Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе "Такие разные деревья"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Королёва Елена Викторовна

Методический материал предназначен для воспитателей подготовительных групп для актуализаци знаний о свойствах деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takie_raznye_derevya_moy_konspekt.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Такие разные деревья»

Цель: Обогатить знания  детей о значении деревьев для человека и живых существ.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

1.Актуализировать знания детей о свойствах деревьев.

2. Дать возможность детям при помощи взрослого узнать об экзотических деревьях и их значении в жизни живых существ.

Развивающие задачи:

1.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

2.Продолжать совершенствовать связную речь детей.

Воспитательные задачи:

1.Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.

2.Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, карточки-схемы, разрезные картинки по теме «Экзотические деревья», мяч, смайлики, наборы для аппликации (бумажные полоски, бумажные круги, стволы деревьев из картона),клеевой карандаш, салфетка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Введение в ситуацию:

Воспитатель подходит к окну и обращает внимание детей на погоду.

- Какое хмурое утро! Небо тучами закрыто, солнышка совсем не видно. У меня сейчас настроение вот такое (показывает грустный смайлик).

-А как улучшить человеку настроение? (рассмешить, приласкать, подумать о чем- то приятном).

- А не хотите ли вы улучшить своё настроение? Тогда давайте присядем на ковер, примите удобное положение, закройте глазки и слушайте меня.

Релаксация

Представьте себе, что сейчас теплое солнечное утро. Мы сидим с вами на берегу речки и слышим ,как тихо плещется вода. Солнечные лучи согревают нас. Давайте подставим солнышку щечку,а теперь подставим другую щечку, а теперь носик. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. А вокруг слышен щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Бабочка прилетела, на носик к вам села. Подул легкий ветерок- зашелестели листочки на деревьях. Протяните правую ручку, на неё упали кленовые листочки. Надуйте щечки и подуйте на листочки, все листочки разлетелись. А нам хорошо ,мы улыбаемся и открываем глазки. Ну вот я вижу ,как вы улыбаетесь, как сияют ваши глазки. Какое настроение у вас сейчас? (ответы детей).

Актуализация знаний:

Внезапно раздается звонок телефона.

Воспитатель: Это мой телефон. Пришло сообщение .Читает:            « Елена Викторовна, срочно включите экран для детей вашей группы пришло видео- письмо». (воспитатель включает мультимедийный проектор).

Слайд № 1

На экране появляется человечек с письмом. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Почемучкин , я живу в стране Знаний. Я очень люблю задавать вопросы и искать на них ответы. Сейчас я пишу книгу о деревьях .Я знаю,что в вашем детском саду много деревьев. А вы знаете, какие деревья растут на территории вашего детского сада? (ответы детей).

Затруднение ситуации:

Слайд № 2

Почемучкин : Я уже много узнал о деревьях :какие они бывают, как растут и как размножаются. Помогите мне найти ответ на вопрос : «Для чего нужны деревья?»

Воспитатель: Как вы думаете мы сможем помочь Почемучкину и найти ответ на его вопрос? (ответы детей).

Тогда скажите, как вы думаете дерево живое или нет? Объясните свой ответ. (дерево живое, потому что дышит, растет, размножается, питается).

Чтобы найти ответ на вопрос « Для чего нужны деревья?» предлагаю воспользоваться карточками-схемами. Для этого вам нужно разбиться на пары. Каждая пара выбирает себе карточку-схему, обсуждает о каком свойстве дерева или о каком его значении будете говорить, кто будет говорить первым, кто будет дополнять ответ.

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка:

Карточка-схема № 1 «Дерево-воздух»

Дерево очищает воздух от вредных веществ и насыщает его кислородом.

Воспитатель: Как вы думаете, где воздух чище в городе или в лесу? Почему? (ответы детей).

Карточка –схема № 2 «Дерево-корни»

Корни дерева удерживают почву. На склонах холмов и оврагов высаживают деревья,чтобы они своими корнями укрепляли почву и не давали обрушиться.

Карточка-схема № 3 «Дерево- кормит»

Дерево может накормить своими плодами человека, птиц, животных. Кормит дерево и насекомых.

Карточка- схема № 4 «Дерево-дом»

Дерево- это дом для многих живых существ. На ветках птицы вьют гнезда,  в дупле живут белки и прячут свои запасы ,там могут жить и дикие пчелы, совы.Среди корней живут ежи, змеи. Под корнями живут черви. Под корой -насекомые.

Карточка –схема № 5 «Дерево лечит»

Различные части дерева могут быть лечебными:

- настой из цветков липы помогает при простуде;

- из плодов конского каштана делают различные мази, которые помогают при ожогах, ушибах.

- отвар из сушенных ягод рябины повышает иммунитет и помогает при простуде.

- из еловой хвои можно приготовить витаминный напиток.

Воспитатель: Деревья помогают при лечении многих болезней.

-Как вы думаете деревья могут болеть?

-Как узнать, что дерево заболело?(кора трескается, листья вянут, дерево сохнет, на нем появляются ядовитые грибы)

 Отчего дерево может заболеть? (засуха, ураган, кто-то порезал кору, сломал ветку, насекомые объедают листья, повреждают ствол.)

Игровое задание «Что для дерева хорошо, а что для дерева плохо?»

Воспитатель предлагает детям подойти , взять по одному смайлику «весёлый»или «грустный». Получилось две команды.

- Ваше задание: команда «веселых смайликов» перечисляет «Что для дерева хорошо?», команда «грустных смайликов» перечисляет «Что для дерева плохо?»

Хорошо : солнце, дождь, прилет птиц, ветер разносит семена, рыхлят почву у корней, пчелы,бабочки- опыляют, побелка ствола- защита от вредителей.

Плохо : засуха, сильный ветер, вредные насекомые, повреждение коры, веток, плотная почва у корней.

Воспитатель: команды отлично справились с заданием. А у нас осталась одна карточка- схема. Как вы думаете о каком значении дерева она нам говорит?

Карточка-схема № 6 «Дерево-человек»

Люди используют древесину для изготовления мебели, домов, посуды, музыкальных инструментов, игрушек, бумаги, карандашей.

Воспитатель: Мы с вами не раз наблюдали за деревьями ,которые растут вокруг нас. Мы видели их  зимой, весной, летом и осенью. Эти деревья приспособлены жить в нашем климате ,им здесь хорошо, они растут и размножаются. А хотите познакомиться с деревьями , которые бояться холода, но очень любят яркое солнце, потому что растут в южных странах.

Презентация

Слайд № 1       Дерево баобаб

Растет  Баобаб  в Африке. Это дерево - долгожитель среди растений.  Его ствол напоминает бутылку, поэтому его еще называют бутылочным деревом.  Сердцевина у дерева рыхлая, поэтому нутро выгнивает, а дерево становится полым. Местные жители  внутри дерева делают  хранилища для зерна.  Плоды баобаба напоминают огурцы.

Слайд№ 2  Хлебное дерево

Его родиной считается Новая Гвинея. Плоды – булки весят по 3-4 кг каждый. Эти плоды употребляют в пищу жители тропических островов. Плоды едят жаренными, печенными и варенными. По вкусу  они  напоминают картошку.

Слайд № 3  Колбасное дерево

Растет в Африке. У него длинные  плоды, которые напоминают ливерную колбасу.  Свежие плоды ядовиты. Если плоды долго варить, то получиться красная краска. Стволы самых крупных деревьев используют для строительства лодок.

Слайд № 4  Кокосовая пальма

Кокос  родом из  Азии. Жидкость, содержащуюся в незрелых орехах, пьют в качестве прохладительного напитка. Мякоть спелого ореха съедобна и применяется в приготовлении кондитерских изделий. Из листьев местные жители строят жилища

Слайд № 5  Пробковое дерево

Португалия является родиной пробкового дерева.  Кору используют  для изготовления пробковых покрытий, пробок от бутылок. Из пробки делают не только отделочные материалы но и обувь, сумочки, зонты и прочее.

Воспитатель : Кто какие запомнил названия экзотических деревьев?(ответы детей)

Гимнастика для глаз

«Чудеса»

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.(Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

  ( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем,через речку мост построим.

  (  Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз,  ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем,  (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Я предлагаю продолжить работу в парах. На столах лежат разрезные картинки  экзотических деревьев с которыми мы только что познакомились. Каждая пара выберет себе дерево, которое будет собирать (работа в парах за столами).

Воспитатель: Да, столько разных деревьев на нашей планете и все они нам очень нужны. Ребята, становитесь в круг, я буду бросать вам мяч и задавать вопросы, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно.

Игровое упражнение «Дерево-это…»

Дерево для птицы это- …дом, столовая;

Дерево для насекомых- это дом,еда;

Дерево для усталого путника- это…место отдыха;

Дерево для зайца- это…еда;

Дерево для белки- это дом, столовая, кладовая;

Дерево для мебельщика- это …строительный материал;

Дерево для больного- это…лекарство;

Дерево для горожанина- это…чистый воздух;

Дерево для паука –это место охоты, дом;

Дерево для художника –это источник вдохновения.

Воспитатель: Деревья красивы особенно осенью,когда одевают свой неповторимый разноцветный наряд. Любуясь такой красотой поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют музыку. Не хотите ли вы создать сегодня своё осеннее дерево. Вот здесь на столах лежат тарелочки с разной бумагой все ,что вам необходимо для аппликации. Выбирайте из какого материала вы хотите сделать дерево, готовьте рабочее место и начинайте творить (самостоятельная работа детей).

Воспитатель : Восхитительные деревья, такие яркие, такие разные. Я приготовила деревьям подарки ( предметные картинки), вы можете выбрать любой подарок и подарить своему дереву, объяснив свой выбор.

- я дарю тебе солнышко,пусть оно согревает тебя;

- я дарю тебе кормушку,чтобы к тебе прилетали птицы;

- я дарю тебе червяка, чтобы он рыхлил почву у корней; и т.д.

Звук колокольчика. На экране появляется Почемучкин.

Почемучкин: Спасибо вам, ребята за помощь. Благодаря вам я теперь знаю зачем нужны деревья и смогу закончить свою книгу.

Я обязательно пришлю вам экземпляр своей книги. До свидания! До встречи!

Итог НОД:

Воспитатель: Я очень рада, что мы смогли помочь Почемучкину.

-А что вы узнали сегодня нового?

- Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?

- Какое задание было трудным? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе

В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предполож...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Мы - разные»

План-конспект совместной деятедьности педагога с детьми подготовительной группы по формированию гендерной идентичности посредством познавательной деятельности....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе “Земля – наша голубая планета”

Конспект предназначен для закрепления знаний детей о материках Земного шара, их природе и обитателях, научит  детей определять местоположение материков на глобусе.Цель: развивать интерес, бережно...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе «Такие разные деревья»

Цели: коррекционно – образовательные: Уточнение, расширение знаний по теме «Деревья». Активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (Р.П. сущ.).Коррекционно – развивающие: Развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе по теме:« Путешествие к дереву».

Закрепить знания  детей о деревьях, называть части, строении дерева (корни, ствол, крона). Умение находить сходство и различие между дубом и сосной....