Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
планирование кружка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tit_list_starshaya.docx | 20.95 КБ |
plan_starshaya.docx | 41.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образованное учреждение
«Детский сад №217» Ленинского района города Саратова
Утверждаю заведующий
МДОУ «Детский сад №217»
__________Г.Г. Павлинова
Программа дополнительного образования
художественно — эстетической направленности
«Мастерская чудес»
Для детей старшей группы №2 (5-6 лет)
«Рябинка»
2014—2015 учебный год
Воспитатель:
Полищук Юлия Александровна
Саратов
Пояснительная записка
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с природным и искусственным материалами, техникой "оригами" для самостоятельного и творческого создания композиций.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
- Развивать умения создавать композиции
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
- Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами»;
- о свойствах материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы);
- правила композиционного построения изображений;
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Содержание программы
Аппликация из природных и искусственных материалов
На занятии дети работают с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.
Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.
В процессе работы дети должны овладеть:
- знаниями об особенностях, используемых материалов;
- различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных материалов;
- умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
- навыками безопасной работы с ножницами;
- умениями композиционного построения изображения;
- навыками последовательного выполнения поделки.
Оригами
Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. На занятии дети учатся складыванию и вырезанию бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.
Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.
В процессе работы дети должны:
- закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
- овладеть техникой оригами;
- приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
- развивать умение выполнять работу по схеме.
Список литературы.
- Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г
- Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Под ред. С.Д. Ермолаева. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000г
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
- Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. М.: «АРКТИ», 2008г
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: «КАРАПУЗ», 2008г
- Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007г
Предварительный просмотр:
Тематический план:
№ | Тема, форма занятия | Цели, задачи | Оборудование | Предварительная работа |
Октябрь | ||||
1 | «Грибочки в лукошке» (коллективная работа) оригами | Познакомить с операцией складывания базовой формы « треугольник», учить определять число и размер деталей в изделии, расширить знания об окружающем мире, формировать навыки правильного поведения в природе. | Цветная бумага, ножницы, красный прямоугольник размером 15 - 7,5 см и зелёный квадрат размером 10 – 10 см, клей. |
|
2 | «Жар птица» (аппликация из сухих листьев) | Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних сухих листьев. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости. Формировать практические навыки работы с природными материалами (засушенными листьями). Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. | Засушенные листья разной формы, цвета, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки. |
|
Ноябрь | ||||
3 | «Заяц» оригами | Продолжать учить детей работать по схеме, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять прием работы). | 2 квадрата 20*20 белого цвета, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка зайца для наглядности, Клей карандаш |
|
4 | «Фото-рамка для мамы» (макароны) | Создать у детей положительный настрой на занятие. Вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми умениями работы с макаронными изделиями; создать у детей атмосферу радости общения и успешности; воспитывать аккуратность, внимательность, эстетический вкус, трудолюбие, чувство любви, заботу к ближним людям; сформировать знания о технологии изготовления фото-рамки. | Макароны, клей, фото-рамки (картонные заготовки), краски, кисточка, салфетки. |
|
Декабрь | ||||
5 | «Снежинка» оригами | Продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. Создавать у детей хорошее настроение. | Пооперационная карта, «Снежинка» для демонстративного показа, по 6 листов бумаги квадратной формы (5х5) для каждого ребёнка, кружочки по одному белые диаметром 2 см и голубые диаметром 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажная салфетка. |
|
6 | Символ года «Овечка» (макароны) | Учить детей делать аппликацию из нетрадиционного материала: макарон и крупы, передавая характерные особенности внешнего вида овечки. Показать детям возможность создания образов животных на основе овалов разной величины. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Трафареты овалов разной величины для создания контура овечки; макароны «рожки», для передачи внешнего вида кудрявой шѐрстки; крупы – манная, гречневая, рисовая; картон, цветная бумага, ножницы, клей, белая и чѐрная гуашь, кисточка. | •Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением овцы, барана. •Заучивание стихов, загадок, пословиц, скороговорок об овце или баране •Чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц и скороговорок об овце, её семействе, о её пользе •Рисование овечек, баранов, ягнят •Лепка «Овечкина семья» •Аппликация из ниток, ваты, шерсти, ткани и бумаги «Барашек» |
Январь | ||||
| «Рождественская свеча» (рваная аппликация) | Изучить технику выполнения аппликации из резаной или рваной бумаги; учить учитывать форму при наклеивании деталей; повторить правила работы с шаблоном и технику безопасности при работе с ножницами; развивать моторику пальцев; воспитывать трудолюбие и аккуратность. | цветная бумага, картон, ножницы, клей карандаш. |
|
8 | «Снегири на ветке рябины» (коллективная работа) оригами | Уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела. Учить детей изображать снегиря, наклеивая частично одну деталь на другую; закреплять пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа); совершенствовать умение работать по схеме. | Плакат с изображением рябины, бумага красная, покрашенная с одной стороны в черный цвет (квадраты по количеству детей 15*15 см) ; клей; бум. Салфетки. |
|
Февраль | ||||
9 | «Бравый солдатик» | Учить составлять план работы при изготовлении поделки; формировать самостоятельное умение моделирования из бумаги и картона; | Бумага принтерная зеленого цвета, ножницы, фломастеры, клей, черная бумага (4x2, квадратик белой бумаги со стороной 5 см) |
|
10 | «Букет для мамы» оригами | Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цвета. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. | Квадраты из цветной бумаги большого размера разных цветов, маленькие квадраты зеленого цвета, маленькие квадраты желтого цвета, шаблоны разных по форме и виду цветов для будущих букетов, цветная бумага, клей, салфетки, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке, музыкальный центр, диск с А. Вивальди «Времена года. Весна» |
|
Март | ||||
11 | «Матрешка» Работа с бросовым материалом (бутылка) | Знакомство с новым материалом-пластмассой, ее свойствами; учить применять в своей работе бросовый материал; учить украшать силуэт матрешки разнообразными узорами; развивать творчество, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе. | Пластиковые бутылки, ткань, вата, нитки, ножницы, изоляционная лента. |
|
12 | «Телевизор» Аппликация с элементами рисования | Закреплять умение вырезать части квадратной и прямоугольной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги; развивать умения использовать нетрадиционную технику «обрывания» при доделывании незначительных деталей; воспитывать аккуратность при работе с клеем, ножницами; вызвать желание помочь герою. | Ножницы, кисточка, салфетка, клеенка, синий картон размером альбомный лист, образец, фломастеры и цветные карандаши. |
|
Апрель | ||||
13 | «Пасхальное яйцо в корзинке» | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры, к историческим традициям предков; развитие эстетического и художественного вкуса. | Пустая яичная скорлупа, гуашь, кисточки, выкройки корзинок «зайчиков» из бумаги, клей. |
|
14 | Открытка к 9 мая оригами | Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине. | 1 лист картона синего цвета; бумага: красного, жёлтого, оранжевого, белого, зелёного цвета; клей-карандаш; ножницы; фигурный дырокол со звёздами. |
|
Май | ||||
15 | «Веточка сирени» (аппликация из крепированной бумаги) | Учить составлять выразительный образ ветки сирени, видеть красоту и разнообразие цветов, подбирать сочетания цвета и его оттенка, продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные цветы. | Бумага для фона, сиреневая и бумага для цветов, зеленая для листьев, клей, салфетки. |
|
16 | «Бабочка» оригами | Продолжение обучения технике оригами, закрепление навыков работы с бумагой, развитие логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, упражнение в контроле при выполнении работы, воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фото и иллюстрации различных бабочек |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
подробный план + мониторинг...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей 5-7 лет...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...