Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги»
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» предназначен для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. В данном проекте рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги" технической направленности | 59.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
ПРОЕКТ
«Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Копейкина Марина Николаевна, воспитатель
п. Салым, 2020 г
Оглавление
I. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.1. Организационно-методическое обеспечение программы ..................... 5
1.2.Цели и задачи программы.......................................................................... 5
1.3.Планируемые результаты освоения Программы...................................... 6
II. Содержательный раздел ...............................................................................7
2.1.Учебно-тематический план..........................................................................7
2.2. Основное содержание. Календарно - тематический план .......................7
2.3.Формы работы...............................................................................................9
2.4.Принципы, лежащие в основе программы............................................. …9
III. Организационный раздел............................................................................ 9
3.1.Техническое оснащение занятий................................................................ 9
3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы………10
Литература……………………………………………………………………..11
I. Пояснительная записка
Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги. Это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
В данном проекте рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник.
Проект предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» предназначен для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» имеет техническую направленность, разработан согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
Актуальность проекта «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги». В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Проект поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.
Новизна и отличительная особенность проекта
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации проекта у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Новизна данного проекта состоит в том, что он решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Проект ориентирован на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Отличительная особенность заключается в том, что позволяет воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Оригинальность данного проекта заключается в том, что в содержание изучаемого курса включены разделы из программ художественно-эстетической направленности, что содействует успешному участию обучающихся в выставках и конкурсах как технической направленности, так и художественно-эстетической, что несомненно способствует более разностороннему развитию ребенка.
Проект уникален в том, что дает ребенку достаточную возможность почувствовать себя успешным. Многие проекты и программы по работе с бумагой ориентированы на использование одного вида деятельности: оригами, модульное оригами, конструирование из бумаги, аппликация, и имеют художественно-эстетическое направление (Ильина Т.П. Кружок «Конструирование из бумаги», Блохина А.Ф. «Моделирование из бумаги»).
В проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» включены различные виды работы с бумагой: конструирование из полосы, конструирование по шаблону, плоскостное и объемное моделирование, конструирование простейших геометрических тел, конструирование макетов и моделей технических и архитектурных объектов и игрушек, стендовое моделирование. В этом заключается ее отличительная особенность.
Педагогическая целесообразность. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
- Организационно-методическое обеспечение проекта
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Уровень освоения – стартовый.
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Вид группы - профильный.
Состав группы - постоянный. Занятия проводятся с одновозрастным составом обучающихся.
Условия приема - В группу набираются все желающие, в том числе не имеющие начальной (художественной) подготовки.
Наполняемость группы: 32 ребенка
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая.
Срок реализации – 1 год.
Общее количество часов в год - 24 час.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю
Продолжительность занятия – 30 минут
1.2.Цели и задачи проекта
Цель программы: развитие интереса дошкольников к техническому конструированию посредством конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- приобщать к миру технического и художественного изобретательства;
- формировать основы технического мышления и навыков начального технического моделирования;
- формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, игрушек или зданий;
- обучать технологическим приемам работы с бумагой, научить конструировать из плоских и объемных деталей простейшие технические макеты, модели и игрушки;
- обучать правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании.
Развивающие:
- развивать интерес к техническому моделированию;
- развивать конструктивное, образное и логическое мышление;
- развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- воспитывать аккуратность в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
1.3. Планируемые результаты
К концу обучения, учащиеся будут знать:
- овладеют техническими навыками работы с бумагой; разовьют мелкую моторики рук;
- элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки (виды и свойства бумаги и др. материалов);
- название инструментов для работы с данными материалами;
- правила безопасности во время работы с инструментами;
будут уметь:
- планировать и организовывать свою работу;
- конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту;
- конструировать по заданной теме;
- конструировать по представлению (без схемы);
- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы;
- работать по трафаретам и шаблонам;
- правильно пользоваться инструментами;
- изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона.
будут сформированы:
- навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при совместном конструировании, техническом творчестве, навыки работы с различными источниками информации;
- умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- умения различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе | Формы аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Входной контроль 20.10.20 |
2 | «Волшебные свойства бумаги» | 1 | 0,5 | 0,5 | 28.10.20 |
3 | «Фантазии с листом бумаги» | 2 | 0,5 | 1,5 | 03.11.20 11.11.20 |
4 | Конструирование игрушек и поделок из бумаги | 6 | 2 | 4 | Выставка 17.11.20 25.11.20 01.12.20 09.12.20 15.12.20 23.12.20 |
5 | Макетирование | 6 | 2 | 4 | Выставка 13.01.21 19.01.21 27.01.21 02.02.21 10.02.21 16.02.21 |
6 | Техническое конструирование из бумаги | 6 | 2 | 4 | Выставка 24.02.21 02.03.21 10.03.21 16.03.21 24.03.21 30.03.21 |
7 | Техника «Киригами» | 2 | 0,5 | 1,5 | Выставка 7.04.21 14.04.21 |
5. Основное содержание
Вводное занятие – 1 час.
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с проектом. Презентация работ
Тема: «Волшебные свойства бумаги» - 1 час
Теория: Познакомить со свойствами бумаги
Практика: Эксперименты с бумагой
Тема: «Фантазии с листом бумаги» - 2 час.
Практика: Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам. Развивать воображение, фантазию, воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
Тема: Конструирование игрушек и поделок из бумаги - 6 часов
Теория: Знакомство с технологией изготовления игрушек и поделок из бумаги. Последовательность работы, способы создания мягкой игрушки из бумаги. Техника изготовления, последовательность работы
Практика: Выполнение из бумаги поделки «Божья коровка»
Теория: Технология изготовления игрушек из геометрических объемных форм, многогранников. Последовательность выполнения работы.
Практика: Выполнение из бумаги поделок «Зайка» и «Хрюшка» с использованием геометрических объемных форм, многогранников.
Теория: Игрушки и поделки из пластичных бумажных полосок. Техника изготовления, оформление работы
Практика: Изготовление поделок «Котик», «Собачка» из пластичных бумажных полосок.
Тема: «Макетирование» - 6 час.
Теория: Понятие макет. Основные правила при выполнении макета.
Практика: Создание макета «Кукольный домик».
Теория: Знакомство с понятием макета. Макеты из бумаги.
Практика: Конструирование макетов фонарей.
Теория: Конструирование макетов городских домов
Практика: Создание коллективного проекта «Новый город»
Теория: Знакомство с макетом деревенского домика Последовательность действий работы над макетом.
Практика: Конструирование макета деревенского домика
Тема: Техническое конструирование из бумаги – 6 часов
Теория: Знакомство со схемой, чертежом. Контурные модели ракет, судов, Самолетов
Практика: Конструирование макетов самолета и ракеты с использованием шаблонов
Теория: Технические модели из бумажных коробков. Последовательность действий при работе
Практика: Создание роботов из бумажных коробков.
Теория: Технические модели из бумаги. Последовательность работы. Закрепление изученного материала.
Практика: Конструирование моделей машин из бумаги
Тема: Киригами – 2 часа
Теория: Понятие киригами.
Практика: Изготовление поделок «Голубь», «Курочка и петушок», «Лебеди».
Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Октябрь | Апрель | 24 | 24 часа | Вторник 1 и 3 недели месяца, среда 2 и 4 |
2.4.Формы работы
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
2.5.Принципы, лежащие в основе проекта
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- систематичность и последовательность “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
III. Организационный раздел
3.1.Техническое оснащение занятий.
Материально-техническое оснащение:
- Групповое помещение
- Столы, стулья по количеству детей
- Ноутбук для поиска, использования информации необходимой для работы объединения (текстовой, видео и аудио); для создания наглядности, составление каталогов работ воспитанников, образцов и схем работ; для просмотра и работы с имеющимися интернет материалами по различным техникам работы с бумагой.
- Мультимедийное оборудование: принтер, магнитофон.
- Наглядно-дидактические пособия: пооперационные карты и схемы складывания базовых форм; образцы поделок; иллюстрации к схемам; дидактические игры.
- Оборудование и материалы:
- наборы бумаги для занятий: цветная и белая бумага для принтера; цветная (из набора); бумага для фона: обойная, бархатная, картон; карандаши (простые, цветные, пастель); маркеры; ножницы; двусторонний скотч; ластик; клей (для дополнительной аппликативной обработки); кисти для клея; салфетки: бумажная, тканевая; рабочая клеёнка для аппликативной обработки, цветной картон, гуашь или акварель
кадровое обеспечение:
- педагог дополнительного образования, руководитель коллектива, имеющий высшее или среднее профессиональное образование обладающий
достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области дошкольного образования.
3.2. Особенности методики обучения. Методические материалы.
Методы обучения:
- словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ, использование художественного слова, пояснения);
- наглядный (демонстрация иллюстраций, подлинных изделий, образцов, просмотр презентаций, видеофильмов и др);
- практический метод (упражнения, использование различных схем и материалов, изготовление поделок);
- игровой метод.
Основные применяемые технологии:
1. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Компьютерные (новые информационные) технологии.
4. Личностно-ориентированное обучение.
Схема построения занятия:
1) Подготовительный организационный этап (3-5 минут).
Вводную часть занятия педагог начинает с подвижной или дидактической игры, загадки,
чтения четверостишья.
2) Практический этап (15-20 минут).
А) Демонстрация способов конструирования (медиапрезентация) сопровождается совместным с детьми проговариванием каждого движения (до 5 минут).
Б) Самостоятельная работа детей над созданием поделок (до 15 минут).
3) Заключительный этап. Показ и анализ детских работ (3–5 минут).
Методические материалы:
Аудиотека и видеотека:
- CD, флеш-карты с классической и современной музыкой
- Презентации и видеоклипы моделей из бумаги.
Литература:
Для педагога:
1.Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов.
2.Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников.
3 Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги.
4.Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию.
5.Игрушки из бумаги и картона: Издание для досуга/Сост. Н. Докучаева. – СПб.: Кристалл, Валери СПб, 1997 – 224 с.
6.Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 240 с.
7.Ласовская, В.П. Волшебство своими руками. / В.П. Ласовская, Т.Ф. Шалабода. – Минск: Беларусь, 2008
8.О. Щеглова, А. Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я.
9.Лиштван, З.В. Конструирование. / З.В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981 – 160с. – (Библиотека воспитателя детского сада).
10.Новикова, И.В. Конструирование из бумаги в детском саду: Методическое пособие / И.В. Новикова. – Ярославль : Академия развития, 2010 – 96 с.
11.Тарловская, Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду : Книга для воспитателей детского сада / Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. – М. : Просвещение, Владос, 1994 – 216 с.
12.Игрушки из бумаги и картона : Издание для досуга / Сост. Н. Докучаева. – СПб.: Кристалл, Валери СПб, 1997 – 224 с.
Для воспитанников:
1.Ботермэнс Д. Модели из бумаги.- М.: Мир книги,- 2002.
2.Бумажная планета. Кристаллы. Акулы и скаты. Цветы.-М.: Аллегро-пресс,-1995.
3.Выгонов В.В. Изделия из бумаги.- М.: Издательский домМСП, - 2001.
4.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.-Ярославль: Академия развития,-2002.
5.Домашний уют своими руками.- Внешсигма,-1996.
6.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.- М.: ЗАО Эдипресс-конлига». 2004.
7.Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр.- М: Росмэн,-1998.
8.Наши руки не для скуки. Игрушки.- М: Росмэн,- 1998.
9.Наши руки не для скуки. Поделки.- М: Росмэн,-1998.
10Уроки детского творчества.- Внешсигма,-1996.
11.Фантазия.- Издательство «Скорпион»,-1994.
12.Черныш И.В. Удивительная бумага.- М.: «Аст- пресс»,- 1998.
13.Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.- М.: Просвещение,- 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Весенние чудеса" (конструирование из бумаги) Старший возраст.
Цель: развивать мелкую моторику рук.Задачи:Вызвать у детей интерес и желание конструировать поделки из бумаги.Совершенствовать умения детей:v Комбинировать способы конструирования.v Конструирова...
Презентация проекта «Страна чудес - конструирование» (конструктивно-модельная деятельность) для детей старшей группы
Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.Современные дети живут в эпоху активной информати...
Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...
Проект "Бумажные чудеса"
Проект "Бумажные чудеса"...
Проект "Бумажные чудеса"
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и т...
НОД "Весенние чудеса" (конструирование из бумаги) Подготовительная группа.
Задачи:Вызвать у детей интерес и желание конструировать поделки из бумаги.Совершенствовать умения детей: Комбинировать способы конструирования. Конструировать совместно.Развивать художественный вкус...
Конспект интегрированного занятия по проекту «Бумага». Ознакомление с окружающим миром и конструирование из бумаги во второй младшей группе «Бумажная фея».
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц...