Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так и детьми с нормой в развитии. Занятия по данной программе не делятся на практические и теоретические. На одном занятии совмещается и теория, и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, чего требуют сейчас ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_1.docx | 73.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27»
Дополнительная образовательная программа
«Фантазии бумажной страны»
(конструирование из бумаги методом оригами)
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Молокова Наталья Михайловна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ЗАТО Северск
2020
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Особенности организации образовательного процесса в ходе реализации программы. Режим и структура занятий. | 6 |
3 | Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы. | 7 |
4 | Мониторинг достижения результатов. | 8 |
5 | Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы | 8 |
6 | Календарно-тематическое планирование | 9 |
7 | Содержание программы дополнительного образования детей | 10 |
8 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 14 |
9 | Приложение. | 17 |
10 | Список использованной литературы | 18 |
Пояснительная записка
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
С каждым годом растёт количество детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), в том числе с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Поэтому перед педагогами стоит задача развития речи детей с помощью тренировки мелкой моторики пальцев рук. Развитие у детей мелкой моторики положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Актуальность этой проблемы продиктовала необходимость разработки программы, способствующей развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ТНР. Этого можно добиться при конструировании из бумаги методом оригами по дополнительной образовательной программе «Фантазии бумажной страны».
Складывание из бумаги – занятие знакомое каждому ребенку. Лёгкость работы с бумагой и интересный результат привлекают детей: сложил, прогладил и получилась готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сюжеты сказки, участвовать в приключениях. Дети легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования поделки, педагог сопровождает свои действия словами (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается речью ребенка, эмоциональными проявлениями: он радуется или огорчается. Дети проговаривают вслух, что уже сделали и что еще предстоит сделать.
В процессе конструирования из бумаги, дети учатся видеть конечный результат своей работы, составляя из деталей целое.
Оригами дает простор разнообразию мелких движений пальцев рук. Важно, что при складывании поделки, работают обе руки. У ребенка развивается конструктивное мышление, воображение, художественный вкус. В ходе изучения искусства оригами проходит работа по развитию речи, дети знакомятся с новыми понятиями («базовая форма» и др.) и математическими терминами («диагональ», «угол», «треугольник» и т.д.). Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллекта в целом.
У детей с ОНР, недостаточно развита мелкая моторика рук, их движения, как правило, нескоординированные. Такие дети больше других испытывают трудности при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков. У них снижена ловкость в движениях.
Занимаясь по дополнительной образовательной программе «Фантазии бумажной страны», у детей активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, а также углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается мелкая моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.
Складывание фигурок животных сопровождается рассказом о них. В процессе работы педагог ведет познавательную беседу разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому и осторожному отношению к ним. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается гуманное отношение к братьям нашим меньшим.
Делая фигурки из бумаги, обязательно надо познакомить детей с историей появления бумаги, с ее разновидностями и свойствами.
Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии - родины оригами.
Дети с ОНР быстро утомляются. Поэтому на занятиях происходит смена видов деятельности: чтение, рисование, беседа, рассказ, физкультминутки, игры и т.д. Складывание фигурок часто сопровождается прослушиванием музыкальных произведений. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.
Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.
При выполнении коллективных работ ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс.
В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают.
Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать.
Программа была создана с учетом тематического плана логопедических занятий. В процессе работы в активную речь детей вводится тот лексический материал, который отрабатывается учителем-логопедом в конкретный период времени.
В ходе реализации программы проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с результатами работы по программе. Педагог подчёркивает необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома, обращает внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития в семье. Старается привлечь родителей к участию в различных мероприятиях и конкурсах вместе с детьми. В программе представлен план работы с родителями.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.
Задачи программы:
- Знакомить с основными геометрическими фигурами, закреплять знания об их строении (стороны, углы, вершины)
- Знакомить с основными базовыми формами оригами.
- Обучать приемам обработки бумаги (складывать, надрезать, склеивать).
- Обучать умению следовать устным инструкциям.
- Развивать речь детей.
- Развивать мелкую моторику
- Развивать внимание, память, мышление, воображение.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать навыки художественного творчества.
- Воспитание усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Особенности организации образовательного процесса в ходе реализации программы. Режим и структура занятий.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так и детьми с нормой в развитии. Занятия по данной программе не делятся на практические и теоретические. На одном занятии совмещается и теория, и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, чего требуют сейчас ФГОС.
Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы.
Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Занятия эффективнее проводить по подгруппам - 5 – 10 человек.
Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети с ТНР, в том числе с ОНР, с нормой в речевом развитии.
Данная программа рассчитана на один учебный год .
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Всего 36 занятий в год.
Продолжительность занятий – 25-30 минут.
Формы и режим занятий
Формы работы
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
Методы работы
- Игры, конструирование, аппликация.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Решение проблемных ситуаций.
- Выставки.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы
Ожидаемые результаты после года обучения:
В результате реализации данной программы дети:
- будут знать названия основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб) и уметь узнавать их при появлении в процессе складывания;
- будут знать название и приемы складывания основных базовых формы оригами: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей» и т.д.;
- овладеют различными приемами работы с бумагой: сгибание, проглаживание, надрезание;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Условия реализации программы
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно - развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
Наглядно-дидактические пособия.
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, тонированная цветная бумага, картон, краски, карандаши.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ детей для родителей в группе, в детском саду.
• Участие в конкурсах.
Мониторинг развития мелкой моторики детей
В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики Венгера А.Л.:
1. Дорожки.
2. Обведи по контуру.
3. Вырежи круг.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п /п | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Знакомство с искусством оригами. | 1 |
2 | Бумага. Приемы складывания бумаги. | 1 |
3 | Базовая форма «Книжечка». | 2 |
4 | Базовая форма «Треугольник». | 4 |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» | 3 |
6 | Композиция «Домашние птицы» | 1 |
7 | Базовая форма «Конверт (блин)» | 4 |
8 | Базовая форма «Конфетка» | 1 |
9 | Тема «Магазин» | 1 |
10 | Тема «Зима» | 1 |
11 | Тема «Украшения» (звезда, сердце) | 2 |
12 | Базовая форма «Дверь» | 1 |
13 | Тема «Транспорт» | 2 |
14 | Тема «Человек» | 1 |
15 | Тема «Мамин праздник» | 3 |
16 | Тема «Головные уборы» | 1 |
17 | Тема «Посуда» | 1 |
18 | Тема «Птицы» | 1 |
19 | Тема «Рыбы» | 1 |
20 | Тема «Весна» | 1 |
21 | Коллективная работа. | 1 |
22 | Коллаж на свободную тему. | 1 |
23 | Выставка детских работ. | 1 |
Всего: 36 часов.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Тема занятия | Лексическая тема |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Знакомство с искусством оригами. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами. | |
2 | Бумага. Учимся складывать и резать. Лягушонок. | ||
3 | Базовая форма «книжечка». Дом. Конура. | Строения. | |
4 | Грибы. | Грибы. | |
КТЯБРЬ | 1 | Базовая форма «треугольник». Елка. | Деревья. |
2 | Базовая форма «треугольник». Щенок. | Домашние животные. | |
3 | Базовая форма «треугольник». Котенок. | ||
4 | Базовая форма «треугольник». Кролик. | ||
НОЯБРЬ | 1 | Базовая форма «воздушный змей». Гномик. | Игрушки. |
2 | Базовая форма «воздушный змей». Лебедь. | Водоплавающие птицы. | |
3 | Композиция «Домашние птицы». (Гусь и утка). | Домашние птицы. | |
4 | Базовая форма «воздушный змей». Кленовый лист. | Деревья. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Базовая форма «конверт (блин)». Игрушка. | Игрушки. |
2 | Базовая форма «конверт (блин)». Штаны. | Одежда. | |
3 | Базовая форма «конверт (блин)». Кровать. | Мебель. | |
4 | Базовая форма «конверт (блин)». Солонка. | Посуда. | |
ЯНВАРЬ | 1 | Базовая форма «конфетка». Рябиновые листья. | Деревья. |
2 | Кошелек. | ||
3 | Снежинка. | Зима. | |
4 | Звезда. | Украшение. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Базовая форма «Дверь». Поросенок. Мышка. | Животные. |
2 | Сердце. | Украшение. | |
3 | Самолет. | Транспорт. | |
4 | Лодка. Пароход. | ||
МАРТ | 1 | Русская красавица. | Человек. |
2 | Цветы для мамы: ирис. Цветок с 4 лепестками. | Цветы. | |
3 | Цветок «Сказка». | ||
4 | Тюльпаны. | ||
АПРЕЛЬ | 1 | Головные уборы: колпак, пилотка. | Головные уборы. |
2 | Посуда: стаканчик, тарелка. | Посуда. | |
3 | Птицы: сова, скворец, воробей. | Птицы. | |
4 | Рыбка в аквариуме. | Рыбы. | |
МАЙ | 1 | Майский цветок. | Весна. |
2 | Коллективная работа: колоски. | ||
3 | Коллаж на свободную тему. | ||
4 | Выставка детских работ. |
Содержание программы дополнительного образования детей | |||
№ п/п | Наименование тем | Содержание занятия | |
1 | Знакомство с искусством оригами. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами. | 1.Беседа об истории оригами. 2.Познакомить с условными знаками и приемами складывания («гора», «долина», линия перегиба , линия надреза и т.д.) | |
2 | Бумага. Учимся складывать и резать. Лягушонок. | 1.Беседа «Бумага и ее история». Показать разновидности бумаги (писчая, газетная, обойная, калька, картон). 2.Упражнения по отработке основных элементов складывания: сложить квадрат по диагонали, сложить пополам, найти центр квадрата (складывая его по диагонали, складывая пополам). 3.Загадывание загадки про лягушонка. Изготовление фигурки. Приклеить глаза. Вырезать «болото». Поговорить о видах лягушек, чем питаются, где обитают. | |
3 | Базовая форма «книжечка». Дом. Конура. | 1.Познакомить с базовой фигурой «книжечка». Рассказать, что в основе любой поделки лежит базовая форма. 2. Чтение стихотворения А.Барто «Домик». Изготовление поделки. Дорисовать окна, двери. | |
4 | Базовая форма «книжечка». Грибы. | 1.Поговорить о грибах, вспомнить названия съедобных и несъедобных грибов. Вспомнить загадки о грибах. 2.чтение стихов И.Анденко «Грибной поселок», Г.Новицкая «Боровик»; 3.рассматривание иллюстраций грибов; 2.Изготовление поделки. Дополнить поделку, вырезав травку. И приклеить гриб на траву. Придумать название композиции. 3.П/и «Съедобный грибок-положи в кузовок». | |
5 | Базовая форма «треугольник». Елка. | 1.Познакомить с новой базовой формой «треугольник». 2.Загадывание загадки о елке. Чтение стихотворения А.Барто «Елка». 3. Изготовление поделки. Все елочки объединить в одну композицию для получения леса-ельник. Беседа «Правила поведения в лесу». | |
6 | Базовая форма «треугольник». Щенок. | 1.Беседа «Мой любимый домашний питомец». 2.Прослушивание песни Е.Птичкин «Не дразните собак» 3. Чтение стихотворения Г.Новицкая «Дворняжка». 4. Изготовление поделки. 5. Д/и «Дай кличку щенку», «Назови ласково». | |
7 | Базовая форма «треугольник». Котенок. | 1.Чтение стихотворения «Бездомная кошка», С.Маршак «Усатый-полосатый», Н.Носов «Живая шляпа». 2. Изготовление поделки, дорисовать глаза, нос, усы. | |
8 | Базовая форма «треугольник». Кролик. | 1. Чтение стихотворения С. Русева «Кролик». 2. Изготовление поделки. 3. Беседа «Зачем люди разводят кроликов». | |
9 | Базовая форма «воздушный змей». Гномик. | 1.Чтение или аудио прослушивание сказки «Белоснежка и семь гномов». 2. Изготовление поделки. 3. Дать гномам имена, в зависимости от нарисованного личика - «Ворчун», «Весельчак» т.д. 4. Инсценировка сказки. | |
10 | Базовая форма «воздушный змей». Лебедь. | 1.Рассмотреть картинки водоплавающих птиц. Вспомнить их названия. 2.Изготовление поделки, вырезать море. | |
11 | Композиция «Домашние птицы». (Гусь и утка). | 1.Рассмотреть картинки «Домашние птицы». Вспомнить их названия. Почему птиц называют домашними? 2.Загадывание загадок о домашних птицах. 3.Изготовление поделок. 4.Прослушивание песни «Жили у бабуси». | |
12 | Базовая форма «воздушный змей». Кленовый лист. | 1.Рассмотреть настоящий кленовый лист. На что он похож? 2.Изготовление кленовых листьев и приклеивание их к веточке без листьев. | |
13 | Базовая форма «конверт (блин)». Игрушка «Ловец микробов». | 1.Беседа «Мои любимые игрушки». 2.Чтение А.Барто «Игрушки». 3.Познакомить с новой базовой формой «конверт», изготовление игрушки. Раскрасить её. | |
14 | Базовая форма «конверт (блин)». Штаны. | 1.Д/и «Четвертый лишний» (по теме «Одежда»). 2.Изготовление «штанов». 3.Закончить композицию, вырезать рубашку и голову. Склеить человечка. | |
15 | Базовая форма «конверт (блин)». Кровать. | 1.Рассмотреть внимательно группу и назвать предметы мебели. 2. Спросить детей, где раньше спали древние люди и зачем придумали кровать. 3.Пальчиковая гимнастика Вот стул - на нем сидят, Вот стол - за ним едят, А вот диван - на нем лежат. Вот вешалка в углу стоит На ней пальто и плащ весит. На полках шапки и шарфы, Пришедшей в гости детворы. 4.Изготовление поделки. | |
16 | Базовая форма «конверт (блин)». Солонка. | 1.Повторить с детьми, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой. 2.Чтение К.Чуковский «Федорино горе». Назвать посуду, о которой говорится в сказке. 3.Изготовление солонки. Украшение элементами аппликации. | |
17 | Базовая форма «конфетка». Рябиновые листья. | 1.Чтение И.Токмакова «Рябина». 2.Изготовление листьев. На цветном картоне нарисовать веточку и приклеить листья. Ягоды вырезают и тоже приклеивают. | |
18 | Кошелек. | Сказать ребятам, что после занятия будем играть в игру «Магазин». Перечислить, что мы берем в магазин? Предложить сделать кошелек для игры. Украсить его. | |
19 | Снежинка. | 1.Предварительная работа: на прогулке рассмотреть снежинки. Все они разные и не похожи друг на друга. 2. Чтение Снежинки» М. Клоковой. 3. Изготовление снежинок, украшение ими группы. | |
20 | Звезда. | 1.Поговорить с детьми, какие звезды они знают (на небе, на Кремле , на елке и т.д.). 2.Изготовление звезд. Сделать коллективную композицию «Звёздное небо». | |
21 | Базовая форма «Дверь». Поросенок. Мышка. | 1.Познакомить с базовой формой «Дверь». 2.Чтение стихов «Поросенок» Н.Френкель и А. Шлыгина и «Мышь» А.Лаврина. 3.Назвать сказки, где героями были эти животные. 4. Создание фигурок, дорисовать глаза. 5.Придумать сказку с этими героями. | |
22 | Сердце. | 1.Рассказать о празднике «День святого Валентина», о традициях дарить валентинки в форме сердца. 2.Изготовление сердца, которое дети подарят тому, кого любят. | |
23 | Самолет. | 1.Вспомнить классификацию транспорта: наземный, водный, воздушный. 2.Физ. минутка. Пролетает самолет, С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. 3.Сложить самолет. Провести конкурс «Чей самолет полетит дальше». | |
24 | Лодка. Пароход. | 1.Загадывание загадок по теме «Транспорт». 2.Изготовление поделок. 3.Оформить в композицию, для подарка к 23 февраля. | |
25 | Русская красавица. | 1. Рассматривание национальных костюмов разных народов. Отметить, что русский костюм - это сарафан и кокошник. 2. Изготовление красавицы в сарафане и головном уборе. Раскрасить. | |
26 | Цветы для мамы: ирис. Цветок с 4 лепестками. | 1.Напомнить о празднике 8 марта. Изготовить подарок маме и бабушке. 2. Чтение стихотворения. Мой подарок Почему 8 Марта В магазинах толчея? Покупают все подарки, Что же буду делать я? Я не всё ещё умею, Мне ещё так мало лет. Но я вовсе не жалею, Что в кармане нет монет! Раз ни бабушке, ни маме Мне подарка не купить, Что-нибудь могу руками Сделать, вырезать, слепить! Пусть конфетами, цветами Поздравляют милых дам - Я же бабушке и маме Всю любовь свою отдам. | |
27 | Цветок «Сказка». | 1.Вспомнить с детьми названия разных цветов. 2.Подвижная игра «Садовник». 3.Изготовление цветка. | |
28 | Тюльпаны. | 1.Расмотреть картинки цветов, вспомнить их названия. 2.Чтение стихотворения Т.Лаврова «Тюльпаны». 3.Изготовление цветов. 4. Прослушивание песни Ю.Антонова «Не рвите цветы». | |
29 | Головные уборы: колпак, пилотка. | 1.Беседа «Головные уборы. Их назначение». 2.Изготовление колпака и пилотки из газетной бумаги. 3.Придумывание загадок о головных уборах. | |
30 | Посуда: стаканчик, тарелка. | 1.Д/и «Где живут продукты», «Скажи наоборот» по теме «Посуда». 2.Изготовление стаканчика и тарелки, украсить их элементами аппликации. 3.С/р игра «На пикнике». | |
31 | Птицы: сова, скворец, воробей. | 1.Беседа «перелетные и зимующие птицы». 2.Рассмотреть картинки птиц, вспомнить их названия. 3. Загадывание загадок. 4.Изготовление птиц. | |
32 | Рыбка в аквариуме. | 1.Рассмотреть картинки «Рыбы», вспомнить их названия. 2.Загадывание загадок. 3.Сделать фигурку рыбки, вырезать аквариум, водоросли, камешки. Приклеить рыбку к аквариуму. | |
33 | Майский цветок. | 1.Рассмотреть картинки цветов, цветущих в мае: тюльпан, нарцисс, анютины глазки, ландыш. 2.Прослушивание песни «Ландыши» слова О. Фадеева, музыка О. Фельцмана.3.Создание поделки. | |
34 | Коллективная работа: колоски. | 1.Беседа «От колоска к хлебу». 2.Чтение стихотворения Я.Аким. Пшеница Положит в землю Человек зерно, 3.Изготовление колосков. | |
35 | Коллаж на свободную тему. | Дети на свой выбор делают любую фигуру, которую делали в течение года. Оформляется коллаж. Можно сделать красавицу и семь гномов и обыграть сказку «Белоснежка и семь гномов». Можно сделать поросят и домики и обыграть сказку «Три поросенка». | |
36 | Выставка детских работ. | Оформить выставку лучших работ детей для родителей. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Учебные и методические пособия:
Из списка литературы.
Художественная литература.
- Стихотворение И.Токмаковой «Рябина».
- Стихотворение М.Клоковой «Снежинки».
- Стихотворения А. Барто «Игрушки».
- Стихотворение И. Анденко «Грибной поселок».
- Стихотворения Г.Новицкой «Боровик», «Дворняжка».
- Сказка «Три поросенка».
- Сказка «Белоснежка и семь гномов».
- Стихотворение С.Маршак «Усатый-полосатый».
- Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
- Чуковский «Федорино горе».
Наглядные пособия:
- Образцы схем и примеров базовых форм оригами.
- Образцы поделок.
- Картинки по лексическим темам «Транспорт», «Грибы», «Костюмы разных народов», «Цветы», «Головные уборы», «Рыбы», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Птицы».
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
Аудиозаписи Е.Птичкин «Не дразните собак». Ю.Антонов «Не рвите цветы» Песня «Жили у бабуси» Песня«Ландыши»(сл.О.Фадеева,муз.О.Фельцмана). Аудио сказка «Белоснежка и семь гномов» |
Рекомендации по реализации дополнительной образовательной программы
- Вначале обучения заготовку (лист бумаги квадратной формы) рекомендуется готовить воспитателю.
- В процессе отработки способов складывания бумаги дети самостоятельно из листа прямоугольной формы получают квадратную форму.
- Бумагу для поделок лучше использовать цветную, т.к. результат будет ярким и это доставит ребенку эмоциональное удовольствие.
- Бумага должна быть не слишком тонкой, чтобы не рваться при складывании.
- Показ изготовления поделки лучше производить на столе, собрав детей в кружок.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия, чтобы лишними движениями не запутать детей.
- Обучение складыванию поделки должно быть поэтапным: показ одного приема складывания - выполнение детьми, показ второго приема- выполнение детьми и т.д.
- Сразу необходимо детей приучать тщательно проглаживать линии сгибов изделия, от этого зависит результат.
- Совмещать элементы геометрических фигур (вершины, стороны) необходимо очень точно.
- После совместного изготовления игрушки, дети самостоятельно еще раз складывают изделие, тем самым закрепляя все этапы создания поделки.
- После изготовления игрушек дети дорабатывают их, что - то дорисовывают, что - то подклеивают.
- Обязательно нужно дать детям возможность насладиться результатами своего труда. Позволить им поиграть в сделанные своими руками игрушки.
Работа с родителями
№ п /п | Месяц | Название мероприятия | Форма проведения |
1. | Сентябрь | Развитие мелкой моторики ребенка. | Родительское собрание. |
2. | Октябрь | «Бумаге - вторая жизнь!» | Акция по сбору макулатуры. |
3. | Декабрь | Конкурс «Чудо - елочка!» | Выставка совместных работ детей и родителей. |
4. | Апрель | Конкурс «Светлая Пасха!» | Выставка совместных работ детей и родителей. |
5. | Май | «Прикоснись к природе сердцем!» | Экологическая выставка. |
Приложение
Мониторинг развития мелкой моторики детей
В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики Венгера А.Л.:
- Дорожки.
Описание: возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
- Обведи по контору.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии
- Вырежи круг.
Оценка:
3 балла – вырезал точно по контуру
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
Ожидаемый результат: в конце обучения должен вырасти процент детей, выполнивших каждое задание на больший балл, по сравнению с началом года.
Список использованной литературы:
1. Гарматин А. Оригами для начинающих. -Ростов н/Д: Владис, 2009.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
3. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007
4. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
5. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
6. Е.Черенкова. Оригами для малышей:200 простейших моделей. - М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2011.
7. Щеглова А.В. «Оригами. Самые красивые модели». - Ростов н/Д: Владис, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению эстрадному пению «Вокальная студия «Весёлые звоночки» для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации 2 года....
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные приключения»
1.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса 1.3 Промежуточные результаты освоения программы2. Содержательный раздел2.1 Характеристика возрастных особ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно при...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...