Перспективный план кружка по художественно-эстетическому направлению.
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
"Развитие мелкой моторики через разные виды продуктивной деятельности."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.docx | 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Залазаева Юлия Дмитриевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 378»
Город Самара
Перспективный план кружка
«Юные кудесники»
по художественно-эстетическому направлению.
г. Самара 2015/16гг
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка.
Кружок рассчитан на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Основной идеей кружковой работой является развитие мелкой моторики рук через разные виды продуктивной деятельности: конструирование из бумаги, аппликация, рисование, лепка, работа с природным материалом, соленым тестом, а также работа с разными видами круп. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальцы рук. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также упражняются в движениях во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве, искусстве.
Актуальность. Программа «Юные кудесники» раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников 5 – 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, направленность данной программы по содержанию является художественно- эстетической, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно- прикладного искусства в эстетической деятельности.
Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кружковая работа способствует этому, а также самовыражению и самоутверждению своих членов. В ней ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в общении, приобщается к культуре, а также реализует свои творческие возможности в социально значимой деятельности. Занятия в кружке помогут развить у них умение видеть необычное в привычных предметах; научат чувствовать и понимать прекрасное, а затем выражать его через создание собственных поделок.
Работа по дополнительному образованию проходит как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбирались соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. Это способствует эмоциональному комфорту детей и предупреждению их утомления, что заключает в себе здоровье сберегающую ценность.
Основная цель кружка:
- развитие мелкой моторики, творческих способностей через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, нитками, природным и бросовым материалом, соленым тестом, крупой и т.д.;
-закреплять умение работать по схеме;
-совершенствовать знакомые техники, помогать осваивать новые, объединять разные способы изображения;
-развивать сенсорное восприятие;
-развивать речевую активность;
-укреплять мышцы пальцев и кистей;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;
Развивающие:
- развивать эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
-развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
-развивать мышечных функций;
-развивать воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Воспитательные:
-воспитывать эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей;
-воспитывать художественного вкуса и чувства гармонии;
-воспитывать интерес и желание работать сообща;
-формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослым;
-воспитывать желание достигать поставленные цели.
Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: наглядные (наблюдение, иллюстрации), практические (упражнения, познавательные и коммуникативные игры, создание «ситуации успеха»), словесные (беседа, художественное слово).
Организация работы с родителями:
1. Ознакомление родителей с задачами, с программой кружковой работой, с практическими приемами;
2. Участие родителей при организации выставок детских работ;
3. Посещение выставок детских работ;
4. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал, иллюстраций, справочного материала т.д.).
В группе для кружка созданы условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, квилинг, работа с крупами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также, разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дает позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети становятся более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретает осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме были намечены следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей;
- продолжить работу кружка «Юные кудесники».
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.
Фамилия и имя ребенка | Возраст ребенка | Критерии развития мелкой моторики движений руки и пальцев | Критерии качества освоение ребенком продуктивной деятельности | |||||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений руки. | Владеет навыками и умением работать с инструментами. | Развита координация действий руки и глаза, зрительный контроль. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы. | Имеет представление о материале. | Владеет приемами работы с различными материалами. | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Умеет выбирать материал, соответствующей данной конструкции и способы скрепления, соединения деталий. | Показывает уровень воображения и фантазии, выполняет работу по замыслу. | ||
Для получения результатов диагностики используются следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование, соленое тесто, природный материал, квилинг);
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень - дети выполняют работу с помощью воспитателя.
Средний уровень - дети испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук.
Достаточный - у детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
Высокий уровень – у детей сформированы навыки и умения работы с инструментами, интерес к практической деятельности.
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности:
Низкий уровень - дети не ориентируются, требуется помощь взрослого.
Средний уровень - дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности. (И.Ф. детей из-за пропусков д/с по болезни, без причины).
Достаточного уровня - дети имеют затруднения в работы с различными материалами, а именно в работе с мелкой крупой.
Высокий уровень - дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, самостоятельно определяют последовательность выполнения работы.
Диагностика проводится в начале и в конце года.
Учебно-тематический план первого года обучения старшей группы.
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, во второй половина дня, продолжительность 25 минут, в старшей группе 30 человек.
№ | Тема занятия | Всего часов | Цели | Материалы |
1. | «Детская площадка» (коллективная работа) | 1 | Знакомить детей с работой из соленого теста. Учить детей составлять композицию. Дополнять изделие по сюжету. Раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить общую ручную умелость, научить видеть конечный результат задуманной работы. Развить пространственное мышление. | Соленое тесто, картон. |
2. | «Детская площадка» (коллективная работа) | 1 | Учить раскрашивать заготовку, которая была изготовлена на предыдущем занятии и тщательно высушена. Оживляем композицию. | Гуашь, кисти, подставка для кисточки. |
3. | «Что нам осень подарила» | 1 | Обучить начальным приемам работы с материалами (крупами), сформировать навыки выполнения, последовательность всего процесса изготовления изделия (тыква). Дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда. | Гречка, рис, чечевица, (чашки для крупы), картон зеленого цвета, простой карандаш, гуашь оранжевого цвета, клей ПВА, кисть, салфетка, поднос. |
4. | «Забавные фрукты» | 1 | Закрепить знания детей о жанре- натюрморт, научить составлять композицию. Совершенствовать технику «Печать морковкой» (нетрадиционная). Учить подбирать цвета, красиво располагать композицию на листе. | Лист бумаги, пластиковая тарелка, морковь обычная с отрезным концом, гуашь, палитра. |
5. | «Подводный мир» | 1 | Рыбки украшать крупами, дополнительными элементами для выразительности образа. Воспитывать у детей желание заниматься интересной работой с природным материалом. | Крупа, макаронные изделия, камни, веточки, листья, цветы, пластилин, карандаш, ластик, клей ПВА, кисть. |
6. | «Старичок-лесовичок» | 1 | Учить изготавливать лесовичка из еловых шишек, дополняя растительными элементами, веточками, листьями. Расширять представления детей о разнообразии природного материала. | Еловые и сосновые шишки, веточки и листья растений, желуди. |
7. | «Солнышко в ладошку» | 1. | Обучить технике «квилинг» (бумагоскручивание), пользуясь специальным инструментом. С помощью разных видов элементов, прижатием пальцем скрученных полосок, создаем березовый листочек. | Цветная, узкая, двустороняя бумага, инструмент для квилинга, карандаш, ластик, клей ПВА, ножницы. |
8. | «Лес золотой» | 1. | Гармоничное сочетания разных изобразительных техник «разбрызгивания» и «отпечаток листьями», для улучшения уровня увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. | Гуашь, кисть, листья с разных деревьев, простой карандаш, ластик. |
9. | Зайка серенький стал беленьким | 1 | Учить конструировать из бумаги зайца по предложенной схеме. Развивать зрительно-моторную координацию. | Бумага белая, карандаш, черный фломастер, картон голубой, клей-карандаш. |
10. | «Яркие краски осени» | 1 | Использовать технику скручивания салфеток для создания черенка и скатывание в комочек, для раскрашивания ягод рябины, листьев. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы. | Салфетки красного, оранжевого, коричневого, желтого цвета, картон, клей и кисть, салфетки из ткани. |
11. | «Спортом будем заниматься» | 1 | Формировать умение чертить прямые линии с помощью линейки по заданным точкам, из вырезанных геометрических фигур составлять фигуру спортсмена, расположив по центру листа. | Фоновая основа-белый картон А4, квадратный лист цветной бумаги, линейка, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, салфетка. |
12. | «Вещица на память» | 1 | Из разных видов макарон делаем чудесное украшение (ожерелье). Создать цветовые контрасты, чередуя простые, цветные и рифленые макароны. Делать своими руками подарок для мамы. Раскрашиваем макароны в разные цвета, для создания оригинального, неповторимого образа. Вносить инициативу в замысел. | Макароны, пищевые красители или витражные краски, лак для ногтей, бечевка, ножницы. |
13. | «Разноцветные фонарики» | 1 | Провести совместную работу по изготовлению новогодних сюрпризов. Активизировать творческий подход детей к трактовке темы. | Цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы. |
14. | «Снегирь на ветке» | 1 | Закреплять технику «обрывной аппликации» с целью создания объемной красочно-эмоциональной картины. | Распечатка картины, цветная бумага, клей ПВА, кисть для клея, салфетка. |
15. | «Пингвиненок на льдине» | 1 | Формировать умение скатывать шарики одинакового размера для нанесения на карандашный рисунок для создания выразительности композиции. | Фоновая основа-картон синего или голубого цвета, пластилин, простой карандаш, салфетка. |
16. | «Елочка-красавица-всем ребятам нравится» | 1 | Расширять представление о материале, который используется для аппликации-ткань, познакомиться с особенностями работы с тканью. Проявить творчество, самостоятельность. | Фоновая основа-цветной картон А4, простой карандаш, ткань разной фактуры, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, салфетка. |
17. | «Снежинки падают на ладонь» | 1 | Учить вырезать снежинки разных форм приемом складывания квадратной заготовки на части; наклеить на белый картон для уплотнения, и закрепить на леске. | Белые квадраты, ножницы, простой карандаш, леска. |
18. | «Теплая рукавичка» | 1 | Учить оформлять рукавичку, используя декоративные элементы. Оформляем по своему желанию. Развиваем аккуратность при выполнении работы. | Шаблон, основа-из драпа, вата, декоративные украшения (стразы, паетки, пуговицы), кайма, карандаш, ножницы, клей, кисть, салфетка. |
19. | «Нарисуй отгадку» | 1 | Учить детей быстро, схематично изображать различные предметы. Развивать логическое мышление. | Бумага белая, карандаши, линейка. |
20. | «Край родной мой, край любимый» | 1 | Формировать умение моделировать дом из бумажных цилиндрических бревен. | Белая бумага А4, разлинованная на равные полосы, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, фломастеры, цветная бумага, цветной картон для крыши, салфетка. |
21. | «Машина на нашей улицы» | 1 | Учить с помощью обрезков пряжи создавать зрительный образ. | Основа-картон голубой, шаблон, бумага коричневая, разноцветная пряжа, простой карандаш, клей ПВА, кисть для клея, кисть. |
22. | «Морозные узоры» (декоративное рисование по мотивам кружевоплетения) | 1 | Продолжать формировать знания и уметь рисовать формы узоров природных мотивов, умение сочетать традиционную и нетрадиционную техники рисования. Развивать умение составлять композицию рисунка, образное представление и фантазию. Закреплять навык графического изображения. | Бумага для акварели, гуашь или акварель, свечка, вологодские кружева, образцы морозных узоров. |
23. | «Подарок для папы» | 1 | Конструировать из бумаги свитер. Совершенствовать умение складывать лист бумаги в разные направления. Раскрасить по своему желанию. | Бумага белого цвета, ножницы, восковые карандаши. |
24. | «Веселая масленица» | 1 | Учить собирать куклу-масленицу из соломы. Вяжем узелки для закрепления частей куклы. | Солома, бечевка, разные виды ткани, ленточки, ножницы. |
25. | «Браслет для мамы» | 1 | Учить создавать из проволоки узор для дальнейшего оформления браслета декором. Дизайн подбираем самостоятельна. | Проволока, малине, паетки, бусины, ленточки, застежки. |
26. | «Первые проталины» | 1 | Учить конструировать весенние цветы-подснежники, работать с гофрированной бумагой, создавая реалистичный образ цветка. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. | Основа-цветная распечатка, проволока для стебля, гофрированная (креповая) бумага разных цветов: желтая, белая, зеленая, клей ПВА, кисть, салфетка. |
27. | «Воробьи в лужах» (аппликация с элементами рисования) | 1 | Вырезать круг (лужа) способом закругления углов, обрыв края. Развивать творческое воображение, воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | Картон, гуашь , кисть для рисования, простой карандаш, пластилин, фрагменты сухих листьев , семечки, арбузные зернышки. |
28. | Плыви, плыви кораблик | 1 | Конструировать из бумаги-кораблик. Учить последовательно по схеме складывать бумагу. Выбор цвета по желанию ребенка. | Бумага разных цветов. |
29. | «Птичка невеличка» | 1 | Использовать технику «квилинг» для создания объемной композиции. Учить передавать образу соответствующие цветовую гамму. Совершенствовать работу с инструментом для «квилинга». | Шаблон, картон, цветные полоски, инструмент для «квилинга», ножницы, простой карандаш, клей, салфетки. |
30. | «Космонавт» | 1 | Лепим космонавта, используя разные техники. Проявлять интерес к результату изобразительной деятельности. Побуждать к рассказу о том, что сделали. | Картон, пластилин, стека, доска. |
31. | «Чайная пара» | 1 | Использовать способ аппликация-мозаика из геометрических фигур из бумаги. Подбирать холодные или теплые тона для композиции. Наклеивать фигуры на силуэт посуды, заполняя все промежутки. Учить выполнять работу парами для создания совместной композиции. Дети договариваются, обсуждают, подбирают цвета. Закрепляем знания вырезать из квадрата, треугольники и прямоугольники. | Картон, шаблон чайной пары, цветные квадраты, клей ПВА, кисть. Салфетка. |
32. | «Улыбка весны» | 1 | Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческие способности. Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе. | Основа-цветная распечатка, кукурузные хлопья, бобовые культуры, пластилин, доска. |
33. | «Красная шляпка-белая ножка» | 1 | Раскрашивать с помощью пластилиновых шариков, одинакового размера, заготовку, передавая соответствующие цвета мухомора. Развивать усидчивость, глазомер. | Распечатка, пластилин, доска. |
34. | Мы на луг ходили, мы лужок лепили (коллективная работа) | 1 | Лепка луговых растений и насекомых по выбору с передачей характерных особенностей их строения и окраски; придание поделкам устойчивости. | Картон, пластилин, стека, доска. |
35. | «Подсолнушки под солнышком» | 1 | На распечатке - подсолнух украшаем крупами. Учить делать цветок более объемным и выразительным, закрепляем знания и умения при работе. | Распечатка картинки, крупа (пшена, чечевицы), семечки, клей ПВА, кисть. |
36. | «Радуга над лугом» | 1 | Закрепить знания детей о цветах радуги, их последовательность в спектре. | Картон белого цвета, поролоновый тампон, гуашь гол. цвета, 7 цветов нитей пряжи, ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка. |
Предполагаемые результаты обучения в кружковой деятельности
Освоение данной программы способствует формированию следующих компетентностей:
-развитие мелкой моторики (укрепление мышц пальцев и кистей);
-умение пользоваться разным видом материала;
-ориентация на плоскости листа бумаги, картона и т.д.;
-построение композиции по алгоритму;
-воспитания понимание эстетической красоты в работе;
-развитие творческого воображения, наблюдательности, зрительной памяти;
-формируются знания о правилах безопасности труда и личной гигиены, о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
-доводить начатое дело до конца.
Список использованной литературы
1. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.;
2.Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998;
3. «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной,
4. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,
5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова,
6. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,
7.Русакова М. А. Аппликация. - М., «Просвещение», 1992;
8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,
9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.
10. Ю. В. Рузановой «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности»,
11. А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»»,
12. Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"
Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....
Перспективный план. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Изобразительная деятельность» подготовительная к школе группа
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Изобразительная деятельность» подготовительная к школе группа на 2015 – 2016 учебный год...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество рисование для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Художественное творчество лепка для детей дошкольного возраста (4-5 лет)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН...
Перспективный план работы по «Художественно – эстетическому развитию» Образовательная область «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...
Перспективный план работы группы художественно - эстетического направления
Перспективный план работы группы художественно - эстетического направления...