Техника безопасности при работе с клеем, помпонами и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из стаканчика, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Котик

Одноразовые стаканчики, готовые бумажные формы – ушки, усы, помпоны

Техника безопасности при работе с клеем, помпонами и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из стаканчика, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Петушок

Одноразовые стаканчики, готовые бумажные формы –крылья, гребешок, лоскутки ткани

Техника безопасности при работе с клеем, тканью и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из стаканчика, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Букет для мамы

Тарелки бумажные, цветные салфетки, пайетки, фломастеры

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Знакомство с   приемами наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Черепашка

Тарелки бумажные. Обрезки цветной бумаги, фантики, салфетки

Техника безопасности при работе с клеем и мелкими деталями.

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Знакомство с   приемами наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки обрывками цветной бумаги.

Рыбка

Тарелки бумажные одноразовые, окрашенные, пайетки крупные, цветные салфетки, фломастеры

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Лягушка

Тарелки бумажные одноразовые, окрашенные, пайетки крупные, цветные салфетки, фломастеры

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Жираф

Тарелки бумажные одноразовые, окрашенные, пайетки крупные, цветные салфетки, фломастеры

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Птичка

Тарелки бумажные одноразовые, окрашенные, пайетки крупные, цветные салфетки, фломастеры

Техника безопасности при работе с клеем и пайетками

Знакомство с приемами изготовления поделки из бумажной тарелки, Закрепление  приема наклеивания готовых деталей, обучение декорированию поделки

Кораблик

Упаковки от йогурта, трубочки коктельные, бумага, пластилин

Техника безопасности при работе с пластилином и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из пластиковой упаковки, Обучение декорированию поделки при помощи пластилина, бумаги и трубочек

Черепашка

Упаковки от йогурта, трубочки коктельные, бумага, пластилин

Техника безопасности при работе с пластилином и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из пластиковой упаковки, Обучение декорированию поделки при помощи пластилина, бумаги и трубочек

Рыбки

Упаковки от йогурта (бутылочка), трубочки коктельные, бумага, пластилин

Техника безопасности при работе с пластилином и пластиком

Знакомство с приемами изготовления поделки из пластиковой упаковки, Обучение декорированию поделки при помощи пластилина, бумаги и трубочек

Автобус

Картонная коробка, цветная бумага, заготовки для вырезания – окна, колеса

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Знакомство с приемами изготовления игрушек из коробок. Формирование умений декорировать поделку вырезанными деталями

Домик

Картонная коробка, цветная бумага, картон, ватные диски

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном и ватой.

Знакомство с приемами изготовления игрушек из коробок. Формирование умений декорировать поделку ватой.

Теремок

Картонная коробка, цветная бумага, картон, изображение зверят

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном и ватой.

Знакомство с приемами изготовления игрушек из коробок. Формирование умений декорировать вырезанными изображениями.

        

2-й год обучения (5-7 лет)

№ занятия

Тема  источник

Содержание

Стрекоза

Цветная бумага, заготовка с контуром для вырезания – стрекоза, пайетки, кружево

Техника безопасности при работе с ножницами и тонкой бумагой.

Знакомство с различными видами декоративной бумаги, с приемом складывания бумаги «гармошкой».

Декорирование при помощи пайеток и кружева

Птица

Цветная бумага, трафарет с контуром для вырезания – птица, пайетки, кружево

Техника безопасности при работе с ножницами и тонкой бумагой.

Знакомство с различными видами декоративной бумаги, с приемом складывания бумаги «гармошкой».

Декорирование при помощи пайеток и кружева

Листья

Цветная бумага, трафарет с контуром для вырезания –  листья, пайетки, кружево

Техника безопасности при работе с ножницами и тонкой бумагой.

Знакомство с различными видами декоративной бумаги, с приемом складывания бумаги «гармошкой».

Декорирование при помощи пайеток и кружева

Сумочка

Цветная бумага, трафарет с контуром для вырезания – сумочка, пайетки, кружево

Техника безопасности при работе с ножницами и тонкой бумагой.

Знакомство с различными видами декоративной бумаги, с приемом складывания бумаги «гармошкой».

Декорирование при помощи пайеток и кружева

Шар

Картон разлинованный, толстая безопасная игла, толстые нитки, трубочки котельные

Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Знакомство с приемом изготовления поделки из полосок картона, при помощи нанизывания их на нитку.

Яблоко

Картон разлинованный, толстая безопасная игла, толстые нитки, трубочки котельные

Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Знакомство с приемом изготовления поделки из полосок картона, при помощи нанизывания их на нитку.

Божья коровка

(Дырочки прокалывает взрослый!)

Картон, трафарет для вырезания Б. коровка, скрепки, бусинки

Техника безопасности при работе с ножницами и скрепками (проволокой)

Закрепление навыков работы с трафаретом. Знакомство с приемами подвижного крепления частей поделки.

Летучая мышь

(Дырочки прокалывает взрослый!)

Картон, трафарет для вырезания летучая мышь, скрепки, бусинки

Техника безопасности при работе с ножницами и скрепками (проволокой)

Закрепление навыков работы с трафаретом. Знакомство с приемами подвижного крепления частей поделки.

Собачка

(Дырочки прокалывает взрослый!)

Картон, трафарет для вырезания собачка, скрепки, бусинки

Техника безопасности при работе с ножницами и скрепками (проволокой)

Закрепление навыков работы с трафаретом. Знакомство с приемами подвижного крепления частей поделки.

Расписной шар

Шар новогодний, глеевые краски, крупа манная, блестки

Техника безопасности при работе с условно съедобными материалами и мелкими предметами.

Припоминание способов декорирования новогодних шаров. Формирование навыков работы с гелевыми красками.

Символ года

Шар новогодний, помпоны, картон

Техника работы с помпонами и мелкими деталями.

Припоминание способов декорирования новогодних шаров.

Красивый шар

Шар новогодний, салфетки с рисунком, блестки, кружево, крупа манная.

Техника безопасности при работе с условно съедобными материалами и мелкими предметами.

Припоминание способов декорирования новогодних шаров. Знакомство с элементами скрапбукинга.

Овечка

Картонная основа – овечка, толстые цветные нитки

Техника безопасности при работе с клеем и нитками

Закрепление  приема наматывания ниток и тесьмы

Елочка

Картонная основа – елочка, толстые цветные нитки

Техника безопасности при работе с клеем и нитками

Закрепление  приема наматывания ниток, обучение декорированию поделки пайетками и бусинами

Снежинки

Кружево, толстая безопасная игла, толстые нитки, бусины, блестки

Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Знакомство с приемом изготовления поделки из полосок кружева, при помощи нанизывания их на нитку

Мячик из поролона

Кусочки поролона, толстая безопасная игла, толстые нитки

Техника безопасности при работе с иглой и поролоном.

Знакомство с поролоном и способам изготовления поделок из него.

Гусеница

Кусочки поролона, толстая безопасная игла, толстые нитки, бусины, синельная проволока

Техника безопасности при работе с иглой и поролоном.

Знакомство с поролоном и способам изготовления поделок из него. Припоминание способов работы с синельной проволокой.

Банный человечек

Кусочки поролона, толстая безопасная игла, толстые нитки, бусины, синельная проволока

Техника безопасности при работе с иглой и поролоном.

Знакомство с поролоном и способам изготовления поделок из него. Припоминание способов работы с синельной проволокой.

Рамка для папы

Картон, пуговицы, нитки, винтики, гвоздики, песок, ракушки

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Расширять представления детей о возможностях декорирования интерьера

Цветы для мамы

Ватные диски и ватные палочки, краска, кружево

Техника безопасности при работе с ватными дисками и ватными палочками.

Знакомство с приемами изготовления декоративных изделий из ватных дисков и палочек.

Снежинки

Ватные палочки, картон, ракушки, пластилин

Техника безопасности  при работе с ватными дисками и ватными палочками.

Припоминание способов изготовления поделок из ватных палочек. Знакомство с приемами окрашивания ватных палочек.

Одуванчики

Ватные палочки, картон, бусинки, котельные трубочки, пластилин

Техника безопасности  при работе с ватными дисками и ватными палочками.

Припоминание способов изготовления поделок из ватных палочек. Знакомство с приемами окрашивания ватных палочек

Кот

Тарелки бумажные, трафарет «Кот», бусины, фломастеры

Техника безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями.

Припоминание способов изготовления поделок из бумажных тарелок. Работа с трафаретами.

Коза

Тарелки бумажные, трафарет «Коза», ватные диски, фломастеры

Техника безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями.

Припоминание способов изготовления поделок из бумажных тарелок. Работа с трафаретами.

Рыбка

Бумажные тарелки, фломастеры

Заготовки с контуром - плавнички

Техника безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями

Совершенствование навыка вырезания по готовому контуру. Закрепление умения декорировать поделку.

Бабочка

Бумажные тарелки, фломастеры, пайетки

Заготовки с контуром - крылья

Техника безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями

Совершенствование навыка вырезания по готовому контуру. Закрепление умения декорировать поделку.

Слон

Тарелки бумажные, трафарет «Слон», ватные диски, фломастеры

Техника безопасности при работе с ножницами и мелкими деталями.

Припоминание способов изготовления поделок из бумажных тарелок и ватных дисков. Работа с трафаретами.

Сова

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Припоминание приемов изготовления поделок из картонных рулончиков (конусов). Закрепление умения декорировать поделку

Котик

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Знакомство с приемом наклеивания деталей на торцевые части рулончика. Закрепление умения декорировать поделку

Моряк

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Знакомство с приемом наклеивания деталей на торцевые части рулончика. Закрепление умения декорировать поделку

Гном

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Знакомство с приемами изготовления поделок из картонных рулончиков (конусов). Закрепление умения декорировать поделку

Птица (павлин)

Картонный рулончик (или конус), цветная бумага, салфетки, тесьма

Техника безопасности при работе с ножницами и плотным картоном.

Знакомство с приемами изготовления поделок из картонных рулончиков (конусов). Закрепление умения декорировать поделку

III. Методическое обеспечение программы

Формы работы

  • По образцу: детям предлагают образцы поделок из бумаги или  образцы поделок из природного материала , как правило, показывают способы их воспроизведения .
  • По условию: Детям предлагается определенное условие (например: маленькие части для домика из сказки «Теремок»)
  • По замыслу: Дети сами решают,  что они будут конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте , владеть обобщёнными  способами конструирования и уметь искать новые способы.
  • По теме: Детям предлагают общую тематику  художественных конструкций ( « птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Методы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Структура занятия

  • Инструктаж по технике безопасности
  • Активизация внимания – проблемная ситуация; сказочный зачин;  постановка вопроса.
  • Знакомство с содержанием работы – рассказ сказки с показом действий; инструкция по выполнению работы; обсуждение возможных действий по созданию поделки; рассматривание схем и трафаретов.
  • Непосредственное выполнение работы, помощи педагога и детей
  • декорирование поделки
  • обыгрывание поделки

Обучающие технологии:

  • Эмоциональное изложение учебного материала.
  •  Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.
  • Рассматривание и обсуждение образца.
  • Проблемные ситуации: Как это сделано? Из чего это сделано? Из чего это можно сделать?..
  • Коллективная работа.
  • Обсуждение творческих работ других детей.

IV. Материально-техническое обеспечение программы

  • классная доска,
  • столы для детей,
  • скамейки и стулья для детей
  • Ковер
  • Стол для педагога
  • Методический каталог поделок
  • Шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПиН и правилам техники безопасности работы.  На рабочих местах в кабинете для занятий  обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 60. Условия реализации программы

Методические материалы

  • Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
  • Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.
  • Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  • Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.

Дидактические материалы:

• Иллюстративно –дидактический материал

• Разнообразные конструктивные материалы
• Демонстрационные поделки и игрушки

Расходные материалы

  • Пластилин
  • Бросовый материал (коробки, баночки, стаканчики)
  • Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
  • Вата
  • Фольга
  • Поролон
  • Клей, краски
  • Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное  мулине для вышивания.
  • Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.
  • Клейкая лента

Инструменты и приспособления

  • Шило, лезвие ( только для взрослого)
  • Ножницы,
  • Иголка и нитковдеватель
  • Карандаш
  • Линейка
  • Набор стеков и доска для лепки
  • Клеёнка для  аппликации
  • Кисточки для клея и красок 

VII. Список литературы

Для педагогов:

  1. Андреева Н. А. «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
  2. Гомозова . Ю.Б.Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
  3. Грибовская А.А «Коллективное творчество дошкольников». - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.
  4. Гульянц Э.К.. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
  5. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. – 96с.
  6. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству».  – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. – 128с.
  7. Дубровская Н.В.. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
  8. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
  9. Левина М.365 веселых уроков труда.М., 2001

Для детей и родителей:

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

2. 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...