Программа кружка
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Программа кружка «Страна мастеров № 1»
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм.)
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_strana_masterov_1.docx | 91.65 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Малышок» с. Булгаково
муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Руководитель _______ О.В. Емельянова Приказ № 200 от «31» августа 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Страна мастеров № 1»
(возраст детей: 4 - 6 лет, срок реализации 2 год)
Авторы-составители программы:
воспитатель первой квалификационной категории
Ахметдинова Алия Фларитовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Садыкова Галина Ивановна
2020 г.
Содержание:
1 | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Новизна и отличительная особенность программы | 4 |
1.3 | Цели и задачи программы | 4 |
1.4 | Срок реализации программы | 5 |
1.5 | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.6 | Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей | 5 |
1.7 | Планируемые результаты освоения Программы | 6 |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Основное содержание работы | 6 |
2.2 | Формы, способы, методы и средства реализации программы | 6 |
2.3 | Учебно-тематический план | 7 |
3 | Организационный раздел | |
3.1 | Условия реализации программы | 22 |
3.2 | Материально – техническое обеспечение программы | 22 |
3.3 | Список используемой литературы | 23 |
Программа кружка «Страна мастеров № 1»
Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
(С. Моэм.)
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и творчество (аппликация, лепка) предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, не смотря на нехватку слов.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка
1.2.Новизна и отличительная особенность программы
Программа «Страна мастеров» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
1.3. Цели программы: развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами. Развитие у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов.
Задачи:
- развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;
- развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;
- развивать мелкую моторику рук, пальцев;
- прививать точность и аккуратность в выполнении работ;
- учить самостоятельному изготовлению поделок из бросового материала, бумаги и картона, ткани;
- учить использовать при изготовлении поделок разных по фактуре материалов;
- закреплять умение работать по схеме;
- развивать сенсорное восприятие;
- развивать речевую активность;
- развивать тонкую моторику рук;
- укреплять мышцы пальцев и кистей;
- способствовать творчески-осознанному действию пальцев рук;
- воспитывать желание достигать поставленные цели.
1.4.Срок реализации программы
Программа предполагает проведение двух занятии в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 15-20 минут дети средней группы, 20-25 минут дети старшей группы. Программа разработана на 2 года обучения для детей 4-6 лет.
1.5. Принципы и подходы к формированию программы
Работа составлена на основе главных методических принципов: учета возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная и систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
1.6 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу, но и совершать преобразование объекта, в каждой последовательности объекты вступают во взаимодействия. Развития воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно развивающие истории.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от неправильного к правильному вниманию. В подготовительной группе внимание становится произвольным.
1.7.Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года дети должны уметь:
- Использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении.
- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;
- уметь работать с любым пластическим материалом.
2. Содержательный раздел
2.1. Основное содержание работы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с нитками, с природным материалом, бросовым материалом, оригами, пластилином) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный результат. Тематика, содержание, сложность, и трудоемкость заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; беседы.
А также различные методы. Методы, в основном которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)
наглядный (показ материалов, иллюстрации)
наблюдение, показ (выполнение0педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкции, схемам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – дети воспроизводят и усваивают готовую информацию
частично - поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательская – самостоятельная творческая работа ребенка
2.3 Перспективный план для средней группы
№ п/п | Занятия | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программные задачи | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
Октябрь | |||||||||||
1 | Ручной труд | « Сказочные герои» | Пластилин, шишки, каштан, образец | Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин. | |||||||
2 | Аппликация | «Веселые ребята» | Бумажные салфетки, образец | Учить детей составлять цветок из отдельных лепестков, аккуратно сгибая их по центру вдоль, наклеивать намазывая клеем только ровный край лепесточка. Катать шарики из салфетки, аккуратно наклеивать их в середину цветочка. | |||||||
3 | Ручной труд | «Матрешка» | Кленовые листья | Познакомить детей с новым для них видом труда. Ознакомить с техникой работы. Учить сгибать кленовый лист в трубочку и завязывать ниткой (показать образцы), учить аккуратно вырезать и красиво приклеивать узоры на лист. | |||||||
4 | Аппликация |
« Маленький Мишутка» | Чайная заварка, образец | Развивать у детей умение скатывать дискообразные формы из бумаги и создавать полуобъемное изображение на плоскости. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать интерес к живой природе. | |||||||
5 | Аппликация | «Бабочки» | Цветные нитки, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. | |||||||
6 | Ручной труд | « Золотая осень» | Самоклеющейся бумага, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. | |||||||
7 | Ручной труд | «Чебурашка» | Спичечные коробки, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить игрушку (показ образца поделки). Упражнять в вырезании круглых и овальных форм, аккуратно обклеивать спичечные коробки. | |||||||
8 | Лепка | « Петя - петушок» | Пластилин, образец | Учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать шарики и наклеивать их на форму, приготовленную педагогом. | |||||||
9 | Ручной труд | « Собака» | Бумага | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные Фигуры. | |||||||
Ноябрь | |||||||||||
1 | Ручной труд | « Мышка-норушка» | Цветная бумага, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить вырезать из бумаги различные фигуры, склеивать из них различные детали фигуры. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. | |||||||
2 | Аппликация | «Игрушки из конусов» | Бумага плотная, образец | Учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали. | |||||||
3 | Аппликация | «Портрет солнышко» | Осенние листья, образец | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе. Учить скатывать дискообразные формы из бумаги, скатывание тонкие и толстые жгуты. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. | |||||||
4 | Ручной труд | «Собачка» | Спичечные коробки, образец | Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Предложить самим придумать и изготовить собачку разных пород, (возможен показ образцов собачек.). Продолжать учить склеивать спичечные коробки, дополнять их деталями. | |||||||
5 | Ручной труд | «Цыпленок» | Бумажные салфетки, образец | Учить детей скатывать кусочки салфетки в комочки. Готовые комочки наклеивать на нарисованную форму цыпленка, дополнить дополнительными деталями. | |||||||
6 | Аппликация | «Букет калл» | Бумага, ткань, ватные диски, образец | Учить выполнять аппликацию из ватных дисков. Выполнить объемные цветы с помощью ватных дисков, скручивая их кулечком и склеивания. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность, трудолюбие. | |||||||
7 | Ручной труд | Закладка для книг | Цветная бумага, образец | Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из бумаги, переплетать в шахматном порядке. | |||||||
8 | Аппликация | «Веселые петрушки» | Шерстяные нитки, пуговицы, бумажные салфетки | Развитие навыков у детей пользоваться шаблонами, совершенствование навыков работы с ножницами. | |||||||
Декабрь | |||||||||||
1 | Лепка | «Елка под снегом» | Пластилин, образец | Ознакомление детей с приемом лепки – пластилиновой растяжкой. | |||||||
2 | Ручной труд | «Ёлочка» | Самоклеющаяся бумага, образец | Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. | |||||||
3 | Аппликация | «Дед Мороз» | Цветные нитки, пластилин | Продолжать знакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток и мозаичной аппликацией из пластилина. Учить равномерно намазывать небольшие участки (волосы, бороду, мех) изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них маленькие шарики, выкладывать шарики на готовую форму. | |||||||
4 | Аппликация | Открытка «С Новым годом» | Бумажные салфетки, образец | Учить детей аккуратно скатывать кусочки салфетки в комочки и аккуратно наклеивать на нарисованную форму открытки. | |||||||
5 | Аппликация | «Вот и пришла зима» | Вата, бумажные салфетки, фактурная бумага | Учить детей создавать объемную поделку из бумаги. Использовать разный материал при выполнении аппликацию. Упражнять детей в вырезании силуэтов по контуру. Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь к природе. | |||||||
6 | Лепка | «Новогодние шары так прекрасны и важны» | Пластилин, образец | Создавать картину из пластилина с выпуклым изображением, побуждать самостоятельно создавать узор для шара. | |||||||
7 | Аппликация | «Объемные снежинки» | Белая бумага, тесьма для петельки | Учить детей делать объёмную снежинку, соединять части. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. | |||||||
8 | Ручной труд | «Кукла из цветной пряжи» | Цветная пряжа, цветная бумага, образец | Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. | |||||||
9 | Аппликация | «Зимний пейзаж» | Ватные диски, образец | Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать у ребенка художественный вкус | |||||||
Январь | |||||||||||
1 | Ручной труд | «Новогодний декупаж» | Основа пластиковая, губки паралоновые, краски акриловые. | Знакомство с новой изобразительной техникой «декупаж». Обучение нанесению акрилового слоя на пластиковую основу, используя губку промакивающими движениями, равномерному нанесению белого акрилового слоя на всю форму. | |||||||
2 | Аппликация | «Волшебные узоры» | Декоративная салфетка, бумага креповая разноцветная, | Знакомство с приемом скручивания в жгутик креповой бумаги, расположение на салфетке спиралью. Учить, пользуясь клеем, правильно закреплять элементы композиции. | |||||||
3 | Аппликация | «Варежки» | Бумага цветная, образец | Знакомство с обрывной техникой аппликации. Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость, терпение. Воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. | |||||||
4 | Лепка из соленого теста | «Волшебные снежинки» | Соленое тесто, бисер, образец | Учить детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок бисером. | |||||||
5 | Лепка | «Веточка елочки с шишками» | Пластилин, картон, образец | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | |||||||
6 | Ручной труд | « Рамка для фотографии» | Трафарет | Ознакомление с техникой работы с трафаретами, развитие аккуратности при работе с красками. | |||||||
7 | Аппликация | « Игрушки из конусов» | Бумага | Учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Приклеивать мелкие детали. | |||||||
Февраль | |||||||||||
1 | Оригами | «Медвежонок» | Цветная бумага, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперек. Внимательно слушать объяснения педагога и повторять его действия. Быть внимательным и аккуратным. | |||||||
2 | Лепка | «Сердечки» | Соленое тесто, пайетки, образец | Закрепить умения лепить из смоленого теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти. | |||||||
3 | Аппликация | Поздравительная открытка | Цветная бумага, бисер, образец | Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать цветы гвоздики и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки. Учить украшать свою открытку бисером. Равномерно распределять блестки на лицевой стороне открытки. | |||||||
4 | Ручной труд | «Открытка ко дню защитника отечества». | Бумага, образец | Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон. | |||||||
5 | Ручной труд | «Колобок» | Бумага, образец | Ознакомить детей с новым видом ручного труда (папье-маше). | |||||||
6 | Ручной труд | «Парусник» | Бумага, образец | Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги. | |||||||
7 | Ручной труд | «Наша Армия! » | Макароны разных видов, картонная основа, гуашь | Обучать детей аккуратно приклеивать на яйцо из готовых форм; глазки, рот, головной убор и тельняшку для моряка. Развивать воображение и глазомер. | |||||||
Март | |||||||||||
1 | Аппликация | « Первые цветы» | Цветная бумага, образец | Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. | |||||||
2 | Ручной труд | «Полосатый кот» | Бумага цветная, образец | Учимся создавать образ кота из бумаги путем обрыва. | |||||||
3 | Аппликация | "Цветочная поляна" | Цветная бумага, образец | Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста. | |||||||
4 | Ручной труд | «Экзотические рыбки» | Картон, семена тыквы, цветная бумага, образец | Обучать аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
| |||||||
5 | Аппликация | «Волшебные зайчики» | Цветная бумага, глазки, образец | Учить детей складывать из квадрата зайчика, проглаживая линии сгиба; учить ориентироваться на квадрате. | |||||||
6 | Оригами | «Пушистики» | Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, образец | Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). | |||||||
7 | Ручной труд | «Кукла» | Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки | Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы, | |||||||
8 | Аппликация | «Дракончик» | Бумага, шаблоны | Учить склеивать прямоугольник в цилиндр, учить преобразовывать и дополнять цилиндрическую форму для получения образа дракона, используя полоски и разнообразные материалы. | |||||||
9 | Ручной труд | «Насекомые» | Пластиковые ложки, шаблоны | Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. | |||||||
Апрель | |||||||||||
1 | Ручной труд | «Мышки» | Скорлупа грецкого ореха, пластилин. | Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение. | |||||||
2 | Ручной труд | «Цветы» | Гуашь, ватные диски, ватные палочки. | Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек. | |||||||
3 | Лепка | «Кактус» | Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника. | Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом. | |||||||
4 | Аппликация | «Птичье гнездо» | Веточки, образец | Учить детей аккуратной работе с клеем, делать аппликацию с природным материалом — веточками. | |||||||
5 | Ручной труд | «Барашек» | Одноразовый стакан, вата, клей, ватные палочки. | Учить детей делать барашка из бросового материала - одноразового стакана, ваты, ватных палочек. | |||||||
6 | Ручной труд | «Динозаврики» | Шишки, образец | Продолжать учить детей работать с природным материалом — шишками. Развивать мелкую моторику, воображение. | |||||||
7 | Аппликация | «Пасхальные яйца» | Цветная бумага, образец | Познакомить с историей возникновения росписи яиц. Учить расписывать пасхальное яйцо по своему замыслу различными техниками (тычок, пальчики, оттиск). | |||||||
9 | Ручной труд | Цыпленок | Яйца от киндер — сюрпризов, пластилин. | Учить делать поделки из яиц киндер — сюрпризов. Доводить начатое дело до конца. | |||||||
Май | |||||||||||
1 | Аппликация | «Платье для Золушки» | Салфетки двух цветов, клей. | Учить работать с салфетками- отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, учить чередовать цвета. Воспитывать аккуратность. | |||||||
2 | Аппликация | «Яблони в цвету» | Бумага | Развивать ручную умелость, воспитывать самостоятельность. | |||||||
3 | Аппликация | «Морковка» | Картон, пряжа, образец | Обучать детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи. | |||||||
4 | Ручной труд | «Чашка с блюдцем» | Бумага, образец | Познакомить детей с новым видом ручного труда. Обучать разрывать бумагу и полоски и приклеивать слоями, чередуя вертикальное и горизонтальное размещение; покрыть грунтовкой. Развивать мелкую моторику. | |||||||
5 | Аппликация | «Красивое платье» | Ткань разных цветов, образец | Обучать выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | |||||||
6 | Лепка | «Весёлые пуговицы» | Соленое тесто, образец | Обучать лепить оригинальные пуговицы для платья или кофточки. Затем пуговицы раскрашиваем яркой гуашью. | |||||||
7 | Аппликация | « Барашек» | Бумага | Учить детей скручивать готовые полоски бумаги. Готовые рулончики наклеивать на готовую форму барашка. | |||||||
8 | Аппликация | « Подсолнух» | Крупы, пластилин | Учить выполнять работу используя, крупы и пластилин. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма. |
Перспективный план для старшей группы
№ п/п | Занятия | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программные задачи | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Октябрь | |||||||||
1 | Аппликация | «Весёлая гусеница» | Бумага, образец | Учить вырезать несколько геометрических фигур, путём складывания бумаги. Развивать фантазию. Совершенствовать навыки работы с ножницами. | |||||
2 | Ручной труд | « Сказочные герои» | Шишки, пластилин, образец | Предложить детям изготовить зверушек из природного материала. Учить детей самостоятельно составлять зверей: туловище-шишка, голова-каштан и подобное. Предложить самим придумать и изготовить зверушку, (возможен показ образца или картинок). Использовать для соединения деталей пластилин. | |||||
3 | Лепка | «Осенний листочек» | Пластилин, образец | Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. | |||||
4 | Ручной труд |
Роспись на камне | Камни, гуашь | Знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление, чувство композиции, художественный вкус. | |||||
5 | Ручной труд | «Подсолнухи» | Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны | Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. | |||||
6 | Ручной труд | « Золотая осень» | Самоклеющаяся бумага | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно разрезать остатки самоклеющейся пленки на одинаковые квадратики размером 1*1 см. Наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненной педагогом. | |||||
7 | Ручной труд | «Осенняя открытка» | Засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей | Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче, воспитывать художественный вкус. | |||||
8 | Лепка | «Розочки» | Пластилин, цветной картон | Закреплять приемы работы с пластилином: скатывание, расплющивание. Познакомить с новым способом лепки из пластилина методом скручивания. Показать возможность моделирования формы изделия. Развитие фантазии, эстетического вкуса. | |||||
9 | Ручной труд | «Жираф» | Крашенный песок | Познакомить с новым видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета. | |||||
Ноябрь | |||||||||
1 | Ручной труд | « Бабочки» | Цветные нитки, образец | Познакомить детей с новым для них видом ручного труда. Ознакомить с техникой работы. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок цветной ниткой соответствующего цвета. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении. | |||||
2 | Ручной труд | «Рябиновые бусы» | Рябина, скрепки, нитка, образец | Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на скрепку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе со скрепкой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику руки, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата. | |||||
3 | Аппликация | «Веточка рябины» | Цветная бумага, образец | Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Повторить названия деревьев и кустарников. | |||||
4 | Ручной труд | «Дерево» | Сухие листья | Познакомить с аппликацией из сухих листьев. Воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. Развивать фантазию. | |||||
5 | Лепка | Тучка дождик и зонтик | Пластилин, шаблоны, образец | Учить отщипывать пластилин маленькими кусочками, работать с контуром. Воспитывать аккуратность, старание. | |||||
6 | Ручной труд | Рисование пеной для бритья | Бумага, пена для бритья, образец | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- монотипия, ее особенностями и выразительными возможностями | |||||
7 | Ручной труд | Закладка для книг | Цветная бумага | Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из бумаги, переплетать в шахматном порядке. | |||||
8 | Аппликация | «Игрушки из конусов» | Конусы, цветная бумага, образец | Учить делать конус из бумаги, обводить по трафарету. Вырезать и приклеивать мелкие детали. | |||||
Декабрь | |||||||||
1 | Аппликация | «Цветок для мамы» | Цветная бумага, образец | Совершенствовать умение детей выполнять поделку путем складывания бумаги. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | |||||
2 | Ручной труд | «Веселый зоопарк» | Крупы (гречка, пшено) | Учить детей работать с разным материалом (гречка, пшено) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | |||||
3 | Ручной труд | «Снеговик» | Носок, крупа, нитки, тесьма, пуговицы, образец | Учить делать поделку, используя носок. Закреплять умение пользоваться ножницами. Воспитывать желание делать красивую поделку. | |||||
4 | Аппликация | Открытка «С Новым годом» | Бумажные салфетки | Учить детей аккуратно скатывать кусочки салфетки в комочки и аккуратно наклеивать на нарисованную форму открытки. | |||||
5 | Аппликация | «Елочка пожеланий» | Лист бумаги, трафарет, цветная бумага, вата | Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. | |||||
6 | Аппликация | «Здравствуй, зимушка – зима» | Цветная бумага, образец | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки. Создавать зимний пейзаж. | |||||
7 | Лепка | «Ёлочка» | Пластилин, образец | Учить отщипывать пластилин, раскатывать его, ровно по контуру прикреплять к рисунку. | |||||
8 | Ручной труд | Фоторамка из пазл | Плотный картон, старые пазлы, образец | Учить делать поделку из бросового материала. Развивать чувства формы, цвета и композиции, творческое воображение. | |||||
9 | Аппликация | «Зимний пейзаж» | Ватные диски, образец | Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать у ребенка художественный вкус | |||||
Январь | Аппликация | «Зимний пейзаж» | Ватные диски, образец | Учить детей выполнять аппликацию из ватных дисков. Развивать творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать у ребенка художественный вкус | |||||
1 | Ручной труд | «Шапка» | Вата, клей, образец | Учить работать с ватой и клеем. Воспитывать интерес к занятиям. | |||||
2 | Аппликация | «Зимний пейзаж» | Вата, картон, образец | Учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного. | |||||
3 | Ручной труд | «Кактусята» | Бумага цветная | Познакомить с тычкованием, дать возможность самостоятельно изготовить поделку, развивать усидчивость, терпение. | |||||
4 | Ручной труд | «Дом из картона» | Картон, цветная бумага, образец | Работать с картоном, надрезать его, дополняя деталями. | |||||
5 | Лепка | «Веточка елочки с шишками» | Пластилин | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне, контролировать совпадение цветов рисунка и пластилина. | |||||
6 | Ручной труд | «Рукавички» | Трафарет, готовые шаблоны, образец | Продолжать украшать изделие дополнительными деталями. | |||||
7 | Аппликация | «Зимняя открытка» | Крупа | Учить изготавливать поделку из крупы. Аккуратно наносить клей и крупу на заданный рисунок. Формировать умение работать аккуратно. | |||||
Февраль | |||||||||
1 | Аппликация | «Дерево» | Картон, цветная бумага, образец | Сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким | |||||
2 | Аппликация | «Самолёт» | Цветная бумага, картон, образец | Учить делать объёмную аппликацию. Обобщить знания детей об Армии. Закреплять навыки работы с ножницами и клеем. | |||||
3 | Аппликация | «Флаг России» | Картон, клей ПВА, кисти, салфетки белого, голубого, красного цветов | Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | |||||
4 | Конструирование, ручной труд | Подарок для папы «Бинокль» | Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета. | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. | |||||
5 | Ручной труд | «Подкова для дома» | Соленое тесто, образец | Формировать умение детей работать с разным материалом. Воспитывать аккуратность | |||||
6 | Ручной труд | Сияющее солнышко | Круглая основа из картона с дырочками, нитки для вязания | Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками с использованием элементов макраме. Синхронизировать работу обеих рук, воспитывать усидчивость, терпение. | |||||
7 | Ручной труд | Снежинки из белых ниток | Белые нитки, образец | Продолжать формировать умение детей работать с ножницами и нитками. Воспитывать самостоятельность инициативность. | |||||
Март | |||||||||
1 | Ручной труд | Шкатулка | Цветная бумага, клей, ножницы, фетр, нитки, | Обучение детей различным приёмам работы с бумагой и другим материалом, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. | |||||
2 | Ручной труд | Веер | Бумага, образец | Обучение практическим умениям и навыкам в работе. Развитие мелкой моторики пальцев и координации движений рук. | |||||
3 | Ручной труд | «Открытка для мамы» | Ватные диски, образец | Учить создавать цветы из ватных дисков, путём вырезания. | |||||
4 | Ручной труд | «Тарелочки» | Бумага, клей, образец | Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму ( тарелочки.) Разукрашивание готового изделия. Учить аккуратно, раскрашивать подсохшие изделие гуашью. | |||||
5 | Ручной труд | «Куколка из носового платка» | Носовой платок, вата, нить. | Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук. | |||||
6 | Оригами | «Тюльпаны» | Цветная бумага, образец | Развивать навык складывать тюльпан способом оригами. | |||||
7 | Аппликация | «Весна - красна» | Цветная бумага, образец | Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. | |||||
8 | Аппликация | «Панно Хризантемы» | Бумага, шаблоны | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами. | |||||
9 | Ручной труд | «Грач» | Цветная бумага, образец | Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. | |||||
Апрель | |||||||||
1 | Аппликация | «Овечка» | Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, вата. | Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. | |||||
2 | Ручной труд | Пасхальная открытка | Цветная бумага, образец | Учить правилам безопасной работы с клеем, бросовым материалом. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. | |||||
3 | Аппликация | «Жар птица» | Цветная бумага, образец | Складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. | |||||
4 | Аппликация | «Золотая рыбка» | Цветная бумага, образец | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. | |||||
5 | Ручной труд | «Паучок на паутине» | Природный материал | Развивать интерес к работе с бросовым материалом, расширять знания о насекомых. | |||||
6 | Ручной труд | Театр из пластиковых ложек. | Пряжа, ткань, пластиковые ложки образец | Воспитывать у детей желание изготавливать своими руками из бросового и подручного материала - театр «озорная семейка». Волосы - пряжа, одежда - лоскутки ткани, глазки. | |||||
7 | Аппликация | Цветы из гофрированной бумаги | Гофрированная бумага, образец | Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги. С помощью шаблонов вырезать лепестки, и собрать их, получив красивый цветок-роза, лилия. | |||||
8 9 | Ручной труд | «Черепаха» из конуса | Конус, образец | Закреплять умения детей работать по образцу, с шаблонами и трафаретами. Конус выполняется из 7\8 круга, чтобы получился не остроконечный. Склеив конус, дополнить лапками, хвостиком и головкой. Дорисовывая дополнительные детали, для более полной схожести с черепахой Закрепить знание основных цветов радуги, навыки работы с пластилином. | |||||
Лепка | «Радуга-дуга» | Пластилин | |||||||
Май | |||||||||
1 | Аппликация | «Причёски» | Бумажные полоски | Учить из бумажных полос создавать причёски, путём накручивания полос на зубочистку и палочку от кисточки. Обобщить знания детей о профессии парикмахера. | |||||
2 | Ручной труд | «Подсолнух» | Крупы, пластилин, образец | учить выполнять работу, используя пластилин и крупу. Воспитывать усидчивость. Развивать чувство ритма, композиции | |||||
3 | Аппликация | «Береза» | Бумажные полоски, образец | Продолжать знакомить со свойствами бумаги, ее пластичность. Познакомить детей с новым способом аппликации в технике «квиллинг». Поупражнять детей в изготовлении деталей, для листочков, ствола, веточек. | |||||
4 | Ручной труд | «Помним, чтим героев войны» | Цветная бумага, образец | Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Продолжать учить детей работать по пунктирным линиям, склеивая верхние и нижние полоски, положив одну на другую. Вызывать желания довести начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику рук и патриотические чувства. Воспитывать уважение к героям войны. | |||||
5 | Аппликация | «Рыбка» | Цветная бумага, образец | Развитие умения выполнять различные элементы из цветной бумаги. Из цветной бумаги, с помощью шаблона перерисовать и вырезать силуэт рыбки. Согнув пополам, сделать несколько надрезов. Расправив рыбку, полоски выгнуть в разные стороны. Дополнить рыбку деталями. | |||||
6 | Ручной труд | «Осьминог» | Пряжа, образец | Научить создавать игрушки из пряжи своими руками. Развивать у детей эстетический вкус, желание создавать различные образы. Работать по схеме: приготовить пряжу - кусочки - по 10 см длиной, перевязать их посередине, затем сложить вдвое, еще раз перевязать – отступив 2-3 см от центра изделия (получилась голова осьминога, из нижней части сплести множество косичек. И получается такой милый осьминожек. Для детей схема сопровождается показом. | |||||
7 | Ручной труд | « Астры» | Журнальные страницы, ножницы, деревянные шпажки | Моделирование образа цветка из журнальной страницы, используя приёмы скручивания. Развитие глазомера, воспитание аккуратности. | |||||
8 | Лепка | « Бабочка» | Пластилин | Познакомить с симметрией. Объединение поделок в одну пластилиновую картину. |
План перспективный, поэтому темы занятий и время изготовления поделок может меняться.
3.Организационный раздел
3.1 Условия реализации программы
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
3.2. Материально – техническое обеспечение программы
- Краски – гуашь, акварель; тушь.
- Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
- Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
- Свеча, мелки восковые.
- Палочки или старые стержни для торцевания.
- Матерчатые салфетки;
- Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
- Ткань, вата, бинт.
- Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий,
- Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся пленка разных цветов.
- Бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
- Клей ПВА и «Кристалл», клей карандаш, клеевой пистолет.
- Ножницы, кисточки, линейки, и пр.
- Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи игрушек.
3.3. Список используемой литературы
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
3.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
4. ped-kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html
5. maam.ru›…korzinochka-iz-myla-i-atlasnyh-lent.
6. stranamasterov.ru›Источник›Ежики из соленого теста
7. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007
8. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
9. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
10. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.
11. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.
12. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...