Конспект непосредственно-образовательной деятельности по мотивам произведения Р. Киплинга «Слонёнок»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Lego конструирование в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по мотивам произведения Р. Киплинга «Слонёнок»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Форма организации: групповая
Средства
- наглядные: набор конструктора LEGO-DUPLO с трубками, схемы для сборки: «Слон», мяч, слонёнок, сконструированный из слонёнка, магнитная доска, магниты, иллюстрация чемоданчика.
- мультимедийные: мультимедиа, сказка - презентация Р. Киплинга «Слонёнок», презентация «Африка и животные Африки», магнитофон, запись А. Рыбникова «Песенка Красной Шапочки», запись «Мы весёлые мартышки».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, конструирование.
Планируемые результаты для дошкольников: с интересом слушают сказку Р. Киплинга «Слонёнок», отвечают на вопросы педагога о последовательности событий в сказке; составляют рассказ о животных по схеме; выполняют построение из конструктора LEGO-DUPLO с трубками слонёнка и слона соответственно их величине; проявляют интерес к участию в совместных играх.
Цель: познакомить с Африкой и животными Африки
Обучающие задачи:
- Закрепить представления об африканских животных: обезьяна, слон, леопард; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу
- Обучить рассказыванию о животных по схеме
- Чтение произведения Р. Киплинга «Слонёнок»
- Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
Развивающие задачи:
- Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.
- Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
- Развивать связную речь
- Обогащать словарный запас названиями детёнышей африканских животных
- Вызвать интерес к дальнейшему изучению материка
Воспитательные задачи:
- Способствовать умению сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.
- Воспитывать эстетические чувства
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Педагог: Дети, вы любите лето? (Ответы детей)
- Оказывается на нашей планете:
Материк лежит большой
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовёт? (Африка)
- Правильно, Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки. (Педагог показывает на слайде карту Африки)
- Ребята, давайте в наше путешествие возьмем чемоданчик и заполним его знаниями. (Воспитатель вешает картинку чемодана на магнитную доску)
- Отправляемся в Африку! (Выполняя движения, под музыку А. Рыбникова «Песенка Красной Шапочки», дети идут по залу. Приложение №1)
- Вот мы и в Африке. (Демонстрация презентации об Африке.)
- Отгадайте животных, которые живут в Африке. (На слайдах появляются изображения животных Африки: гепард, жираф, обезьяна, крокодил и др.)
Рассказ о животных Африки по схеме. (Приложение №2)
- Смотрите, а кто это такой? (Вносится слонёнок из конструктора LEGO-DUPLO). Рассказ о слоне по схеме.
- А зачем слону хобот? (Ответы детей)
- Предлагаю вам посмотреть видео: «Зачем слону хобот» (Просмотр развивающего видео «Зачем слону хобот?»)
- А, вы знаете, почему у слона появился такой большой хобот? (Ответы детей).
- Известный детский писатель Р. Киплинг даже придумал сказку: «Почему у слона такой хобот?» (На слайде демонстрируется портрет писателя.)
-Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Чтение сказки Р. Киплинга «Слонёнок». (Приложение №3)
Вопросы к детям:
- Как выглядел в отдаленные времена слон? (У него не было хобота.)
- Опишите нос слона. (У него был только черноватый толстый нос, величиною с сапог, который качался из стороны в сторону, и поднимать им слон ничего не мог.)
- Где жил слоненок? (Он жил в Африке.)
- Опишите его характер. (Всю Африку одолевал своим любопытством.)
- Какой вопрос задал слоненок? (Что у крокодила бывает на обед?)
- Куда отправился слоненок? (На реку Лимпопо.)
- На что был похож крокодил? (На бревно.)
- Что произошло на реке? Каким стал нос у слоненка?
- Как помогал хобот слоненку?
- Назовите других героев сказки. (Страус, гиппопотам, павиан, крокодил, птица коло-коло, двухцветный питон.)
Словесно-дидактическая игра « Назови детёныша» (Приложение № 4)
- Посмотрите, наш слонёнок загрустил. Он опустил голову, у него грустные глазки, носик опустил вниз. Покажите, грустного слонёнка. (Дети показывают эмоции грусти.)
- Как мы можем развеселить слонёнка? (Ответы детей)
- Давайте, споём для него песенку «Мы - весёлые мартышки»
Физкультурная минутка «Мы - весёлые мартышки» (Приложение №5)
(Дети одевают маски обезьянок)
- Чтобы нашему слонёнку не было грустно, давайте сконструируем ему друзей слонят.
Конструирование в парах из набора LEGO-DUPLO с трубками
по схеме «Слонёнок» (Приложение №6)
- Рассказ о постройке: « Слонёнок знакомится с друзьями – слонятами» (Педагог подходит к столам и задаёт вопросы, затем дети сами рассказывают о постройке)
- Как тебя зовут? Какие у тебя части тела? Что ты умеешь делать своим хоботом? Что ты любишь кушать?
Слонёнок: Спасибо, ребята, я рад, что у меня появилось столько друзей.
- Покажите, как слонёнок обрадовался. Он поднял голову, у него весёлые глазки, носик поднял вверх и громко затрубил: «У-у-у-у». Покажите, радостного слонёнка. (Дети показывают эмоции радости.)
- День за днём наш слонёнок рос и превратился во взрослого слона, подросли и его друзья. Скажите, как превратить наших слонят во взрослых слонов. (Ответы детей)
Конструирование с усложнением по замыслу «Слон»
- Все справились с заданием? (Ответы детей.)
-Вот и закончилось наше путешествие. Пришло время попрощаться с Африкой и заполнить наш чемоданчик знаниями.
Рефлексия
- Вам понравилось путешествие в Африку? Расскажите, что понравилось больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Дети подходят к магнитной доске отвечают и кладут в чемоданчик магнитную фишку)
Итог: Ребята мне было очень интересно с вами путешествовать. Ещё много интересного можно узнать об Африке. Пришла пора возвращаться домой. (Выполняя движения, под музыку А. Рыбникова «Песенка Красной Шапочки», дети выходят из зала)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Текст песни А. Рыбникова «Песенка Красной Шапочки»
Дети идут по залу и выполняют движения в соответствии с текстом песни
Если долго, долго, долго, | Ходьба друг за другом Ходьба, высоко поднимая колени Подскоки Ходьба друг за другом Ходьба друг за другом, руки в стороны. Ходьба друг за другом на носочках, подняв руки вверх «Крокодил» руки перед собой. Движения руками, как будто, разинутая пасть. «Зелёный попугай» правая рука вверху у лба, левая сзади, изображает хвостик. |
Приложение №2
Приложение №3
Р. Киплинг «Слонёнок»
В отдаленные времена, милые мои, слон не имел хобота. У него был только черноватый толстый нос, величиною с сапог, который качался из стороны в сторону, и поднимать им слон ничего не мог. Но появился на свете один слон, молоденький слон, слоненок, который отличался неугомонным любопытством и поминутно задавал какие-нибудь вопросы. Он жил в Африке и всю Африку одолевал своим любопытством. Он спрашивал своего высокого дядю страуса, отчего у него перья растут на хвосте; высокий дядя страус за это бил его своей твердой-претвердой лапой. Он спрашивал свою высокую тетю жирафу, отчего у нее шкура пятнистая; высокая тетя жирафа за это била его своим твердым-претвердым копытом. И все-таки любопытство его не унималось!
Он спрашивал своего толстого дядю гиппопотама, отчего у него глаза красные; толстый дядя гиппопотам за это бил его своим широким-прешироким копытом. Он спрашивал своего волосатого дядю павиана, отчего дыни имеют такой, а не иной вкус; волосатый дядя павиан за это бил его своей мохнатой-премохнатой рукой. И все-таки любопытство его не унималось! Он задавал вопросы обо всем, что только видел, слышал, пробовал, нюхал, щупал, а все дядюшки и тетушки за это били его. И все-таки любопытство его не унималось!
В одно прекрасное утро перед весенним равноденствием* неугомонный слоненок задал новый странный вопрос. Он спросил:
- Что у крокодила бывает на обед?
Все громко закричали "ш-ш" и принялись долго, безостановочно бить его.
Когда наконец его оставили в покое, слоненок увидел птицу коло- коло, сидевшую на кусте терновника, и сказал:
- Отец бил меня, мать била меня, дядюшки и тетушки били меня за "неугомонное любопытство", а я все-таки хочу знать, что у крокодила бывает на обед!
* Равноденствие - это время, когда день равняется ночи. Оно бывает весеннее и осеннее. Весеннее приходится на 20-21 марта, а осеннее - на 23 сентября.
Птица коло-коло мрачно каркнула ему в ответ:
- Ступай на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихорадки, и сам посмотри!
На следующее утро, когда равноденствие уже окончилось, неугомонный слоненок взял сто фунтов* бананов (мелких с красной кожицей), сто фунтов сахарного тростника (длинного с темной корой) и семнадцать дынь (зеленых, хрустящих) и заявил своим милым родичам:
- Прощайте! Я иду к большой серо-зеленой мутной реке Лимпопо, где растут деревья лихорадки, чтобы узнать, что у крокодила бывает на обед.
Он ушел, немного разгоряченный, но нисколько не удивленный. По дороге он ел дыни, а корки бросал, так как не мог их подбирать.
Шел он, шел на северо-восток и все ел дыни, пока не пришел на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихо- радки, как ему говорила птица коло-коло.
Надо вам сказать, милые мои, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты неугомонный слоненок никогда не видал крокодила и даже не знал, как он выглядит.
* Фунт равняется приблизительно 454 г, значит, слоненок взял с собой более 45 кг бананов и более 45 кг сахарного тростника.
Первый, кто попался слоненку на глаза, был двухцветный питон (огромная змея), обвившийся вокруг скалистой глыбы.
- Простите, - вежливо сказал слоненок, - не видали ли вы в этих краях крокодила?
- Не видал ли я крокодила? - гневно воскликнул питон. - Что за вопрос?
- Простите, - повторил слоненок, - но не можете ли вы сказать мне, что у крокодила бывает на обед?
Двухцветный питон мгновенно развернулся и стал бить слоненка своим тяжелым-претяжелым хвостом.
- Странно! - заметил слоненок. - Отец и мать, родной дядюшка и родная тетушка, не говоря уже о другом дяде гиппопотаме и третьем дяде павиане, все били меня за "неугомонное любопытство". Вероятно, и теперь мне за это же достается.
Он вежливо попрощался с питоном, помог ему опять обвиться вокруг скалистой глыбы и пошел дальше, немного разгоряченный, но нисколько не удивленный. По дороге он ел дыни, а корки бросал, так как не мог их подбирать. У самого берега большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо он наступил на что-то, показавшееся ему бревном.
- Простите, - вежливо сказал слоненок, - не случалось ли вам в этих краях встречать крокодила?
Тогда крокодил прищурил другой глаз и наполовину высунул хвост из тины. Слоненок вежливо попятился; ему вовсе не хотелось, чтобы его опять побили.
- Иди сюда, малютка, - сказал крокодил.
- Отчего ты об этом спрашиваешь?
- Простите, - вежливо ответил слоненок, - но отец меня бил, мать меня била, не говоря уж о дяде страусе и тете жирафе, которая дерется так же больно, как дядя гиппопотам и дядя павиан. Бил меня даже здесь на берегу двухцветный питон, а он своим тяжелым-претяжелым хвостом колотит больнее их всех. Если вам все равно, то, пожалуйста, хоть вы меня не бейте.
- Иди сюда, малютка, - повторило чудовище. - Я - крокодил.
И в доказательство он залился крокодиловыми слезами.
У слоненка от радости даже дух захватило. Он стал на колени и сказал:
- Вы тот, кого я ищу уже много дней. Будьте добры, скажите мне, что у вас бывает на обед?
- Иди сюда, малютка, - ответил крокодил, - я тебе скажу на ушко.
Слоненок пригнул голову к зубастой, зловонной пасти крокодила. А крокодил схватил его за нос, который у слоненка до того дня и часа был не больше сапога, хотя гораздо полезнее.
- Кажется, сегодня, - сказал крокодил сквозь зубы, вот так, - кажется, сегодня на обед у меня будет слоненок.
Это вовсе не понравилось слоненку, милые мои, и он сказал в нос, вот так:
- Не надо! Пустите!
Тогда двухцветный питон со своей скалистой глыбы прошипел:
- Мой юный друг, если ты сейчас не примешься тянуть изо всех сил, то могу тебя уверить, что твое знакомство с большим кожаным мешком (он имел в виду крокодила) окончится для тебя плачевно.
Слоненок сел на берег и стал тянуть, тянуть, тянуть, а его нос все вытягивался. Крокодил барахтался в воде, взбивая белую пену хвостом, а он тянул, тянул, тянул.
Нос слоненка продолжал вытягиваться. Слоненок уперся всеми четырьмя ногами и тянул, тянул, тянул, а его нос продолжал вытягиваться. Крокодил загребал хвостом воду, словно веслом, а слоненок тянул, тянул, тянул. С каждой минутой нос его вытягивался - и как же ему было больно, ой-ой-ой!
Слоненок почувствовал, что его ноги скользят, и сказал через нос, который у него теперь вытянулся аршина* на два:
- Знаете, это уже чересчур!
Тогда на помощь явился двухцветный питон. Он обвился двойным кольцом вокруг задних ног слоненка и сказал:
- Безрассудный и опрометчивый юнец! Мы должны теперь хорошенько приналечь, иначе тот воин в латах** (он имел в виду крокодила, милые мои) испортит тебе всю будущность.
Он тянул, и слоненок тянул, и крокодил тянул.
Но слоненок и двухцветный питон тянули сильнее. Наконец крокодил выпустил нос слоненка с таким всплеском, который слышен был вдоль всей реки Лимпопо.
Слоненок упал на спину. Однако он не забыл сейчас же поблагодарить двухцветного питона, а затем стал ухаживать за своим бедным вытянутым носом: обернул его свежими банановыми листьями и погрузил в большую серо- зеленую мутную реку Лимпопо.
- Что ты делаешь? - спросил двухцветный питон.
- Простите, - сказал слоненок, - но мой нос совсем утратил свою форму, и я жду, чтобы он съежился.
- Ну, тебе долго придется ждать, - сказал двухцветный питон. - Удивительно, как иные не понимают собственного блага.
Три дня слоненок сидел и ждал, чтобы его нос съежился. А нос нисколько не укорачивался и даже сделал ему глаза раскосыми. Вы понимаете, милые мои, что крокодил вытянул ему настоящий хобот, - такой, какой и теперь бывает у слонов.
Под конец третьего дня какая-то муха укусила слоненка в плечо. Сам не отдавая себе отчета, он поднял хобот и прихлопнул муху насмерть.
- Преимущество первое! - заявил двухцветный питон. - Этого ты не мог бы сделать простым носом. Ну, теперь покушай немного!
Сам не отдавая себе отчета, слоненок протянул хобот, выдернул огромный пучок травы, выколотил ее о свои передние ноги и отправил к себе в рот.
- Преимущество второе! - заявил двухцветный питон. - Этого ты не мог бы сделать простым носом. Не находишь ли ты, что здесь солнце сильно припекает?
- Правда, - ответил слоненок.
Сам не отдавая себе отчета, он набрал тины из большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо и выплеснул себе на голову. Получился грязевой чепчик, который растекся за ушами.
- Преимущество третье! - заявил двухцветный питон. - Этого ты не мог бы сделать простым носом. А не хочешь ли быть битым?
- Простите меня, - ответил слоненок, - вовсе не хочу.
- Ну, так не хочешь ли сам побить кого-нибудь? - продолжал двухцветный питон. - Очень хочу, - сказал слоненок.
- Хорошо. Вот увидишь, как для этого тебе пригодится твой новый нос, - объяснил двухцветный питон.
- Благодарю вас, - сказал слоненок. - Я последую вашему совету. Теперь я отправлюсь к своим и на них испробую.
Слоненок пошел домой через всю Африку, крутя и вертя своим хоботом. Когда ему хотелось полакомиться плодами, он срывал их с дерева, а не ждал, как прежде, чтобы они сами упали. Когда ему хотелось травы, он, не нагибаясь, выдергивал ее хоботом, а не ползал на коленях, как прежде. Когда мухи кусали его, он выламывал себе ветку и обмахивался ею. А когда солнце припекало, он делал себе новый прохладный чепчик из тины. Когда ему скучно было идти, он мурлыкал песенку, и через хобот она звучала громче медных труб. Он нарочно свернул с дороги, чтобы найти какого-нибудь толстого гиппопотама (не родственника) и хорошенько его отколотить. Слоненку хотелось убедиться, прав ли двухцветный питон относительно его нового хобота. Все время он подбирал корки дынь, которые побросал по дороге к Лимпопо: он отличался опрятностью.
В один темный вечер он вернулся к своим и, держа хобот кольцом, сказал:
- Здравствуйте!
Ему очень обрадовались и ответили:
- Иди-ка сюда, мы тебя побьем за "неугомонное любопытство".
- Ба! - сказал слоненок. - Вы вовсе не умеете бить. Зато посмотрите, как я дерусь.
Он развернул хобот и так ударил двух своих братьев, что они покатились кувырком.
- Ой-ой-ой! - воскликнули они. - Где ты научился таким штукам?.. Постой, что у тебя на носу?
- Я получил новый нос от крокодила на берегу большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, - сказал слоненок. - Я спросил, что у него бывает на обед, а он мне дал вот это.
- Некрасиво, - сказал волосатый дядя павиан.
- Правда, - ответил слоненок, - зато очень удобно.
С этими словами он схватил своего волосатого дядю павиана за мохнатую руку и сунул его в гнездо шершней.
Затем слоненок принялся бить других родственников. Они очень разгорячились и очень удивились. Слоненок повыдергал у своего высокого дяди страуса хвостовые перья. Схватив свою высокую тетку жирафу за заднюю ногу, он проволок ее через кусты терновника. Слоненок кричал на своего толстого дядюшку гиппопотама и задувал ему пузыри в ухо, когда тот после обеда спал в воде. Зато он никому не позволял обижать птицу коло-коло.
Отношения настолько обострились, что все родичи, один за другим, поспешили на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихорадки, чтобы добыть себе у крокодила новые носы. Когда они вернулись назад, то больше никто уже не дрался. С той поры, милые мои, все слоны, которых вы увидите, и даже те, которых вы не увидите, имеют такие же хоботы, как неугомонный слоненок.
Приложение № 4
Словесно-дидактическая игра « Назови детёныша»
Правила игры: Дети стоят в кругу, им по очереди из рук в руки перебрасывается мяч. Педагог называет взрослое животное, ребёнок должен назвать детёныша.
- Я буду называть вам взрослое животное, а вы детеныша:
Лев – львёнок
Бегемот – бегемотик
Жираф – жирафёнок
Страус – страусёнок
Черепаха – черепашонок
Зебра – жеребёнок
Гепард – котёнок
Тигр — тигрёнок
Верблюд — верблюжонок
Кенгуру — кенгурёнок
Зебры — зебрёнок
Слон — слонёнок
Приложение №5
Физкультурная минутка «Мы - весёлые мартышки»
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект организованной образовательной деятельности по мотивам произведения Р. Киплинга «Слонёнок» Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Программное содержание: Познакомить с Африкой и животными АфрикиЗакрепить представления об африканских животных: обезьяна, слон, леопард; дать элементарные сведения о том, где они проживают в пр...
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»
Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...