Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
подробный план + мониторинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 20.34 КБ |
tematicheskiy_plan.doc | 85 КБ |
pedagogicheskiy_monitoring_razvitiya_detey.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образованное учреждение
«Детский сад №217» Ленинского района города Саратова
Утверждаю заведующий
МДОУ «Детский сад №217»
__________Г.Г. Павлинова
Программа дополнительного образования
художественно — эстетической направленности
«Мастерская чудес»
Для детей подготовительной группы №2 (6-7 лет)
«Рябинка»
2015—2016 учебный год
Воспитатель:
Полищук Юлия Александровна
Саратов
Пояснительная записка
Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.
Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.
Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда, развитие речи через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к художественному труду.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
- Развивать умения создавать композиции
- Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
- Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.
Воспитательные:
- Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
- Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
- Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.
- Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
- технику и основные приемы оригами, объемной аппликации;
- определения: «аппликация», «коллаж», «оригами»;
- о свойствах материалов, с которыми они работают (ткань, бумага, искусственные материалы);
- правила композиционного построения изображений;
Дети умеют:
- работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
- использовать в работе приемы различных техник (оригами, объемная аппликация);
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- творчески подходить к выполнению задания;
- видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.
Содержание программы
Аппликация из природных и искусственных материалов
На занятии дети работают с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.
Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.
В процессе работы дети должны овладеть:
- знаниями об особенностях, используемых материалов;
- различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных материалов;
- умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
- навыками безопасной работы с ножницами;
- умениями композиционного построения изображения;
- навыками последовательного выполнения поделки.
Оригами
Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. На занятии дети учатся складыванию и вырезанию бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.
Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.
В процессе работы дети должны:
- закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
- овладеть техникой оригами;
- приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
- развивать умение выполнять работу по схеме.
Список литературы.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
- Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014г.
- Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. Спб.: Валери СПД, 2006г.
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010
Предварительный просмотр:
Тематический план:
№ | Тема, форма занятия | Цели, задачи | Оборудование | Предварительная работа |
Октябрь | ||||
1 | «Осеннее дерево» (коллективная работа) оригами | Расширять знания детей о приметах осени; познакомить с операцией складывания базовой формы «воздушный змей», учить определять число и размер деталей в изделии, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки. | Цветная бумага красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета; готовая заготовка ствола дерева из цветной бумаги коричневого цвета, клей-карандаш. |
|
2 | «Лисичка» оригами | Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов. Активизировать воображение детей. | Квадраты оранжевого цвета из бумаги размером 20*20 см на каждого ребенка, обрезки бумаги зеленого, красного цветов для изготовления необходимых дополнительных деталей, клей, фломастеры, ножницы и другие материалы. |
|
Ноябрь | ||||
3 | «Птицы улетают на юг» (коллективная работа) | Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания. | Картон, белая бумага, клей, ножницы, карандаш, гуашь, кисть. |
|
4 | Открытка для мамы «Коляска» | Продолжать закреплять полученные навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Создать благоприятные условия для развития навыков художественного ручного труда, формировать умение и желание доводить дело до конца. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать желание сделать приятное мамочке, создать атмосферу радости, ожидания праздника. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус. | Бумага для рисования, простые и цветные карандаши, фломастеры, гофрированная бумага разных цветов, трафареты лепестков, ножницы, клеевые карандаши, цветные тесемки. |
|
Декабрь | ||||
5 | Открытка «Новогодняя елка» | Продолжать учить детей мастерить в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание. Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. Создавать у детей хорошее настроение. | Готовая открытка «Новогодняя елка» для демонстративного показа, цветной картон, цветная бумага зеленого цвета, клей карандаш, клеёнка, ножницы, влажная салфетка. |
|
6 | «Дед Мороз» оригами | Продолжать учить детей работать по схеме, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять прием работы). | Цветная бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка Деда Мороза для наглядности, Клей карандаш. |
|
Январь | ||||
7 | Символ года «Обезьянка» | Учить детей делать аппликацию из нетрадиционного материала: нитки, вата, шерсть, ткань, передавая характерные особенности внешнего вида обезьянки. Показать детям возможность создания образов животных на основе овалов разной величины. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Трафареты овалов разной величины для создания контура обезьянки; ткань разных фактур и цветов; картон, цветная бумага, ножницы, клей, белая и чѐрная гуашь, кисточка. | •Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением обезьянок. •Заучивание стихов, загадок, скороговорок об обезьянке. •Рисование обезьянок. •Лепка «Семья мартышек» |
8 | «Кормушка для птиц» | Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; научить делать кормушку на основе изготовления коробок. | картонные заготовки коробок по количеству детей; степлер, ножницы, цветная бумага, клей. |
|
Февраль | ||||
9 | «Морячки» | Учить составлять план работы при изготовлении поделки; формировать самостоятельное умение моделирования из бумаги и картона; | Бумага принтерная синего и белого цвета, ножницы, фломастеры, клей, черная бумага. |
|
10 | «Букет для мамы» | Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цвета. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. | Квадраты из цветной бумаги большого размера разных цветов, маленькие квадраты зеленого цвета, маленькие квадраты желтого цвета, шаблоны разных по форме и виду цветов для будущих букетов, цветная бумага, клей, салфетки, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке, музыкальный центр, диск с А. Вивальди «Времена года. Весна» |
|
Март | ||||
11 | «Подснежники» (коллективная работа) оригами | Повторить с детьми приметы весны; дать знания о «подснежнике» - как первоцвете; с помощью стихов, музыки учить видеть поэтический образ природы; научить детей делать цветок подснежник в технике «оригами»; учить следовать устным инструкциям; закреплять умение читать схемы изделий. | клей, салфетки для клея, квадраты со стороной 6 см для подснежников: голубой, розовый, белый цвет. |
|
12 | «Кораблик» оригами | Продолжить знакомство с искусством оригами; формировать навыки сгибания, складывания бумаги; учить следовать устной инструкции; работать по схеме; развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание, пространственные представления, творческие способности; воспитывать эстетический вкус. | Листы цветной бумаги, картинки: лягушонка, цыплёнка, муравьишки, жучка, мышонка, кораблик (оригами), схема изготовления кораблика. |
|
Апрель | ||||
13 | «Воздушный змей» (коллективная работа) оригами | Закрепить навыки складывания базовой формы «воздушный змей». Развивать творческие способности при оформлении поделки. | Квадратные листы бумаги со стороной 25-30 см, длинные шнуры или толстые нитки, цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы. |
|
14 | Открытка к 9 мая | Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине. | Сложенный пополам лист плотной бумаги, прямоугольники красной и зелёной цветной бумаги, ножницы, клей, кисти (для клея), подставки под кисть, клеёнки для клея, салфетки. |
|
Май | ||||
15 | «Березка весной» (коллективная работа) | Учить составлять выразительный образ ветки березы; учить делать гофротрубочки из салфетки; продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные «серёжки». | Бумага для фона, зеленая бумага для листьев, клей, салфетки, гуашь, кисть, вода. |
|
16 | «Весёлый лягушонок» | Продолжение обучения технике оригами, закрепление навыков работы с бумагой, развитие логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, упражнение в контроле при выполнении работы, воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе. | Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фото и иллюстрации лягушат. |
|
Предварительный просмотр:
Мониторинг дополнительного образования
художественно — эстетической направленности
«Мастерская чудес»
Для детей подготовительной группы №2 (6-7 лет)
«Рябинка»
2015—2016 учебный год
Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку, поделку, самому придумать ее, выбрав материал нужного цвета, формы, структуры и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из образцов.
Педагог раскладывает перед ребенком на столе различные поделки и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.
Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих критериев деятельности:
- умение выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место;
- умение использовать в работе приемы различных техник (оригами, объемная аппликация);
- умение работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
- умение использовать схемы при изготовлении поделок;
- умение правильно и аккуратно пользоваться ножницами;
- умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- умение творчески подходить к выполнению задания.
Периодичность: 2 раза в год - осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель-май).
Система оценки пятиуровневая:
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
≥ 3,8 балла – нормативный вариант развития;
2,3 – 3,7 баллов – показатели проблем в развитии ребенка социального или органического генезиса;
≤ 2,2 балла – несоответствие развития возрасту ребенка.
Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень умений детей по дополнительному образованию художественно — эстетической направленности
«Мастерская чудес» и скорректировать работу педагога.
Мониторинг дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес»
Группа подготовительная №2 «Рябинка»
педагог: Полищук Ю.А.
учебный год 2015 – 2016 г.г.
№ | Ф.И. ребенка | Умение выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место | Умение использовать в работе приемы различных техник (оригами, объемная аппликация). | Умение работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции. | Умение использовать схемы при изготовлении поделок. | Умение правильно и аккуратно пользоваться ножницами. | Умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца. | Умение творчески подходить к выполнению задания. | Итого | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||
Общий балл | |||||||||||||||||
Итого % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы
Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование....
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей старшей группы
планирование кружка...
Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...
Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей 5-7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...