Ресурсный центр образовательной робототехники «SakhaRobot»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Елена Антонова

Данный проект направлен на поддержку деятельности детей и подростков в области научно – технического творчества МБОУ «1-Кангаласская СОШ им. Н.И. Кочнева».  Так как развитие научно – технического творчества в нашем селе, на сегодняшний день, находится на очень низком уровне, в то время когда по всей стране, да и в мире стремительно развивается данное направление. Считаю, одним из приоритетных способов развития интереса детей  к этой сфере  являются занятия в объединении «Робототехника». Ведь «Робототехника»  — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику, физику.  Она представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.   Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.  Также робототехника – одно из инновационных направлений  дополнительного образования в России, которая позволяет воспитанникам в увлекательной форме за короткий промежуток времени освоить элементы мехатроники, искусственного интеллекта, алгоритмизации и программирования. Робототехника – это перспективное направление. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы в современном производстве и промышленности. 

  Таким образом, реализация данного проекта позволит увеличить охват детей, желающих заниматься научно - техническими видами творчества, участвовать в конкурсах и соревнованиях различного уровня. Позволит  повысить интерес к научно – техническим видам творчества среди детей и подростков.

Вопрос развития робототехники на базе учреждения возник не случайно. В прошлом году фирма Smart Education г. Якутск выразила желание открыть ресурсный центр робототехники на базе МБОУ «1-Кангаласская СОШ им.Н.И.Кочнева». Проанализировав ситуацию, результаты деятельности учреждения и опроса, мы пришли к выводу, что назрела необходимость создания Ресурсного центра по развитию робототехнического творчества. Однако для того, чтобы реализовать проект, необходимо решение следующих выявленных проблем:

-отсутствие финансовой возможности для открытия ресурсного центра, отвечающего современным требованиям;

-недостаточна мотивационная поддержка работы по внедрению дополнительных программ для детей по робототехнике; 

- недостаточный уровень подготовки педагогов по образовательной робототехнике;

- недостаточно реализуется опыт включения детей, увлекающихся робототехникой, в систему социальных практик.

Решению выявленных проблем будет способствовать реализация данного проекта, направленного на координацию работы по внедрению спектра дополнительных программ по робототехнике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_resursnyy_tsentr.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование проекта

Ресурсный центр образовательной робототехники «SakhaRobot»

Анализ социокультурной ситуации

Анализ социокультурной ситуации

Село Кангаласс расположено в 62 км от районного центра - г. Нюрба. Через село проходит дорога республиканского, федерального значения. Основное занятие населения - сельское хозяйство. В селе имеются участковая больница, дом культуры КЦ «КылыЬах», детский сад «Чэчир», СПК "Кэскил", ЖКХ, отделение связи, ветеринарный пункт, 2 магазина, маслоцех. В селе проживают 592 человек, из них: пенсионного возраста 149 человек, бюджетные работники – 111, работающие – 140, учащиеся – 76, воспитанники дошкольной группы – 30, детей до 3-х лет – 16, безработные – 34 человек, число хозяйств – 107, количество семей – 168 (малообеспеченные – 110, неполных семей – 27, неблагополучных семей нет)

Табл.1. Демографические данные наслега

N
п/п

Показатели                

Единица
измерения

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

1.

Численность постоянного населения        

человек

601

598

592

2.

Число родившихся                        

человек

12

7

8

3.

Число умерших                            

человек

9

6

5

4.

Естественный прирост

3

1

3

5.

Прибыло                                  

человек

1

4

1

6.

Выбыло                                  

человек

9

11

7

7.

Миграционная убыль                      

8

7

6

По данным таблицы видно, что естесственный прирост положительный. Но численность населения снижается из-за миграции населения. Причиной этому служат:

- нет вакансии  в предприятиях, учреждениях по специальностям;

- выпускники не возвращаются после получения ими специальностей, предпочитая остаться в городе;

- низкая мотивация молодежи к тяжелому сельскохозяйственному труду;

- сложные условия сельскохозяйственного труда, отсутствие автоматизированных устройств.

Возрастной состав населения.

           Возрастной состав населения показывает, что в основном преобладает группа в возрасте от 30-49 лет (работоспособное)

Рисунок 3. Заболеваемость

По данным медицинских обследований из графики видно, что по состоянию здоровья половина обучающихся приходится на 2 группу. Учащиеся часто болеют простудными заболеваниями. В связи с этим особое внимание уделяется профилактической работе. Все учащиеся школы посещают развивающие оздоровительные кружки, спортивные секции.

Отслеживание выпускников. За четыре года школу окончили 32 выпускника, из них 9 человек (30%) поступили в высшие учебные заведения страны.  Есть выпускники, которые не поступили и не трудоустроены в настоящее время. Из них:

  • на технические специальности поступили- 9 учащихся, 28,1%.
  • на юридические специальности поступили- 4 учащихся, 12,5%.
  • на педагогическое – 5 учащихся, 15,6 %.
  • на экономическое – 3 учащихся, 9,3 %.
  • на медицинское – 2 учащихся,6,2%.
  • на сельскохозяйственные специальности-  4 учащихся, 12,5 %.

В последние годы мотивы выбора профессии стали соответствовать профнаправленности и профессиональной пригодности к выбираемой профессии выпускников.

Возможности и ресурсы школы:

Материально-технические ресурсы:

  • Двухэтажная деревянная школа на 197 мест
  • Учебные кабинеты – 13
  • Компьютерный класс – 1
  • Библиотека -1 (3223 экз. книг)
  • Спортивный зал – 1 (160кв.м.)
  • Спортплощадка – 1 (15000кв.м.)
  • Столовая – 1 (на 45 посадочных мест)
  • Мастерская  (отдельное здание) -1
  • Пришкольный участок -1 (0,4 га)
  • База ЛТО «Сарыал»
  • Пашня 20 га
  • Сенокосные угодья 39 га

Кадровое обеспечение

Квалифицированные педагогические кадры:

  •  Учителей высшей категории – 3 (9,6%),
  •  Учителей первой категории – 15 (48,3%),
  • Учителя соответствующие занимаемой должности – 8 (25,8%),
  • Учителя без категории – 5 (16,1%).

  • Высшее педагогическое – 17 (54,8%),
  • Неоконченное высшее -1 (3,2%),
  • Среднее специальное – 13 (41,9%).

Распределение педагогов по возрасту, средний возраст составляет 39,5

Определение различных жизненных проблем:

• Экологические – массовая вырубка лесов для отопления, засуха последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – уменьшается продуктивность возделываемых земель и пастбищ, обмелеют водоемы, крупные лесные пожары.

• Социальные – безработица, частичная неплатежеспособность населения..

• Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием.

• Семейные – увеличение неполных семей – матерей-одиночек - 27, против 141 полных семей.

• Духовные – отсутствие культуры здоровья, здорового образа жизни среди отдельной группы людей ведет к низкой мотивации к улучшению условий жизни.

  • Трудовые - с учетом пенсионного возраста механизаторов наслега нужны высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства.

Идентификация собственно образовательных проблем, т.е. таких, которые могут быть решены средствами образования.

• Средний уровень подготовки выпускников к итоговой аттестации;

• Решение проблемы воспитания конкурентоспособной личности;

• Привитие традиционных трудовых навыков;

• Внедрение инновационных технологий в обучении;

• Выявление ранней одаренности, обеспечение участия одаренных детей в различных интернет – конкурсах, олимпиадах;

• Повышение уровня сотрудничества между учителем и родителем;

  • Повышение культурного уровня родителей;

Проблемы в образовательной области.

• средняя мотивация к получению качественного образования у обучающихся;

  • недостаточная подготовленность учителей в техническое образование;

• невозможность получения развитие технического направления в дополнительном образовании.

Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения:

Запросы родителей (респондентов – 74):

  • Качественная подготовка к поступлению в ВУЗы и ССУЗы технического направления - 74
  • Доброжелательное отношение к ребенку - 74
  • Обеспечение безопасности детей - 74
  • Воспитание физически, нравственно и духовно развитой личности -65
  • Помощь школы в решении воспитательных проблем- 65
  • Обеспечение школы высококвалифицированными учителями по отдельным предметам (информатика, робототехника, конструирование)- 74

Итоги опроса учащихся школы (респондент – 59):

• Качественная подготовка к техническому направлению - 51

• Побольше кружков по интересам - 59

• Интересные мероприятия и конкурсы – 59

  • Выставки (технические, поделки из природных материалов) – 54
  • Экскурсии, походы и туризм - 59

Итоги опроса учителей (респондент – 30):

• Повышение материального, морального стимулирования труда педагога - 30

• Повышение познавательного интереса обучающихся - 30

• Воспитание добросовестного отношения, ответственности к делу - 30

• Создание условий для укрепления технического, нравственного, духовного развития обучающихся - 30

• Разработка программ развития по естественно - техническим направлениям - 30

• Усиление внутришкольного контроля за качеством образования -30

• Повышение уровня пед.всеобуча для родителей – 30

  • Повышение мастерства педагога с пользованием инновационных образовательных педагогических технологий – 30

Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования:

Образовательные проблемы: жизненные проблемы, которые могут быть решены с помощью образования:

- успешное поступление в выбранные технические ВУЗ-ы, ССУЗ-ы;

- воспитание этических норм поведения в окружающем мире ,

- воспитание активной жизненной позиции, патриотов своего села;

- привитие технических и рационализаторских трудовых навыков;

- выбор оптимальной образовательной программы;

- разработать комплексный план развития по естественно-техническому направлению

- внедрение естественно-технического образования с привлечением образовательного, воспитательного потенциала социума;

Противоречия:

- недостаточность материально-технической базы школы;

- частичное снижение жизненного уровня значительной части населения;

- недостаточность необходимого педагогического потенциала;

Формулирование ключевой проблемы образования:

- воспитание конкурентоспособной личности, устойчивой к разным жизненным ситуациям, способной адаптироваться и найти свой путь выживания и процветания в современных условиях.

Проблема проекта

Данный проект направлен на поддержку деятельности детей и подростков в области научно – технического творчества МБОУ «1-Кангаласская СОШ им. Н.И. Кочнева».  Так как развитие научно – технического творчества в нашем селе, на сегодняшний день, находится на очень низком уровне, в то время когда по всей стране, да и в мире стремительно развивается данное направление. Считаю, одним из приоритетных способов развития интереса детей  к этой сфере  являются занятия в объединении «Робототехника». Ведь «Робототехника»  — это междисциплинарные занятия, интегрирующие в себе науку, технологию, инженерное дело, математику, физику.  Она представляет обучающимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.   Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к учебе. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.  Также робототехника – одно из инновационных направлений  дополнительного образования в России, которая позволяет воспитанникам в увлекательной форме за короткий промежуток времени освоить элементы мехатроники, искусственного интеллекта, алгоритмизации и программирования. Робототехника – это перспективное направление. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы в современном производстве и промышленности.  

  Таким образом, реализация данного проекта позволит увеличить охват детей, желающих заниматься научно - техническими видами творчества, участвовать в конкурсах и соревнованиях различного уровня. Позволит  повысить интерес к научно – техническим видам творчества среди детей и подростков.

Вопрос развития робототехники на базе учреждения возник не случайно. В прошлом году фирма Smart Education г. Якутск выразила желание открыть ресурсный центр робототехники на базе МБОУ «1-Кангаласская СОШ им.Н.И.Кочнева». Проанализировав ситуацию, результаты деятельности учреждения и опроса, мы пришли к выводу, что назрела необходимость создания Ресурсного центра по развитию робототехнического творчества. Однако для того, чтобы реализовать проект, необходимо решение следующих выявленных проблем:

-отсутствие финансовой возможности для открытия ресурсного центра, отвечающего современным требованиям;

-недостаточна мотивационная поддержка работы по внедрению дополнительных программ для детей по робототехнике;  

- недостаточный уровень подготовки педагогов по образовательной робототехнике;

- недостаточно реализуется опыт включения детей, увлекающихся робототехникой, в систему социальных практик.

Решению выявленных проблем будет способствовать реализация данного проекта, направленного на координацию работы по внедрению спектра дополнительных программ по робототехнике.

Цель проекта

  • Создание условий для мотивации дошкольников и школьников к научной и творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию, программированию и автоматическому управлению роботами.

Задачи проекта

  • Создание и организация работы научно-технического центра образовательной робототехники (далее Центра) на базе МБОУ «1-Кангаласская СОШ им.Н.И.Кочнева» с.Ынахсыт Нюрбинского района РС(Я);
  • Разработка и включение в образовательно-воспитательную среду инновационного содержания в исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской направленности;
  • Разработка и апробирование рабочих образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечивающих процесс интеграции общего и дополнительного образования;
  • Развитие интереса детей к научно-техническому творчеству, развитие алгоритмического и логического мышления;
  • Воспитание информационной, технической и исследовательской культуры обучающихся, способности творчески подходить к проблемным ситуациям, самостоятельно находить решения;
  • Создание условий для мотивации дошкольников и школьников к научной и творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию, программированию и автоматическому управлению роботами;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов по направлениям деятельности Центра (курсы повышения квалификации, мастер-классы, тематические педсоветы и т. п.);
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность Центра.

Основная идея проекта

Поддерживать инициативу в области технического образования; определяет основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в учреждении с использованием конструкторов LEGO и робототехники.

Инновационность

Одной из тенденций современного российского образования является развитие естественно-научной и технической составляющей общего образования. Современное школьное образование должно способствовать развитию детского технического творчества и формированию инженерного мышления. В образовательных организациях необходимо создавать модели образования, позволяющие осваивать новые образовательные технологии. Одним из таких перспективных направлений является образовательная робототехника.

Инновационность образовательной робототехники заключается в возможности интегрировать, объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания технических и естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. Чем раньше начинается процесс развития ребенка в этом направлении, тем лучше будет результат.

Школа как преемник дошкольного образования продолжает развитие потенциала ребенка, способствуя его дальнейшему личностному становлению и успешной социализации.

Центр образовательной робототехники на базе МБОУ «1-Кангаласская СОШ им. Н.И.Кочнева» может являться связующим звеном между уровнями образования, обеспечивающим преемственность между ними.

Этапы реализации проекта

1 Этап (2021 год) – подготовительный

  • создание Совета Центра;
  • подготовка нормативно-правовой базы Центра;
  • укрепление материально-технической базы;
  • открытие центра робототехники;
  • изучение инновационных форм и методов работы по избранному направлению;
  • стартовый мониторинг метапредметных компетенций обучающихся.

2 этап (2021-2023уч. год) – практический

  • апробация инновационных форм и методов;
  • разработка рабочих образовательных программ по направлениям деятельности;
  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность Центра;
  • промежуточный мониторинг качества работы Центра.

3 этап (2023 год) – завершающий

  • реализация рабочих образовательных программ по направлениям деятельности;
  • взаимодействие работников Центра с родителями (законными представителями);
  • итоговый мониторинг уровня сформированности метапредметных компетенций;
  • итоговый мониторинг деятельности Центра;
  • обобщение и распространение опыта деятельности Центра;
  • издательско-редакционное сопровождение;

Механизм реализации

Для того чтобы создать условия для эффективной деятельности Центра, необходимо провести подготовительную работу с воспитанниками ДОУ и обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, выстроить систему занятости обучающихся и педагогов таким образом, чтобы избежать их перегрузки. Деятельность Центра должна быть обеспечена всем необходимым:

  1. -Материальная база.
  2. -Кадровое обеспечение.
  3. -Организационное и учебно-методическое обеспечение.
  4. -Информационно-технологические ресурсы.

Компетенции, приобретенные воспитанниками, обучающимися и педагогами в рамках деятельности Центра, помогут выпускникам успешно войти в самостоятельную жизнь, а педагогическим работникам вывести свой профессионализм на более высокий уровень.

  1. Разработка нормативно-правовой базы.
  2. Организация гибкой, практико – ориентированной учебной среды
  3. Создание творческих лабораторий по трем основным направлениям: лаборатория конструирования, лаборатория моделирования, лаборатория программирования.
  4. Вовлечение  учащихся в проектную деятельность.

Дорожная карта реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Создание и организация работы научно-технического центра образовательной робототехники

Создание Совета Центра

Апрель

2021 г.

Организация деятельности Центра

Подготовка нормативно-правовой базы

Май – сентябрь 2021 г.

Локальные акты по деятельности Центра

Приобретение и установка необходимого оборудования

Июль – август 2021г.

Открытие центра робототехники

Разработка и включение в образовательно-воспитательную среду инновационного содержания в исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской направленности;

Разработка и апробирование рабочих образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечивающих процесс интеграции общего и дополнительного образования;

Изучение инновационных форм и методов работы по избранному направлению.

Май – ноябрь 2021 г.

Материалы по инновационным формам и методам работы, повышению профессионального уровня педагогов.

Апробация инновационных форм и методов.

Январь – май 2022г.

Выбор и использование наиболее эффективных форм и методов работы.

Адаптация программ курсов робототехники и их реализация во внеурочной деятельности школы

Август

2021г. -май 2023г

1. Утверждение программ и их реализация.

2. Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, проектной деятельности, конкурсах и мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней

Реализация рабочих образовательных программ по направлениям деятельности

Январь 2022 г – май 2023 г.

1.Повышение качества образования по предметам естественно-научного цикла (прирост до 10 %).

2.Увеличение доли учащихся, ставших призёрами и победителями различных олимпиад, конференций, конкурсов, выставок, проектов (до10%)

Развитие интереса детей к научно-техническому творчеству, развитие алгоритмического и логического мышления; Воспитание информационной, технической и исследовательской культуры обучающихся, способности творчески подходить к проблемным ситуациям, самостоятельно находить решения; Создание условий для мотивации дошкольников и школьников к научной и творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию, автоматическому управлению роботами;

Стартовый мониторинг метапредметных компетенций обучающихся

Декабрь 2021 г.

Итоги мониторинга

Промежуточный мониторинг качества работы.

Май 2022г.

Корректировка деятельности Центра на основании результатов мониторинга

Итоговый мониторинг формирования метапредметных компетенций

Май 2023г.

Положительная динамика формирования метапредметных компетенций воспитанников ДОУ и обучающихся

Итоговое мероприятие

Май-июнь 2023 г.

Организация и проведение фестиваля научно-технического творчества и робототехники «SakhaRobot» совместно с фирмой Smart Education

Повышение профессионального мастерства педагогов по направлениям деятельности Центра (курсы повышения квалификации, мастер-классы, тематические педсоветы и т. п.);

Вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность Центра.

Обучение педагогов Центра через курсы повышения квалификации по программированию, конструированию робототехники.

Сентябрь 2021 – май 2022г.

Увеличение доли педагогов, повысивших свой профессиональный уровень по направлению «Образовательная робототехника»

Вовлечение родителей, субъектов социальной работы в деятельность центра.

.

Январь 2022г. - май 2023 г.

Увеличение доли родителей, вовлеченных в совместную деятельность

Распространение опыта внедрения курса робототехники во внеурочную деятельность ОУ

январь-декабрь

2023 г.

Проведение мастер- классов, семинаров, конференций, взаимопосещение занятий.

Издательско-редакционное сопровождение.

2023 г.

Издание дидактических материалов, разработок, проектов

Предполагаемые результаты

  •  Центр образовательной робототехники оснащен современным оборудованием.
  • Разработана и функционирует модель организации внеурочной деятельности и дополнительного образования «детский сад – школа – ВУЗ».
  • Созданы условия для участия в научно-техническом творчестве и проектно-исследовательской работе обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обучение мотивированных и одаренных детей дошкольного и школьного возраста реализуется по индивидуальным образовательным траекториям.
  • Организация и проведение фестиваля научно-технического творчества и робототехники «SakhaRobot» совместно с фирмой Smart Education г. Якутск.
  • Разработаны материалы деятельности Центра: образовательные программы, обеспечивающие преемственность уровней образования для использования в других образовательных организациях, методические разработки, дидактический материал.

Критерии оценки предполагаемых результатов

  • Увеличение доли обучающихся, охваченных техническим творчеством, в том числе, обучающихся, привлеченных из других муниципальных образовательных организаций.
  • Повышение качества образования в области естественно-научных дисциплин (прирост до 10 %).
  • Увеличение доли обучающихся, принимающих участие в олимпиадах, проектной деятельности, конкурсах и мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней (до 30%).
  • Увеличение доли учащихся, ставших призёрами и победителями различных олимпиад, конференций, конкурсов, выставок, проектов (до10%).
  • Увеличение доли выпускников, ориентированных на социально-востребованные профессии в сфере науки, техники и производства.
  • Увеличение доли педагогических работников, систематически использующих в работе проектную деятельность и повысивших свой профессиональный уровень (до 100%).
  • Расширение возможности получения образования в области робототехники детьми с ограниченными возможностями.
  • Повышение степени удовлетворенности родителей результатами деятельности образовательной организации (прирост до 10%).

Кадровое обеспечение проекта

Антонова Е.Н., старший воспитатель МБОУ «1-Кангаласская СОШ им.Н.И.Кочнева», руководитель проекта

__

___

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

-Внебюджет – 830 000 рублей

-Бюджет – 20 000 рублей

Итого:850 000 рублей

Направление финансирования

Объем

источники

Курсы повышения квалификации по

обучению робототехнологиям

20 000 рублей

Бюджет

Укрепление материально-технической

базы:

-приобретение компьютеров

-приобретение учебно-методических

комплексов образовательной

робототехники

-расходы  на вспомогательный материал (сортировочные лотки, коробки для хранения, батарейки и т.д.)

120 000 рублей

450 000 рублей

60 000 рублей

Внебюджет

Внебюджет

Внебюджет

Индивидуальная, групповая и проектная

деятельность учителя

150 000 рублей

Внебюджет

Материалы для проведения соревнований (поля для соревнований, призы и т.д.)

50000

Внебюджет

ИТОГО:

850 000 рублей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение о ресурсном центре

Положение  о  ресурсном  центре  на  базе  муниципального  автономного  дошкольного  образовательного  учреждения "Центр  развития  р...

план работы ресурсного центра

Представлен  план  работы  на 2012-2013  учебный годПланработы ресурсного центра муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Солны...

Положение о ресурсном Центре духовно-нравственного воспитания

Положение  определяет цели, задачи,  направления  и  порядок  организации  деятельности ресурсного  Центра «Ресурсный Центр духовно-нравственного  просвещения...

Протокол №1 секционного заседания методического ресурсного центра"Развитие добровольческого движения среди дошкольных образовательных организаций". от 18.09.2018г.

Тема "Значимость и актуальность развития и распространения добровольческой деятельности в дошкольных образовательных организациях"....

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...