рабочая программа по конструированию и изо
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Данная рабочая программа расчитана для детей 6-7 лет. Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_konstruirovaniyu_i_izo.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ №4 г. Нарьян-Мара»
Образовательная программа
по изобразительной деятельности и конструированию
для детей дошкольного возраста
Педагог:
Черемисина Мария Александровна
Нарьян-Мар
2012
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы:
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, 244с. Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995, 78с.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Программа ставит перед собой цель: раскрыть и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Развивающие:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
Развивать у детей творческую активность и инициативу.
Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитательные:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Формировать умение работать в коллективе.
Принципы обучения:
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Принцип доступности обучения.
Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип наглядности.
Принцип целенаправленности.
Организация обучения
Программа рассчитана на один год обучения:
1 полугодие – 5 занятий
2 полугодие – 8 занятий
Конструирование | Изобразительное искусство | |
1 полугодие | 5 занятий | |
2 полугодие | 8 занятий | 9 занятий |
Форма работы групповая, в группах по 15-17 человек. Продолжительность занятия – 30 минут.
Ожидаемые результаты программы
К концу реализации программы дети:
Эмоционально воспринимают содержание произведения.
Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.
Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
С помощью средств выразительности создают образ в рисунке и лепке.
Оценивают то, что получилось.
Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки детских работ;
открытые занятия для родителей;
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Конструирование.
Раздел программы | Количество занятий |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Лепка (декоративная, сюжетная) Работа с бумагой (аппликация, сгибание и складывание листа бумаги, сминание и скручивание бумаги) | 1 4 9 |
Итого: 13 занятий (+1 - инструктаж по ТБ)
Изобразительное искусство
Раздел программы | Количество занятий |
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Сюжетное рисование Декоративное рисование ,знакомство с народным промыслом Изображение сказочных образов | 1 3 3 3 |
Итого: 9 занятий (+1 – инструктаж по ТБ)
Планирование занятий по конструированию
Месяц | Тема занятия | Программные задачи | Материал |
Октябрь | Техника безопасности (беседа) Аппликация «Осенний лес» Работа с ножницами. Аппликация «В парикмахерской» | Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях; учить детей симметричному вырезанию Учить детей симметричному вырезанию; учить детей при работе пользоваться шаблоном. | Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы, шаблон |
Ноябрь | Работа с пластилином «Матрёшка» Работа с пластилином «Корзинка с фруктами» | Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной формы. Закреплять умение лепить предметы круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Закреплять умение детей передавать в лепке форму разных фруктов. Учить сопоставлять форму фруктов с геометрическими формами, находить сходство и различия. Учить передавать в лепке характерные особенности каждого фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. | Белый картон, ножницы, клей, пластилин, шаблоны, цв.карандаши |
Декабрь | Работа с пластилином «Чайный сервиз» Аппликация «Хризантемы» | Закреплять разнообразные приёмы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам. Развивать цветовое восприятия. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции. Закреплять приёмы вырезания и аккуратного приклеивания. | Пластилин Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы |
Январь | Аппликация «Варежки» | Учить вырезать симметричные предметы из бумаги. Вызывать желание дополнять композицию различными деталями. | Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы, тесьма, шаблон |
Февраль | Объёмная аппликация «Козлик и кошечка» (на пластилиновой основе) Аппликация «Парашютист» | Учить детей новому способу выполнения поделок из бумаги с использованием комбинированных материалов. Упражнять детей в изображении человек; в вырезании частей костюма, рук, ног, головы. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. | Пластилин, картон, ножницы, клей, гречневая крупа, рисовая крупа, вермишель, шаблоны. Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы, шаблоны. |
Март | Аппликация «Поздравительная открытка для мамы» Аппликация «Весенние веточки в вазе» | Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные – из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приёмы вырезания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятия, воображение. Познакомить детей с техникой изготовления цветов из бумаги, учить работать последовательно при изготовлении. | Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы. Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы |
Апрель | Аппликация «Пасхальная курочка» | Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение, творчество, аккуратность. | Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы |
Май | Аппликация «Салют над городом в честь праздника Победы» | Учить детей отражать в работе впечатление от праздника; создавать композицию, располагая внизу дома, а вверху – салют. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. | Цв.картон, цв.бумага, клей, ножницы |
Планирование занятий по изобразительному искусству.
Месяц | Тема занятия | Программные задачи |
январь | Инструктаж по ТБ «Мордочка усатая, шубка полосатая» (сюжетное рисование) | Учить детей передавать в рисунке образ котёнка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками. Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа |
февраль | «Ёжик с яблочками» (сюжетное рисование) «Кукла-неваляшка» (декоративное рисование) | Учить детей выразительно передавать в рисунке образ животного. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить детей с народной деревянной игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. |
март | «Красивые птицы - снегири» (сюжетное рисование) «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная» (по сказке «Лиса и заяц») (изображение сказочного образа) | Учить детей подбирать в рисунке соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образные представления. Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приёмы рисования разными изобразительными материалами (красками, карандашами) |
апрель | «Дымковская слобода» (декоративное рисование) «Чебурашка» (изображение сказочного образа) «Домики трёх поросят» ((изображение сказочного образа) | Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, дымковской росписи. Воспитывать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно) Учить детей рисовать картинку по сказке, передавая характерные особенности, используя разные технические средства, разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. |
май | «Золотая хохлома» (декоративное рисование) | Познакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, чёрный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зелёная, желтая, чёрная травка (в зависимости от фона). Упражнять в разнообразных приёмах работы кистью (всем ворсом, концом). |
Ожидаемые результаты
К концу обучения ребенок:
Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет).
Замечает их отличия, обращает внимание на колорит.
В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.
В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении
Передает пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).
Умеет работать в коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воробьева Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 1995, 78 с.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.А. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002, 80 с.
Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, 244 с.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2002, 128 с.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985, 96 с., ил.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия холдинг, 2004, 96 с., ил.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная группа. Программа, конспекты. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с., ил.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий.- М.:Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – Спб.: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа"математика, конструирование, физкультура (интеграция)
Рабочая программа с интеграцией образовательных областей: математика, конструирование, физкультура. Разработана в соответствии с ФГТ....
Рабочая программа по конструированию в средней группе
Календарно-тематическое планирование по конструированию средняя группа...
Рабочая программа по конструированию«Маленькие академики»
В данной программе вы сможете найти план работы с детьми по конструированию....
Рабочая программа по конструированию в д/с. 2015-2016 г.г.
Рабочая программа по конструированию в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Куцаковой Л.В....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...
Рабочая программа по конструированию (старшая группа)
Рабочая программа по конструированию (старшая группа)...
Рабочая программа по конструированию "СТРОИМ ИЗ ЛЕГО"
Организация занятий по конструированию, а так же кружковой работы, с использованием оборудования ЛЕГО. Расчитана на детей 4-7 лет....