ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЕРЫ» В МАДОУ д/с №70 «СОЛНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
рабочая программа

Синельник Ольга Викторовна

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Потребность в творчестве – одно из главных отличительных качеств человека, а для ребёнка творчество – это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать как полноценную личность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Программа "Солнечная мастерская" разработана в соответствии с нормативными документами:

1.                Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

2.                Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.                СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26)».

4.                Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.14.2014 № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.                Приказ №81-ОД от 31.08.2016 об утверждении «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 70 «Солнечный город».

Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в МАДОУ № 70, ориентирована на детей группы «Фантазеры» и содержит задания различных видов с различными материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sinelnik_o.v.1.doc561.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 70 «Солнечный город»

630126 г. Новосибирск, ул. Выборная, 113/2, тел.: 209-04-22,

e-mail: s_gorod@mail.ru

________________________________________________________________________

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол №

от «___»_______________201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ д/с № 70

____________Е.А. Кондратьева

приказ №___________

от «___»____________201__ г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ФАНТАЗЕРЫ» В МАДОУ д/с №70 «СОЛНЕЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Авторы: 

Синельник О.В., воспитатель МАДОУ д/с №70

Новосибирск, 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

3

  1. Пояснительная записка

3

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2 Характеристики художественно - эстетического развития детей

5

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

6

2 Содержательный раздел

8

2.1 Описание образовательной деятельности

8

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

21

3 Организационный раздел

22

3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

22

3.2 Кадровый потенциал

23

3.3 Материально – техническое обеспечение Программы

24

3.5 Методические материалы и средства обучения

24

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности. Поэтому очень важно научить ребенка ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Потребность в творчестве – одно из главных отличительных качеств человека, а для ребёнка творчество – это возможность попробовать себя в разных сферах деятельности, найти ту сферу, где его возможности и интересы раскрываются максимально, и тем самым утвердить себя в этой жизни, реализовать как полноценную личность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Программа "Солнечная мастерская" разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26)».
  4. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.14.2014 № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Приказ №81-ОД от 31.08.2016 об утверждении «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 70 «Солнечный город».

Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в МАДОУ № 70, ориентирована на детей группы «Фантазеры» и содержит задания различных видов с различными материалами. Данная Программа рассчитана на 4 года для детей 3 -7 лет. Занятия распределяются следующим образом:

· Первый год обучения: 36 занятия (один раз в неделю по 15 мин.)

· Второй год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 20-25 мин.)

· Третий год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 25-30 мин.)

· Четвертый год обучения: 72 занятия (два раза в неделю по 30 мин.)

В программу включены следующие разделы:

- «Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

- «Лесное царство» (из природного материала)

- «Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

- «Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)

- «Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

- «Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

Содержание занятий  по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей. Важно помнить, что детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.

«От простого к сложному» - девиз данной программы.

На занятиях осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: создание условий для развития инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.  

Задачи Программы:

Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.

Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности  ребенка, развитие его индивидуальности.

Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

Основой для построения Программы является системно - деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС ДО:

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательной деятельности.

  1. Характеристики художественно - эстетического развития детей.

Особенности художественно-эстетическое развитие детей 3-4 лет.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из- за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

 Особенности художественно- эстетическое развитие детей 4 -5 лет.

 На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно- музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

 Особенности художественно – эстетическое развитие детей 5 -6 лет.

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.

Особенности художественно-эстетическое развитие 6-7 лет.

 В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста реализуется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с № 70, разработана на основе методических рекомендаций Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик.  

Программа направлена на развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Основной формой работы являются занятия подгруппами два раза в неделю во второй половине дня. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Начиная работу по обучению детей рисованию, созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.

Особенностью второго, третьего и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.

Методы художественно-эстетического воспитания

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач используются различные обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется и практические методы. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание в слух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Данные методы реализуются в образовательном процессе через разные виды образовательной деятельности ребенка и взрослого, группы детей. При этом используется комплекс образовательных технологий: игровые, информационные-коммуникативные, интерактивные, здоровьесберегающие.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми по художственно- эстетическому развитию осуществляю постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

• младшая группа – работа в парах, хоровод;

• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, работа в малых группах (тройках), большой круг, дерево знаний.

 «Работа в парах». Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.

«Хоровод». На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка». Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

 «Работа в малых группах». В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трѐх человек. Применение технологии групповой работы дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

 «Большой круг». Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

 «Дерево знаний». Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

 Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снижает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - одно из приоритетных направлений работы.

Игровая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большая роль отводится применению игровых технологий.

Практически на каждом занятие используется сюрпризный момент, кто-то или что-то появляется необычным образом и просит помощи или учит детей чему -то.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Для лучшего усвоения материала используются информационно-коммуникативные технологии.

Преимущества:

● Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

● Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

● Обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения.

● В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.

● Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

 При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал, развивающие презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Использование новых информационных технологий помогает сделать образовательный процесс более эффективным, в рамках ФГОС.

Структура проведения НОД:

1. Начало – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая - либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Особенность Программы заключается в том, что содержание разделов включает многообразие видов используемого  материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор детской фантазии и творчества.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 3-5 лет

Занятия с детьми проводятся в специально отведённом кабинете или в группе. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой “П”, и составлены в ряд). Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого. Второй стол педагога, интерактивная доска (при наличии), как и школьная доска, используются для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения, презентаций, тематических видео материалов. Дети рассаживаются за столы свободно.

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-7 лет

Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

Образовательные задачи

  • Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения; создавать образ разными способами: мазками, пятнами, штрихами, линиями.
  • Приобщение детей к лепке из глины, теста, пластилина с целью создания образа разными способами: отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединения готовых частей друг с другом.
  • Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов.
  • Активизация проявлений эмоционального отношения к процессу деятельности и к использованию ее результатов в разных игровых ситуациях.
  • Освоение действий достраивания и построения выразительного образа.
  • Обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет (в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега; составлению предметных, сюжетных или декоративных композиций из разных материалов (в аппликации) как из готовых, так и самостоятельно вырезанных простых форм; правильному пользованию ножницами (правильно держать, резать и передавать другому).
  • Развитие у детей способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
  • Закрепление способов «сминания» и «разрывания» бумаги, знакомство с новым — «скручивание».
  • Формирование первой ориентировки на большом листе бумаги.
  • Закрепление представлений детей о свойствах разной бумаги (одна хорошо намокает, легко рвется, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддается деформированию и т.п.), создание простых поделок с опорой на эти представления.
  • Формирование новых способов создания красочных бумажных конструкций путем складывания квадратного листа бумаги пополам и по диагонали.
  • Формирование действий конструирования художественных композиций, как средства придания художественной выразительности составляющих ее образов/

Содержание образовательной работы 1год:

№ п/п

Раздел

Занятия

1

«Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

  1. «Золотая рыбка» (из фантиков)
  2. «Веселый ежик» (из стружек)
  3. «Снежный шар»
  4. «Гусеничка»
  5. «Воздушный шар» (из пуговиц)
  6. «Украшение для друга»
  7. «Зимний пейзаж» (соль)
  8. «Чудесное дерево»
  9. «Цветочная полянка»
  10. «Букетик»

2

«Лесное царство» (из природного материала)

  1. «Веточка рябины» (из сухих листьев)
  2. «Медвежонок» (из листьев)
  3. «Осенний букетик» (из гербария)
  4. «Воздушные шарики»(из листьев)

3

«Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

  1. «Платьице» (из газеты)
  2. «Корзинка»
  3. «Елочка» (цветная бумага)
  4. Аппликация из скрученных салфеток
  5. «Осеннее дерево» (гофриров. Бумага)
  6. «Бабочка»
  7. «Котик»
  8. «Барашек» (бумага +вата)
  9. «Цыпленок» (из салфеток)
  10. «Русская красавица»

4

«Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)

  1. «Мимоза» (из пластилина)
  2. «Танк» (из пластилина)
  3. «Подсолнух» (бумага + соленое тесто)
  4. «Долька арбуза» (соленое тесто)
  5. «Семицветик» (из пластилина)
  6. «Стрекоза» (пластилин)
  7. «Домик» (пластилин + спички и пуговки)

5

«Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

  1. «Кораблик»
  2. «Расписные яйца»
  3. «Праздничный наряд»
  4. «Лебедь»
  5. «Фоторамка»

6

«Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

Содержание образовательной работы 2 год:

№ п/п

Раздел

Занятия

1

«Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

  1. «Кактус» (из бутылочки + нитки)
  2. «Куколка» (из ложки)
  3. «Обезьянка» (из бумажной тарелки)
  4. «Веточка» (из пенопласта)
  5. «Пчелка» (из скорлупы)
  6. «Букетик» (из ватных дисков)
  7. «Цыпленок на травке»
  8. «Необычное яйцо» (соль, ленты)
  9. «Гномик» (из скорлупы)
  10.  «Новогодняя игрушка»
  11. «Мухомор» (бумага + пуговицы)

2

«Лесное царство» (из природного материала)

  1. Фоторамка (из тыквенных семечек)
  2. Аппликация из стружек от карандашей
  3. «Цветочная полянка» (из скорлупы)
  4. «Панно из соломы»
  5. «Мишка на шариках» (из листьев)
  6. Настенное украшение из шпагата и сухих листьев
  7. «Осенний букетик» (из гербария)
  8. «Лебедь» (из перьев)
  9. «Божья коровка» (из скорлупы)

3

«Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

  1. «Мой дом» (из белой бумаги)
  2. Корзиночка
  3. Сумочка
  4. «Виноград» (из фольги)
  5. «Балерина»
  6. «Кукла Маша»
  7. «Подарок для мамы»
  8. «Гусеничка»
  9. «Сердечко»
  10. Аппликация из мятых салфеток
  11. «Елочная игрушка»
  12.  «Танк»
  13.  «Морская звезда»
  14. «Панно – тарелка»
  15. «Елочка»
  16.  «Лиса и заяц»
  17.  «Зайчик»
  18. «Птичка в гнездышке»
  19. «Собачка»
  20.  «Кролики на лугу»
  21. «Рыбка» (из конфетти)
  22. «Бусы» (из газеты)
  23. «Рыбки в аквариуме» (с помощью мыльных пузырей)
  24. «Осьминожки в море» (с помощью ладошки)
  25. «Корзина с фруктами» (из рваной бумаги)

4

«Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)

  1. Панно (из соленого теста)
  2. Лепка на диске (из пластилина)
  3. «На полянке»
  4. «Яблонька» (из соленого теста)
  5. «Бабочка» (
  6. «Корова» (из пластилина)
  7. «Колобок на окошке» (из соленого теста)
  8. «Букетик» (из пластилина и тыкв. семечек)
  9. «Космос» (из соленого теста)

5

«Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

  1. Картина (манка + гуашь)
  2. Карандашница (фасоль, кукуруза)
  3. «Ромашки» (из круп)
  4. «Грибок» (из круп)
  5. «Цветочная полянка» (из макарон)
  6. «Жираф» (гуашь и пшено)
  7. «Петушок»» (из манки)
  8. «Букетик» (из пшена)
  9. «Подснежники» (из круп и пластилина)

6

«Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

  1. «Ромашки» (нитки)
  2. Игольница (из ткани и бумага)
  3. «Весна пришла» (из пряжи)
  4. «Ваза для цветов» (нитки)
  5. «Домовенок» (из ткани)
  6. «Портрет» (из пряжи)
  7. «Одуванчики» (пряжа)
  8. «Ежик» (пряжа + бумага)
  9. «Яблонька» (из пряжи +крупы)

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

        Образовательные задачи

  • Ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок.
  • Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.
  • Обогащение художественного опыта детей: содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей.
  • Развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма, композиции как «языка» изобразительного искусства.
  • Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа.
  • Развитие и свободное проявление художественного творчества.
  • Поддержка стремления детей к самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью; к созданию сюжетных, орнаментальных и беспредметных композиций в разных видах изобразительной деятельности.
  • Обогащение опыта изображения объектов (сюжетов) реального и фантазийного мира с натуры, по представлению и собственному замыслу, с передачей формы, строения, пропорций, взаимодействия и взаимосвязей, фактуры, особенностей движения, характера и настроения.
  • Развитие композиционных умений: размещение объектов в соответствии с общим творческим замыслом и с учетом особенностей формы, величины, протяженности, динамики составляющих элементов; создание композиций в зависимости от сюжета (содержания); выделение зрительного центра; планирование работы; использование наглядных способов планирования (эскиз, композиционная схема).
  • Содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки.
  • Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами; поддержка самостоятельного художественного творчества.
  • Формирование обобщенных способов формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр; закручивание круга в тупой конус; способности создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них, а также использования уже знакомых способов, в том числе и очень простых (разрывание, скручивание, сминание и др.).
  • Развитие творческих проявлений детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, сочетаний бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции.
  • Развитие творческого мышления и воображения, умения преобразовывать плоскостной материал в объемные формы, каждая из которых является основой разных поделок.
  • Обучение использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных выразительных образов с использованием дополнительных средств.
  • Развитие коллективного сюжетного конструирования, включающего декоративные, сюжетные, пейзажные композиции.
  • Формирование у детей чувства красоты, желания любоваться ею.
  • Формирование умений анализировать природный материал как основу для получения разных выразительных образов.
  • Освоение детьми таких приемов, как: изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание из нее лишнего для получения нового образа.
  • Формирование умения использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа; самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание лишнего) в разных условиях.

Содержание образовательной работы 3год:

№ п/п

Раздел

Занятия

1

«Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

1.Картина из соли

2. Декутаж тарелки

3. «Пудель» (из пакетов)

4. «Елочная игрушка» (из семечек)

5. «Рыбка» (из стружек)

6. «Домик» (из спичек)

7. «Одуванчик» (из ватных дисков)

8. «Пасхальный зайчик» (из скорлупы)

9. «Картина» (из яичной скорлупы)

10. «Зимняя картина» (из ватных дисков и палочек)

11. «Веточка» (из ватных дисков)

12. «Подсвечник» (диск)

13. «Бабочка» (из коробки)

14. «Лев» (из прищепки)

15. «Веселый человечек» (из киндер яиц»

2

«Лесное царство» (из природного материала)

  1. «Веселый коврик»
  2. «Панно из соломы»
  3. «Дерево» (из фисташек)
  4. «Натюрморт « (из опилок)
  5. «Осенний букет» (из гербария)
  6. «Совушка» (из природн. материалов)
  7. «Павлин» (из листьев)
  8. «Пейзаж» (из бересты и листьев)
  9. «Березка» (бумага + природ. материал)
  10.  «Совушка – сова» (из листьев и пластилина)

3

«Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

  1. «Курочка и петушок» (из цветной бумаги)
  2. «Геоцин» (из гофрир. Бумаги)
  3. «Ландыш» (в техники квилинг)
  4. «Картина» (торцевание)
  5. «Божьи коровки на веточке» (бумага)
  6. «Красота» (скручивание бумаги)
  7. Корзина с цветочками (оригами)
  8. «Клоун» (оригами)
  9. «Новогодний шар» (оригами)
  10.  «Звездочка – вертушка» (Оригами)
  11. «Куколка» (из разных фактур бумаги)
  12.  «Угощение для мамы» (из салфеток)
  13.  «Цыпленок в яйце» (из салфеток)
  14.  «Яйцо» (квилинг)
  15.  «Цветочек в вазе» (из салфеток)
  16.  «Снеговик»
  17.  «Кукла» (из различных фактур бумаги)
  18.  «Солнышко» (из гофротруб.)
  19.  «Весенняя капель» (из салфеток)
  20.  «Бабочка» (из гофрир. бумаги)
  21.  «Дед мороз» (рисование +аппликация на диске)
  22. Рисунок в технике «Фроттаж»

4

«Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина)

  1. «Елочка» (из пластилина)
  2. «Зайка» (из пластилина)
  3. «Лошадка» (из теста)
  4. «Кружка» (из соленого теста и ниток)
  5. «Подводный мир» (из соленого теста)
  6. «Пасхальное яйцо» (из круп и пластилина)
  7. «Замок» (из круп и пластилина)
  8. «Картина» (из макарон и пластилина)
  9. «Лилия» (из пластилина)
  10.  «В деревне летом» (из пластилина)
  11.  «Самолет» (из пластилина)
  12. «Семицветик» (из скучен. Пластилина)
  13.  «Цветущая планета» (диск, пластилин)

5

«Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

6

«Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

  1. «Паучок» (нитки + бумага)
  2. «Букетик» (из шерсти)
  3. «Коврик» (из ткани)
  4. «Мозаичная аппликация» (из ткани и бумаги)
  5. «Вазочка» (из шпагата)
  6. «Новогодняя игрушка» (из ниток)
  7. «Одуванчики» (из ниток)
  8. «Картина» (из шерсти)
  9. «Картина» (из мелких кусочков ниток)
  10.  «Осьминожек» (из ниток)
  11.  «Корзинка с цветами» (из пряжи + бумага)
  12.  «Шапочка» (из ниток)
  13.  «Птичка» (из шпагата и бумаги)
  14.  «Снегирь» (из ниток)

Содержание образовательной работы 4 год:

№ п/п

Раздел

Занятия

1

«Чудесные превращения» (поделки из бросовых материалов)

  1. «Корова» (из банки)
  2. «Божья коровка на цветочке» (из ложек)
  3. «Жар – птица» (перья, конфетти)
  4. «Доска для шашек» (из коробков)
  5. «Чудо дерево» (из ткани, палочек…)
  6. «Кораблик» (из коробков)
  7. «Дед Мороз» (из бутылочки)
  8. «Корова» (из скорлупы)
  9.  «Вышивка на пенопласте»
  10. «Матрешка»
  11. «Мозаика» (из пластик. бутылок)
  12. «Веер» (из ложек)
  13. «Лебедь» (перо, сентипон)
  14. «Машина» (из трубочек)
  15. «Шляпа» (из лент и паролона)
  16. «Кактус»
  17. «Кукла» (из опилок)
  18. «Зимний пейзаж» (с помощью соли)
  19. «Картина песком»

2

«Лесное царство» (из природного материала)

  1. «Колодец» (из спичек и веточек)
  2. «Панно из соломы»
  3. «Львенок» (из листьев)
  4. «Волшебные камешки»
  5. Плетение из соломы
  6. «Картина» (из берез. Стружек)
  7. «Осенний пейзаж» (из гербария)
  8.  «Букет роз» (из листьев)

3

«Чудеса своими руками» (поделки из бумаги)

  1. «Картина» (торцевание)
  2. «Розочка» (из гофриров. Бум.)
  3. Оригами модульное
  4. «Карандашница» (из гофрир. Картона)
  5. 5. «Игольница Кувшинка» (Из бумаги)
  6. «Корзинка для мамы» (из различных фактур бумаги)
  7. «Геоцин» (торцевание)
  8. «Снежинка» (оригами)
  9. «Кубик» (оригами)
  10. «Елочка» (оригами)
  11. «Снеговик» (из салфеток)
  12. «веточка рябины» (квилинг)
  13. «Кружка для мамы» (из скручин. бумаги)
  14. «Топиарий»(из гофр. бумаги)
  15. «Сердце» (из гофр. бумаги)
  16. «Божья коровка» (из бумаги)
  17. «Обложка для книг» (печворк)
  18. «Корзина» (плетение из бумаги)
  19. «Торт из гофротрубоч.»
  20. «Дед мороз» (из гофротр.)
  21. «Вентелятор» (из цветн. бумаги)
  22. «Цветы» (из фольги)
  23. «Яйцо» (квилинг)

4

«Мукосолье» (лепка из соленого теста и пластилина, глины)

  1. «Цветочки» (из пластилина)
  2. «Корзинка с фруктами» (из пластилина)
  3. «Подкова на счастье» (из соленого теста)
  4. «Картина» (из пластилина)
  5. «Дерево» (из пластилина)
  6. «Рисунок на крышке» (из пластилина)
  7. «Картина» (из пластилина и спичек)
  8. «Фоторамка» (из глины)
  9. «Грузовик» (из пластилина + крупы)
  10.  «Подводное царство» (из макарон)
  11. «Сервиз» (из пластилина, макарон и круп)

5

«Калейдоскоп зернышек» (работа с крупами)

6

«Разноцветные кусочки» (работа с тканью и нитками)

  1. «Цыпленок» (из помпонов)
  2. «Картина» (из ниток)
  3. «Куколка» (из пряжи)
  4. «Куколка» (из ткани)
  5. «Матрешка» (из ниток)
  6. «Рамка Кошка» (из ниток)
  7. «Снеговик» (из ниток)
  8. «Барашек» (из ниток)
  9. «Куколка на пальчик» (из ткани)
  10. «Браслет» (из ткани)
  11. «Шкатулка» (из пряжи)
  12. «Дерево на тарелке» (из ниток)
  13. «Лошадка» (из ниток)
  14. «Пейзаж» (из ниток)
  15. «Салфетка»
  16. «Нитяные игрушки» (из пряжи)

Создавая художественный образ, ребенок не столько отображает конкретный объект, сколько через цвет, форму и иногда нарушение пропорций (огромная голова, маленькие глазки, ножки и др.) выражает свои чувства и отношение к нему

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями.  Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». В годовой план работы для сотрудничества с семьёй, я включила следующие формы работы:

  • Оформление наглядной информации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультации
  • Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
  • Совместное проведение мероприятий
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование
  • Мастер – класс
  • Семинар

Регулярно организовываются тематические выставки детских рисунков как коллективные, так и индивидуальные.

Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей – с одной стороны, а с другой – повышается их интерес к продуктам художественного творчества. Взаимодействие с родителями проводится индивидуально и коллективно.

3. Организационный раздел

3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности.

Центр художественного творчества способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.

Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

В группе предусмотрен стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Цветная палитра", "Стена успеха" и др., к которым есть свободный доступ. В некоторых группах воспитатели на таких стендах организуют выставку работ того или иного ребёнка.

Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.

Обогащение развивающей среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах создаёт образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставляет ему свободу выбора, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.

Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. 

        

3.2 Кадровый потенциал

Реализация Программы осуществляется педагогами группы "Фантазеры". Главным педагогическим условием для поддержания детского интереса к творчеству является осведомленность педагогов, обязательно посещение курсов повышения квалификации по направлению «Художественно - эстетическое развитие детей».

При условии заинтересованности педагогов, а также прохождении ими курсов повышения квалификации в данном направлении возможна организация занятий по Программе в других группах МАДОУ д/с №70.

 

3.3 Материально-техническое обеспечение Программы

Материально-техническое оснащение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (мольбертов), водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, специализированная мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

1. Наглядные пособия, схемы, чертежи.

2. Тематические образцы изделий.

3. Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

4. Детская литература с иллюстрациями художников.

5. 6. Литература по искусству.

7. Психолого-педагогическая литература

3.4 Методические материалы и средства обучения

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2008г..

4. Т.Н. Проснякова.  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство. «Учебная литература», 2008г..

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

 6.Н.М. Конышева.«Чудесная  мастерская». Издательство «Ассоциация 21

 век. 2007.

 7. Н.М. Конышева. «Наш рукотворный мир» - Издательство «Ассоциация 21 век. 2004.

 8. М.И. Нагибина. «Чудеса для детей из ненужных  вещей». Ярославль «Академия Холдинг»  2000г

9. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

10. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru

11.Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, Москва, 2008г

12.Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис – пресс, 2008

13.Концов В. Волшебная бумага, – М.: ИД «Чистые пруды», 2005.

14.Лыкова И.А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.

15.Лыкова И.А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.

16.Чен Н.А. Замечательные поделки своими руками, Харьков, 2008г.

17. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

18. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

19. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

20. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

21. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

22. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

23. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

24. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

25. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

26. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

27. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

28. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

29. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

30. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль,1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

ПРОГРАММА дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) на 2018 г.

Данная программа является программой художественно-эстетической направленности. Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития ребёнка – как умственного...

программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности для детей от 2-3 лет" Яркие краски" на 2019-2020 гг.

Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создает ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию....

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет «Волшебная мастерилка»

Программа дополнительного образованияхудожественно-эстетической направленностидля детей 4-7 лет       «Волшебная мастерилка»...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...