Перспективный план кружка «Фантазеры» (Художественно-эстетическое воспитание)
календарно-тематическое планирование по рисованию

Скрипка Анна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_kruzhkovoy_rabote_zimakovoy_a.a._2_goda.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

2муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка»

(ДОУ № 4 «Сказка»)

Утверждаю

Заведующий ДОУ № 4 «Сказка»

_____________________________

Маркина Е.В.

протокол педагогического совета

от ____________ № __________

Перспективный план кружка «Фантазеры»

(Художественно-эстетическое воспитание)

Группа №16.

Руководитель:

Зимакова А.А.


Пояснительная записка 

Некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Фантазеры» по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественное творчество»), чтобы помочь развитию их творческого потенциала, творческого мышления.

Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Работы в кружке весомо отличаются от образовательной деятельности, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся: тычок жесткой полусухой кистью,

  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск пенопластом,
  • оттиск печатками из ластика,
  • кляксография
  • печать по трафарету,
  •  «знакомая форма — новый образ»,
  • тычкование,
  • восковые мелки + акварель.
  • Комкание бумаги (скатывание)

Программа кружка «Фантазеры» является инновационным образовательным программным документом.

Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество».

Разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности. В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для воспитателя.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование нетрадиционными техниками    раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными стандартами.

Перспективный план

Цель кружка: Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке. Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста, через знакомство с нетрадиционными способами изо деятельности.

Задачи кружковой работы:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Обучающие:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Методы работы:

  • Индивидуальный.
  • Групповой.
  • Наглядный.

Формы работы:

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игра дидактическая (Приложение 2);

- продуктивная деятельность.

Программа разработана для детей 4-5 лет, рассчитана на 3 учебных года.  Длительность занятий составляет 20 минут. (согласно СанПин требованиям)

Форма отчета.

  • Конспекты совместной деятельности.
  • Открытые занятия.
  • Выставка детских работ.
  • Отчет

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- диагностические задания (мониторинг в начале и конце учебного года);

- выставки детских работ.

Всё это помогает всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.


Перспективный план кружка «Фантазеры» (первый год обучения, средний дошкольный возраст)

Месяц: Сентябрь 2017 года.

№ п/п

Тема занятия

Техника выполнения  

Задачи

Материалы

Литература

1.

Астры в вазе

 Рисование

методом тычка

Обучающая: Учить рисовать метом тычка, совершенствовать навыки правильно держать кисть при рисовании, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг

Развивающая: Развивать внимание, творческое мышление, способность чувствовать красоту цветов и их роль в жизни человека.

Воспитательная: Воспитывать любовь к растительному миру, аккуратность при выполнении работы.

Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображе-ние астр. Презен-тация «Цветы».

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиционное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Изд.Москва 2015год.

2.

Гриб – 

боровик.

Рисование 

методом «Поролон» тычка.

Обучающая: Расширять знания детей о грибах и их видах, мест произрастания, особенностях строения. Учить сравнивать и систематизировать предметы (съедобное и не съедобные грибы). Продолжать учить рисовать методом тычка используя поролон.

Развивающая: Развивать активный словарь детей.  Развивать внимание, творческое мышление, творческое воображение, фантазию.  

Воспитательная: Воспитывать желание использовать в работе нетрадиционные техники рисования. Прививать любовь к природе, воспитывать дружелюбие, умения работать в коллективе. Формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, поролон, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов. Мультимедийная презентация.

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиционное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Изд.Москва 2015год.

Месяц: Октябрь 2017 года.

1.

Осеннее 

дерево.

Рисование пальчиками, ладошкой.

Обучающая: Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Учить сопровождать свои движения словами, обогащать словарный запас слов детей через художественное творчество.

Развивающая: Развивать творческие способности и цветовое восприятие.

Воспитательная:

Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки.

Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.

И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

2.

 Яблочко

наливное

Рисование 

методом тычка.

Обучающая: Продолжать рисовать методом тычка. Закрепить знания о фрукте «Яблоко».

Развивающая: Развивать умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнения работы. Воспитывать чувства цвета, закрепить представления о разнообразие цветовой гаммы.

Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец.

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиционное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Изд.Москва 2015год.

Месяц: Ноябрь 2017 года

1.

Нарисуй шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Обучающая Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Учить выполнять работу аккуратно, формировать техническое умения: правильно пользоваться поролоном при выполнении работы.

Развивающая: Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения левой и правой рукой. Развивать эстетическое восприятие, умения замечать красивое в природе. Развивать память мышление, внимание и интерес к творческой деятельности.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнения работы. Воспитывать чувства цвета, закрепить представления о разнообразие цветовой гаммы.

Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

Т.С.Комарова. «Занятие по рисованию в детском саду в средней группе»

2.

Белый гусь

Рисование 

методом тычка.

Обучающая:

Продолжать учить рисовать методом «тычка». Учить сочетать действия со словами в стихах. Учить различать домашнюю птицу от диких птиц. Учить классифицировать.

Развивающая: Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения левой и правой рукой. Развивать эстетическое восприятие, умения замечать красивое в природе. Развивать память мышление, внимание и интерес к творческой деятельности.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнение работы, чувство цвета, любовь к домашним птицам.

Голубой  лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиционное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». Изд.Москва 2015год.

Месяц: Декабрь 2017 года

1.

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальцами.

Обучающая: Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. Закрепить знания основных деревьев.

Развивающая: развивать чувство композиции, воображение, творчество. Развивать умение работать с нетрадиционными техниками рисования (губка, трафарет, рисование ватными палочками),  развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы, развивать связную речь.

Воспитательная: Воспитывать творческий потенциал в детях и самостоятельность в выполнения работы.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Альбомный лист, тонированный го-лубым (серым) и белым цветом, зеленая гуашь в мисочке, трафаре-ты елей разной величины, пороло-новые тампоны. Картина зимний лес, музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Времена года. Декабрь, святки»,

Т.С.Комарова. «Занятие по рисованию в детском саду в средней группе»

2.

Укрась елочку 

бусами.

Рисование пальчиками, 

оттиск пробкой.

Обучающая: Учить создавать изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Развивающая: развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Воспитательная: Воспитывать творческий потенциал в детях и самостоятельность в выполнения работы.  

Силуэты елок из плотной зеленой бумаги, цветная гуашь, мисочки для гуаши, печатки в виде кругов, ква-дратов, звездочек, сердечек и т. д., вырезанные из пробок, салфетки, иллюстрации с изображением украшенных елок.

Т.С.Комарова. «Занятие по рисованию в детском саду в средней группе»

Месяц: Январь 2018 года.

1.

Снеговик

Комкание бумаги (скатывание)

Обучающая:

Продолжать учить детей рисовать гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивающие:

Развивать творческие способности и воображение, мелкую моторику. Развивать умения работать в коллективе и эстетическое отношения к окружающему миру.

Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношения к изобразительной деятельности.

Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

2.

Веселые кляксы

Кляксография

Обучающая: Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Развивающая: Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик детей в выполнение работы, воспитывать бережное отношение к работам друзей. Поощрять детское творчество, инициативу.

Белые и затонир. листы А4; гуашь; кисточки; бумаж-ные салфетки; во-да; готовые рабо-ты по кляксогра-фии для образца;

мольберт, набор магнитов;

магнитофон.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

Месяц: Февраль 2018 года.

1.

“Снегирь"

Восковые мелки + акварель

Образовательные: Продолжать учить детей работать кистью и аккуратно закрашивать белый лист бумаги.

Развивающие: развивать у детей творческие способности, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, заботиться и подкармливать их.

восковые мелки, акварель синего (голубого) цвета, белый лист бумаги, кисть, баночка с водой.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошк-ого возраста: нетра-диционные тех-ники рисования» ТЦ: Сфера, 2006

2.

«Наша армия»

Нетрадиционное рисование: «Пластилинография».

Образовательная: Учить детей  рисовать пластилином по картону, используя разнообразные цвета пластилина.

Развивающая: развивать связную речь детей, художественный вкус детей, мелкую моторику и умения выполнять работу самостоятельно.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства к Родине, воспитывать любовь к соей Родине.

Распечатанные картинки с изображением военной техники, наклеенные на картон, картинки для раскрашивания, пластилин, стеки.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

Месяц: Март 2018 года.

1.

Мимоза для мамы.

Рисование методом «тычка» используя ватные палочки

Обучающая:  учить детей рисовать цветы, расширять знания о цветах. Обучать рисовать ватными палочками, учить составлять композицию.

Развивающая: развивать эстетическое отношение к окружающему миру: формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание дарить подарки.

Воспитательная: Воспитывать творческий потенциал в детях и самостоятельность в выполнения работы.  

А5 цветная бума-га голубого цвета с нарисованной веточкой и листья мимозы, гуашь жёлтая, тычки (ватные палочки), салфетки, ветка мимоза, изобра-жения солнышка.

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиционное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». М.: 2015г.

2.

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

Знакомая форма- новый образ (оттиск отпечатками).

Образовательная: Учить детей обводить предметы круглой и овальной формы. Вспомнить с детьми метод рисование отпечатки. Учить наносить оттиск и правильно подбирать краски по цвету. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов

Развивающая: развивать воображение, чувство композиции и ритма.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнение работы, чувство цвета, любовь к природе.

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

Месяц: Апрель 2018 года.

1.

Кто живет в стеклянном доме.

Восковые мелки + акварель.

Образовательная: Учить детей рисовать  овальную форму, тонировать  листы разными цветами акварели.

Развивающая: Развивать творческий потенциал детей. Развивать творческое мышление и воображение.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнение работы, чувство цвета

Воспитывать любовь в декоративным рыбкам.

Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошк-ого возраста: нетра-диционные тех-ники рисования» ТЦ: Сфера, 2006

2.

Грачи 

прилетели

Рисование 

методом тычка.

Обучающая: Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.

Развивающая: Развивать творческие способности детей.

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность в выполнение работы.

Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.

Утробина К.К.; Утробин Г.Ф. «Нетрадиуионное рисование мето-дом тычка с детьми 3-7 лет». М.: 2015г.

Месяц: Май 2017 года

1.

Два петушка ссорятся.

Рисование 

ладошками.

Обучающая: Продолжать совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки).

Развивающая: Развивать воображение, творчество.

Воспитательная: Воспитывать творческую самостоятельность в выполнение работы.

Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.

И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

2.

Волшебные облака.

Кляксогра-фия, рисование пальчиками.

Обучающая: Продолжать учить детей  рисовать пальчиками, способом кляксографии.

Развивающие: Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ.

Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик детей в выполнение работы, воспитывать бережное отношение к работам друзей. Поощрять детское творчество, инициативу.

Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации

Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошколь-ного возраста: нетрадиционные техники рисования» ТЦ: Сфера, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка: «Фантазеры» в старшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3458728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"960","width":"720"}}]]...

Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....

Перспективный план кружка по художественно-эстетическому направлению.

"Развитие мелкой моторики через разные виды продуктивной деятельности."...

Перспективный план работы по «Художественно – эстетическому развитию» Образовательная область «Художественное творчество детей младшего дошкольного возраста» (3 – 4 года)

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...

Перспективный план кружка "Фантазеры". Рисование с использованием нетрадиционной техники.

Перспективный план кружковой работы. Рисование с использованием нетрадиционных техник и материалов с целью развития творческих способностей, воображения....