Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Волшебная кисточка»(4-7лет)в соответствии с ФГОС ДО.
рабочая программа по рисованию
Программа для детей ДОУ "Волшебная кисточка"(4- 7 лет). Программа имеет 3 цикла .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Волшебная кисточка" | 94.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Принята на педагогическом совете Протокол №2 от 11.09.2014 г. | Утверждено приказом заведующего от 11.09.2014 г. №178 |
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей дошкольного возраста
«Волшебная кисточка»
(4-7лет)
Срок реализации - 3 года.
Автор – составитель:
воспитатель по изодеятельности
Лухнова Лариса Сергеевна
г..Югорск, 2014 г.
Оглавление
Аннотация…………………………………………………………………………………….…3
- Комплекс основных характеристик программы………………………………….4
Пояснительная записка …………………………………………………………………………4
Направленность программы ……………………………………………………………………4
Актуальность …………………………………………………………………………………….4
Отличительные особенности программы ……………………………………………………...4
Адресат программы ……………………………………………………………………………..5
Объем и срок исполнения программы …………………………………………………………5
Особенности возрастной группы ………………………………………………………………6
Формы организации учебного процесса ………………………………………………………6
Цель и задачи программы ………………………………………………………………………6
Содержание программы ………………………………………………………………………...7
Планируемые результаты ……………………………………………………………………….7
- Комплекс организационно-педагогических условий.............................................8
Содержание программы ……………………………………………………………………….17
Условия реализации …………………………………………………………………………...25
Формы аттестации ……………………………………………………………………………..25
Оценочные материалы ………………………………………………………………………...20
Формы подведения итогов реализации программы…………………………..…..…………25
Приложение 1 …………………………………………………………………………………..27
Приложение 2……………………………………………………………………………..……32
Список литературы ……………………………………………………………………….….. 33
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка»
Статус программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка» модифицированная, по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе авторской программы И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4 – 6 лет «Цветные ладошки».
Направленность: художественно-эстетическая
Цель программы: создание благоприятных условий, направленных на формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные способы рисования развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Контингент обучающихся: зачисляются дети в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга «без конкурса.
Программа рассчитана на детей возрастете 4-7 лет
Продолжительность реализации программы: 3 года.
Режим занятий: один раз в неделю по 1часу (длительность одного академического часа: 20-30 минут), всего 24 часа в год.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в изостудии детского сада.
Краткое содержание:
I.1 год обучения возраст 4-5 лет «Рисуем играя» - 24 часа.
II. 2 год обучения возраст 5-6 лет «Нетрадиционные техники рисования» - 24часа;
III. 3 год обучения возраст 6-7 лет «Художественная деятельность» - 24 часа.
Освоение образовательной программы предусматривает развитие дошкольников в соответствии с их возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями. В процессе освоения нетрадиционных способов изображения различных предметов, формируется интерес к искусству и развитию личных свойств и качеств, обучаясь жить по законам красоты, радуясь познанию открытия, активизируя чувства наслаждения прекрасным. Реализация данной программы позволит ребенку получить много конкретных и обобщенных знаний и умений, обогатить развитие ребенка в изобразительной деятельности, сформирует основные знания об использовании специфических средств рисования, активизирует творческую фантазию, разовьет наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Образное познание ребенком окружающего мира, через разнообразие нетрадиционных форм, цветов и звуков, позволит развить чувства уверенности и использовать весь свой творческий
природный потенциал.
Ожидаемые результаты:
- желание и умения детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- форсированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
- Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Дошкольный возраст- наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по-новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной!
Актуальность.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, масляные; краски- витражные, перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие само реализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность.
Отличительные особенности программы.
Использование более тридцати нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской одаренности через следующие этапы работы с детьми:
Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.
Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно-графическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия).
Адресат программы
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.Предлагаемые занятия являются одним из средств развития творческих способностей. Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
Программа адресована детям4-7 лет и соответствует современным методам и формам работы, уровню образования, современным образовательным технологиям и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями от20 июля, 27 августа 2015г. (далее – СанПиН);
- Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
- Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
- Лицензией на право ведения образовательной деятельности от"26"декабря2014 г., регистрационный №1841 на срок действия – бессрочно, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры
- Уставом учреждения муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Радуга» от 28.07.2015 №2669.
Объем и срок исполнения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения (7 месяцев).Занятия проводятся в групповой форме. Количество детей в группе 10-12 человек, чрезвычайно важным является личностно-дифференцированный подход, вовремя занятийпедагог должен иметь возможность уделить внимание каждому ребенку индивидуально.
Особенности возрастной группы
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-7 лет.У детей 4-7 летэстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Формы организации учебного процесса
Занятия по программепосещают дети по запросам родителей. Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть занятий при работе максимально компактная и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
Цель и задачи программы.
Цели:
Образовательные:
1.Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
2.Расширение кругозора по нетрадиционным техникам рисования.
Развивающие:
1. Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием.
2. Формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики.
3. Формирование чувства цвета; воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
4.Формирование умения доводить до конца начатое дело.
Воспитательные:
1. Познавательная компетентность. Воспитывать интерес к изучению и познанию художественного искусства по разным видам нетрадиционной техники рисования.
2. Коммуникативная компетентность. Учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
3. Культурно-социальная компетентность. Приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование представлений нетрадиционных техникам рисования.
2.Овладение основами, умениями работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
3.Обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
4.Овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
1.Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
2.Развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
3.Развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
1.Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам.
2.Соблюдение правил техники безопасности.
3.Активное участие в ярмарках-распродажах, выставках.
4.Стремление к собственному поиску, самостоятельности.
5.Понимание необходимости качественного выполнения образа
6.Конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомером.
Содержание программы
Программа предусматривает развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста, через нетрадиционные способы рисования развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты:
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ | Темы | Форма, тип занятия | Всего часов | В том числе | Место проведения | |||||||||||
Теория | Практика | |||||||||||||||
1год обучения возраст 4-5 лет «Рисуем играя» | ||||||||||||||||
Октябрь | ||||||||||||||||
1 | «Весѐлые картинки» (Рисование на орг. стекле) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность. | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«В лесу» | ||||||||||||||||
2 | «Цветочная клумба» (техника пуантилизм) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Весѐлый поезд» (рисование мятой бумагой) | ||||||||||||||||
3 | «Храбрый петушок» (ватные палочки и акварель) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Листопад и звездопад» (Рисование ладошкой) | ||||||||||||||||
4 | «Яблочко спелое» (Оттиск пробкой) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Кисть рябины красной» (Оттиск поролоном) | ||||||||||||||||
Ноябрь | ||||||||||||||||
5 | «Мышь и воробей» (Оттиск смятой бумагой) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
Зайка серенький стал беленьким» (Восковые мелки + акварель « ) | ||||||||||||||||
6 | «Бабушкин домик» (Печать по трафарету) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Сказочный дворец» (приёмы рисования гуашью.) | ||||||||||||||||
7 | «Котятки и перчатки» (печать ладошками) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Наша ѐлочка» (рисование цветным песком) | ||||||||||||||||
8 | «Сказочные птицы» (Кляксография обычная) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Забавные животные (Кляксография с трубочкой) | ||||||||||||||||
Декабрь | ||||||||||||||||
9 | «Зимние забавы» (метод выдувания) | групповая–комбинированная –тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Клякса» (Клякса тушь) | ||||||||||||||||
10 | «Дворец для снегурочки» (Черно-белый граттаж) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Девочка-снегурочка» (Тычкование) | ||||||||||||||||
11 | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» (восковые мелки + акварель) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Мишка и мышка» (Тычкование) | ||||||||||||||||
Январь | ||||||||||||||||
12 | «Храбрый мышонок» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Замёрзшее дерево (Набрызг) | ||||||||||||||||
13 | «Весёлыематрёшки» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Красивые салфетки» (Штампики из ниток) | ||||||||||||||||
Февраль | ||||||||||||||||
14 | «Подарим маме цветы» (Рисование мыльными пузырями) | групповая–комбинированная тематическаясовместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Корабли на море» (Рисование солью) | ||||||||||||||||
15. | «Кошка с воздушными шариками» (Рисование мятой бумагой) | групповая–комбинированная тематическаясовместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Рыбки играют, рыбки сверкают» | ||||||||||||||||
16 | «Изящные рисунки Ю. Васнецова к книге (Рисуем пальчиками) | групповая–комбинированная тематическаясовместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Шутки-прибаутки» (Кляксография с трубочкой) | ||||||||||||||||
Март | ||||||||||||||||
17 | «Кони на лугу» (Печать по трафарету) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Радуга-дуга, не давай дождя!» | ||||||||||||||||
18 | «Путаница» (Восковые мелки + акварель) | групповая–комбинированная тематическаясовместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Праздничный салют» (рисование пальчиками, ладошками) | ||||||||||||||||
19 | «Красивое платье» (Рисование ладошкой) | групповая–комбинированная –тематическаясовместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Цыплята и одуванчики» (рисование пальчиками, ватными палочками, тряпочкой) | ||||||||||||||||
20 | «Филимоновские игрушки» (примакивание) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Божья коровка» (Восковые мелки + акварель) | ||||||||||||||||
Апрель | ||||||||||||||||
21 | «Флажки» (Рисование мятой бумагой) | групповая–комбинированнаятематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Ручеѐк и кораблик» (рисование масляной пастелью и акварелью) | ||||||||||||||||
22 | «Почки и листочки» (рисование почками и листочками.) | групповая–комбинированнаятематическая совместная деятельность | 1 | 0,10 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Неваляшка танцует» (Монотипия на стекле) | ||||||||||||||||
23 | «Солнышко, солнышко, Раскидай колечки!» (Ниткография) | групповая–комбинированнаятематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Сосульки» (обрывная аппликация, рисование) | ||||||||||||||||
24 | «Цветок для мамочки» (Рисование ватными палочками) | групповая–комбинированнаятематическая совместная деятельность | 0,40 | 0,10 | 0,30 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | ||||||||||
«Мойдодыр» (Кляксография) | ||||||||||||||||
Итого | 24 | 4,20 | 12 |
2 год обучения возраст 5-6 лет «Нетрадиционные техники рисования»
№ | Темы | Форма, тип занятия | Всего часов | В том числе | Место проведения | ||||||||
Теория | Практика | ||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||
1 | Осенний пейзаж | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
2 | Шахматное королевство | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
3 | Осенний ковер | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
4 | Чудо- рисунок на воде | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Ноябрь | |||||||||||||
5 | Рыбки играют, рыбки сверкают | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
6 | Кошка и котята | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
7. | Картофель для мышки | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
8 | Красивые петушки | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Декабрь | |||||||||||||
9 | Зимний узоры | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
10 | Превращение ладошки | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
11 | Портрет мамы | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Январь | |||||||||||||
12 | Морозные узоры | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
13 | Пингвины на льдине | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Февраль | |||||||||||||
14 | Ты откуда, ты откуда прилетел к нам красногрудый? | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
15 | Зимняя сказка | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
16 | Зайчик | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Март | |||||||||||||
17 | Сочный арбуз с фруктами | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
18 | Бабочки на лугу | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
19 | Волшебные цветы | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
20 | Теория знакомства с технологией батиком | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Апрель | |||||||||||||
21 | Роза для мамы | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
22 | Северное сияние | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
23 | Белая береза | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
24 | Волшебный цветок | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Итого | 24 | 7,2 | 28,8 | ||||||||||
III год обучения , возраст 6-7 лет «Художественная деятельность» | |||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||
1 | Путешествие в золотистый лес | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
2 | Гусеничка (рисование мыльными пузырями) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
3 | Осенний закат (рисование штампом из ниток +мятая бумага)) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
4 | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Ноябрь | |||||||||||||
5 | Тюльпаны на воде (техника «Эбру+ кляксография)» | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
6 | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
7 | Морское животное (рисование ладошками+акватипия) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
8 | Волшебный лес (рисование вилками+ аппликация) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Декабрь | |||||||||||||
9 | Невиданный зверь (лоскутная техника+фломастеры) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
10 | Веселый лужок (рисование по мокрому на ватных дисках) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
11 | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Январь | |||||||||||||
12 | Снегири на ветке (метод тычка+мятая бумага) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
13 | Сказочная птица (экспериментирование с материалами) | групповая–комбинированнаятематическаясовместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Февраль | |||||||||||||
14 | «Весна красна» (монотипия симметричная) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
15 | В звездном небе летит ракета (граттаж) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
16 | Будет хлеб – будет и праздник (восковые мелки + акварель) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Март | |||||||||||||
17 | Подарок для бабушки (мыльные пузыри + песок) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
18 | Космический коллаж (рисование + аппликация) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
19 | Мой маленький друг (техника тычка) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
20 | Буренка (рисование на овальных ватных дисках) | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Апрель | |||||||||||||
21 | Техника «Фроттаж» (затирание) «Летняя картина» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
22 | Техника «Влажным по влажному» «Цветы» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
23 | Техника процарапывания «Аквариум» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,15 | 0,85 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
24 | Техника восковой вытяжки «Яркие лучи» | групповая–комбинированная тематическая совместная деятельность | 1 | 0,25 | 0,75 | Детский сад комбинированного вида «Радуга» - изостудия | |||||||
Итого | 24 | 24 | 7,25 | 28,75 |
Содержание программы
1 год обучения возраст 4-5 лет «Рисуем играя»
№ | Тема занятия | Программное содержание | |||||||||
Октябрь | |||||||||||
1 | «Весѐлые картинки» | Определение замысла в соответствии с назначением рисунка картинка для шкафчика. Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок иоформление рамочками. Рисование на орг стекле. | |||||||||
«В лесу» | Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графическихумений и композиционных способностей. Знакомство с техникой «пуантилизм». | ||||||||||
2 | «Цветочная клумба» | Рисование цветов разной формы, подборкрасивого цветосочетания. Научиться рисовать способом ватные палочки и акварель. Освоение приёмаоформления цветка красивое расположение,украшение декоративными элементами). | |||||||||
«Весѐлый поезд» | Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции изпаровозика и вагончиков. Нетрадиционный способ, рисование мятой бумагой. | ||||||||||
3 | «Храбрый петушок» | Рисование петушка гуашевыми красками. "Рисование пальчиками". Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет общие очертания силуэта. | |||||||||
«Листопад и звездопад» | Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста "Рисование ладошкой". Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. | ||||||||||
4 | «Яблочко спелое» | Рисование многоцветного (спелого) яблокагуашевыми красками и половинки яблока(среза)"Оттиск пробкой". Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. | |||||||||
«Кисть рябины красной» | Создание красивых осенних композиций спередачей настроения. Свободное сочетаниехудожественных материалов, инструментов итехник. "Оттиск поролоном". Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. | ||||||||||
Ноябрь | |||||||||||
5 | «Мышь и воробей» | "Оттиск смятой бумагой". Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Понимание обобщённогоспособа изображения разных животных(мышь и воробей). | |||||||||
Трансформация выразительного образазайчика: замена летней шубки на зимнюю,раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. "Восковые мелки + акварель". Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | |||||||||||
«Зайка серенький сталбеленьким» | |||||||||||
6 | «Бабушкин домик» | Дать представление о русской избе какпамятнике русской деревянной архитектуры;учить передавать особенности строения избы,украшать узорами окна, двери. Печать по трафарету". Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. | |||||||||
«Сказочный дворец» | Учить детей создавать сказочный образ, рисуяоснову здания и придумывая украшающиедетали решетки, балконы, различные колонны. Учить делать набросок карандашомтолько главных деталей; закреплять приёмырисования гуашью. | ||||||||||
7 | «Котятки и перчатки» | Изображение и оформление «перчаток» или«рукавичек») по своим ладошкам - правой илевой. Формирование графических умений -обведение кисти руки с удерживаниемкарандаша на одном расстоянии без отрыва отбумаги | |||||||||
«Наша ёлочка» | Рисование новогодней ёлкигуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения впространстве. Выбор конкретных приёмовработы в зависимости от общей формы художественного объекта. | ||||||||||
8 | «Сказочные птицы» | Учить детей рисовать птиц попредставлениям (по сказкам); "Кляксография обычная Средства выразительности: пятно. | |||||||||
«Забавные животные» | Познакомить детей с творчеством Е.И. Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм(овал, круг, линия и т.д.). "Кляксография с трубочкой". Средства выразительности: пятно. | ||||||||||
Декабрь | |||||||||||
9. | «Зимние забавы» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках ишарфиках. Освоение приёмов декоративногооформления одежды. Развитие глазомера,чувство цвета, формы. | |||||||||
«Клякса» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные навыки. | ||||||||||
10 | «Дворец дляснегурочки» | Учить детей создаватьсказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали решетки, балконы, различные колонны«Черно-белый граттаж». Средства выразительности: линия, штрих, контраст. | |||||||||
«Девочка-снегурочка» | Учить детей рисовать Снегурочку в шубке,«Тычкование". Средства выразительности: фактура, объем. | ||||||||||
11. | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, оттиск поролоном или печатками из овощей и картофеля. | |||||||||
«Мишка и мышка» | Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки."Тычкование". Средства выразительности: фактура, объем. | ||||||||||
Январь | |||||||||||
12 | «Храбрый мышонок» | Передача сюжета литературногопроизведения: создание композиции,включающей героя - храброго мышонка – и препятствий, которые он преодолевает. | |||||||||
«Замёрзшее дерево» | Учить создавать в рисунке образ замёрзшегодерева; "Набрызг". Средства выразительности: точка. | ||||||||||
13 | «Весёлыематрёшки» | Знакомство с матрёшкой как видом народнойигрушки. Рисование матрёшки с натуры спередачей формы, пропорций и элементовоформления «одежды» цветы и листья наюбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитаниеинтереса к народной культуре. | |||||||||
«Красивые салфетки» | Рисование узоров на салфетках круглой иквадратной формы. Гармоничное сочетаниеэлементов декора по цвету и форме точки,круги, пятна, линии прямые и волнистые).етрадиционнаятехника «Штампики из ниток» Средства выразительности: фактура, объем | ||||||||||
Февраль | |||||||||||
14 | «Подарим маме цветы» | Учить рассматривать живые цветы, ихстроение, форму, цвет; рисовать стебли илистья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом разнымиприёмами «Рисование мыльными пузырями» Средства выразительности: фактура, объем. | |||||||||
«Корабли на море» | Расширять представление детей о морскомтранспорте. Развиватьтворческое воображение, эстетические чувства. «Рисование солью» Средства выразительности: пятно. | ||||||||||
«Кошка с воздушными шариками» | Рисование простых сюжетов по мотивамлитературного произведения. «Рисование мятой бумагой» Средства выразительности: линия, штрих, контраст. | ||||||||||
15 | |||||||||||
«Рыбки играют, рыбки сверкают» | Изображение рыбок из отдельных элементов(кругов, овалов, треугольников). Развитиекомбинаторных и композиционных умений. | ||||||||||
16 | «Изящные рисунки Ю.Васнецова к книге | Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации кдетским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление,воображение. «Рисуем пальчиками»Средства выразительности: пятно. | |||||||||
«Шутки-прибаутки» | Развивать образное мышление,воображение.«Кляксография с трубочкой". Средства выразительности: пятно. | ||||||||||
Март | |||||||||||
17 | «Кони на лугу» | Учить составлять композицию с фигурамилошадей, варьируя их положение на листе. Печать по трафарету". Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. | |||||||||
«Радуга-дуга, не давайдождя!» | Самостоятельное и творческое отражениепредставлений о красивых природныхявлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Созданиеинтереса к изображению радуги. | ||||||||||
18 | «Путаница» | Рисование фантазийных образов. "Восковые мелки + акварель". Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | |||||||||
«Праздничный салют» | Освоение нетрадиционныхтехник рисование пальчиками, ладошками,отпечатки разными предметами, кляксография. Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель илигуашь | ||||||||||
19 | «Красивое платье» | Познакомить детей с работой ателье мод;нарисовать красивую одежду, развиватьэстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. Рисование ладошкой". Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. | |||||||||
«Цыплята и одуванчики» | Создание монохромной композиции нацветном фоне. Рисование цыплят иодуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). | ||||||||||
20 | «Филимоновскиеигрушки» | Продолжение знакомства с филимоновскойигрушкой. Оформление силуэтов фигурокосвоенными декоративными элементами.Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приемом«примакивание». | |||||||||
«Божья коровка» | Рисование выразительного, эмоциональногообраза жука «солнышко» (божьей коровки), наоснове зелёного листика, вырезанноговоспитателем. "Восковые мелки + акварель". Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | ||||||||||
Апрель | |||||||||||
21 | «Флажки» | Развитие чувства цвета и формы. Рисование флажков разной формы(прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). «Рисование мятой бумагой» Средства выразительности: линия, штрих, контраст | |||||||||
«Ручеёк и кораблик» | Составление композиции из несколькихэлементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. «Рисование масляной пастелью и акварелью». Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | ||||||||||
22 | «Почки и листочки» | Освоение изобразительно–выразительныхсредств для передачи трансформации образа:рисование ветки с почками и листочками. | |||||||||
«Неваляшка танцует» | Изображение неваляшки в движении (внаклонном положении). Сочетание материалови способов создания образа. Развитие чувстваформы и ритма. «Монотипия на стекле» Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | ||||||||||
23 | «Солнышко, солнышко, Раскидай колечки!» | Самостоятельный выбор материалов и средствхудожественной выразительности для созданияобраза фольклорного солнышка «Ниткография» Средства выразительности: линия, штрих, контраст. | |||||||||
«Сосульки» | Создание изображений в форме вытянутоготреугольника. Сочетание изобразительныхтехник: обрывная аппликация, рисованиекрасками и карандашами. | ||||||||||
24 | «Цветок для мамочки» | Подготовка картин в подарок мамам напраздник. Освоение техники рисованиятюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и форматабумаги. «Рисование ватными палочками» Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | |||||||||
«Мойдодыр» | Создание весёлых композиций: рисованиеготовых фигурок на цветной фон, рисование наних «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей»для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей) | ||||||||||
Итого | 24 | 7,2 | 28,8 |
Содержание программы
2 год обучения возраст 5-6 лет «Нетрадиционные техники рисования»
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | ||
1 | Осенние пейзажи (рисование по мокрому) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
2 | Шахматное королевство (печатание штампами) | Познакомить с техникой печатания штампами. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при помощи печати. Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать световосприятие |
3 | Осенний ковер (печать осенними листьями +акварель) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
4 | Чудо - рисунок на воде (техника «Эбру») | Развивать чувство прекрасного, познакомить с новым видом нетрадиционной техники, рисование масляными красками на воде. Умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | ||
5 | Рыбки играют, рыбки сверкают (акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведениеВызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Развивать аккуратность. |
6 | Кошка и котята (метод проектирования) | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
7 | Картофель для мышки (печатание картофелем) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ мышки в рисунках, использовать различные способы. |
8 | Красивые петушки (пальчиковая живопись) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушок). Использовать краски, фломастеры, карандаши. |
Декабрь | ||
9 | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
10 | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
11 | Портрет мамы (сангина) | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Январь | ||
12 | Морозные узоры (акварель, восковые мелки + | Познакомить с техникой рисования восковыми мелками, закреплять умение аккуратно закрашивать лист акварелью, посыпать солью. Воспитывать эстетическое восприятие. |
13 | Пингвины на льдине (орг. стекло +манная крупа, гуашь) | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Познакомить с приемами рисования манной крупой и гуашью. |
Февраль | ||
14 | Ты откуда, ты откуда прилетел к нам красногрудый?..(метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
15 | Зимняя сказка (рисование зубной щеткой) | Вызвать у детей желание картины рассматривать картины художников – пейзажистов. Обратить внимание детей на то, как художники передают красоту зимней природы. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой - набрызг при помощи зубной щетки. |
16 | Зайчик | продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура, -развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста, -воспитывать любовь к родной природе. |
Март | ||
17 | Сочный арбуз с фруктами (рисование ватными палочками) | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
18 | Бабочки на лугу (монотипия) | Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
19 | Волшебные цветы по мокрому (пищевой краситель) | Закреплять умение рисовать необычные цветы по мокрому, используя разные приемы работы пищевым красителем. Развивать воображение, чувство ритма, световосприятие. |
20 | Теория знакомства с технологией батиком (роспись ткани) | Технология батика. Учить детей правильно наносить, акриловую краску на свою работы, учить правильно, сочетать цветовую гамму. |
Апрель | ||
21 | Роза для мамы | Цель: Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности при подборе цветов салфеток, добавлять свои детали к уже имеющейся розе (сердечко, имя мамы и т. д.). Развивать мелкую моторику рук. |
22 | Северное сияние (пластилинография) | Познакомить с техникой пластилинографией. Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике. |
23 | Белая береза (рисование валиком) | Познакомить с техникой рисования валиком. Учить смешивать оттенки, и применять их в работе. |
24 | Волшебный цветок (рисование мятой бумагой) | Самостоятельный выбор рисунка, копировальной бумаги. Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем месте. |
3 год обучения, возраст 6-7 лет«Художественная деятельность»
№ | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | ||
1 | Путешествие в золотистый лес | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
2 | Гусеничка (рисование мыльными пузырями) | Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски, и получать дополнительные оттенки. |
3 | Осенний закат (рисование штампом из ниток) | Учить отражать особенности вечернего неба, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
4 | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | ||
5 | Тюльпаны на воде(теника «Эбру»+кляксография) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ цветов разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться кистью, трафаретами, развивать аккуратность. |
6 | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
7 | Морское животное (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
8 | Волшебный лес (рисование вилкой+ аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Познакомить с техникой рисования вилкой. |
Декабрь | ||
9 | Невиданный зверь (лоскутная техника+ фломастеры) | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
10 | Веселый лужок (рисование по мокрому на ватных дисках) | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
11 | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Январь | ||
12 | Снегири на ветке (метод тычка+мятая бумага)) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
13 | Сказочная птица (экспериментирование с материалами) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Февраль | ||
14 | Весна красна (монотипия симметричная) | Познакомить с техникой монотипия на стекле. Развивать чувство композиции. |
15 | В звездном небе летит ракета (техника набрызг) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью зубной щетки. |
16 | Будет хлеб – будет и праздник! (печать штампами) | Совершенствовать умение использовать в работе разный художественный материал для изобразительной выразительности образа. |
Март | ||
17 | Подарок для бабушки (мыльные пузыри +песок) | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
18 | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
19 | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
20 | Буренка (рисование на овальных ватных дисках) | Учить изображать домашнее животное, в нетрадиционной технике. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Апрель | ||
21 | Техника «Фроттаж» (затирание) «Зимняя картина» | Знакомство детей с техникой затирания Развивать эстетическое восприятие |
22 | Техника «Влажным по влажному» «Цветы» | Познакомить детей с новой для них техникой Упражнять детей в рисовании красками |
23 | Техника процарапывания «Аквариум» | Познакомить детей с техникой процарапывания Упражнять детей в рисовании восковыми мелками |
24 | Техника восковой вытяжки «Яркие лучи» | Познакомить детей с техникой восковой вытяжки Развитие воображения |
Условия реализацииматериально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для успешной реализации программы Детским садом обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
Учебное оборудование изостудии включает: комплект мебели (столы, стулья), мольберты, музыкальный центр, диски с музыкой (детский репертуар), интерактивная система, документ- камера.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса: наличие методической литературы, разработка занятий.
Материал: акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктейльныетрубочки; палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.
Для отдыха детей: игры и физкультурные паузы.
Кадровое обеспечение
Педагог по изодеятельности с высшим педагогическим образованием, 1 квалификационной категории, по специальности «Учитель изобразительной деятельности».
Формы аттестации
В программе «Волшебная кисточка» разработан мониторинг, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.Заполняется «Протокол обследования навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник»(приложение).
Критерии.
1.Самостоятельное создание художественного образа.
Использование нетрадиционных способов рисования;
Развитие технической стороны рисунка.
2.Знание изобразительных материалов.
Свойства изобразительных материалов;
Назначение изобразительных материалов;
Аккуратность в работе с изобразительным материалом.
3.Проявление творчества.
Преодоление неуверенности в изо деятельности;
Атмосфера доброжелательности, толерантности в детском коллективе в ходе изо деятельности;
Способность привносить новое в используемую технику рисования.
Высокий уровень.
1 критерий:
Знает и пользуется нетрадиционными способами рисования;
Владеет техникой рисунка (перспектива, объём, светотень)
2 критерий:
Знаком со свойствами изобразительных материалов
Использует знания свойств изобразительных материалов для передачи характера художественной композиции;
Аккуратно использует изобразительный материал в работе.
3 критерий:
Уверенность в своих силах при создании художественной композиции;
Доброжелателен при работе в детском коллективе;
Вносит новые творческие замыслы, как в технику изображения, так и в композицию в целом.
Средний уровень.
1 критерий:
Знает, но редко использует самостоятельно нетрадиционные способы рисования;
Недостаточно владеет техникой рисунка (перспектива, объём, светотень).
2 критерий:
Знаком со свойствами изобразительных материалов;
Затрудняется в использовании знаний свойств изобразительных материалов для передачи характерахудожественной композиции;
Не всегда аккуратен в работе;
3 критерий:
При создании новой композиции не всегда уверен в своих силах;
Доброжелателен при работе в детском коллективе;
Вносит новые творческие замыслы в художественную композицию, при подаче взрослого.
Низкий уровень.
1 критерий:
Недостаточно знаком с нетрадиционными способами рисования;
Не владеет техникой рисунка (перспектива, объём, светотень).
2 критерий:
Знаком лишь с традиционными изобразительными материалами (кисть, карандаш, краски);
Не знает, как использовать изо материалов для передачи характера рисунка;
Не аккуратен в работе.
3 критерий:
Неуверен в своих силах при создании художественной композиции;
Испытывает внутреннее напряжение в детском коллективе (в ситуации неуспеха);
Творческие замыслы в художественной композиции отсутствуют.
Приложение № 1
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж, цветной граттаж, кляксография, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, тиснение, монотипия пейзажная, вышивание на бумаге, батик, декупаж, валяние шерстью, рисования шерстяными нитками.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Нетрадиционные техники рисования.
Ниткография
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, шерстяные нитки, книга.
Способ получения изображения: Рисование нитками нестандартный, но очень эффектный способ рисования. Возьмите толстую нить, обмакните в ее тушь, и разложите на листе так, чтобы кончик нити свешивался свободно. Прикройте другим листом, сверху положите книжку и придавите рукой. Теперь медленно вытягиваем нить, снимаем книгу и верхний лист бумаги. Получается необычный, оригинальный узор, который можно дорабатывать по своему усмотрению.
Фотокопия - рисование свечей.
Средства выразительности: пятно, цвет, фактурность окраски, фантастический силуэт.
Материалы: кисть белка, акварель, восковые карандаши, свеча, мыло, бумага любого цвета и формата.
Способ получения изображения: Для основного рисунка применяется водоотталкивающий материал: Свеча, кусок сухого мыла белый восковой мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Рисования на воде «Эбру»
Средства выразительности: фактура, пятно, фантастический рисунок.
Материалы: лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе синего, голубого, белого и фиолетового цветов; прозрачные стаканчики; вода с загустителем; кисти-щетины; шило для работы с жидкими красками; пипетка для набора краски, бумажные салфетки; одноразовые тарелочки; плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук; гель с блесками; гуашь, кисти, вода.
Способ получения изображения: рисования на воде - это не только техника изобразительного искусства. Это медитация, отображение эмоций художника, поэтому, чтобы создать картину, нужно слушать свои чувства. Рисование начинается с фона. Для этого широкой кистью нужно разбрызгать краску по поверхности воды и дать произвольно растечься. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания используя шило (спицу или зубочистку), выполнить рисунок на поверхности воды. Спицей нарисовать на поверхности воды прямые линии. Также можно воспользоваться гребнем (получаются параллельные линии на поверхности воды). Затем на поверхность воды положить плотный лист бумаги. Расправить лист руками, чтобы не было образования пузырьков воздуха (иначе на рисунке будут не прокрашенные белые пятна). Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная, с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова. Подождите, пока бумага впитает краску. Уберите лист, получились удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Детали дорисуйте кистью.
Рисование мыльными пузырями.
Средства выразительности: фактура, пятно, фантастический рисунок.
Материалы: Бумага, акварель, кисть, вода, жидкое мыло, гуашь.
Способ получения изображения:
Возьмите чашку, налейте воды – 1 чайную ложку, добавьте жидкость для мытья посуды – 1 ст. ложку, гуашь – 5 ст. ложек. Все размешайте.
Трубочку для коктейля опустите в раствор, выдувайте воздух через трубочку, до тех пор, пока не появится пена с пузырьками.
Быстро, чтобы пена не успела осесть на дно чашки, приложите сверху к пене лист бумаги.
Подождите, пока бумага впитает краску. Уберите лист, получились удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Детали дорисуйте кистью.
Пластилинография
Средства выразительности: пятно, фактура, объем.
Материалы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Способ получения изображения:Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.Рисунок заполняется более мягким пластилином, например, восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
Рисовальная щетка
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: зубная щетка, гуашь, палитра, бумага.
Способ получения изображения:
Эта техника довольно распространена, но не устает при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щеткой. А детям всегда забавно использовать известный предмет в необычных целях. Желательно использование палитры для разведения на ней гуаши. При рисовании зубной щеткой необходимо «поймать» консистенцию краски. Она не должна быть слишком жидкой, но и густая не желательна, иначе рисунок не получится вовсе.
Перед началом рисования, необходимо обезопасить поверхность стола, накрыв его газетой, и одежду деток. Для этого можно воспользоваться фартуком, или же надеть одежду, которую не жалко пачкать.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча+ акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белыйграттаж. (грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы:картон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см)
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Приложение № 2
Протокол обследования навыков изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
Фамилия имя ребенка | Самостоятельное создание художественного образа | Знание изобразительных материалов. | Проявление творчества | Итого | |||||
Использование | Развитие | Свойства | Назначение | Аккуратность в работе с | Преодоление | Атмосфера | Способность | ||
Список литературы:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)
Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...
Проект адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в соответствии с требованиями ФГОС ДО
в данном проекте описана структура и содержание адаптированной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ в контексте требований стандарта дошкольного образования...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста
1. Пояснительная запискаДошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)
Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...