Рабочая программа по конструированию (старшая группа)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Рабочая программа по конструированию (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШАЯ ГРУППА

                                                     Составитель программы:

                                                                            Русяева С.Н.

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность» (далее - «Конструирование») для детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.    Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.                                                   Цели и задачи деятельности старшей группы дошкольного отделения гимназии по реализации программы - «Конструирование» определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.   

Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.

Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:

  •  восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
  •  мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
  •  воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
  • Связная речь.

Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Цели и задачи

Формирование интереса к эстетического отношения к предметам произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей.

Развитие детского творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (конструктивно-модельной); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Ожидаемые результаты к концу года

У детей расширяется интерес к деятельности людей архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.

Формируется интерес к конструированию из разных материалов.

Совершенствуется конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоском моделировании.

Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.

Совершенствуются навыки работы простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)

Формируется умения видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы

Формируется умения анализировать природный материал как основу бедующей поделки.

Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.

Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем.

Совершенствуются навыки пространственной ориентации.

                                                  Центр конструирования:

Дидактические игры, пазлы, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал, лего.

Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)

Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)

Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.

Подборка из природного материала: шишки желуди, ракушки, Морские камушки, кусочки меха, ткани, сухоцветы, орехи.

Конструкторы из серии «Лего- Дакта» («Город», «Железная дорога»).

Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.

Тематический строительный набор: город, ферма, зоопарк, транспорт.

Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т.д.

                            Содержание психолого-педагогической работы.

Конструирование из строительного материала

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

 Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

 Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

  Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.

  Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

  Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры и др.

Обращать внимание на сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина и т.д.)

Подводить детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр и т.д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций деталей.

При чтении художественных произведений, сказок обращать внимание на описание сказочных домиков (теремок, избушка на курьих ножках), дворцов.

  Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

 Конструирование из бумаги

Совершенствовать умение работать с бумагой сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.

Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры; делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. 

Конструирование из природного материала

Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ракушки, сухие листья) и других материалов, прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно- ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.

Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материал.

Предполагаемые результаты.

Дети умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что видят в окружающей жизни.

Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций.

Умеют создавать разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Умеют строить по рисунку.

Умеют работать в коллективе.

Умеют конструировать из бумаги, складывая ее по диагонали, пополам с совмещением противоположных сторон и углов. Умеют изготавливать простые поделки на основе этих способов.

Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы.

Работа с родителями:

Приобщение детей к конструктивно-модельной деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Формы и методы работы с родителями:

  • Информационные письма.
  • Консультации. (индивидуальные, групповые)
  • Привлекать родителей к проектной и продуктивной деятельности.
  • Организация выставок детского творчества (из бумаги, природного материала, из бросового материала)

               

Организационный раздел.

Условия реализации программы

Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровье сберегающей; эстетически-привлекательной.

В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.

Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей в конструировании.

В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а также уголок изобразительной деятельности, выставочный, тематический уголки.

В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»;  мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из мягкого пластика для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.

Программа «Конструктивно-модельной деятельности» разработана с учетом интеграции образовательных областей.

Организация предметно- развивающей среды.

Технические средства обучения:

  • Музыкальный центр,
  • Мультимедийное устройство,
  • Компьютерный моноблок,
  • Фотоаппарат,
  • Видеокамера.

Учебно-наглядные пособия:

  • Схемы построек,
  • Модели,
  • Альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
  • Альбомы с фотографиями построек.
  • Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

Учебно- методический комплект, дополнительная литература:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
  • Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • СанПин 2.4.1.3049 – 13.
  • Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.

  • «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова. «Лего- Конструирование в Детском саду» Е.В. Фешина.
  • Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
  • Е. В. Фешина «Лего-Конструирование в детском саду»
  • Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет»
  • Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду»
  • Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок».


                                         Календарно – тематическое планирование занятий по конструированию в

старшей группе детского сада

на 2015- 2016

Дата

Тема занятия

Страница

Программное содержание

1

12. 09

Участок Детского сада

Материал: строительный материал (деревянный конструктор или какой- либо другой).

Учить детей сооружать различные постройки, объединенным общим содержанием. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы.

2

19. 09

«Дома»

Материал: ножницы, конверты, базовый набор «Лего-Дакта»

Упражнять детей в плоском моделировании, в совместном моделировании, развивать творчество, самостоятельность, конструкторские навыки, находить собственные решения.

.

3

26. 09

«Овощи и фрукты» (объемная аппликация)

Материал: цветная бумага (набор «Карлссон»), клей, ножницы.

Интеграция с окружающим миром.

Развивать творчество, самостоятельность.

Учить детей складывать бумагу гармошкой. Учить пользоваться шаблоном, обводить простым карандашом по контуру и вырезать.

4

3. 10

«Дома на сельской улице» (из бумаги)

Стр. 133- 134

Л. А. Парамонова

Материал: клей, ножницы, бумажные заготовки (прямоугольники для дома, крыши, двери).

Познакомить детей с техникой бумажной пластики, (складывание

бумаги, отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата).

5

10. 10

«Друзья – притворяшки»  (из природного материала)

Материал: шишки, желуди, ракушки, листья, веточки, пластилин

Развивать творчество, самостоятельность. Учить анализировать природный материал, использовать разные приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения

6

17. 10

«Улица города»

Л. В. Куцакова.

Материал: готовые игрушки, иллюстрации, геометрические фигуры, строительный материал.

Л. А. Парамонова

Учить детей моделировать фасады домов, а затем строить дома из строительного материала. Упражнять детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным

 плоскостным моделям.

7

24. 10

«Машины»

Материал: ножницы, геометрические фигуры, строительный материал, набор Лего- Дупло.

Формировать представление о различных машинах их функциональном назначении, упражнять в плоскостном моделировании.

8

31. 10

 «Друзья- притворяшки». (из природного материала)

Материал: шишки, желуди, ракушки, листья, веточки, пластилин.

Л. А. Парамонова

Учить анализировать природный материал, использовать разные приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения.

9

14. 11

«Домашние животные» (конструирование из геометрических фигур)

Материал: разные геометрические фигуры (плоские)

Интеграция с аппликацией.

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования из геометрических фигур.

10

21. 11

«На лесной поляне» (из природного материала)

Материал: шишки, желуди, листья, ракушки, веточки, пластилин.

 Учить анализировать природный материал, использовать разные приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения.

11

28.11

«Наземный транспорт» (грузовой автомобиль).

Стр.43.

Ремезова.

Материал: графические модели машины, набор строительных деталей.

Учит детей анализировать сходные объекты, выделять части. Учить возводить постройку грузовой машины в соответствии с графической моделью. Делать постройку прочной, соединяя детали между собой.

12

5. 12

«Мост».

Материал: цветные и простые карандаши, строительный материал, конструкторы.

Стр.37

Формировать представление о строении моста, умение называть части: перекрытие, опоры. Закрепить умение рассматривать и анализировать образец.

13

12. 12

«Новогодние гирлянды из бумаги»

Стр. 278  

 Л. А. Парамонова.            

Развивать умение детей участвовать в совместной работе. Осваивать новый способ работы с бумагой – надрезание листа бумаги, сложение пополам, на полоски одинаковой ширины.

14

19.12

«Новогодняя игрушка» (конструирование из бумаги).

Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

Закрепить умение создавать разные поделки на основе цилиндра, используя знакомые способы: сложение листа бумаги пополам или гармошкой. Развивать воображение, творчество.

15

26.12

«Дом для подарков» (конструирование из строительного материала)

Материал: строительный материал, конструкторы

Формировать обобщенные представления о домах и способ преобразования в соответствии с заданным условием.

16

23. 01

«Самолеты» (конструирование из строительного материала).

Материал: строительный материал, конструкторы «Лего-Дакта», «Лего- Дупло»

Стр.25

Закрепить знания о профессии летчика. Учить создавать конструкцию на основе своих представлений, а также с использованием простой схемы. Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек.

17

30. 01

«Корабли в порту» (из строительного материала).

Стр.422 Наборы строительного материала, картинки с изображением судов разного типа.

Учить детей анализировать объект, выделять в нем основные части и детали, задумывать постройку и воплощать замысел.

18

7. 02

«Книга своими руками» (конструирование из бумаги).

Материал: бумага, ножницы, клей, карандаши цветные.

.

Учить работать в коллективе. Закрепить знакомые способы работы с бумагой: сложение листа бумаги пополам. Воспитывать аккуратность.

19

14.02

«Конструирование по замыслу»

Материал: конструктор (деревянный), чертежи грузовых машин (вид спереди), шаблоны-геометрические фигуры.

Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать самостоятельность.

,20

21.02

«Военные машины»

Стр.411 Конструктор, чертежи военных машин (вид спереди, вид сверху), шаблоны, геометрические фигуры.

Учить анализировать чертежи конструкции, выделять в нем основные части и детали, определять назначение каждой из них.

21

27.02

«Гараж для машины»

Материал: игрушки-машины, наборы строительных деталей.

Сформировать представление о назначении и строении гаража. Названии его частей (стены, крыши, двери). Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки.

22

6.03

 «Цветы для мамы» (бумагопластика).

Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

Учить складывать бумагу в разных направлениях. Учить создавать выпуклые, полуобъемные изображения из бумаги.

23

13.03

«Роботы» (строительный материал)

Материал: геометрические фигуры, карандаши, строительный материал, конструкторы.

Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из деталей конструктора, развивать воображение, внимание, сообразительность.

24

21.03

«Мы творцы, мастера, фантазеры» (конструирование робота по памяти).

Развивать умение строить умозаключения на основе своего опыта, развивать стремление к экспериментированию, творческую активность.

25

27.03

«Что нам стоит дом построить» (постройки из конструктора)

.

Материал: бумага, карандаши, строительный материал, конструкторы.

Упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве, развивать творческие способности, восприятие формы, глазомер

26

3.04

«Мосты» (конструирование из строительного материала)

Материал: карандаши (простые, цветные), строительный материал, конструкторы.

Расширить представления детей о мостах, упражнять в конструировании мостов. Закрепить умение расчленять, конкретизировать, строить схемы. Развивать внимание, сообразительность.

27

10.04

«Ракеты, космические станции»

Материал: геометрические фигуры, конструкторы «Лего-Дупло», «Лего-Дакта».

Расширить представления детей о различных летательных аппаратов. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление, умение делать умозаключения.

28

17.04

«Строим по чертежу».

Материал: наборы строительного материала, рисунки с отображением общего контура построек (три-четыре варианта).

Закрепить с детьми представления о чертеже-рисунке, умение зарисовывать элементарную постройку, строить по готовому чертежу.

29

24.04

«Необычные превращения»

(конструирование из бумаги)

Материал: листы цветной бумаги А4, бумажные полоски 21 и 10,5 см.; готовые поделки: птичка, дерево, куст.

Учить детей складывать лист бумаги гармошкой. Учить изготавливать поделки на основе этого способа. Поощрять творческие способности детей. Интеграция с окружающим миром: «Встречаем птиц»

30

30.04

«Весенний букет» (конструирование из бумаги, накладная аппликация)

Материал: цветная бумага, готовые бумажные формы-цветные квадраты и прямоугольники, ножницы, карандаши, салфетки, клей.

Учить вырезать цветы и листья из бумажных квадратов, сложенных пополам. Учить создавать коллективную композицию из отдельных элементов.

8.05

«Башни Кремля» (конструирование из строительного материала)

Материал: иллюстрации с изображением старинного Кремля, картинки-схемы, набор строительного материала. Стр.699

Закрепить умение строить по предложенному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя постройки детей.

15.05

«Лабиринт» (плоскостное конструирование)

Материал: образец, наборы деталей конструктора. Стр.80

Закрепить плоскостное конструирование, развивать внимание, мышление, наблюдательность.

22.05

«Бабочки летают» (аппликация симметричная)

Материал: цветная бумага, готовые формы-квадраты и прямоугольники разной величины, ножницы, карандаши, клей. Незавершенная композиция «Бабочки-красавицы» стр. 730

Учить вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами. Развивать чувство формы и цвета.

29.05

«Воздушный змей»

Квадратные листы бумаги 25-30 см. толстые нитки, цветная гофрированная бумага, клей, ножницы.

Учить складывать бумагу по диагонали в разных направлениях. Развивать творческие способности.

                                                                       

  МОНИТОРИНГ                                      Конструирование

Группа старшая

2015-2016 учебный год

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализирует проект постройки

 

Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме

 

Владеет простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)

 

Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы

 

Умеет работать в коллективе, объединяет постройки/поделки в соответствии с общим замыслом

 


Диагностическое задание: «Строим дом»

Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального назначения.

Материал: набор строительного конструктора, фигурки людей.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается построить одноэтажный дом, чтобы были стены, крыша, окна.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Построй по схеме»

Задача: выявить умение ребенка строить по схеме.

Материал: набор строительного конструктора, графическая модель одноэтажного домика.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель одноэтажного домика, назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и возвести постройку по графической модели.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.

Диагностическое задание: «Подбери строительные детали для постройки»

Задача: выявить способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.

Материал: картинка с изображением грузовой машины, набор строительного конструктора.

Инструкция к проведению:

Ребенку предлагается рассмотреть грузовую машину и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.

Интерпретация:

Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.

Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.

Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по конструированию» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) Образовательная область «Познавательное развитие». Средняя группа

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М, Малашкина О.В. Содержание программы делится по месяцам с датами проведения занятий по конструированию в средней группе. В плане рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А....

Рабочая программа по конструированию подготовительной группы

Рабочая программа по конструированию подготовительной группы №13 (6-7 лет) на 2018 – 2019 учебный год ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 –

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №27 «Сэсэг» г.Улан-Удэ» республики Бурятия, ФГО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2021–202

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М....