Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Зюзина Любовь Викторовна

В процессе этого занятия у детей формируются: представления о климатических условиях Крайнего Севера, о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; умения строить предположения, осуществлять их проверку, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_sever.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

  Конспект непосредственно образовательной деятельности  по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

                                                    Составила воспитатель:

                               Зюзина Любовь Викторовна - I квал.категория

Арзамас 2013 г.

Задачи:

Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера.

Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Развивать умения устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

Развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать их проверку.

Методические приемы:

Вопросы поискового характера, проведение опытов, наблюдение, сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, рассматривание карты и глобуса, чтение рассказов о природе Севера (С. Ивченко «Удивительные леса», А. Рогожин «Северные мотивы», В. Есаулов «Арктическое чудо»), рассматривание иллюстраций, модели.

Материал:

Модель «Север», модели приспособления животных к зимнем условиям на каждого ребенка, глобус, модели «пищевые цепочки». Тазики с водой, масло, салфетки.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Дети с высоким уровнем развития самостоятельно делают выводы. Дети  с более низким уровнем развития отвечают на вопросы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, если бы вам предложили полететь на ковре-самолете, куда бы вы полетели?

        Ответы детей: На луну, на юг, на север…

Воспитатель:  что бы вам хотелось увидеть на севере?

Дети: Жителей севера, оленей, северное сияние, белого медведя.

Воспитатель: Что нового вы хотели бы узнать?

Разные высказывания детей.

Воспитатель: Ребята, а вы бы вот так отправились в путешествие на Северный полюс, как вы сейчас одеты?

Дети: Надо тепло одеться, потому что на севере очень холодно.

Воспитатель: Как мы определим, в каком направлении Северный полюс? Что нам может помочь.

Дети: Карта, глобус, компас. Рассматривают карту.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Северный полюс окрашен в белый цвет?

Дети: На Северном полюсе кругом снег и лед.

Воспитатель: Можно ли Северный полюс назвать ледяной пустыней.

Дети: Можно.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому что там много льда и снега.

Дети готовятся к путешествию, имитируют одевание и посадку на ковер(физкультминутка).

Воспитатель: Вот мы и подлетаем к Северному полюсу. Что вы видите сверху? (картина «Север» с моделями)

Дети: Ледяную пустыню: снег и лед.

Воспитатель: А где же растения?

Дети: Их нет, потому что очень холодно.

Во время путешествия на ковре-самолете дети рассказывают, что они знают о Севере. На Севере всегда холодно: и зимой, и летом. День с ночью не чередуются, как этл происходит в том месте, где мы живем. Здесь шесть месяцев солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго солнце не сходит с неба.

Воспитатель: Мы пролетаем над океаном. Это Северный Ледовитый океан. Он покрыт льдами, толщина которых равна высоте трехэтажного дома. Мы снижаемся, приземлились. Ой, смотрите, смотрите! (выставляется картинка с изображением белого медведя). Кто это, дети?

Дети: это белый медведь.

Воспитатель читает стихотворение:

Им можно только восхищаться,

Он научился защищаться

От льдов и страшного безмолвья,

Жить у земного изголовья,

 У центра полюса бывать,

Еще и пищу добывать,

Под лед полярный опускаться,

 Свободно жить и размножаться.

Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти?

Дети: Он белый, потому что все вокруг белым бело.

Воспитатель: Впадает ли он в спячку?

Дети: Думаем, что нет.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Для белого медведя достаточно пищи круглый год.

Воспитатель: А чем же питается белый медведь?

Дети: рыбой, моржа.

Воспитатель: Как же медведю удается поймать рыбу или моржа?

Дети: он хорошо умеет плавать и нырять. Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лед. Часто медведь остается голодным. Белый медведь очень хорошо плавает. Чтобы найти пищу, он может проплыть очень большое расстояние.

Воспитатель: А тюленей, моржей вы видели?

Дети: Да! Находят на картинках.

Воспитатель: Как выдумаете, чем они питаются?

Дети: Тоже рыбой.

Воспитатель: Как вы думаете, если станет мало рыбы в океане, что может произойти?

Дети: Тюлени и моржи могут погибнуть с голоду или перебраться на новое место, где много рыбы.

Выстраивается пищевая цепь: рыба – тюлень – белый медведь.

Воспитатель: А вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды, а на улице сильный мороз! Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?

Дети: Может она замерзает?

Воспитатель: Так что же медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?

Дети: Наверное, нет.

Воспитатель: Почему же этого не происходит?

Предположения детей.

Воспитатель: Мы можем как-то проверить ваши предположения?

Воспитатель предлагает детям проверить выдвинутое предположение.

Исследовательская деятельность.

В емкость с водой дети опускают руку и тут же ее вынимают. Обращают внимание на то, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Предложить детям тряхнуть рукой, вода осталась на руке. Затем дети протирают руку жиром (маслом) и снова опускают ее в воду и вынимают.

Воспитатель: Что вы заметили?

Дети: Вода не покрывает всю руку, она собирается капельками.

Воспитатель: почему так получилось?

Дети: Жир не пропускает воду.

Воспитатель предлагает детям тряхнуть рукой, капельки легко отлетают.

Воспитатель: Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз?

Дети: Шерсть, пропитанная жиром.

Дети самостоятельно делают выводы о приспособленности медведя к суровым условиям Крайнего Севера и возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде.  Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...

Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Три тайны воды».Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания. Интеграция образовательных областей: ü познавательное развитие;ü социально-коммуникативное разв...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...

Конспект ООД Образовательной области "Познание" с элементами исследовательской деятельности "Куда деваются листья? (подготовительная группа)

Цель данного материала - познакомить детей с процессом почвообразования, важности перегнивания растительных остатков для формирования плодородия почвы....

Конспект открытого занятия по экологии с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе. Воспитатель: Лапина Л.В

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека её свойствах и состояниях....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НА

Месяц, неделяТема Цель   Примечание Сентябрь I период1Обследование детей:времена года, дни недели, обобщающие понятия, название животных и их детенышей и т.д.234Октябрь  1Осень. Деревья...