Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Полищук Юлия Александровна

подробный план  + мониторинг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образованное учреждение

«Детский сад №217» Ленинского района города Саратова

Утверждаю заведующий

МДОУ «Детский сад №217»

__________Г.Г. Павлинова

Программа дополнительного образования

художественно — эстетической направленности

«Мастерская чудес»

Для детей подготовительной группы №2 (6-7 лет)

«Рябинка»

2015—2016 учебный год

Воспитатель:

Полищук Юлия Александровна

Саратов

Пояснительная записка

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре и традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

 Цель: развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста посредством художественного труда, развитие речи через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к художественному труду.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: природные материалы (листья, шишки, ветки, солома, камушки, ракушки и др.) и искусственные материалы (бумага, картон, ткани, проволока, пластилин и др.) и инструментами.
  • Развивать умения создавать композиции
  • Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов).
  • Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях.
  • Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами

Развивающие:

  • Развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, внимание, память.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

  • Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.
  • Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.
  • Воспитывать  аккуратность при работе с различными материалами.
  • Вызывать  интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети  знают: 

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами;
  • технику и основные приемы оригами,  объемной аппликации;
  • определения: «аппликация», «коллаж», «оригами»;
  • о свойствах материалов, с которыми они работают (ткань, бумага, искусственные материалы);
  • правила композиционного построения изображений;

Дети  умеют: 

  • работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;
  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами;
  • использовать в работе приемы различных техник (оригами,  объемная аппликация);
  • использовать  схемы при изготовлении поделок;
  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);
  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • творчески подходить к выполнению задания;
  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Содержание программы

Аппликация из природных и искусственных материалов

На занятии дети работают с разнообразными видами природного и искусственного материала: засушенные листья и растения, ветки, камешки, картон, бумага, коробки, пуговицы, бусины и т.д.

 Аппликации из природного и искусственного материалов развивают воображение у детей, учат внимательно вглядываться в окружающий мир. В умелых руках обычный материал превращается в чудесные поделки.

В процессе работы дети должны овладеть:

  • знаниями об особенностях, используемых материалов;
  • различной техникой и приемами аппликации из традиционных и нетрадиционных  материалов;
  •  умениями подбирать нужный материал (форма, величина, цвет, структура);
  •  навыками безопасной работы с ножницами;
  •  умениями композиционного построения изображения;
  • навыками последовательного выполнения поделки.

Оригами

Оригами – это традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги. На занятии дети учатся  складыванию и вырезанию бумаги в разных направлениях. Исходная форма листа бумаги – квадрат, иногда прямоугольник. Базовые понятия в оригами: сгибание, складывание, кириками – оригами. Понятие «сгибание» подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема «складывание» является трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, повышающего прочность изделия, устойчивость. «Кириками» - прорезная бумага. «Кири» - резать, «ками» - бумага. Кириками – оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.

Техника оригами влияет на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности и самостоятельности детей. В познавательном плане: расширяется кругозор, появляется интерес к культуре стран Востока.

В процессе работы дети должны:

  • закреплять знания о геометрических фигурах и пространственных характеристиках;
  • овладеть техникой оригами;
  • приемами складывания, сгибания, кириками-оригами;
  • развивать сенсорно – аналитическую деятельность;
  • развивать умение выполнять работу по схеме.

Список литературы.

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Спб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003г
  2. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. М.:  Издательский дом «Цветной мир», 2014г.
  3. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. Спб.: Валери СПД, 2006г.
  4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010



Предварительный просмотр:

Тематический план:

Тема, форма занятия

Цели, задачи

Оборудование

Предварительная работа

Октябрь

1

«Осеннее дерево»

(коллективная работа)

оригами

Расширять знания детей о приметах осени;  познакомить с операцией складывания базовой формы «воздушный змей», учить определять число и размер  деталей в изделии, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.

Цветная бумага красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета; готовая заготовка ствола дерева из цветной бумаги коричневого цвета, клей-карандаш.

  • Наблюдение на прогулке за осенними деревьями; обратить внимание на яркость листьев, листопад при порывах ветра, неяркое осеннее солнце.
  • Чтение стихотворений о осени;
  • Рассматривание иллюстраций картин известных художников.

2

«Лисичка» 

оригами

Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов. Активизировать воображение детей.

Квадраты оранжевого цвета из бумаги размером 20*20 см на каждого ребенка, обрезки бумаги зеленого, красного цветов для изготовления необходимых дополнительных деталей, клей, фломастеры, ножницы и другие материалы.

  • рассматривание иллюстраций с изображением осени в лесу;
  • беседа о внешнем виде и образе лисички;
  • чтение русских народных сказок о лисе.

Ноябрь

3

«Птицы улетают на юг» 

(коллективная работа)

Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного развития детей. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

Картон, белая бумага, клей, ножницы, карандаш,  гуашь, кисть.

  • чтение сказки М.Гаршина «Лягушка-путешественница».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Беседа о перелетных птицах.

4

Открытка для мамы «Коляска» 

Продолжать закреплять полученные навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Создать благоприятные условия для развития навыков художественного ручного труда, формировать умение и желание доводить дело до конца.

Развивать мелкую моторику рук.

Вызвать желание сделать приятное мамочке, создать атмосферу радости, ожидания праздника. Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус.

Бумага для рисования, простые и цветные карандаши, фломастеры, гофрированная бумага разных цветов,  трафареты лепестков, ножницы, клеевые карандаши, цветные тесемки.

  • рассматривание детских колясок с разными узорами;
  • рассматривание альбома «Моя семья»;
  • чтение стихов о маме;
  •   игра в настольную развивающую игру «Кто чей малыш»;
  • беседа с детьми как зовут твою маму, чем она занимается.  

Декабрь

5

Открытка «Новогодняя елка»  

Продолжать учить детей мастерить  в технике оригами, используя пооперационную карту. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, воображение, внимание.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. Создавать у детей хорошее настроение.

Готовая открытка «Новогодняя елка» для демонстративного показа,  цветной картон, цветная бумага зеленого цвета, клей карандаш, клеёнка, ножницы,  влажная салфетка.

  • Наблюдение  на прогулке за елочкой;
  • Рассматривание  новогодних иллюстраций с елочкой;
  • Чтение стихотворений про Новый год.

6

«Дед Мороз»

оригами

Продолжать учить детей работать по схеме, предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять прием работы).

Цветная бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка Деда Мороза для наглядности, Клей карандаш.

  • Беседа на тему «Какой он – Дед Мороз»;загадывание новогодних загадок; рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза.

Январь

 7

Символ года «Обезьянка» 

Учить детей делать аппликацию из нетрадиционного материала: нитки, вата, шерсть, ткань, передавая характерные особенности внешнего вида обезьянки. Показать детям возможность создания образов животных на основе овалов разной величины. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Трафареты овалов разной величины для создания контура обезьянки;

ткань разных фактур и цветов;

картон, цветная бумага, ножницы, клей, белая и чѐрная гуашь, кисточка.

•Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением обезьянок.

•Заучивание стихов, загадок,  скороговорок об обезьянке.

•Рисование обезьянок.

•Лепка «Семья мартышек»

8

«Кормушка для птиц» 

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; научить делать кормушку на основе изготовления коробок.

картонные заготовки коробок по количеству детей; степлер,  ножницы, цветная бумага, клей.

  • рассматривание картин с изображением зимующих птиц,
  • наблюдение в природе на прогулке,
  •  изготовление шаблонов птиц,
  • чтение стихов о птицах.

Февраль

9

«Морячки»

Учить составлять план работы при изготовлении поделки;  формировать самостоятельное умение моделирования из бумаги и картона;
развивать фантазию, образное мышление, воображение;  воспитание чувства благодарности, признания и любви к близким людям.

Бумага принтерная синего и белого  цвета, ножницы,  фломастеры,  клей,  черная бумага.

  • беседы о Родине и ее защитниках;

  • внести в книжный уголок альбомы с иллюстрациями воинов и техники Российской Армии;

  • чтение книг о Российской Армии, заучивание четверостиший, пословиц и поговорок с отдельными детьми.

10

«Букет для мамы»

 Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цвета. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.

Квадраты из цветной бумаги большого размера разных цветов, маленькие квадраты зеленого цвета, маленькие квадраты желтого цвета, шаблоны разных по форме и виду цветов для будущих букетов, цветная бумага, клей,  салфетки, искусственные цветы в вазе или живые в горшочке, музыкальный центр, диск с А. Вивальди «Времена года. Весна»

  • беседы о скором мамином празднике – женском дне 8 Марта;

  • заучивание стихотворений, посвящённых празднику 8 Марта ;

  • рассматривание различных открыток с изображением цветов и букетов.

Март

11

«Подснежники»

(коллективная работа)

оригами

Повторить с детьми приметы весны;

дать знания о «подснежнике» - как первоцвете; с  помощью стихов, музыки учить видеть поэтический образ природы;

научить детей делать цветок подснежник в технике «оригами»; учить следовать устным инструкциям;  закреплять умение читать  схемы изделий.

клей, салфетки для клея, квадраты со стороной 6 см для подснежников: голубой, розовый, белый цвет.

  • Беседа о весне,
  • наблюдения за весенними явлениями,
  •  чтение детям сказок «Двенадцать месяцев» и «Подснежник» Г.Х. Андерсена,
  • изготовление листьев для подснежников в технике – оригами.

12

«Кораблик»

оригами

Продолжить знакомство с искусством оригами; формировать навыки сгибания, складывания бумаги; учить следовать устной инструкции; работать по схеме; развивать мелкую моторику, логическое мышление, внимание, пространственные представления, творческие способности; воспитывать эстетический вкус.

Листы цветной бумаги, картинки:  лягушонка, цыплёнка, муравьишки, жучка, мышонка, кораблик (оригами), схема изготовления кораблика.

  • Чтение и рассматривание иллюстраций  к сказке В. Сутеева «Кораблик»

Апрель

13

«Воздушный змей»

(коллективная работа)

оригами

Закрепить навыки  складывания базовой формы «воздушный змей».  Развивать творческие способности при оформлении поделки.

Квадратные листы бумаги со стороной 25-30 см, длинные шнуры или толстые нитки, цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы.

  • Игры с  воздушным змеем на прогулке.
  • Наблюдение за воздушным змеем в воздухе.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением воздушного змея.

14

Открытка к 9 мая

Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению и любовь к Родине.

Сложенный пополам лист плотной бумаги, прямоугольники красной и зелёной цветной бумаги, ножницы, клей, кисти (для клея), подставки под кисть, клеёнки для клея, салфетки.

  • Фотографии и репродукции  военных лет;  фронтовые открытки;  фото памятников родного города;
  • аудиозаписи песен «С чего начинается Родина», «День Победы», «Священная война».

Май

15

«Березка весной» 

(коллективная работа)

Учить составлять выразительный образ ветки  березы; учить делать гофротрубочки из салфетки; продолжать учить вырезать несколько одинаковых листьев из бумаги, сложенной гармошкой; учить наклеивать объемные «серёжки».

Бумага для фона, зеленая бумага для листьев, клей, салфетки, гуашь, кисть, вода.

  • Наблюдение за березой весной.
  • Чтение стихотворений о березе.
  • Рисование березы.

16

«Весёлый лягушонок»

Продолжение обучения технике оригами, закрепление навыков работы с бумагой, развитие логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, упражнение в контроле при выполнении работы, воспитание трудолюбия и бережного отношения к природе.

Бумага, схема изготовления поделки, фломастеры для прорисовывания частей тела, готовая поделка, фото и иллюстрации лягушат.

  • рассматривание иллюстраций о лягушке;
  • чтение стихов, загадок о лягушке;
  • наблюдение на  прогулке за лягушкой.



Предварительный просмотр:

Мониторинг дополнительного образования

художественно — эстетической направленности

«Мастерская чудес»

Для детей подготовительной группы №2 (6-7 лет)

«Рябинка»

2015—2016 учебный год

Данная диагностика может быть использована в старших группах детского сада. Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку, поделку, самому придумать ее, выбрав материал нужного цвета, формы, структуры и необходимые инструменты, или сделать ее по одному из образцов.

Педагог раскладывает перед ребенком на столе различные поделки и соответствующие этим поделкам пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления в его последовательности.

Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения необходимо выявить ручную умелость и способность реализовать замысел, опираясь на реализацию следующих критериев деятельности:

  • умение выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место;
  • умение использовать в работе приемы различных техник (оригами,  объемная аппликация);
  • умение работать с природным  и искусственным материалом, создавая различные композиции;
  • умение использовать  схемы при изготовлении поделок;
  • умение правильно и аккуратно пользоваться ножницами;
  • умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
  • умение творчески подходить к выполнению задания.

Периодичность: 2 раза в год -  осень (сентябрь-октябрь), весна (апрель-май). 

Система оценки пятиуровневая:

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно;

4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает.

≥ 3,8 балла – нормативный вариант развития;

2,3 – 3,7 баллов – показатели проблем в развитии ребенка социального или органического генезиса;

≤ 2,2 балла – несоответствие развития возрасту ребенка.

Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень умений  детей  по дополнительному образованию художественно — эстетической направленности

«Мастерская чудес» и  скорректировать работу  педагога.


Мониторинг дополнительного образования художественно — эстетической направленности  «Мастерская чудес»

Группа подготовительная  №2  «Рябинка»

педагог: Полищук Ю.А.

учебный год   2015 – 2016 г.г.

Ф.И. ребенка

Умение выбирать материал и инструменты, организовать рабочее место

Умение использовать в работе приемы различных техник (оригами,  объемная аппликация).

Умение работать с природным  и искусственным материалом, создавая различные композиции.

Умение использовать  схемы при изготовлении поделок.

Умение правильно и аккуратно пользоваться ножницами.

Умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца.

Умение творчески подходить к выполнению задания.

Итого

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Общий балл

Итого %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей средней группы

Программа дополнительного образования содержит пояснительную записку и подробное  тематическое планирование....

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Мастерская чудес» Для детей 4-5 лет 2016—2017 учебный год

Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи курса:формировать образное, прост...

Учебная программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Будущие художники» для детей 5-6 лет.

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности « МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Программа дополнительног образования. Художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес"...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Художественно - эстетической направленности «Мастерская чудес» для детей 5-7 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...