Программа кружка по лего-конструированию "LEGOLANDик"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legolendik.docx | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Учебный план первого года обучения………………………………………….12
Содержание изучаемого курса………………………………………………….12
Календарно-тематическое планирование………………………………………13
Учебный план второго года обучения………………………………………….22
Содержание изучаемого курса………………………………………………….22
Календарно-тематическое планирование……………………………………....23
Программно-методические условия…………………………………………....27
Работа с воспитателями и родителями…………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………29
Пояснительная записка
Направленность программы: инженерно - техническая
Актуальность программы
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
Дополнительная общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Содержание программы взаимосвязано с программами по конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:
- конструирование по образцу,
- конструирование по модели,
- конструирование по условиям,
- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
- конструирование по замыслу,
- конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей дополнительного образования открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Адресат программы: программа ориентирована на детей 5-7 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению.
Объем и срок освоения программы: общее количество занятий – 72, срок обучения – 2 года.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с учебным планом в объединении по интересам, сформирована группа одного возраста, возможна разновозрастная группа, далее именуемая как «LEGOландия». Состав группы 25 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПиН.
Общее количество занятий в год – 36; количество занятий в неделю – 1; продолжительность занятий 25-30 минут с переменками; периодичность – каждую неделю. Занятия ведутся с сентября по май (8 месяцев).
Форма занятий- групповые, подгрупповые, индивидуальные
Планирование результатов:
Старшая группа 5-6 лет
В результате освоения программы ребенок может: | |
знать |
|
уметь |
|
Иметь представление |
|
Подготовительная группа 6-7 лет
В результате освоения программы ребенок может: | |
знать | · детали наиболее подходящие для постройки · способы их комбинирования |
уметь | · самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. · работать коллективно · сооружать различные конструкции одного и того же объекта, механической модели в соответствии с их назначением |
иметь представление | · о конструкции объекта, механической модели и его функциональном назначении · о различных видах наборов ЛЕГО · о создании проектов с помощь мультимедийного контента · планировать процесс возведения постройки · сооружать постройки, объединенные общей темой · создавать различные модели: по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу работы с ними, с помощью интерактивных средств. |
Форма отслеживания и фиксация образовательных результатов:
В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
- воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
- методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
- материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Материально-техническое обеспечение:
Для эффективной реализации программы в группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Формируя и развивая среду образовательной области познавательного развития, необходимо обращать внимание на организацию познавательной деятельности ребенка, в результате которой формируются такие качества, как любознательность, пытливость, самостоятельность, инициативность, изобретательность. Для этого в группе имеются:
- наборы LEGO Duplo
- наборы LEGO City
- наборы LEGO Friends
- наборы LEGO Technic
- Тематические наборы LEGO
- «Стройка»
- «Полиция»
- «Скорая помощь»
- «Пожарная часть»
- «Ферма»
- «Рыцари»
- «Поезд»
- «Железная дорога»
- «Кафе»
- «Замок Эльзы»
- «Эльфы и драконы»
Кадровое обеспечение: Котульская Анастасия Валерьевна, педагог первой квалификационной категории.
Структура занятия 1 и 2 год обучения (5-7 лет)
Структурный компонент | содержание |
Первая часть занятия | это упражнение на развитие логического мышления. Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:
|
Вторая часть занятия | выполнение задания, конструирование, моделирование. Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:
|
Третья часть занятия | обыгрывание построек, выставка работ. |
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может варьироваться. После проведения ОД педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию и намечает перспективу деятельности. |
Учебный план первого года обучения
№ | Название раздела | Кол-во занятий | Формы аттестации/ контроля |
1 | Теория | 4 | Наблюдение за деятельностью, мониторинг |
2 | Конструирование по образцу | 3 | Соревнование «Кто быстрее соберет» |
3 | Конструирование по модели | 5 | Рассматривание моделей и их соответствия |
4 | Конструирование по условиям | 6 | Проект «Парад Победы» |
5 | Конструирование по чертежам и схемам | 8 | Конструирование на время |
6 | Конструирование по замыслу | 6 | Выставка работ |
7 | Лего-мозаика | 5 | Открытое занятие |
Всего: | 37 |
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. Теория: правила поведения при работе с LEGO; техника безопасности; закрепление названия деталей; основные способы крепления деталей; виды конструирования; подведение итогов о проделанной работе. (4 занятия)
Раздел 2. «Конструирование по образцу»: «Беседка», «Конструирование подвижных моделей», «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» (3 занятия)
Раздел 3. «Конструирование по модели»: «Зимние забавы», «Ёлка новогодняя», «Угощенье на столе», «Мы построим новый дом», «Клоун» (5 занятий)
Раздел 4. «Конструирование по условиям»: «А у нас во дворе», «Аквариум», «Цветок для мамы», «Моя улица», «Парад Победы», «Правила дорожного движения» (6 занятий)
Раздел 5. «Конструирование по чертежам и схемам»: «Домашние животные», «Ферма», «Водный транспорт», «Полиция», «Самолет», «Космическая ракета», «Пожарная часть», «Скорая помощь» (8 занятий)
Раздел 6. «Конструирование по замыслу» (6 занятий)
Раздел 7. «Лего-мозаика»: «Избушка на курьих ножках», «Цветы на День Матери», «Чудо-дерево», «Танк в подарок папе», «Бабочка» (5 занятий)
Календарно-тематическое планирование I года обучения
Месяц | № | Тема | Цели, задачи | Форма работы |
сент | 1 | «В гостях у Лего» | - Повторение правил поведения на занятиях. Техника безопасности; -Знакомство с деталями, -Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | групповая |
2 | «А у нас во дворе» | -Закреплять полученные навыки; -Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки; - Учить работать в парах создавая единый проект; - Развивать творческую инициативность | групповая | |
3 | «Лего-мозаика» | - Познакомить с пластинами-основаниями, с плоскими LEGO-деталями, разделителем LEGO- деталей, - Закреплять умение работать по схеме, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику, - Развивать образное внимание, умение концентрировать внимание. | подгрупповая | |
4 | «Разные домики» | -Познакомить с архитектурой домов в разные годы, - Обсудить строительные материалы для постройки домов, - Познакомить с различными видами крепежа стен, кладка крыши, - Учить строить домики разной величины и длины, - Развивать способность анализировать, делать выводы. | подгрупповая | |
окт | 1 | «Беседка» | - Закреплять представление о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). - Учить строить беседку. | подгрупповая |
2 | «Избушка на курьих ножках» | - Продолжать учить пользоваться разделителем LEGO-деталей, - Закреплять состав числа, - Развивать мелкую моторику рук, - Развивать внимание, усидчивость. - Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. | подгрупповая | |
3 | «Конструирование по замыслу» | - Закреплять полученные навыки в прошлом году, - Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | индивидуальная | |
4 | «Домашние животные» | - Вызвать положительные эмоции от прослушивания стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Барашек», - Закреплять знания о домашних животных об их пользе для людей, - Учить конструировать животных по образцу и схеме, - Учить работать парами. | подгрупповая | |
5 | «Ферма» | -Закреплять знания о домашних животных; - Учить анализировать образец, выделять основные части животных; - Развивать конструктивное воображение детей. | групповая | |
нояб | 1 | «Конструирование по замыслу» | - Закреплять полученные навыки, - Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | групповая |
2 | «Водный транспорт» | - Закреплять знания о водном транспорте - Учить выделять в постройке ее функциональные части(борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы), - Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части, - Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт). | групповая | |
3 | «Конструирование подвижных моделей (качели)» | Учить строить подвижные модели из конструктора LEGO по образцу. | групповая | |
4 | «Цветы на День Матери» | Учить собирать лего-мозаику по замыслу по заданной теме | индивидуальная | |
дек | 1 | «Зимние забавы» | -вспомнить зимние виды спорта, - Познакомить с разными способами сборки LEGO – «Duplo», - Создать зимнее настроение | групповая |
2 | «Ёлка новогодняя» | -Познакомить с традициями празднования Нового года в России, - Закрепить знание о хвойных деревьях, - Познакомить с разными способами сборки LEGO –ёлки из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать Праздничное, предновогоднее настроение | подгрупповая | |
3 | «Ёлочные игрушки» | Дать возможность построить елочные игрушки, используя только свою фантазию | индивидуальная | |
4 | «Дед Мороз и Снегурочка спешат к нам в гости» | - Продолжать знакомить с символами Нового года в России, - Учит строить Деда Мороза и Снегурочку из конструктора LEGO – «Duplo», - Создать праздничное, предновогоднее настроение | групповая | |
янв | 1 | «Светофор» | Закреплять знания о светофоре, - Познакомить с профессией «Регулировщик», -Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | групповая |
2 | «Полиция» | Учить четко следовать инструкции сборки, не пропускать шаги | групповая | |
3 | «Угощенье на столе» | Собираем конфеты по своему замыслу | индивидуальная | |
февр | 1 | «Аквариум» | - Познакомить с обитателями аквариума, - Учить конструировать аквариум, - Учить конструировать рыб из конструктора LEGO - Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук, - Развивать усидчивость. | подгрупповая |
2 | «Чудо-дерево» | -настроить на постройку необычного дерева - закрепление умения построения по замыслу | подгрупповая | |
3 | «Самолет» | - Закреплять знания о воздушном транспорте, - Познакомить с профессией летчика, - Учить строить самолет по схеме из конструктора LEGO | подгрупповая | |
4 | «Танк в подарок папе» | - Познакомить с историей возникновения праздника 23 февраля, - Рассказать о защитниках нашего Отечества - Воспитывать патриотизм и любовь к Родине, - Закреплять умение быстро и без ошибок переносить конструкцию со схемы на пластину. | индивидуальная | |
март | 1 | «Цветок для мамы» | - Познакомить с историей возникновения Международного женского дня, - Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, - Учить конструировать по условиям. | индивидуальная |
2 | «Конструирование по замыслу» | -Закреплять полученные навыки, - Учит заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, - Развивать творческую инициативность и самостоятельность. | индивидуальная | |
3 | «Моя улица» | - Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек; - Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора; - Закрепить навык скрепления. | групповая | |
4 | «Мы построим новый дом» | - продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; - учить самостоятельному конструированию модели дома; -закрепить знания о строении дома; - знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО | групповая | |
апр | 1 | «Клоун» | Закрепляем навык строить по модели, | подгрупповая |
2 | «Космическая ракета» | - Познакомить с первым космонавтом нашей страны, - Познакомить с профессией космонавта, - Рассказать о космосе и о планетах, - Учить конструировать ракету при помощи конструктора LEGO по схеме. | групповая | |
3 | «Азбука безопасности» | - повторить правила дорожного движения; - закрепить умение строить разные виды городского транспорта; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность | подгрупповая | |
4 | «Пожарная часть» | - Рассказать о профессии пожарного, - Учит строить пожарную машину и пожарную часть, - Выучить телефон пожарной части, - Проговорить правила поведения при пожаре. | групповая | |
5 | «Бабочка» | - Закрепить знания о насекомых, - Рассказать, что у бабочки на крыльях симметричный рисунок, - Учить конструировать симметричный рисунок | подгрупповая | |
май | 1 | Проект «Парад Победы» | - Познакомить с историей праздника 9 мая, - Учить конструировать военные машины по схеме, - Конструирование площади для парада по условиям, - Закреплять умение работать в команде, - Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, благодарность ветеранам войны. | групповая |
2 | «Скорая помощь» | Конструирование по схеме на время | групповая | |
3 | «Правила дорожного движения» | Учить работать в коллективе, соблюдая поставленные условия | групповая | |
4 | «Заключительное занятие» | -Рассматривание альбома фотографий с постройками - Подведение итогов за учебный год | групповая |
По окончании первого года ребенок:
- может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
- любит самостоятельно заниматься легоконструированием.
- в соответствии с темой создает постройку, владеет техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоил способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
- проявляет элементы творчества.
- слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности. Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
- любит и по собственной инициативе конструирует из LEGO-конструктора.
- создает постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
- проявляет творческую активность и самостоятельность. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
- умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
Учебный план второго года обучения
№ | Название раздела | Кол-во занятий | Формы аттестации/ контроля |
1 | Конструирование по образцу | 3 | Соревнование «Кто быстрее соберет» |
2 | Конструирование по модели | 7 | Рассматривание моделей и их соответствия |
3 | Конструирование по условиям | 6 | Проект «Парад Победы» |
4 | Конструирование по чертежам и схемам | 11 | Конструирование на время |
5 | Конструирование по замыслу | 7 | Выставка работ |
6 | Лего-мозаика | 2 | Открытое занятие |
всего | 36 |
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1. «Конструирование по образцу»: «Городской транспорт», «Фигура мужчина», «Фигура женщины» (3 занятия)
Раздел 2. «Конструирование по модели»: «Детский сад», «Горка», «Ракета», «Цирк», «Флаги на демонстрации», «Красная площадь», «Улей» (7 занятий)
Раздел 3. «Конструирование по условиям»: «Корабль», «Многоэтажные дома», «Железнодорожная станция», «Космонавт», «Мебель», «Детская площадка» (6 занятий)
Раздел 4. «Конструирование по чертежам и схемам»: «Грузовик везет кирпичи», «Аэропорт», «Стройка», «Животные на ферме», «Овечка», «Дом фермера», «Железная дорога», «Паровоз везет товары», «Кафе», «Стройка», «Рыцарский турнир» (11 занятий)
Раздел 5. «Конструирование по замыслу» (7 занятий)
Раздел 6. «Лего-мозаика» : «Слон», «Верблюд» (2 занятия)
Календарно – тематическое планирование II года обучения
Мес | № | Тема | Цели, задачи | Форма работы |
сент | 1 | «Грузовик везет кирпичи» | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. | групповая |
2 | «Корабль» | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | подгрупповая | |
3 | «Аэропорт» | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. | групповая | |
4 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | индивидуальная | |
5 | «Стройка» | Закреплять навыки конструирования по схеме | групповая | |
окт | 1 | «Многоэтажные дома» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. | групповая |
2 | «Магазины» | Закреплять названия магазинов, их виды. | подгрупповая | |
3 | «Детский сад» | Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. | групповая | |
4 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | индивидуальная | |
нояб | 1 | «Животные на ферме» | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. | подгрупповая |
2 | «Овечка» | Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных. | подгрупповая | |
3 | «Дом фермера» | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО-конструктора. | подгрупповая | |
дек | 1 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить строить по замыслу. Развивать творчество, навыки конструирования. | индивидуальная |
2 | «Горка» | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. | групповая | |
3 | «Городской транспорт» | Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. | подгрупповая | |
4 | «Железная дорога» | Закрепление навыка конструировать по схеме | групповая | |
янв | 1 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | индивидуальная |
2 | «Фигура мужчины» | Закрепление умения строить фигуру человека по образцу | групповая | |
3 | «Фигура женщины» | Закрепление умения строить фигуру человека по образцу | групповая | |
февр | 1 | «Слон» | Учимся строить фигуры животных на плоскости учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. | групповая |
2 | «Верблюд» | Учимся строить фигуры животных на плоскости Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов. | групповая | |
3 | «Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная | |
4 | «Паровоз везет товары» | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | групповая | |
март | 1 | «Станция» | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. | групповая |
2 | «Кафе» | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | групповая | |
3 | «Стройка» | Закрепление умения конструировать по схеме | групповая | |
4 | «Рыцарский турнир» | Закрепление умения конструировать по схеме | групповая | |
5 | «Ракета» | Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. | подгрупповая | |
апр | 1 | «Цирк» | Развитие умения строить по предоставленной модели | подгрупповая |
2 | «Космонавт» | Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. | подгрупповая | |
3 | «Луноход» | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. | подгрупповая | |
4 | «Мебель» | Развитие умения конструировать, соблюдая поставленные условия | групповая | |
май | 1 | «Флаги на демонстрации» | Закрепление умения конструировать по модели | групповая |
2 | «Красная площадь» | Закрепление умения конструировать по модели | групповая | |
3 | «Улей» | Закрепление умения конструировать по модели | групповая | |
4 | «Детская площадка» | Закрепление умения конструировать, соблюдая поставленные условия | групповая |
После второго года обучения:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструктивной деятельности.
-проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе лего - конструирования, имеет творческие увлечения.
- демонстрирует высокую техническую грамотность.
- владеют умениями моделирования и макетирования простых предметов.
- охотно и плодотворно сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Программно-методические условия
Развитие системы дополнительного образования детей и взрослых невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – страна» предполагает учет ряда принципов:
- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
- формирование целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; его историко-культурологического компонента;
- реализация единства образовательного процесса.
Дополнительная общеразвивающая программа содержит разные уровни сложности и позволяют педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком.
Работа с воспитателями и родителями
№ | Мероприятие | Месяц |
1 | Анкета для родителей «Значение Lego конструирования для детей» Приём заявлений от родителей на посещение кружка. | Сентябрь |
2 | Информационное сообщение для родителей «О пользе Lego занятий» | Октябрь |
3 | Консультация для родителей: «Выбираем конструктор для ребенка» | Ноябрь |
4 | Что такое Лего – турнир. Итоги за 2 года работы и перспективы. | Декабрь |
5 | Консультация для педагогов: «Театрализованная деятельность на базе конструктора Lego» | Январь |
6 | Консультация для педагогов: «Lego конструирование как фактор развития одарённости» | Февраль |
7 | Индивидуальная, дифференцированная работа с разными категориями родителей. | Март |
8 | Родительское собрание на тему: «Мои первые успехи - Lego» | Апрель |
9 | Оформление фото - выставки на тему: «Вот как мы умеем!» | Май |
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс, 2001.
- Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.:Сфера, 2011. – 243 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов/ Т.В Лусс, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: ВЛАДОС,2003г.
- Федеральные государственные требования дошкольного обучения
Список сайтов
1. http://www.int-edu.ru/
2. http://www.lego.com/ru-ru/
3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
4. https://sites.google.com/site/legokonstruirovanievdou/glavnaa
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...